Старорусская икона божией. Икона Пресвятой Богородицы «Старорусская

содержимое рамки 1

икона Богородицы «СТАРОРУССКАЯ»

17 мая (4 мая по старому стилю) и 1 октября (18 сентября)

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.

Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.

Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.

Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.

После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

Икона Пресвятой Богородицы «Старорусская»

«Богородица Старорусская» одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связаных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь «Знамение» и «Тихвинская» не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году - 18 сентября (1 октября).
Согласно народному преданию, икона была привезена в Русу (так назывался город в летописях) из греческого города Ольвиополя в конце X века. Начало творения ею чудес связывается с временами Ивана Грозного. Около 1570 года в северных странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой смертоносной эпидемии необходимо было «обменять» чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Тогда рушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни - Тихвинской Богородицы послали в Старую Руссу.
По другому преданию, икона Старорусской Богородицы во время морового поветрия в том же 1570 году была взята из Старой Руссы и, носимая из одного селения в другое для избавления от губительной язвы, достигла таким образом Тихвина, где и оставалась на долгое время. В переписной и приходно-расходной книге Тихвинского Успенского монастыря упоминается икона «Русской» Богородицы « в одиннадцать пядей» (около 220см), висевшая в соборе на столбе у левого клироса. По случаю обновления собора в 1784 году икону перенесли в тёплую церковь Рождества Богородицы. Икона всё время располагалась неподалёку от прославленной Тихвинской и почиталась как вторая святыня монастыря, в особенности старообрядцами.
Около 1787 года отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию старорусской иконы, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая (17 по н.ст.). Спустя время эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет.
Сохранилось немало свидетельств того, как старорушане обращались то к Новгородскому митрополиту, то в святейший Синод. Тихвинцы же аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы приводили описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце XVIII века. В 1854-1855 гг. архимандриты Пётр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащенную ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Однако жители Старой Руссы настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец, в 1888 году благодаря вмешательству вел.кн. Владимира, благоволившего к Старой Руссе, по распоряжению Синода чтимую старорусскую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу, поместив её в соборе Спасо-Преображенского монастыря. (В Тихвине осталась выполненная и украшенная новая точная копия старорусской иконы. Деньги на это собрали по подписке в сумме 14500 рублей серебром.)
В 1891 году уже был закончен храм иконы Старорусской Божией Матери, на освящении которого был великий пастырь отец Иоанн Кронштадтский.
С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, «разорили», сняв с неё серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. В итоге этой длинной истории образовалось два типа старорусской иконы. Согласно позднему преданию, когда художник писал копию, изображая Божественного младенца взирающим на Богородицу, Христос сам «отвернул своё «лицо», явив новое чудо «для укрепления веры» у прихожан. Этот список находится в действующей Георгиевской церкви. Икона имеет богатый серебряный оклад середины XIX века с большими вставками XVIII столетия. Эта своего рода единственная «репродукция» какого-то исчезнувшего произведения древнерусской иконописи XVII века, которое, не исключено, и было той самой перенесённой в 1570 году в Тихвин чудотворной старорусской иконой.

По преданию, чудотворный образ Богородицы привезли в Новгородскую землю из греческого города Ольвиополя в конце X столетия. Была икона небывало больших размеров: примерно 260 сантиметров в высоту и 190 в ширину. Чудеса по молитвам перед ней стали происходить в годы правления Ивана Грозного. А около 1570 года на новгородские земли пришла беда – моровое поветрие. Некому жителю Тихвина было откровение: чтобы эпидемия прекратилась, нужно перенести Старорусскую икону Богородицы в Тихвин, а Тихвинскую, напротив, – в Старую Руссу. И было посему: старорусская святыня пришла в Тихвин, а в Руссу перенесли список чудотворной Тихвинской иконы. По другой версии, во время мора Старорусскую икону носили по селениям, пока она не оказалась в Тихвине, где непредвиденно задержалась более чем на триста лет.

Рушане (жители Старой Руссы) неоднократно обращались к тихвинцам с просьбой вернуть им святыню, но те не торопились расставаться с чудотворным образом. В 1787 году, не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы, которая и была 4 мая 1788 года была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский городской собор. Но жители Старой Руссы по-прежнему стремились вернуть себе подлинник, и в 1805 году началась их тяжба с тихвинцами. Завершилась она лишь в 1888 году, когда с соизволения императора Александра III святыня была возвращена рушанам. Сохранилось подробное описание торжественного крестного хода с чудотворной иконой, который продолжался с 31 августа по 18 сентября (по старому стилю). Перенесение иконы из Тихвина в Руссу сопровождалось многими чудесами, и вот лишь одно из них, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря.

«На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш – женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивлся этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную».

И тут выяснилось одно досадное обстоятельство, святые лики расположенные на оригинале иконы были иначе чем на копии (списке).

На левой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери.

В правой руке Христа, опущенной на колено – свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона поэтому была близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.

Одно из церковных преданий, сохранившихся в среде рушан, гласит, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан.

Но, тем не менее, в г.Старой Руссе оригинал иконы был особо почитаем и прославился многими чудесами исцеления.

И так продолжалось до октября 1917 года, когда в Российской империи вспыхнул инспирированный неудачным для России участием ее в Первой мировой войне, новый вооружённый мятеж и власть захватили безбожники-коммунисты.

В годы советской власти начата активная борьба по разгрому Русской православной церкви и конфискации церковного имущества.

Вот и в Старой Руссе местными большевиками все церкви были разорены, с иконы сняты все драгоценные укрощения, а сами образы, в том числе и Старорусская икона Божией Матери и оригинал и копия были переданы в Старорусский краеведческий музей.

Затем началась Вторая мировая война, которая в СССР значилась, как Великая Отечественная война, и с 9 августа 1941 года по 18 февраля 1944 года Старая Русса была оккупирована немецкими войсками.

В августе 1941 г., когда немцы вошли в Старую Руссу, то обе Старорусские иконы ими были взяты на учет. И это было не просто так. Ведь с началом Второй мировой войны в нацистской Германии был создан ряд специальных организаций для выявления и изъятия культурных ценностей на захваченных территориях.

Среди них Аппарат генерального посредника для учёта немецких культурных ценностей на присоединённых восточных территориях («Генеральное посредничество „Восток“»), находившийся в ведении Гиммлера и батальон особого назначения под командованием штурмбанфюрера СС барона фон Кюнсберга, состоявший из специалистов в области культуры и искусства, подчинявшийся министру иностранных дел И. фон Риббентропу, штаб рейхсляйтера Розенберга, и учреждённый им же «Центр по охвату и сбору культурных ценностей на оккупированных восточных территориях» и др.

Вот эти «спецы» войдя в захваченную Старую Руссу стали разбираться с найденными в Краеведческом музее, культурными и художественными ценностями.

В итоге копия (список) 1787 г. Старорусской иконы Божией Матери была ими передана в вновь открытый Воскресенский собор, а оригинал иконы в вместе с другими ценностями Старорусского краеведческого музея в сопровождении директора музея был вывезен немцами поездом в Германию.

Больше директор музея в г. Старую Русса не возвращался. Поэтому Старорусскую икону Божией матери надо искать в Германии, если она не погибла в ходе боев 1944-45 годов что происходили на территории Германии.

При отступлении немецких войск со Старой Руссы в 1943 году и копия Старорусской иконы была ими вывезена в г.Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации.

После освобождения города в 1946 году, чтимый список чудотворной иконы Божией Матери был возвращен в Старую Руссу, и с тех пор находится в церкви святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, в киоте в левом нефе.

К кому прибегну я в скорбях,
К кому приникну головою,
Кого с слезами на глазах,
Кого я призову с мольбою?

К Тебе, Владычице святая,
К Тебе за милостью приду,
В Тебе, Заступница благая,
Покров и помощь я найду.

Ты - Радосте для всех на свете
Ты - Купина Неопалима,
Ты нам помощница в беде,
Ты нам пристанище незримо.

Ты нам прибежище, и щит,
И исцеление болящих,
К Тебе обиженный спешит,
Утеха, Радость всех скорбящих.

Ты Мать - Наставница детей,
Ты - дев и юношей спасенье,
Опора в старости моей
И в слабых силах укрепленье.

Ты всей вселенной похвала,
Ты - Божий храм, Ты двери рая
Тебе вовек моя хвала,
Тебя прославлю, умирая.

Когда ж по воле Всецаря
Уста безмолвием сомкнутся,
К Тебе, Владычице, тогда
Все мысли, чувства понесутся.

Но Ты взгляни с Небес святых
На душу материнским взором,
Укрой ее от духов тьмы
Святым и дивным омофором.

Христа как Матерь умоли -
Твоя молитва много может,
Она душе моей с земли
На Небеса взойти поможет!

Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это – священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских.

Спасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен… это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом.

Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины – селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери. Следы на полу храма свидетельствовали о том, что икону тащили волоком, ликом вниз. «Русский человек без Бога – дрянь», – вспоминаются слова Федора Михайловича Достоевского, не раз молившегося перед чудотворной Старорусской иконой.

Знакомясь с историей Старорусской иконы, поневоле загрустишь. Но как не надеяться на то, что и чудотворный образ, и список с него будут обретены, а белый Спасо-Преображенский монастырь вновь наполнится молитвой! Новгородская земля небывало богата святынями, и многие из них только начинают возвращаться к жизни…

Тропарь Пресвятой Богородице

глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем,
грешнии и смиреннии, и припадем,
в покаянии зовуще из глубины души:
Владычице, помози, на ны милосердовавши,
потщися, погибaем от множества прегрешений,
не отврати Твоя рабы тщи,
Тя бо и едину надежду имамы.

Слава, и ныне:

Не умолчим никогда, Богородице,
силы Твоя глаголати, недостойнии:
aще бо Ты не бы предстояла молящи,
кто бы нас избaвил от толиких бед;
кто же бы сохранил до ныне свободны;
не отступим, Владычице, от Тебе,
Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.

Кондaк Пресвятой Богородице

глас 6:

Предстaтельство христиан непостыдное,
ходaтайство ко Творцу непреложное,
не презри грешных молений глaсы,
но предвари, яко Благaя, на помощь нас, верно зовущих Ти;
ускори на молитву, и потщися на умоление,
предстaтельствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва Пресвятой Богородице

Что Ти принесем, или что Ти воздадим, о Премилостивая Госпоже Владычице, заступнице рода христианскаго, за вся Твоя неисчетная благодеяния, яже присно являеши всем призывающим имя Твое и Твоея помощи просящим. Кто бо притекаяй к Тебе посрамлен и неуслышан от Тебе отходит, о премилосердая Мати? Вемы, Пречистая, яко за множество грехов и беззаконий наших несмы достойни ниже имя Тво пресладкое нарещи, не точию песнопения от оскверненных устен Тебе приносити, и удобее есть нам молчание любити. Но да не явимся непамятливи и неблагодарни пред Тобою, дерзаем приносити Тебе сие коленопреклоненное славословие: Ты же, премилосердая Мати, не возгнушайся прияти е, яко от избытка любящих Тя сердец возносимое. Сама Ты, Владычице, благодатию Твоею коснися сердец наших, да яко воск растаявша, пролиются пред Тобою в слезных благодарениих и славословиих. Благодарим Тя, Всепетая: не таим благодеяний Твоих, но велегласно возвещаем, да вси слышащии притекают к Тебе, единей непостыдней Заступнице рода христианскаго, и да немолчно славословят Тя, Всепетую, во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Старорусская» почитается как чудотворная и известна как самый большой образ в мире. История ее связана с многолетней борьбой православных верующих за обладание образом, а празднование совершаются дважды в год: в день первого появления в городе и в день ее возвращения после 300 лет пребывания в Тихвине.

История написания святого лика

Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.

Икона Богородицы «Старорусская»

Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.

Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы. Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан. До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.

Другие иконы Пресвятой Богородицы:

В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.

Описание иконы

Есть два известных образа Старорусской Божией Матери: один оригинальный образ, написанный в XIII веке и позже утраченный, а второй - современный список. Каждый из них прекрасен, но имеет свои отличительные особенности.

Древний образ относится к типу и точно не известно где он был написан. Современный образ был создан в Старой Руссе и сочетает в себе черты двух различных стилей иконографии. Древняя икона изображает Пречистую Деву с Младенцем на руках, чей взгляд обращен к Матери. Правая ступня Младенца развернута в профиль к зрителю (черта Тихвинской иконографии), а одежда Богородицы написана в стиле Грузинской иконографии. Оригинальная икона самая большая в мире - 260 см в высоту и 190 см в длину.

Старорусская икона Богоматери

Младенец Христос на иконе одет в белый хитон, который по всей ткани украшен символами Троицы и имеет ворот в виде буквы Y. Нога Христа обнажена, а Он сам укрыт плащом ярко-красного цвета - символа царственности. На некоторых списках плащ сделали золотого цвета как символ Воскресения. Богородица также одета в мафорий темно-красных охристых тонов, а ее лик обрамлен синевой плата.

На заметку! Копия Старорусской Богородицы была написана в 1912 году и сегодня хранится в Покровском женском монастыре.

На ней святые лики изображены иначе: Младенец Христос нарисован отвернувшимся от зрителей, всей своей фигурой выражающий желание отдалиться. Его левая рука прислонена к голове, а в правой находится свиток. Руки Девы Марии образуют для Младенца нечто наподобие трона, а по общему виду образ имеет сходство со Спасом Недреманное Око.

Отличия от оригинала объясняются двумя разными версиями:

  1. Тихвинцы небрежно относились к реликвии и хранили ее в плохих условиях так, что она покрылась сажей и копотью. Когда позже ее хотели обновить, то невозможно было различить лики и их обновили неправильно.
  2. Вторая версия более мистическая, она говорит, что лик Младенца отвернулся от смотрящих, потому что грехи жителей Старой Руссы были слишком велики и порочны.

Ещё о чудотворных иконах Богородицы:

При советской власти образы были переданы в Краеведческий музей, предварительно освобожденные от всего серебра. Во время Второй Мировой войны оригинал был утрачен, а второй образ был вывезен немцами из музея, но его отбила Красная армия и с 1946 года он хранится при церкви .

Как молиться и о чем

В наши дни список хранится в Старой Руссе - это копия древней иконы, которая несколько отличается от оригинала. Другие списки можно увидеть в:

Три копии хранятся в Старой Руссе: в Троицком, Георгиевском и Воскресенском соборах. Поклониться можно любому из вышеперечисленных образов и прочитать перед ними молитву.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Для этого можно приехать в один из храмов в день памяти иконы: 17 мая (первое появление в Старой Руссе) или 1 октября (возвращение из Тихвина). О чем молится перед ней? Люди просят о:

  • защите души от искушений;
  • спасения души;
  • охране от воров имущества;
  • благословенной семейной жизни;
  • спасении и защите детей.
Важно! Молитва, читаемая перед Божьей Матерью должна идти от чистого сердца и быть всякого злого умысла. Богородица выступает в роли ходатая перед Всевышним Господом за людей и молиться в первую очередь о спасении душ человеческих

Икона Богородицы Старорусская

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА “Старорусская Богородица”

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА
“Старорусская Богородица”

“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь “Знамение” и “Тихвинская” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году – 18 сентября (1 октября).

Согласно народному преданию, икона была привезена в Русу (так назывался город в летописях) из греческого города Ольвиополя в конце Х века. Начало творения ею чудес связывается с временами Ивана Грозного. Около 1570 года в северных странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой смертоносной эпидемии необходимо было “обменять” чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Тогда рушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни – Тихвинской Богородицы посла ли в Старую Руссу.

По другому преданию, икона Старорусской Богородицы во время морового поветрия в том же 1570 году была взята из Старой Руссы и, носимая из одного селения в другое для избавления от губительной язвы, достигла таким образом Тихвина, где и оставалась на долгое время. В переписной и приходно расходной книге Тихвинского Успенского монастыря упоминается икона “Руской” Богородицы “в одиннадцать пядей” (около 220 см), висевшая в соборе на столбе у левого клироса. По случаю обновления собора в 1784 году икону перенесли в тёплую церковь Рождества Богородицы. Икона всё время располагалась неподалёку от прославленной Тихвинской и почиталась как вторая святыня монастыря, в особенности старообрядцами.

Около 1787 года отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию старорусской иконы, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая (17 по н.ст.). Спустя время эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет.

Сохранилось немало свидетельств того, как старорушане обращались то к Новгородскому митрополиту, то в святейший Синод. Тихвинцы же аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы приводили описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце ХVIII века. В 1854 1855 гг. архимандриты Пётр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащённую ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Однако жители Старой Руссы настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец в 1888 году благодаря вмешательству вел.кн. Владимира, благоволив шего к Старой Руссе, по распоряжению Синода чтимую старорусскую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу, поместив её в соборе Спасо Преображенского монастыря. (В Тихвине осталась выполненная и украшенная новая точная копия старорусской иконы. Деньги на это собрали по подписке в сумме 14 500 рублей серебром).

В 1891 году уже был закончен храм иконы Старорусской Божией Матери, на освящении которого был великий пастырь отец Иоанн Кронштадтский.

С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, “разорили”, сняв с неё серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. В итоге этой длинной истории образовалось два типа старорусской иконы. Согласно позднему преданию, когда художник писал копию, изображая Божественного младенца взирающим на Богородицу, Христос сам “отвернул своё “лицо”, явив новое чудо “для укрепления веры” у прихожан. Этот список находится в действующей Георгиевской церкви. Икона имеет богатый серебряный оклад середины ХIХ века с большими вставками ХVIII столетия. Эта своего рода единственная “репродукция” какого то исчезнувшего произведения древнерусской иконописи ХVII века, которое, не исключено, и было той самой перенесённой в 1570 году в Тихвин чудотворной старорусской иконой.

Т. ЦАРЕВСКАЯ
(Из книги “Где святая София,
там и Новгород”. Санкт Петербург, 1998)

___________________________________________________

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.

Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.

Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.

Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.

После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Основные молитвы.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи - Сборник небольших притч (историй)

Литература - Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня

“Богородица Старорусская” - одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь “Знамение” и “Тихвинская” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году - 18 сентября (1 октября).

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой - в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.
Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.


Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.
Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.
Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.
После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.