Научно-исследовательская деятельность музеев. Положение о порядке и условиях доступа к музейным предметам и музейным коллекциям Положение об исследовательском обществе при музее
ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ КАЗАЧЕСТВА, ЭТНОГРАФИИ И КУЛЬТУРЫ ПРИАЗОВЬЯ ЮНЦ РАН
1. Общие положения
1.1. Музей является научно-исследовательским и культурно-просветительским структурным подразделением Южного научного центра Российской академии наук - учредителя музея, призванным вести научно-исследовательскую работу по комплексному изучению поселений дельты Дона и развитию академической науки на Юге России; собирать, хранить, изучать и экспонировать памятники материальной и духовной культуры; популяризировать научные достижения центра и подчиненных ему структур среди населения и сотрудников организации; содействовать повышению профессиональной квалификации научных кадров в плане развития навыков проблемного комплексирования, улучшать имидж ученого-профессионала.
1.2. Учредителем Музея является Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Южный научный центр Российской академии наук.
1.3. Официальное название Музея: Музей казачества, этнографии и культуры Приазовья.
1.4. Местонахождение Музея: 346770, Ростовская область, Азовский район, с. Кагальник, ул. Береговая, д. 58 а.
1.5. Руководство Музеем осуществляет заведующий, назначаемый и освобождаемый приказом председателя ЮНЦ РАН - организации учредителя.
1.6. Музей в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, Конституцией Российской Федерации, актами Президента и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами РАН, Уставом ЮНЦ РАН - учредителя, приказами председателя ЮНЦ РАН, настоящим Положением о музее, в части учета и хранения фондов - Федеральным законом о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации, Инструкцией по учету и хранения фондов музея и другими документами, определяющими деятельность музеев в Российской Федерации.
1.7. Музей как структурное подразделение ЮНЦ РАН финансируется за счет средств учредителя Федерального государственного бюджетного учреждения науки Южного научного центра Российской академии наук. Оплата труда штатных сотрудников устанавливается штатным расписанием. Материально-техническое обеспечение музея предусматривается сметой расходов на год, которая составляется заведующим музеем при согласовании с руководителем ЮНЦ РАН - организации учредителя.
1.8. Для материального обеспечения своей деятельности Музей использует закрепленное за ним имущество: помещения, мебель, оборудование, инвентарь.
1.9. Музей ведет делопроизводство в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной канцелярией ЮНЦ РАН - организации-учредителя.
1.10. Положение о Музее и его структура, а также вносимые в них изменения и дополнения утверждаются председателем организации-учредителя.
1.11. Реорганизация (преобразование, выделение, присоединение, разделение) или ликвидация Музея производится по решению организации-учредителя и на основании соответствующего приказа.
2. Цели и задачи Музея
2.1. Основной целью деятельности Музея является возможно более полное представление и раскрытие с помощью музейных коллекций истории развития академической науки на Юге России в постсоветский период, исторически сложившегося этнографического своеобразия культуры населения дельты Дона в природно-хозяйственном и социально-историческом контексте.
2.2. Основными задачами Музея являются:
- документирование деятельности ЮНЦ РАН в регионе путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов; документирование профессиональных достижений работников ЮНЦ РАН и подчиненных центру научных подразделений; организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности по профилю Музея, разрешенной законом;
- организация долговременных стационарных наблюдений за формами бытования и процессами трансформации традиционной культуры рыбаков дельты Дона;
- сбор коллекции этнографических и исторических артефактов, характеризующих своеобразие повседневного и праздничного быта населения дельты Дона;
- сбор литературного, архивного материала, образцов рыболовецкого транспорта, орудий лова, навигационных приборов и других типов экспонатов, личного имущества коренных жителей исследуемой территории для пополнения фондов Музея;
- постановка экспериментов в русле апробации и развития методики устноисторических и этнолингвистических исследований;
- обработка, систематизация хранящихся и поступающих экспонатов и материалов, ведение их учета;
- создание и обновление постоянных и временных экспозиций, организация и проведение выставок, экскурсий, лекций по профилю Музея;
- подготовка ответов на запросы по этнокультуре дельты Дона и истории академической науки Юга России в рамках имеющихся в Музее сведений и данных исторических и литературных источников;
- издание книг, брошюр и иных носителей информации по тематике коллекции и профилю Музея.
3. Учет и обеспечение сохранности фондов Музея
3.1. Музейный фонд складывается из следующих коллекций:
а) коллекции артефактов по темам "Традиционные водные и промысловые транспортные средства дельты Дона", "Орудия рыболовецкого промысла", "Орудия рыбообработки", "Кухонная и столовая утварь", "Торговый инвентарь", "Кройка и шитье: инструментарий, образцы", "Традиции домостроительства: инструменты, строительные материалы, образцы строительных техник", "Предметы интерьера", "Казачество Нижнего Дона", "Свидетели эпохи потрясений: оружие и бытовые предметы Гражданской и Отечественной войн"; "Традиционная духовная культура: предметы христианского культа, инвентарь народной обрядности"; "Советская культура села: 1930-1980-е гг.";
б) коллекции подлинных документов и фотоматериалов;
в) цифровая база данных, включающая аудио- фото- и видеоматериалы текущих полевых исследований, оцифрованные копии документов и фотоматериалов, хранящихся у населения и тематическую подборку опубликованных источников и исследований.
3.2. Музейный фонд принадлежит ЮНЦ РАН.
3.3. Учет музейных предметов в собрании Музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- учет музейных предметов основного фонда осуществляется в инвентарной книге Музея;
- учет научно-вспомогательных материалов осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
3.4. Ответственность за сохранность фонда Музея несет заведующий Музеем.
4. Структура Музея
4.1. Музей состоит из следующих подразделений: научно-исследовательского, камерального, экспозиционного, фондо-архивного.
4.2. Структура и штатное расписание Музея утверждается руководителем организации-учредителя.
4.3. Штатным сотрудником Музея является заведующий, одновременно исполняющий функции главного хранителя фондов.
4.4. Заведующий Музеем назначается приказом председателя ЮНЦ РАН.
4.5. Функции специалистов по экспозиционной работе, камеральной обработке коллекций и архива, экскурсовода выполняют сотрудники Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук (ИСЭГИ ЮНЦ РАН) и Береговой научно-экспедиционной базы "Кагальник" ЮНЦ РАН на условиях совмещения обязанностей.
5. Права Музея
5.1. Музей имеет право поддерживать рабочие контакты с музеями своего региона, России, зарубежных стран и органами печати, участвовать в научных и практических конференциях, семинарах, круглых столах по профилю Музея.
5.2. Музей имеет право на дополнительное финансирование за счет пожертвований.
5.3. Для обеспечения своего делопроизводства Музей пользуется возможностями, предоставляемыми канцелярией ЮНЦ РАН.
6. Обязанности Музея
6.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возлагаемых настоящим Положением на Музей задач, а также за его имущество несет заведующий Музеем.
6.2. Степень ответственности сотрудников Музея устанавливается должностными инструкциями.
7. Режим работы Музея
7.1. Музей проводит экскурсии по заранее поданным и согласованным с заведующим Музеем заявкам.
7.2. Вход в Музей осуществляется на основании Инструкции по пропускному и внутриобъектному режиму, утвержденной председателем ЮНЦ РАН, и заявки на проведение экскурсии.
Место научных исследований в деятельности музея. Музей как исследовательский центр - история. Два направления научно-исследовательской работы музея. Научно-исследовательский компонент в отдельных направлениях музейной деятельности. Организация научно-исследовательской работы в музее.
Научно-исследовательская работа является основой функционирования, одним из ведущих направлений деятельности любого музея - федерального, муниципального или ведомственного подчинения, расположенного в центре или отдаленном районе, имеющего в штате сотрудников несколько сот человек или всего двух. Конечно, объем, организация, специфика этой работы в разных музеях будет разная, так же, как и квалификация работающих в них специалистов.
Каждое новое поколение вносит свои нюансы в понимание сущности музея, а, следовательно, и его деятельности, которая определяется особенностями конкретной эпохи. Но в разные периоды истории, несмотря на присущие музеям и эпохе особенности, музеи являются исследовательскими с одной стороны, а с другой - культурно-образовательными центрами.
Историческое развитие музеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В определенные периоды музейные собрания становились базовой основой для фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупные ученые, в их стенах делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды.
К середине 20-х годов XX в. определились два разных подхода к роли исследовательской деятельности музеев. С одной стороны, укреплялся взгляд на музей как научно-исследовательское учреждение; с другой - постоянно пробивалась и к концу 1920-х годов усиливалась тенденция ограничить деятельность музеев ролью "политпросветкомбинатов". Так, острая полемика по этому вопросу развернулась в комиссии по реорганизации Государственного Исторического музея и в процессе выработки "Положения" о ГИМе, при подготовке декрета о национализации Третьяковской галереи и др.
Однако уже в 1918 году музеи республики были переданы в ведение научного отдела Народного комиссариата просвещения, а с 1922 г. в системе Наркомпроса было создано "Главное управление научными, научно-художественными, музейными и по охране природы учреждениями" - Главнаука. В этот период подчеркивалась важность превращения музеев из хранилищ научных материалов в научно-исследовательские центры, активизации научных исследований в музеях.
Борьба сторонников двух вышеназванных взглядов на музей приняла особую остроту к концу 1920-х гг. Дискуссии продолжались на I Всероссийском музейном съезде и проходивших после него конференциях и совещаниях музейных работников, на страницах журнала "Советский музей". С одной стороны, в музейной практике некоторых музеев к концу 1930-х годов активизировались научные исследования, а типовое положение 1936 г. определяло музеи местного края как "научно-исследовательские и политико-просветительские учреждения". С другой стороны, в это же время по отношению к основной массе музеев возобладала тенденция ограничения их роли как научных учреждений, сворачивания исследовательской работы.
Внимание к научным исследованиям музеев усиливается в послевоенный период. С конца 1950-х гг. предпринимаются попытки серьезного обобщения и анализа опыта научно-исследовательской деятельности музеев в мировом масштабе. На Генеральной конференции ИКОМ 1968 г. в ФРГ обсуждалась основная тема "Музеи и исследовательская работа". Многие музеи на Западе в это время рассматривались как преимущественно научные учреждения, в них работала ведущая профессура.
Научное исследование - особая форма деятельности, связанная с выработкой и распространением знаний, которыми общество прежде не располагало.
Музеи как исследовательские центры занимаются комплектованием, учетом, изучением своих собраний, разработкой рубрикаторов музейных каталогов, методик, необходимых для обеспечения условий их сохранности, научным проектированием экспозиций и выставок и др. Все эти направления представлены в диссертационных исследованиях, защищенных в последнее десятилетие (Э.А. Шулеповой, О.Н. Труевцевой, Т.П. Полякова, Т.П. Калугиной, М.Е. Каулен, Е.Б. Медведевой, Н.И. Рубана и др.).
Исследовательская работа в музеях развивается в двух направлениях:
Первое направление - изучение музейного собрания и памятников (включая недвижимые памятники, среду, нематериальные объекты наследия). Изучение этих объектов является основным направлением музейных исследований. Это направление исследовательской работы связано с теми науками, источниковый материал которых представлен в музее: история, этнография, археология, биология, искусствоведение и т.д. В процессе исследовательской деятельности открываются новые источники, определяются способы их использования и введения в научный оборот, расширяется и углубляется научная проблематика. Как и в других научных учреждениях, научно-исследовательская работа в музее определяется направлениями, характерными для современного состояния соответствующих отраслей науки.
Музейные исследования по научным дисциплинам, как правило, ориентированы на возможность их дальнейшего использования в музейной работе.
Наиболее очевидна связь с наукой музеев научно-исследовательских институтов и вузов, таких, как музеи Московского государственного университета, Академии наук, Казанского, Томского, Новосибирского и других государственных университетов. Такие крупнейшие музеи, как Политехнический музей, Исторический музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея и др. всегда были крупными центрами исследований по своим отраслям научного знания. В системе Академии наук был создан ряд литературно-мемориальных музеев, которым делегировалась функция центров по соответствующим разделам литературоведения (музеи А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, A.M. Горького). Ряд музеев имеют официальный статус научно-исследовательских учреждений. К ним относятся такие крупные исследовательские музеи, как Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Исторический музей, Политехнический музей, Государственный музей-заповедник "Московский Кремль" (Москва), Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). В последние годы статус научно-исследовательских институтов стали получать музеи российской провинции, например, Хабаровский краевой краеведческий музей. Получение такого статуса определяется эффективностью исследовательской работы, регулярными изданиями научных трудов, высоким научным потенциалом специалистов музея. Можно констатировать, что в музеях, как это было и в дореволюционные годы, трудятся ученые, имеющие научные степени и звания. Многие музеи сложились и по сей день остаются основными научно-исследовательскими центрами для своей территории (например, Каргопольский музей-заповедник Архангельской области). Некоторые мемориальные музеи являются единственными или ведущими учреждениями, в которых в полном объеме ведутся исследования жизни и деятельности выдающейся личности или события, к их числу следует отнести Музей-заповедник Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Мемориальный музей А.Н. Скрябина. Но и в небольших музеях достаточно возможностей для постановки важной и творческой исследовательской работы в разных областях знаний.
Исследовательская работа музеев находит преломление в научных конференциях, симпозиумах, чтениях и др. Издание материалов этих форумов фиксирует научную работу музеев. Многие музеи активно взаимодействуют как с региональными, так и федеральными российскими научными центрами по конкретным направлениям своих научных изысканий. В числе таких музеев - Калужский, Пензенский, Саратовский и др. областные краеведческие музеи.
Второе направление - музееведческие исследования - является общим для всех музеев, выполняющих определенные социальные функции, и развивается непосредственно на базе музееведения и смежных с ним дисциплин (социология, педагогика, психология). К группе музееведческих исследований относятся:
Разработка концепций музеев и отдельных направлений музейной деятельности;
Научное проектирование экспозиций и выставок;
Социологическое изучение музейной аудитории;
Разработка форм и методов культурно-образовательной деятельности;
Разработка проблем обеспечения физической сохранности
музейных коллекций;
Исследование истории развития музейного дела, музеев разных видов и групп, территорий, отдельных музеев;
Общетеоретические музееведческие исследования.
В осуществлении музееведческих исследований музеи активно сотрудничают с музееведческими и памятниковедческими центрами, такими как Российский институт культурологии, Институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Лаборатория музееведения Государственного центрального музея современной истории России, Методический центр Государственного Исторического музея (Москва), Научно-практический центр по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), кафедра музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва).
Большое значение для успешного осуществления исследовательской работы второго направления имеет музееведческое образование научного коллектива, знание сотрудниками новейших достижений музееведения, психологии, социологии, педагогики (см. главу 10 "Подготовка музейных кадров). На растущий интерес музейных специалистов к музееведческим исследованиям указывает появление в последнее время диссертационных работ, защищенных по специальности "музееведение...", авторами которых являются практикующие музейные работники (Т.П. Калугина, Н.А. Мазный и др.)
В рамках одного музея научно-исследовательская работа первого и второго направлений находится во взаимодействии. С одной стороны, учитывается все то новое, что происходит в профильных науках, источниковый материал которых хранится в музее. С другой стороны, музей - единый организм, поэтому все достижения и открытия в исследовательской работе первого направления находят преломление в музееведческих исследованиях. Например, изучение этнографических собраний краеведческого музея может быть положено в основу концепции этнографической экспозиции, выставки, разработки сценария фольклорного праздника, тематики работы кружка, интерактивной детской экскурсии и др. При разработке перспективного плана выставок потребуется углубленное изучение фондов, музейных каталогов, разработка программ комплектования фондовых материалов, включающих систему выявления и сбора материалов в государственных учреждениях (архивах, других музеях) и у частных лиц, что, в свою очередь, предполагает исследования в области профильной науки.
Таким образом, специфика музейных учреждений приводит к органичному сочетанию в рамках одного музея первого и второго направлений исследовательской деятельности. Продуманное соединение этих двух направлений обеспечивает динамику развития музея, открытого к восприятию новых идей, тенденций, перспективных изменений.
Музеям разных групп присущи определенные виды исследовательских работ. Понимание этой специфики помогает четко планировать научные исследования с учетом координации не только внутренних структур музея, но и совместной деятельности с внешними организациями, с которыми музей постоянно взаимодействует: исследовательскими, образовательными, культурными, производственными и др.
При этом необходимо учитывать, что у нас в стране имеется значительное количество краеведческих музеев, собрания которых содержат материалы разных научных дисциплин - истории, этнографии, истории искусства, зоологии, геологии, ботаники и др. Кроме того, выше уже отмечалась современная тенденция расширения круга музеев, не вписывающихся в жесткую классификационную схему профилей, связанную с классификацией наук (см. главу 3). Понятие "профильная проблематика" становится все более условным.
Научные исследования подразделяются на следующие группы.
Фундаментальные (базовые) исследования направлены на изучение и понимание законов развития природы и общества без ориентации на практические задачи.
Прикладные исследования - это исследования отдельных проблем, осуществляющиеся в рамках уже известных теорий и всегда ставящие конкретные практические цели.
Под научными разработками понимается использование фундаментальных и прикладных исследований в целях внедрения новых материалов, устройств, систем, технологий и т.д.
В соответствии с функциональными особенностями музеев выделяются следующие направления музейной деятельности, в каждом из которых присутствуют исследовательские компоненты:
комплектование;
научно-фондовая работа;
экспозиционно-выставочная работа;
культурно-образовательная деятельность.
Каждое из этих направлений подробно рассматривается в соответствующих главах настоящей книги. Дадим краткую характеристику исследовательской составляющей каждого из них.
Комплектование
Исследовательский аспект комплектования является фундаментом формирования музейного собрания, а научный подход к комплектованию обеспечивает в будущем развитие всего музейного организма.
В этом важнейшем направлении музейной деятельности, через которое реализуется функция документирования, присутствуют следующие направления исследовательской работы:
1. Разработка научной концепции комплектования. Этот документ содержит системное представление данного музея о целях, задачах, направлениях, принципах, формах и методах комплектования.
2. Разработка критериев отбора материалов в фондовое собрание с целью документирования процесса исторического, природного, культурного развития в соответствии с целью и задачами конкретного музея.
Научно-фондовая работа
1 . Исследовательская работа с музейными фондами сосредоточена в первую очередь на изучении музейных предметов и коллекций и раскрытие их научного, исторического, художественного значения.
Процесс изучения музейных коллекций может быть представлен поэтапно:
Атрибутирование (определение) музейного предмета;
Классификация;
Систематизация.
На каждый музейный предмет составляется инвентарная карточка, содержащая основные сведения, полученные в результате его изучения; совокупность карточек составляет инвентарную картотеку, которая является основой для составления каталогов, обзоров коллекций.
Изучение музейных предметов и их коллекций предполагает разработку схем классификации как самих предметов, так и заключенной в них информации. Эти схемы являются основой для составления научно-справочных каталогов (систематических, тематических). Составление схемы - рубрикатора - трудоемкая научная работа, требующая высокой профессиональной подготовки, знаний и опыта.
2. Направлением исследовательской работы с фондами является также разработка научных основ сохранности музейных предметов. Для того, чтобы сокровища, хранимые в музеях, могли служить и нашим потомкам, необходим тщательный контроль за состоянием коллекций, своевременные реставрационные работы, ежедневный контроль за климатическими условиями и т.д. Разработка научных методов, являющихся основой этой многообразной деятельности - важное условие выполнения музеем функции хранения наследия. Целый ряд музеев являются одновременно крупными исследовательскими центрами в области хранения, реставрации, консервации музейных предметов (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный Исторический музей, Государственная Третьяковская галерея (Москва)).
3. К исследовательскому направлению относят также подготовку научных концепций фондовой работы, дающей системное представление о деятельности музея в области учета, хранения, научной обработки, консервации и реставрации музейных фондов. В концепции определяется структура и состав музейного собрания, особенности его состояния, что помогает решать вопросы о возможности использования музейных предметов на экспозициях и выставках.
Концепция фондовой работы включается составной частью в общую концепцию развития музея, используется при разработке концепций других направлений музейной работы, учитывается при создании культурно-образовательных программ, проектов.
Экспозиционная и выставочная работа
Главное направление исследовательской работы в этой сфере -создание научной документации экспозиции или выставки (научное проектирование), которое включает:
Научную концепцию;
Тематическую структуру;
Тематико-экспозиционные планы;
Сценарий
Наиболее трудоемкая и ответственная часть научного проектирования - разработка научной концепции экспозиции, дающей целостное аргументированное понимание задач в создании экспозиции или выставки.
Значительное место в научной работе над экспозицией занимает создание системы текстов.
Культурно-образовательная деятельность.
Основными направлениями исследований в сфере культурно-образовательной деятельности являются:
Разработка образовательной концепции музея;
Широкоаспектное изучение музейной аудитории (это направление социологических исследований в музее имеет большое значение и для других направлений работы музея, например, для экспозиционной, выставочной);
Разработка долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов для конкретной музейной аудитории;
Создание и апробация разных методик работы с разными категориями музейной аудитории;
Подготовка методической документации для разных форм культурно-образовательной деятельности.
Таким образом, в культурно-образовательной работе есть ряд аспектов исследовательского направления, которые создают основу развития этой динамичной сферы музейной деятельности. Учитывая особенности современного развития музея, когда происходит усиление тесного взаимодействия музея и общества, особенно актуальными становятся проблемы изучения музейного посетителя - его запросов, интересов, пожеланий (см. главу 8 "Музейная социология").
Разработка научной концепции музея .
Одно из самых важных направлений научно-исследовательской деятельности музея - разработка концепции музея, которая включает в себя и все функциональные концепции по отдельным направлениям деятельности. Концепция музея в первую очередь представляет собой обоснование системы целей и задач, перспектив развития музея.
Разработку научной концепции музея проводит научный коллектив под руководством директора и с привлечением научных сил региона, а так же специалистов из научных центров страны. Документ обсуждается на Ученом совете музея и утверждается органом управления, в ведении которого находится музей.
Осуществляется разработка концепции, как правило, в три этапа, и для комплексного (многопрофильного) музея включает:
I этап - подготовка аналитической справки:
Анализ исторических и природных особенностей региона, его социально-экономического, культурного развития;
Анализ состояния музейного дела в регионе, оценка полноты отражения истории и современного состояния региона в существующих музейных собраниях и экспозициях;
Социально-демографическая характеристика населения;
Состояние изученности темы;
Составление библиографических картотек.
II этап - разработка "идейного замысла" музея - включает научное обоснование системы взаимосвязанных направлений деятельности музея с учетом исторических, географических, национальных, культурных и других особенностей региона, в котором находится музей. Это творческий процесс, своего рода сплав науки и искусства. На этом этапе определяются перспективы развития музея.
III этап - составление генерального плана развития музея, предусматривающего конкретные практические меры по реализации "идейного замысла" во всех направлениях деятельности музея. Разработка научной концепции предусматривает подготовку документации.
Таким образом, научная концепция музея включает обширную систематическую информацию, теоретическую разработку и план практических действий.
Разработка научной концепции играет важнейшую роль в жизни музея, определяя его будущее, а также значение в системе других научных, культурных, образовательных учреждений.
Организация научно-исследовательской работы в музее
Опыт показывает, что целесообразно в каждом музее разработать программу исследований, включающую спектр тем, иметь систему долгосрочного и краткосрочного планирования исследовательской работы. Важно следовать плану исследовательской работы, который дает возможность видеть перспективу развития музея в его взаимодействии с внутренними структурами и внешними организациями, дисциплинировать коллектив, грамотно выстроить всю систему исследовательских проблем, определить ответственных и авторов разработок с учетом индивидуальных предпочтений, знаний. При этом необходимо иметь в виду, что вся проблематика исследований должна "работать" на развитие музея.
При планировании необходимо учитывать реальные сроки выполнения работ, связанные с численностью и квалификацией специалистов, опытом работы, разработанной системой взаимодействия с другими исследовательскими организациями отрасли, региона и центра, в том числе с музеями. Сроки выполнения работ во многом зависят от сложности выполняемого задания, кадрового обеспечения, финансовых возможностей музея.
С планированием связана координация исследовательской работы музея - с внутренними структурами своего музея, территориальными, центральными и внешними организациями, которые также разрабатывают планы исследовательской работы по определенным темам, проблемам.
Как разработать ориентиры на разные виды исследовательской работы в музее с целью ее конструктивного планирования, определения перспектив развития музея, а также профессионального роста сотрудников музея с учетом их профессиональных склонностей и способностей? На помощь приходит опыт других исследовательских организаций - академических институтов, архивов, некоторых музеев. В институтах Российской академии наук, других исследовательских центрах, разработаны нормы времени для написания научной работы, которые позволяют разработать долгосрочные и краткосрочные планы исследовательской работы.
Характерно, что попытки просчитать объемы научно-исследовательских работ в музеях предпринимались даже на международном уровне. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был составлен документ "Предлагаемый метод изучения научных исследований и разработок", содержавший ряд положений, касающихся музеев.
Примерные цифровые показатели, которые мы приведем ниже, составлены на основе разработки норм Государственного Исторического музея и ряда других музеев и исследовательских организаций. Они не являются инструктивным документом. Однако они помогают каждому музею создать свою нормативную систему исследовательских музейных работ, реально посмотреть на перспективы научной деятельности своего музея, способствовать оптимальной реализации его научного потенциала. Приняв их за некоторую основу, музей может составить свои нормы времени, учитывая квалификацию специалистов, сложность тем, особенности структуры музея, его специфику, штат сотрудников.
Для облегчения расчетов работа должна быть представлена в отпечатанном виде. 1 авторский лист (40 000 знаков=24 стр. текста, отпечатанного на пишущей машинке через 2 интервала) принимается за исходную норму. В настоящее время, когда значительная часть сотрудников музеев работают на компьютерах, подсчет может быть гораздо более точным, в то же время процесс его максимально упрощается.
Далее можно условно принять определенное количество часов как необходимое для написания 1 а.л. научной работы, учитывая специфику музеев, где, как правило, нет докторов и кандидатов наук: для старшего научного сотрудника без степени - 400 часов, для младшего научного сотрудника без степени - 450 часов.
Эти цифры могут быть изменены в зависимости от индивидуальных особенностей специалиста, его квалификации, опыта работы. За исходную (базовую) единицу можно принять трудоемкость авторской работы по написанию 1 а.л. текста монографии или научной статьи. В связи с тем, что отдельные виды музейных работ различаются по сложности постановки проблемы, степени научной обработки используемых источников и т.д., можно ввести коэффициенты трудоемкости: 1,5; 1; 0,75; 0,5.
На следующей таблице представлены виды музейных работ и коэффициент их трудоемкости.
Виды музейной деятельности |
Коэффициент трудозатрат |
|
Научная статья, монография, доклад на научной конференции (с представлением текста), вступительная статья к каталогу, рецензия, тематическая структура новой экспозиции, пояснительные тексты к экспозиции, сценарий экспозиции. | ||
Сообщения, доклады на конференциях, научных чтениях (с предоставлением тезисов), подготовка текста лекции при наличии методических материалов, библиографические обзоры, тематико-экспозиционные планы новой экспозиции (реэкспозиции) при наличии предшествующих стадий (научной концепции и тематической структуры). | ||
Разработка научной концепции (музея, отдельных направлений музейной деятельности), составление аналитических справок для вышестоящих организаций, каталога, обзоров коллекций, авторского этикетажа. | ||
Научный отчет, в том числе археологических, этнографических, историко-бытовых экспедиций. Методическая документация на формы культурно-образовательной деятельности: методическая разработка экскурсии, положения о клубе, кружке; сценарий музейного праздника, программы для разных групп музейной аудитории. |
Для примера рассмотрим, как можно рассчитать время, потраченное научным сотрудником на написание рецензии. Рецензия имеет коэффициент трудоемкости, равный 1. Это значит, что для написания 1 а.л. рецензии младшему научному сотруднику необходимо отвести 450 часов. Но объем рецензии - 3 стр., или 5400 знаков компьютерного набора. Составляем уравнение:
24 стр. - 450 час.
3 стр. - X час.
Х = Зх450/ 24=56 час.
Таким образом, для написания рецензии младшему научному сотруднику в среднем понадобится 56 часов, или 7 рабочих дней.
Возьмем другой пример. В создании концепции экспозиции участвует коллектив авторов из 3-х человек - старших научных сотрудников. Если не выявлен четко для каждого объем проделанной работы, можно рассчитывать усредненно, имея в виду, что коэффициент трудозатрат равен 1,5.
1 а.л. научной концепции составляет:
400х1,5 = 600ч.
Допустим, концепция имеет объем 48 стр., то есть 2 а.л. Составляем уравнение:
1 а.л. - 600 час.
2 а.л. - X час.
Х= 600x2 =1200 час.
Так как в работе принимало участие 3 человека, то на каждого приходится:
1200: 3 = 400 час, то есть 50 рабочих дней.
Необходимо подчеркнуть еще раз, что приведенные нормы достаточно условны, не должны быть догмой, многие работы в музее, включая исследовательские, учитываются на основе фактических затрат времени. Например, в первом из рассмотренных примеров, рецензия может быть написана за 2-3 дня, но на ее написание может потребоваться значительно больше семи дней, если материал объемный, ответственный, а проблема требует дополнительного изучения источников. Каждый музей, исходя из реальных возможностей, специфики, квалификации специалистов и других факторов может разработать свои нормы, утвердив их на Ученом или методическом советах музея.
Сообщение о ходе работы периодически заслушивается на совещаниях научных подразделений. На конечном этапе при завершении работы организовывается ее обсуждение на Совете музея (Ученом совете, методическом совете). В ряде случаев желателен отзыв внешней организации, занимающейся данной проблемой. Могут проходить промежуточные отчеты о проделанной, но еще не завершенной работе за определенный отрезок времени, которые, как правило, заслушиваются на рабочих совещаниях либо (в крупных музеях) на проблемных и научно-методических советах. Окончательный отчет заслушивается на Ученом совете (если такового нет, рекомендуется отдать работу на рецензию в другую организацию или специалисту, занимающемуся соответствующей проблематикой).
Результаты научно-исследовательской работы, зафиксированные в виде письменных документальных материалов, фото-, кино-, видео-, графических документов, фонозаписей и т.п. концентрируются в научном архиве музея. Правильная организация научного архива в условиях, когда научным сотрудникам музея далеко не всегда удается опубликовать свои работы, играет особо значительную роль, сохраняя результаты исследовательской деятельности коллектива музея, фиксируя авторство научных разработок, предоставляя возможность другим исследователям использовать результаты деятельности предшественников, ссылаться на них.
Для введения в научный оборот результатов научно-исследовательской работы сложился ряд специфически музейных форм. Результаты исследований широко используются во всех направлениях музейной деятельности, публикуются в виде каталогов коллекций, экспозиций и выставок, путеводителей по экспозициям и фондам. Важнейшей формой публикации результатов исследований музейного собрания является экспозиция, постоянная или временная. В последние десятилетия прошлого века сложилась и постепенно распространилась в музеях традиция обязательно указывать в аннотации имена авторов научного проекта экспозиции. Уже более пятнадцати лет назад некоторые зарубежные исследователи высказали предложение о присуждение ученой степени за разработку и создание авторской экспозиции, но и сегодня этот вопрос не решен. Хотя результаты научных исследований представлены в сформированном музейном собрании, экспозициях и выставках, культурно-образовательных программах и проектах, только факт их опубликования означает официальное признание введения их в научный оборот.
Существует широкий диапазон музейных изданий: сборники научных статей и материалов, каталоги и обзоры музейных собраний, тезисы и материалы научных конференций и семинаров, путеводители и, конечно, монографии (см. главу 10, "Музееведческие издания").
Во многих музеях с целью наилучшей организации научной работы и использования ее результатов во всех направлениях музейной деятельности разрабатывается Положение о научно-исследовательской работе. Этот документ создается в каждом конкретном музее для внутреннего пользования, его структура включает следующие разделы:
Введение, определяющее цели и задачи всей многогранной исследовательской деятельности музея;
Организация исследовательской работы; в этом разделе рассматриваются вопросы руководства, управления исследовательской работой в данном музее. Если в штате есть должность заместителя директора по научной работе, то практически вся организация и руководство этим направлением возлагается на него. Если такой должности нет (музей небольшой), как правило, директор "держит" и это направление;
Содержательная часть "Положения" включает рассмотрение приоритетных направлений развития исследовательской работы музея с акцентированием внимания на координации, взаимосвязи разных музейных структур, развития направлений в соответствии с целевыми установками музея. Как правило, приоритетные направления имеют долговременный характер, предусматривают конкретные виды работ на определенный период времени, перечень которых может быть представлен отдельно в виде Приложения;
Заключение. Делаются основные выводы, намечаются новые перспективы, подтверждающие, что музей - живой развивающийся организм.
В крупных музеях все структурные подразделения (кроме хозяйственных, технических, организационных и некоторых других служб) составляют планы научной работы - долгосрочные, перспективные и годовые под руководством заведующих отделами (секторами). Заместитель директора на их основе составляет сводный план исследовательской работы (годовой и перспективный), который утверждается на Ученом совете. Значительную помощь в этой работе в крупных музеях оказывает ученый секретарь.
Большое значение в развитии исследовательской работы музеев имеют Ученые советы, в состав которых входят специалисты по всем областям научного знания, представленным в музее, как из самого музея, так и из других научно-исследовательских организаций. Если Ученого совета в музее нет, для обсуждения наиболее важных проблем созываются расширенные научно-методические советы, на которые приглашаются специалисты со стороны. Разрабатывается программа и режим работы Совета, его состав. Возможна разработка специального положения об Ученом Совете и включение его в состав Положения об исследовательской работе.
В связи со спецификой музейной работы в музеях сложилась определенная практика организации научного коллектива. Научные подразделения - отделы или сектора - создаются только в крупных музеях с большим объемом исследовательских работ и их развитой дифференциацией. В средних и небольших музеях, как правило, научные исследования, носящие по преимуществу прикладной характер, ведут научные сотрудники фондового, экспозиционного и (в меньшей степени) культурно-образовательного (научно-просветительного) отделов. Чем меньше музей - тем больше разнообразных функций приходится совмещать каждому сотруднику. В отдаленных регионах к этой проблеме прибавляется нередко существующая сложность получения специального образования и повышения квалификации.
Отнюдь не во всех музеях руководство поддерживает тягу коллектива к научным исследованиям. Сегодня это усугубляется сложностями экономического порядка, заставляющими многие музеи направлять все усилия коллектива на решение проблем "выживания" в ущерб научной работе. Прекращение или приостановка исследовательской деятельности ведет к утрате соответствующей квалификации научным коллективом, потере сложившихся научных традиций, что затрудняет в дальнейшем возобновление этой деятельности.
Итак, успешная жизнедеятельность музеев в значительной степени зависит от продуманной программы всей исследовательской работы, учитывающей множество факторов, связанных как с общими проблемами современного развития, так и с особенностями конкретного музея. Разработанная система планирования, опирающаяся на реальные нормативы, составленная с ориентацией на конкретный музей и учитывающая весь спектр направлений его деятельности, явится основой поступательного развития музея, органично вписанного в реалии современной жизни общества.
Литература:
1. Изучение музейных коллекций. / Сост. и науч. ред. УМ. Полякова. М., 1974. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
2. Изучение и научное описание памятников материальной культуры. / Сост. и науч. ред. A.M. Разгон и Н.П. Финягина. М., 1972.
3. Кондратов А.В. и Герасимов В.П. Научно-исследовательская работа отделов природы краеведческих музеев. М., 1966.
4. Музейное дело в СССР. Музеи - научные учреждения. М., 1974.
5. Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического профиля. М., 1980. (Сб. науч. тр. /ЦМР).
6. Научно-исследовательская работа музеев РСФСР: вопросы содержания, планирования и координации. Метод, рекомендации. / НИИ культуры. М., 1985.
7. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение. // Музейное дело. Музей - культура - общество. М., 1992. (Сб. науч. тр. / Музей революции).
1. Общие положения
   1.1.
1.1. Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной краеведческий музей» (краткое наименование музея - «Сахалинский областной краеведческий музей» - СОКМ), является некоммерческим научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением культуры, осуществляющим деятельность по хранению, изучению и публичному представлению музейных коллекций и предметов – памятников культурного наследия, истории и природы Сахалинской области.
1.2. Музей организует научно-исследовательскую работу в соответствии со статьей 2.3.3. Устава музея.
1.3. Музей имеет специально сформированный в течение длительного времени музейный фонд предметов и коллекций, штат работников, ведет работу по выявлению, научному комплектованию, хранению, изучению, введению в научный оборот, восстановлению и популяризации памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, являющихся первоисточниками для изучения природы и истории Сахалинской области и подлинным документальным материалом для создания экспозиций и выставок.
1.4. Научно-исследовательская деятельность музея является одной из основных видов его деятельности основой функционирования музея.
1.5. Научно-исследовательская работа в музее осуществляется в двух направлениях:
Первое направление – изучение музейного собрания и памятников (включая недвижимые памятники, памятники естественной истории). Изучение этих объектов является основным направлением музейных исследований. Это направление исследовательской работы связано с науками, источниковый материал которых представлен в музее: геологией, биологией, археологией, историей и выполняется соответствующими научными структурными подразделениями музея – экспозиционно-исследовательским отделом (в состав которого входят специалисты - геологи, биологи, археологи, историки) и отделом хранения коллекций.
Научно-исследовательская работа в музее определяется направлениями, характерными для современного состояния соответствующих отраслей науки, проводится в активном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами.
Музейные исследования по научным дисциплинам ориентируются на возможность их дальнейшего использования в музейной работе: научно-исследовательской, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, издательской, научно-просветительной.
Научно-исследовательская работа музея находит отражение в научных конференциях, симпозиумах, чтениях и др. Издание материалов этих форумов фиксирует научную работу музея.
Второе направление – музееведческие исследования. Проводятся непосредственно на базе музееведения и смежных с ним дисциплин (социологии, педагогики, психологии). К группе музееведческих исследований относятся:
- разработка концепций музея и отдельных направлений музейной деятельности;
- научное проектирование экспозиций и выставок;
- разработка форм и методов культурно-образовательной деятельности;
- разработка проблем обеспечения физической сохранности музейных коллекций;
- исследование истории музеев Сахалинской области;
- общетеоретические музееведческие исследования.
Для успешного осуществления музееведческих исследований обязательно музееведческое образование научного коллектива, знание сотрудниками новейших достижений музееведения, психологии, социологии, педагогики. Повышение музееведческого образования научных сотрудников достигается систематическим их обучением на курсах повышения квалификации, стажировках в областных и центральных музеях страны, участием в семинарах и др..
1.6. В соответствии с функциональными особенностями музея выделяются следующие направления научной музейной деятельности:
Научное комплектование фондов – планомерная и целенаправленная деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, соответствующих профилю музея, их приобретению и систематизации в фондах. Включает:
1. Разработку научной концепции комплектования. Этот документ содержит сведения о структуре и составе музейного фонда, определяет цели, задачи, направления, принципы, формы и методы комплектования.
2. Разработку критериев отбора материалов в фондовое собрание с целью документирования естественно-исторического (природного), исторического процессов в регионе.
Научно-фондовая работа включает:
1. Исследовательскую работу с музейными фондами – изучение музейных предметов и коллекций и раскрытие их научного, исторического, художественного значения.
Процесс изучения музейных коллекций состоит из следующих этапов:
- атрибутирование (определение) музейного предмета;
- классификация;
- систематизация.
На каждый музейный предмет составляется инвентарная карточка, которая вводится в компьютерную базу данных музея. Карточка содержит основные сведения, полученные в результате изучения музейного предмета. Совокупность карточек на бумажном носителе составляют инвентарную картотеку. Компьютерная база данных музея, инвентарная картотека являются основой для составления каталогов, обзоров коллекций.
2. Разработку научных основ сохранности музейных предметов.
3. Подготовку научной концепции фондовой работы, дающей системное представление о деятельности музея по учету, хранению, научной обработке, консервации и реставрации музейных фондов. В концепции определяется структура и состав музейного собрания, особенности его состояния.
Концепция фондовой работы является составной частью общей концепции развития музея, используется при разработке концепций других направлений музейной работы, при создании культурно-образовательных программ, проектов.
Научное проектирование экспозиций, выставок, которое включает создание научной документации экспозиций, выставок:
- научную концепцию;
- тематическую структуру;
- тематико-экспозиционные планы;
- тексты и аннотации к экспозиции.
1.7. Результаты научно-исследовательской работы, зафиксированные в виде письменных документальных материалов, фото-, кино-, видео-, графических документов, фотозаписей и др. поступают в научный архив музея.
Результаты исследований сотрудников музея публикуются в виде каталогов коллекций, тезисов, научных статей, монографий, путеводителей, научно-популярных статей.
Факт опубликования результатов научных исследований является официальным признанием введения их в научный оборот.
2.Организация научно-исследовательской работы в музее.
2.1.Музей проводит научно-исследовательскую работу: научное комплектование и научное изучение музейных предметов и коллекций, создает компьютерную информационно-поисковую систему на базе своих коллекций, осуществляет научные исследования, организует и проводит научные экспедиции и командировки по о. Сахалин и на Курильские острова, готовит научные отчеты, разрабатывает научные концепции музея, научные проекты экспозиций и выставок, организует экспозиции, готовит к публикации фондовые материалы, результаты научных экспедиций, командировок, организует научные конференции и семинары, участвует в работе научных форумов в России и за рубежом, поддерживает научные связи с российскими и зарубежными научно-исследовательскими учреждениями, проводит историко-культурную экспертизу, консультации (п.2.31 - 2.3.6 Устава государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинский областной краеведческий музей», утвержденного министром культуры Сахалинской области И.В. Гонюковой, распоряжение от 23 мая 2011 г. №70-ра).
Организация и общее руководство НИР в музее возлагается на заместителя директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе.
2.2. К научно-исследовательским работам (НИР) в Сахалинском областном краеведческом музее относятся:
- исследования в области естественной истории Сахалина и Курильских островов, истории человеческого общества на островах с древнейшего прошлого до новейшей истории, исследования государственного музейного фонда;
- анализ, атрибуция, определение и научное описание, систематизация музейных предметов, их паспортизация и каталогизация;
- создание компьютерной базы данных предметов и коллекций, хранящихся в фондах музея, информационно-поисковой системы на базе коллекций музея;
- разработка научных концепций и программ комплектования фондов;
- составление указателей, буклетов, проспектов, карт, каталогов, определителей, справочников, тематических картотек и словарей, описаний и обзоров коллекций, сводов археологических памятников;
- подготовка к публикации монографий, научных статей, альбомов, буклетов, путеводителей, сообщений, тезисов, докладов, комментариев;
- разработка научных программ (проектов) по изучению и представлению музейных коллекций (по грантам);
- разработка научных концепций экспозиций, выставок, тематических структур, тематико-экспозиционных планов, сценариев экспозиции, развернутых аннотаций и аннотированных списков предметов;
- создание «Электронной экспозиции» музея;
- подготовка обзорной и тематических экскурсий по экспозиции музея, лекций соответствующих тематике отдела, с обязательным прослушиванием экскурсий и лекций научно-методическим советом и получением допуска к проведению экскурсий и чтению лекций.
- выступление с подготовленными научными докладами и сообщениями на конференциях, семинарах, симпозиумах, заседаниях ученых, научно-методических советов;
- подготовка научных отчетов по итогам экспедиций и научных командировок, по итогам изучения музейной аудитории и восприятия средств музейной коммуникации посетителями;
- разработка путей повышения физической сохранности музейных предметов, методов борьбы с их разрушением, новых принципов консервации и реставрации, выработка соответствующих практических рекомендаций;
- историко-архивные изыскания, подбор, изучение и обработка материалов;
- создание, расширение и совершенствование фактографических баз данных, охранного видеографического банка, а также баз данных технико-технологических исследований музейных предметов и их реставрации, изыскание способов получения и использования различных видов оцифрованных изображений;
- разработка научно-методических материалов в области музейного дела, в том числе методических разработок по научно-просветительной работе (экскурсионной, лекционной, кружковой и др.) и музейной педагогике, просветительных и образовательных программ, циклов музейных мероприятий;
- рецензирование научных работ, оппонирование, подготовка отзывов на диссертации;
- консультирование (устное и письменное), подготовка ответов на научно-тематические запросы, проведение историко-культурных экспертиз;
- подготовка диссертаций на соискание ученой степени;
- составление справок, докладов, аналитических материалов по вопросам научной деятельности;
- разработка регламентирующих, статистических и аналитических документов по научно-исследовательской, научно-организационной работе и подготовке научных кадров;
- руководство научно-исследовательскими работами.
2.3. Направления научных исследований СОКМ определяются задачами и целями музея.
Тематика НИР должна соответствовать уставной деятельности и научному профилю музея, характеризоваться новизной рассматриваемых вопросов или постановки проблем, источниковедческого охвата или аспектов их анализа, оригинальностью методики исследования или ранее неизвестными фактами.
Разработка тем ведется в основном на базе материалов музея и проведенных научных командировок и экспедиций.
Если в выполнении НИР участвуют несколько научных отделов СОКМ или кроме музея - другие научные организации, то такая НИР считается комплексной (КНИР).
2.4. Каждый сотрудник, занимающий научную должность (младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный хранитель, зав. научным отделом, зав. научным сектором, ученый секретарь, зам. директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе), должен вести научно-исследовательскую работу в соответствии с перечнем, изложенным в п.2.2 настоящего Положения.
Предложенная научным сотрудником или рекомендованная ему тема НИР (научного проекта), одобренная отделом, в котором работает соответствующий сотрудник, выносится на рассмотрение научно-методического совета или Ученого совета.
Для рассмотрения темы НИР на научно-методическом совете научный сотрудник представляет ее развернутое обоснование, поэтапный план, ориентировочный список организаций-партнеров, материалы которых предполагается использовать в процессе планируемого исследования, а также перечень предполагаемых командировок и экспедиций. В обосновании следует указать актуальность и ожидаемые результаты НИР, возможные пути реализации ее результатов и объем (в количественном выражении в зависимости от характера работы - печатные листы, карточки, паспорта, единицы хранения и т.п.), планируемый срок завершения НИР.
Утверждение темы является основанием для предоставления соответствующему научному сотруднику библиотечных дней и командировок, как местных, так и за пределы области, зарубежных командировок, экспедиционного оборудования, связанных с выполнением плановой НИР.
Материалы для рассмотрения комплексной научно-исследовательской работы (КНИР) на научно-методическом или Ученом совете представляет руководитель коллектива исследователей.
2.5. Если НИР выполняется несколькими научными сотрудниками одного отдела, то одного из них зав. отделом назначает руководителем коллектива исследователей.
Кандидатура руководителя коллектива НИР, а также КНИР (согласованная между заведующими научными отделами, участвующими в выполнении этой работы), должна быть одобрена заместителем директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе, директором музея.
Научный руководитель темы по КНИР может назначаться заместителем директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе.
Ответственные исполнители, руководители коллективов исследователей и научные руководители НИР, КНИР утверждаются годовым планом работы музея или отдельным приказом директора музея по представлению зам. директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе.
2.6. После утверждения темы НИР научно-методическим советом она может быть включена в план научно-исследовательской работы музея.
Для нового сотрудника научного подразделения или сотрудника, завершившего исследования по плановой теме, тема новой НИР должна быть определена не позднее трех месяцев с момента назначения на должность научного сотрудника или с момента завершения плановой НИР.
2.7. Непосредственное руководство НИР в научном подразделении осуществляет его заведующий, который несет ответственность за:
- соответствие тематики задачам и профилю музея;
- своевременность выбора темы новым научным сотрудником и новой темы сотрудником, завершившим НИР, а также внесения этих тем на рассмотрение научно-методическим советом и включения их в план работы музея;
- актуальность проводимых исследований;
- обеспечение выполнения исследований в заданном объеме;
- соблюдение плановых сроков выполнения основных этапов и работы в целом;
- обоснованность корректировки объемов и сроков выполнения НИР;
- организацию рассмотрения (рецензирования) завершенных работ или их основных этапов;
- целесообразность и рациональность использования рабочего времени научными сотрудниками;
- содержание, своевременность и полноту отчета о выполнении НИР. При этом в отчете должны быть кратко и конкретно указаны названия публикаций, их объемы в печатных или авторских листах (п.л., а.л.), места, номера, даты и названия изданий; названия докладов, сообщений, лекций и мест. где и когда состоялись эти выступления; названия подготовленных рукописей и их объем в п.л., а.л., карточках, предметах и т.п.; проведенные экспедиции и командировки, их основные результаты, а также иные сведения, связанные с проведенной НИР, по усмотрению исследователя (коллектива) и заведующего научным подразделением.
2.8. Ответственный исполнитель и руководитель коллектива должны принимать активное участие в издании научных работ путем:
- работы над рукописью с редактором,
- научного редактирования коллективных трудов,
- корректуры текстологических изданий,
- рецензирования подготовленных публикаций.
2.9. НИР считается завершенной, если по ее результатам подготовлен итоговый отчет с приложением подготовленных для реализации материалов работы (рукописи монографии, альбома, статьи, обзора, доклада, исторической справки, научного отчета по итогам экспедиции, путеводителя, каталога, карт, подготовленного к публикации письменного источника, архивного материала указателя, картотеки, методики, концепции, развернутой структуры, тематико-экспозиционного плана и т.п.),. а результаты НИР рассмотрены и приняты научно-методическим советом или Ученым советом.
Итоговые (отчетные) материалы по НИР должны передаваться в научный архив музея установленным порядком.
2.10. Важнейшие НИР и программы исследований по решению администрации музея или по рекомендации научно-методического совета рассматриваются и утверждаются Ученым советом музея, который оценивает и результаты таких исследовании и вырабатывает рекомендации по их реализации (п. 3 Положения об Ученом совете музея, от 1 июня 2006 г.).
2.11. Право на использование результатов творческой деятельности исследователя (коллектива), воплощенных в рукопись произведения науки, созданного в рамках трудовых правоотношений, т.е. согласно плану с использованием материалов музея в рабочее время, с учетом финансовых затрат музея, переходит к работодателю (Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 г.). Иначе говоря, авторским правом данное научное произведение в полной мере не обладает, т.к. является собственностью не только исследователя (коллектива), как результат его непосредственной творческой деятельности, но и музея, как организации, предоставившей возможность для творческого труда исследователя, и заинтересованной в использовании результата этого труда.
2.12. В целях охраны авторского права на публикуемые материалы музейных фондов их выдача кому бы то ни было без согласия исследователя (руководителя коллектива) до выхода публикации в свет или депонирования рукописи не производится. В исключительных случаях, с извещением исследователя, с этими материалами могут быть ознакомлены другие лица только с разрешения зам. директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе или директора музея.
2.13. Публикация материалов НИР, выполненных научными сотрудниками музея на базе фондов и научного архива музея, осуществляется по решению редакционно-издательского совета музея в ежегодных изданиях музея: Вестнике Сахалинского музея и других изданиях музея. Однако сотрудник музея вправе публиковать материалы исследований через другие издательства. Если: при этом публикуются результаты НИР сотрудника музея, изображения предметов, документов, фотографии и др. из фондов и научного архива музея, автор должен согласовать условия такой публикации с зам. директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе или директором музея, получить письменное разрешение музея на такую публикацию в соответствии с Правилами использования музейных коллекций Сахалинского областного краеведческого музея (утверждены приказом директора СОКМ, от 28 января 2005 г., №22).
                                                                        Зам. директора музея по основной деятельности
                                                                        и научно-исследовательской работе Г. В. Матюшков
Литература
Воронцова, Е. А. Музейное дело России / Е. А. Воронцова, Ю. У. Гуральник, С. Ф. Казакова, М. Е. Каулен и др. ; Под общ. ред. М. Е. Каулен, И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой; Академия переподгот. работников искусства, культуры и туризма; Российский институт культурологи МК РФ. – М.: Издательство «ВК», 2003. – 614 с. (С. 253272).
Досье на проект
В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N22, ст.2591; 2003, N2, ст.167; 2004, N35, ст.3607; 2008, N30, ст.3616; 2010, N19, ст.2291; 2011, N 9, ст.1206; 2014, N49, ст.6928; 2016, N27 (ч.II), ст.4290) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях.
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В.Аристархова.
Министр | В.Р.Мединский |
Положение
об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях
1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет порядок организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях.
2. Положения о порядке и условиях доступа к музейным предметам и музейным коллекциям утверждаются руководителем музея, с учетом требований, установленных пунктами 3-11 настоящего Положения, и доводятся этими организациями до сведения граждан посредством размещения информации на официальных сайтах организаций в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, в том числе находящимся в хранилищах музеев и информации о них реализуется посредством:
1) просветительных и образовательных мероприятий;
2) представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) публикация и распространение информации, содержащей сведения о деятельности организации в области хранения, изучения и публичного представления культурных ценностей с учетом сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа;
4) публикация результатов научно-исследовательских работ с учетом сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.
4. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда и находящимся в экспозиционно-выставочных помещениях, организуется в часы наиболее удобные для посетителей, в том числе в вечернее время, в выходные и праздничные дни.
5. Организация доступа посетителей в экспозиционно-выставочные помещения, размещение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, производится с соблюдением установленных Едиными правилами требований к освещенности и влажности помещений, учетом тематического содержания выставки, количества посетителей, которые могут одновременно находиться в помещении.
6. Для организации и обеспечения доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям музей размещает на официальном сайте музея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию:
1) полное и сокращенное наименование организации;
2) адрес места нахождения организации и ее структурных подразделений, осуществляющих экспонирование музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда;
3) номер телефона справочной службы организации;
4) адрес электронной почты организации;
5) сведения о графике работы организации;
6) положение о порядке и условиях доступа к музейным предметам и музейным коллекциям;
7) перечень оказываемых организацией услуг, порядок их предоставления, стоимость услуг, наличие льгот;
8) календарные планы проведения мероприятий, в том числе мероприятия с лицами, не достигшими восемнадцати лет, инвалидами;
9) порядок ознакомления инвалидов с музейными предметами и музейными коллекциями;
10) результаты научно-исследовательских работ, связанных с хранением, изучением и публичным представлением культурных ценностей с учетом сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.
7. Доступ лица, выполняющего научно-исследовательские работы по вопросам хранения, изучения и публичного представления культурных ценностей, в музей для работы с музейными предметами и музейными коллекциями, в архиве и библиотеке музея, осуществляется на основании заявления руководителя юридического лица, в котором лицо выполняет научно-исследовательскую работу.
8. Заявление, указанное в пункте 7 настоящего Положения, подается на имя руководителя музея.
В заявлении указывается:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), ученая степень (при наличии), научное звание (при наличии), гражданство (подданство) лица, выполняющего научно-исследовательскую работу;
2) тема и сроки выполнения научно-исследовательской работы;
3) научные задачи, которые ставятся перед исследователем;
4) с какими музейными предметами и музейными коллекциями, архивными документами предполагается ознакомление лица, выполняющего научно-исследовательскую работу;
6) необходимость воспроизведения музейных предметов и музейных коллекций по результатам выполнения научно-исследовательской работы (на бумажных носителях, в электронном виде);
7) дата, до которой будет представлен отчет о результатах научно-исследовательских работы в музей;
8) условия, на которых возможно использование результатов научно-исследовательской работы музеем.
9. Руководитель музея в течение десяти рабочих дней принимает решение о возможности доступа лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и музейным коллекциям.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления, указанного в пункте 7 настоящего Положения, являются:
1) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 66 настоящего Положения;
2) неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций, подтвержденное протоколом заседания реставрационного совета;
3) в отношении музейных предметов и музейных коллекций на дату подачи заявления проводятся реставрационные работы;
4) нахождение музейного предмета на реставрации за пределами музея с указанием реквизитов договора на производство реставрационных работ в отношении музейных предметов и музейных коллекций;
5) нахождение музейных предметов и музейных коллекций на временной (постоянной) экспозиции в других организациях;
6) сведения о музейном предмете и музейной коллекции составляют государственную тайну или относятся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.
В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления, указанного в пункте 7 настоящего Положения, руководитель музея в течение десяти рабочих дней письменно уведомляет об этом организацию, которой направлено заявление, с указанием причин отказа в удовлетворении заявления.
В случае нахождения музейного предмета и музейной коллекции на временной (постоянной) экспозиции в других организациях, в уведомлении музея указывается планируемые сроки возврата музейных предметов и музейных коллекций в музей.
В случае неудовлетворительного состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций, в уведомлении указываются реквизиты протоколы заседания реставрационного совета и сообщается, когда будет осуществлена реставрация музейного предмета и музейной коллекции. В случае, если реставрация музейного предмета и музейной коллекции не планируется в течение трех лет со дня принятия решения руководителем музея об отказе в удовлетворении заявления, то допуск лица, осуществляющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и музейным коллекциям, осуществляется музеем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.
10. Допуск лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и музейным коллекциям оформляется приказом руководителя музея, в котором указывается:
1) порядок организации работы лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, с музейными предметами и музейными коллекциями;
2) фамилия, имя и отчество (при наличии) работника музея, который ответственен за взаимодействие с лицом, выполняющим научно-исследовательскую работу;
3) условия упоминания музея и условия воспроизведения музейных предметов и музейных коллекций, информация о которых была использована в ходе научно-исследовательской работы;
4) период проведения научно-исследовательских работ;
11. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям, сведения о которых составляют государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне или иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.
Справка к приказу Министерства культуры Российской Федерации
от ___ _______ 2016 г. N ___ "Об утверждении Положения об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях"
1. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от ___ _______ 2016 г. N ___ "Об утверждении Положения об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях" (далее - Приказ) издан в целях реализации части 7 статьи 35 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Предмет правового регулирования Приказа - отношения связанные с организацией доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях.
Подготовка и издание Приказа направлены на повышение доступности граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, в том числе находящимся в депозитариях (фондохранилищах) музеев.
Приказом утверждается положение, предусматривающее доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, в том числе находящимся в хранилищах музеев и информации о них.
Приказ не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других ведомственных нормативных правовых актов.
2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N36, ст.4902; N52 ст.7507; 2014 N32, ст.4502; 2015, N6, ст.965, N31, ст.4692) Приказ был размешен на официальном сайте regulation.gov.ru с ___ по ___для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.
Замечания и предложения в указанные сроки в Минкультуры России не поступили.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N10, ст.1084; 2012, N52, ст.7507; 2013, N13, ст.1575, N48, ст.6278; 2015, N6, ст.965, N30, ст.4604) Приказ в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru с ___ по ___.
Экспертные замечания в указанные сроки в Минкультуры России не поступили.
3. При подготовке Приказа Минкультуры России были использованы следующие законодательные акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N32, ст.3301);
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N22, ст.2591; 2003, N2, ст.167; 2007, N27, ст.3213; 2010, N19, ст.2291; 2011, N9, ст.1206; 2014, N49 (часть VI), ст.6928).
4. Ответственный за прохождение государственной регистрации в Минюсте России - начальник отдела Музейного фонда Департамента культурного наследия Чечель Наталья Васильевна тел. 8 495 6291010 (вн. 1498).
Директор Нормативно-правового департамента |
Н.В.Ромашова |
Обзор документа
Разработан проект положения об организации доступа граждан к музейным предметам и коллекциям, находящимся в музеях.
Так, доступ граждан к таким предметам и коллекциям и информации о них будет происходить, в частности, посредством просветительных и образовательных мероприятий; представления обществу музейных предметов и коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о них в сети Интернет.
Доступ к музейным предметам и коллекциям, находящимся в экспозиционно-выставочных помещениях, будет организовываться в часы, наиболее удобные для посетителей (в вечернее время, в выходные и праздничные дни).
Для обеспечения доступа граждан к музейным предметам и коллекциям музей будет размещать на официальном сайте соответствующую информацию (наименование организации, адрес места ее нахождения, номер телефона ее справочной службы).
Допуск лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и коллекциям будет оформляться приказом руководителя музея.