Из бесед о культуре речи. Речь правильная или искусная? Посвящается редакторам Когда мы считаем что русский язык красив

Учебник русского языка

Для студентов 1 курса колледжа

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основные задачи данного учебника: 1) закрепить орфо­графические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской ор­фографии и пунктуации; 2) расширить лексический запас учащихся; 3) углубить представления старшеклассников о стилистике современного русского литературного языка; 4) познакомить учащихся с лексико-грамматическими нормами языка.

Практическая направленность учебника обусловила его содержание, структуру в целом и построение отдельных глав. Орфографические и пунктуационные правила, а так­же краткие сведения по лексике, орфоэпии, грамматике и стилистике предназначены для самостоятельной работы учащихся. Большая часть таких сведений должна быть уже знакома ученикам из курса девятилетней школы.

Сложность работы по русскому языку в старших клас­сах обусловливается разным уровнем подготовки учащих­ся. Это определило характер упражнений - от очень про­стых до сравнительно сложных.

Вне зависимости от издания сложившаяся структура учебника сохраняется. В то же время в книгу внесены существенные дополнения, связанные преимущественно с обновлением ряда текстов, увеличением количества зада­ний комплексного характера, а также с включением в неё ряда новых тем - «Понятие о норме русского литератур­ного языка», «Тропы как выразительные средства языка», «Фигуры речи как выразительные средства языка» и др.

§ 1. РУССКИЙ язык В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Русский язык - это национальный язык великого рус­ского народа, включающий в себя всё многообразие язы­ковых средств, которые используют в своём общении рус­ские люди. Он принадлежит к числу наиболее распростра­нённых языков мира. В настоящее время на нём говорят более 230 миллионов человек. Русский язык относится к индоевропейской семье языков и вместе с украинским и белорусским входит в группу восточнославянских язы­ков. В Российской Федерации и республиках СНГ русский язык выступает в качестве средства межнационального об­щения.

В соответствии с Конституцией РФ русский язык явля­ется государственным языком.

Русский язык имеет большое международное значе­ние. Он входит в число мировых языков, является од­ним из рабочих языков Организации Объединённых Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения, проводятся конференции и сим­позиумы.

Русский язык неоднороден по составу: он включает ли­тературный язык, диалекты, просторечие и жаргоны.

Высшей формой русского языка является литератур­ный язык. Это язык науки и школы, публицистики, дело­вых документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культур­ных людей. Литературный язык характеризуется систе­мой норм, в создании которых выдающуюся роль сыграли русские писатели, учёные, публицисты, общественные дея­тели.

Мощь и богатство русского языка отмечали писате­ли-классики. Ещё М. В. Ломоносов находил в русском язы­ке «великолепие испанского, живость французского, кре­пость немецкого, нежность итальянского, сверх того, бо­гатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». И. С. Тургенев называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывают нас серьёзно

и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой b области свои знания, умения и навыки.

Уместно вспомнить французского просветителя XVIII в. Вольтера, который считал, что чужой язык можно выучить за полгода, родной же - изучать всю жизнь,

    Назовите микротемы текста § 1. Чем, по-вашему, объясняет­ся его деление именно на эти абзацы? Найдите в толковом словаре русского языка слово язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Выпишите из «Школьного фразеологического сло­варя русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова 3-4 фразео­логизма со словом язык, объясните их значение.

    Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Опре­делите основную мысль высказывания.

Когда например мы считаем что русский язык красив когда мы называем его богатым великим то наше право на это основывается не на том будто русский дательный вели­чественнее и красивее чем соответствующие формы других языков или будто в русском языке больше слов чем в дру­гих языках а только на том что формы и слова русско­го языка это формы и слова великого народа корифеев рус­ской литературы создателей нашей изумительной по её духовной мощи и красоте культуры. Именно поэтому и ста­новится такой притягательной силой и таким мощным вос­питательным источником правильная речь для русских людей. (Г. Винокур)

3. Имена каких учёных-лингвистов вам известны? Какие пробле­
мы языкознания их интересовали? Подготовьте сообщение об од­
ном из них.

§ 2. СТИЛИ И ТИПЫ РЕЧИ

Литературный язык в зависимости от того, где и для че­го он используется, делится на ряд стилей.

Стили речи

Разговорный Книжные

(научный, официально-дело­вой, публицистический, стиль художественной литературы)

Особенности стилей речи

Сфера применения

Задачи речи

Характеристика высказывания

Разговорный стиль

Обще­ние

Неофициальная обстановка (в кру­гу друзей, знако­мых), диалоги, дружеские посла­ния, письма, бесе­ды и пр.

Обмен впечат­лениями, мыс­лями с близки­ми или знако­мыми людьми

Непринуждён­ность, эмоцио­нальность, оценочный ха­рактер речи

Эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суф­фиксами субъективной оценки; употребление неполных предложе­ний, вводных слов, слов-обраще­ний, междометий, модальных час­тиц; повторы; инверсия и пр.

Научный стиль

Изложе­ние

научной инфор­мации

Научные труды, выступления, до­клады, лекции, статьи, книги, учебники и пр.

Сообщение све­дений, имею­щих научное значение; объ­яснение при­чин явлений; разъяснение достижений науки и техни­ки, сообщение о них

Точность, ло­гичность, до­казательность; отсутствие эмоционально­сти, даже не­которая су­хость речи

Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния; глагольные формы мно­жественного числа; деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые предложения, осложнён­ные обособленными и однородны­ми членами; вводные слова, указы­вающие на порядок оформления мысли и пр.

Продолжение

Сфера примене­ния

Задачи речи

Характеристика высказывания

Языковые средства (лексические, грам­матические)

Официально-деловой стиль

Точная переда­ча дело­вой ин­форма­ции

Деловые бумаги (объявления, за­явления, отчёты, справки, распис­ки, инструкции, договоры, зако­ны, указания, предписания и пр.)

Сообщение сведений, имеющих де­ловое инфор­мационное значение

Строгость, точ­ность, офици­альность, бес­страстность - речь, лишённая эмоций

Использование штампов, специаль­ной деловой лексики, прямого поряд­ка слов, преобладание существитель­ных над другими частями речи, упо­требление отглагольных существи­тельных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и слож­ных предложений с обособленными членами; СПП с придаточными усло­вия, присоединительными и пр.

Публицистический стиль

Воздей­ствие, агита­ция и пропа­ганда

Выступления, доклады, диспу­ты, статьи, бро­шюры и пр. на общественно-по­литические те­мы (газеты, журналы, ра­дио, телевиде­ние и пр.)

Передача ин­формации об актуальных вопросах со­временной жизни с це­лью воздейст­вия на людей, формирова­ния обще­ственного мнения

Призывность,

страстность, вы­ражение отноше­ния к предмету речи, лаконич­ность при ин­формативной на­сыщенности

Использование лексики разных пла­стов; общественно-политическая лексика; слова с подчёркнуто поло­жительным или отрицательным зна­чением; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно-выразительные сред­ства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), синтак­сические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные), риторические вопросы, обращения и пр.

Продолжение

Сфера применения

Задачи речи

Характеристика высказывания

Языковые средства (лексические, грамматические)

Стиль художественной литературы

Художе­ственное воздей­ствие

Художественные произведения: рас­сказы, повести, ро­маны, пьесы, сти­хотворения, поэмы и пр.

Воздействие путём словес­ного художест­венного изоб­ражения жиз­ни; передача отношения к окружающему, создание худо­жественных образов и пр.

Образность, выразитель­ность, эмоцио­нальность, оце­ночный харак­тер речи

Сочетание языковых средств раз­ных стилей; широкое использова­ние изобразительно-выразитель­ных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для боль­шей выразительности и т. д.

4. Прочитайте отрывок из книги Н. П. Матвеевой «Свидетели
истории народа», адресованной учащимся старших классов. До­
кажите принадлежность текста к научно-популярному стилю ре­
чи. Определите основную мысль текста, подготовьтесь к его пере­
сказу.

Всем известно современное значение слова щепетиль­ный: «строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к кому-либо». Но не помешает ли современное значение правильно понять это слово в «Ев­гении Онегине» Пушкина?

Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит к нам... Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

У Пушкина щепетильный означало совсем иное: «изы­сканный, модный в одежде; приверженный моде». Поче­му? Оказывается, в литературный язык слово пришло из диалекта, где щепетить значило «наряжаться, модни­чать», а щепет (от щепа - мелочь) выступало в значении «галантерея». Отсюда щепетильный в XIX в. обозначало буквально «до щепы, до мелочей следящий за своей одеж­дой». Модников в народе называли щепетунами. Теперь понятным становится, что современное значение - резуль­тат развития языка, логическое переосмысление одного и того же понятия от конкретного к более абстрактному. Не­трудно заметить, что способствовала пониманию этого мо­мента именно культурологическая информация, сделав не­понятное слово словно осязаемым, близким нам.

5. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Ка-
линыч». Укажите признаки разговорного стиля в диалоге.

    Скажите, пожалуйста, - спросил я Полутыкина за ужином, - почему у вас Хорь живёт отдельно от прочих ваших мужиков?

    А вот отчего: он у меня мужик умный. Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришёл он к мо­ему покойному батюшке и говорит, дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам

стану оброк платить хороший. - «Да зачем тебе селиться на болоте?» - «Да уж так; только вы, батюшка, Николай Кузьмич, ни в какую работу употреблять меня уж не из­вольте, а оброк положите, какой сами знаете». - «Пять­десят рублёв в год!» - «Извольте». - «Да без недоимок у меня, смотри!» - «Известно, без недоимок...»

6. Прочитайте тексты. Какой общей темой они связаны? Опреде­лите стиль каждого текста. Укажите признаки этих стилей.

I. Дайте толкование слова манифест. В случае затруднения об­
ратитесь к словарю. Подберите синонимы к выделенному слову.

Крепостное право на крестьян... и на дворовых людей отменяется навсегда...

Наделение крестьян землёю и другими угодьями, а равно следующие за сим повинности в пользу помещика оп­ределяются преимущественно по добровольному между по­мещиками и крестьянами соглашению...

...Приобретение в собственность крестьянами полевых земель и угодий, отведённых им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.

Крестьяне, приобретшие в собственность землю при по­средстве выкупной операции, обязаны вносить в казну еже­годно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством вы­купной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. (Из Манифеста 19 февраля 1861 г.)

II . Дайте толкование выделенных слов. Выпишите из текста си­
нонимы. Подберите синонимы к слову грядущие (поколения).
Приведите 5-6 примеров слов, в которых написание приставок
регулируется тем же правилом, что и в слове безнаказанно,

Имя Александра II отныне принадлежит истории... На­чало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколе­ния этого не забудут!

Но из этого не следует, что б он мог безнаказанно остано­виться. Нет, нет, пусть он довершит начатое, - пусть пол­ный венок закроет его корону. Гнилое, своекорыстное, дикое, алчное противодействие закоснелых помещиков, их вол­чий вой не опасны! Что они могут противопоставить, когда против них власть и свобода, образованное меньшинство и весь народ, царская воля и общественное мнение? (А. И. Гер­цен)

7. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскройте скобки. Определите основную мысль и
стиль каждого текста. Укажите признаки данных стилей речи.
I. Подберите синонимы к выделенному слову.

Патриотизм это не право а обяза..ость хоть и кровная почетная но т..желая обяза..ость которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли что отдана ему под Отечество... Пусть (не, ни)востор-гат(?)ся но гордит(?)ся каждому человеку принадлежностью к своему народу совсем (не)повредит. Армянину что он ар­мянин эстонцу что он эстон..ц еврею что он еврей, а буряту что бурят. Позвольте уж и русскому пр..страстит(?)ся к этой шеренг., «семьи вольной». (Кое)какие заслуги перед миро­вой культурой и ц..вилизац..ей есть и у него. (В. Распутин)

П. Найдите в тексте антонимы. Сделайте морфологический раз­бор выделенного слова. Выпишите, указывая часть речи, по два слова а) с нулевым окончанием; б) без окончания.

Свою задачу писателя я вижу в возвр..щени.. народу русскому забытых страниц его истори.. . Я (не)устаю по­вторять народ жив пока жива его историческая память. Кончает(?)ся память кончает(?)ся нац..я начинает(?)ся нечто другое. Так половц.. пок. .рё..ые монгольскими плем.. нами... уд.. вите л ьно скоро забыли даже свои национальные придания стали по существу иным народом. (Д. Балашов)

8. Прочитайте и сравните два текста о Емельяне Пугачёве. Пер­
вый написан историком В. И. Бугановой, второй взят из романа
В. Я. Шишкова «Емельян Пугачёв». Укажите стиль речи каждо­
го текста и назовите его признаки.

I. Правда о Пугачёве была известна от него же самого. В тайной экспедиции Сената он признался: яицкие казаки «точно знали, что он не государь, а донской казак, ибо он сам настоящего своего имени не таил»...

Им нравилось, что простой казак выступает в роли «императора». К тому же среди них, как и во всём народе, по всей России, давно ходили слухи о том, что Петра III не убили в Ропше; жертвой заговора пал другой человек, ка­кой-то солдат, внешне очень похожий на императора, а он сам скрылся. Все ждали избавления, надеялись, что он им поможет. Поэтому яицкие казаки и приняли Пугачёва.

П. - Не прогневайся, батюшка, скажи-ка мне сущую правду, не утай: точный ли ты государь есть?

Пугачёв по-страшному засверкал на Чику глазами.

    Не стращай, батюшка, я не больно-то пуглив. А луч­ше откройся, ведь нас немного здесь, ведь двоечка только, ты да я. Мне вот Денис Караваев сказал...

    Что он, безумный, сказал тебе?

    А то и сказал, что ты донской казак, - ловил Пуга­чёва нахрапистый Чика.

Пугачёв затрясся, заорал:

Врёшь, дурак! Врёшь! - плюнул и пошёл быстрым
шагом к речке.

Чика поспешил за ним следом, чтоб разом кончить разговор...

Я Караваеву Денису клятву принёс, чтобы в тайне
держал... Ну так вот, и тебе, батюшка, клянусь, уж ты верь
мне. И какой ты есть человек - донской казак али нет, ве­
лика ль мне в том корысть? А раз мы приняли тебя, батюш­
ка, за государя, стало - и делу конец, стало - так тому и
быть...

Пугачёв вплотную приблизился к нему и, собрав всю внутреннюю силу, молвил:

Ну, Чика... Своими речами в пот меня ты вогнал...
Пускай умрёт это в тебе. Чуешь? Христом-богом закли­
наю... А то и твоя и моя голова с плеч покатится, ...Ну, ся­
дем давай, потолкуем. ...Поведаю правду тебе... Знай: я
есть донской казак Емельян Иванов Пугачёв.

9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите тему каждого текста, укажите, к какому стилю речи они относятся. Назовите признаки этих стилей. Подчеркните грамматические основы первых пред­ложений каждого текста. Определите вид сказуемого в каждом из них. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке уменьшения признака.

I. Источники питания рек жидкие осадки снежный по­кров (высоко)горные снега и ледники подземные воды. Од­нородного питания рек в природе почти (не)наблюдает(?)ся оно обычно бывает смеша..ым. В зависимости от особенно­стей питания различают основные фазы водного режима рек половодье паводок.

Для умере..ого пояса Северного полушария характерна повыше..ая водность весной. Крайний тип режима рек уме-ре..ого пояса формируемый в условиях резкой континен-тальности (кратко)време..ое весеннее половодье... На реках Дальнего Востока под влиянием муссонов образуется лет­нее половодье дождевого происхождения. (Из Большой со­ветской энциклопедии)

П. После долгой и снежной зимы особенно дружной бы­вает весна в Забайкаль.. . Бурно та..т в горной тайге снега вскрывают(?)ся реки и реч..нки. Какая(нибудь) маленькая пересыхающая летом речушка становит(?)ся тогда могучим и грозным потоком. Гулкой весенней ночью далеко(далеко) слышен её будоражливый (не)умолкаемый шум. Она вы­ходит из берегов топ..т пр..брежные кусты и огороды рвётся через мельничные запруды лома..т и снос.т все свои мосты. Белой от пены шальной и (не)укр..тимой рекой летит она в солнечную даль. Кто хоть однажды вид..л её буйный и весё­лый разлив тот запомн-.т его навсегда... (К. Седых)

язык ». 2 класс Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык . 2 класс. Учебник . В 2 ч. Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык . 2 ... к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире...
  • Методика русского языка как наука предмет и задачи методики преподавания русского языка

    Документ

    Сведения, дополнит их новыми. Прекрасным предисловием к теме «Дорога к счастью... обложка» титульный лист, оглавление, предисловие , иллюстрации и пр.), в ведении... материала, включенного в школьные учебники русского языка и учебные пособия для учителей...

  • Рец.: Д. Гелюк, М. Гиршман. Вопросы литературы. 1968. № С. 225-227; А. Н. Васильева. Русский язык за рубежом. 1968. № С. 119

    Документ

    Слов, трудных по орфографии в стабильном учебнике русского языка (в соавт. с М.А.Генкель) // Там... русского языка . М.: Наука:Флинта, 2003. Гл. редактор и автор словарных статей: Предисловие ... Там же. С. 290-291. 218. Предисловие . // Там же. С. 4-9. 219. ...

  • Словарь паронимов русского языка

    Литература

    Преподавателям русского языка в стране и за рубежом, составителям учебников русского языка и пособий по русскому языку . Лексикографам... § 1. Словарь включает: а) предисловие ; б) список условных сокращений; в) русский алфавит; г) корпус словаря, ...

  • Когда например мы считаем, что русский язык красив, когда мы называем его богатым, великим, то наше право на это основывается не на том будто русский дательный величественнее и красивее чем соответствующие формы других языков или будто в русском языке больше слов чем в других языках, а только на том, что формы и слова русского языка это формы и слова великого народа корифеев русской литературы создателей нашей изумительной по ее духовной мощи и красоте культуры.

    Напишите сочинение-рассуждение доказывая что русский язык велик используя текст привести 2 аргумента из него: Любила Русь колокольный звон. Уже в первой

    половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «...архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
    Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
    Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) - отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон ».
    С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
    Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.
    О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон - пропадай мой сон, другой звон - земной поклон, третий звон - из дому вон.
    О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
    Трудное дело - отливка колоколов. Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола - свои переливы, у каждого звона - свое назначение.

    Помогите привести примеры из литературы по проблем патриотизма, любви к родине. (Автор считает, что русские люди постепенно утрачивают свою душу,

    отличающую их от других народов. Мы перестали любить то, что нам дано, пытаясь жить по чужим образцам, не понимая, что лишаемся того, что было передано нам предшествующими поколениями, что всегда отличало от других. Мы перестаем быть русскими, потому что перестаем гордиться своей родиной.)

    Найдите в приведенных предложениях нарушения норм литературного русского языка, исправьте ошибки

    Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду.
    В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
    Лидер фракции считает, что нужно вкладывать деньги в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу.
    На собрании станичников царствовала разноголосица.
    Ваше предложение выеденного гроша не стоит.
    Наш театр вмещает до пятьсот зрителей.
    Ни для кого не секрет о том, что положение нашей экономики оставляет желать лучшего.
    После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.
    Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.
    Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания.

    Помогите пожалуйста!

    Надо составить план текста:

    Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Мысли наши формируются языком.
    Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
    Русский язык- это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течении более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: "...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
    В языке сказались "внутренние силы" народа - его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характером и типов. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив.
    Язык не развивается один, он обладает языковой памятью. Ему способствуют существование тысячелетней литературы, письменности.

    По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

    По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

    По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

    On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

    Когда, например, мы считаем, что русский язык красив, когда мы называем его богатым, великим, то наше право на это основывается не на том, будто русский дательный величественнее и красивее, чем соответствующие формы других языков или будто в русском языке больше слов, чем в других языках, а только на том, что формы и слова русского языка - это формы и слова великого народа, корифеев русской литературы, создателей нашей изумительной по ее духовной мощи и красоте культуры. Именно поэтому и становится такой притягательной силой и таким мощным воспитательным источником правильная речь для русских людей (Г. Винокур).

    Примеры.
    В течение трех месяцев пребывания в Крыму Грибоедов посетил и знаменитые пещеры, и величественный Чатыр-даг, и древние развалины замков, и Никитский ботанический сад, прекрасные долины и бухты полуострова. Поднявшись вверх скалистым косогором, попал он на Чертову лестницу и, преодолев крутой перевал и обогнув ближайшую гору, остановился перед Балаклавской бухтой, откуда продолжил свой путь на Севастополь (по П. Дегтяреву).

    Стояла июньская лунная ночь, полная неизменно новой, чарующей красоты. Кусты цветущей черемухи в садах и палисадниках походили на серебряные облака. Мерцали, переливались всеми красками земля и небо. Обращенные к луне скаты крыш казались крытыми зеленым стеклом, а противоположные были черны, как только что распаханные пашни. Словно снежные бабы, белели на них печные трубы (К. Седых).

    • ГДЗ по русскому языку, 10-11 класс, Максимова В.В., К учебнику по русскому языку за 10-11 класс, Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А., 2012
    • ГДЗ по русскому языку. 10-11 класс. К пособию для занятий по русскому языку в старших классах. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. 2002
    • Готовые домашние задания по русскому языку - 10-11 класс - К пособию для занятий по русскому языку в старших классах - Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.
    • ГДЗ по русскому языку, 10-11 классы, 2015, к учебнику по русскому языку за 10-11 классы, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

    Следующие учебники и книги:

    • ГДЗ по русскому языку, 9 класс, 2015, к учебнику по русскому языку за 9 класс, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.
    • Все домашние работы по русскому языку, 9 класс, к учебнику по русскому языку за 9 класс, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., 2014

    Русский язык - это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств, которые используют в своём общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира. В настоящее время на нём говорят более 230 миллионов человек. Русский язык относится к индоевропейской семье языков и вместе с украинским и белорусским входит в группу восточнославянских языков. В Российской Федерации и республиках СНГ русский язык выступает в качестве средства межнационального общения .

    В соответствии с Конституцией РФ русский язык является государственным языком.

    Русский язык имеет большое международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих языков Организации Объединённых Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения, проводятся конференции и симпозиумы.

    Русский язык неоднороден по составу: он включает литературный язык, диалекты, просторечие и жаргоны.

    Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык науки и школы, публицистики, деловых документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, в создании которых выдающуюся роль сыграли русские писатели, учёные, публицисты, общественные деятели.

    Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики. Ещё М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». И. С. Тургенев называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

    Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывают нас серьёзно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки.

    Уместно вспомнить французского просветителя XVIII в. Вольтера, который считал, что чужой язык можно выучить за полгода, родной же - изучать всю жизнь.

    1. Назовите микротемы текста § 1. Чем, по-вашему, объясняется его деление именно на эти абзацы? Найдите в толковом словаре русского языка слово язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Выпишите из «Школьного фразеологического словаря русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова 3-4 фразеологизма со словом язык, объясните их значение.

    2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите основную мысль высказывания.

    Когда например мы считаем что русский язык красив когда мы называем его богатым великим то наше право на это основывается не на том будто русский дательный величественнее и красивее чем соответствующие формы других языков или будто в русском языке больше слов чем в других языках а только на том что формы и слова русского языка это формы и слова великого народа корифеев русской литературы создателей нашей изумительной по её духовной мощи и красоте культуры. Именно поэтому и становится такой притягательной силой и таким мощным воспитательным источником правильная речь для русских людей. (Г. Винокур)

    3. Имена каких учёных-лингвистов вам известны? Какие проблемы языкознания их интересовали? Подготовьте сообщение об одном из них.

    I. 1) Он шел по своему городу, в котором вырос и который ему доверили охранять. (Э. Хруцкий) 2) В руке намертво был зажат наган с последним патроном, и он хотел сейчас только, чтоб немцы скорее повстречались и чтоб он успел свалить еще одного. (Б. Васильев) 3) И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнул их и когда понял, что навстречу идут свои. (Б. Васильев) 4) Она преданно и чистосердечно смотрела своими чудесными глазами, давая понять, что готова чем угодно помочь ему и что на нее он может всецело положиться. (А. Адамов) 5) Это был самый недобрый час ночи, когда холод и тьма зловеще смыкаются над землей и не верится, что наступит рассвет.(М. Семенова) 6) А вот, дыханье затаив, я слышу стон плакучих ив, что ствол свой низко наклонили и ветви в воду уронили. (О. Константинова) 7) Спускались они молча, потому что тропинка была очень узкой и идти по ней надо было осторожно. (В. Пелевин) 8) Вершина оказалась небольшой плоской площадкой, где росло несколько мелких кустов боярышника и торчал стальной шест маяка. (В. Пелевин) 9) Когда стало светать и закричали первые петухи, во дворе появилась большая полосатая кошка.(М. Семенова) 10) Это непривычное состояние было настолько мучительно, что сердце остановилось и он проснулся. (Стругацкие) 11) Когда мы вышли из автобуса, шел неприятный косой дождь и было холодно. (В. Пелевин) 12) Едва я успел сделать несколько шагов, как берег подо мной провалился и я оказался по пояс в ледяной воде. (И. Трофимкин) 13) На седьмой день пал на море такой страшный туман, что нос парохода упирался будто в белую стену и едва было видно, как колышется во мгле притихшее море. (В. Короленко) 14) Я слушаю, как снежный ком растет и вечность бьет на каменных часах. (О. Мандельштам) 15) В том месте, где лес незаметно становился парком и начинался пригород, стоял старинный особняк. 16) Народу возле станции было много, и чувствовалось, что сегодня воскресный день и грядет открытие дачного сезона.

    II. Когда, например, мы считаем, что русский язык красив, когда мы называем его богатым, великим, то наше право на это основывается не на том, будто русский дательный величественнее и красивее, чем соответствующие формы других языков, или будто в русском языке больше слов, чем в других языках, а только на том, что формы и слова русского языка — это формы и слова великого народа, корифеев русской литературы, создателей нашей изумительной по ее духовной мощи и красоте культуры. Именно поэтому и становится такой притягательной силой и таким мощным воспитательным источником правильная речь для русских людей.

    (Г. Винокур)

    III. 1) Июль незаметно, совсем незаметно сменяется задумчивым августом, когда в природе все умолкает, когда подсолнухи низко склоняют отяжелевшие головы и в садах фонарями светятся спелые яблоки, когда скворцы и ласточки собираются в стаи, а на березах появляется едва заметная желтая проседь. 2) Потом я вспомнил, какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться, как звенит прокаленным морозом снег, как потом каждая веточка и соринка солнечным светом утепляются в снег и как постепенно весь снежный мир становится синим.

    (В. Песков)