Е. Пересказ произведения "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина М.Е II

Конспект урока по проблемной технологии

Тема урока: А.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цель: обучить самостоятельному решению проблем, открытию новых знаний

Этапы урока

Учитель

Ученики

Доска и оборудование

Создание проблемной ситуации.

На основе какого произведения поставлен мультфильм?

А в какой сборник писателя входит она?

Какое вы заметили противоречие?

« Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил»

« Сказки для детей изрядного возраста»

И повесть, и сказка одновременно

Показываем фрагменты мультфильма

Формулирование проблемы

Какой у вас возникает вопрос? Что предстоит выяснить?

Повесть это или сказка?

Нужно выяснить, что это такое?(могут разные предложения)

На слайде:

ПОВЕСТЬ или СКАЗКА?

И на доске

Версии

Какие у вас есть версии решения проблемы?

Все версии детей принимаются

Цель: анализировать текст, выявлять признаки повести и сказки, определить их роль в тексте

Планирование деятельности

Что нужно узнать для решения проблемы?

Вспомнить, что такое повесть, сказка. Найти признаки повести и сказки в тексте

Актуализация знаний

Дайте однокоренные слова –глаголы к слову повесть

А так и было в первоначальном варианте писатель построил так, что ему рассказчик пересказывает эту историю, но он потом убрал его из текста

А что такое сказка?

Выполите следующее задание: Заполните таблицу: Реальное и сказочное в тексте

Повествовать, рассказать о реальном, о действительной жизни

Фантастическое, нереальное, превращения, перемещения в пространстве, сказочные обороты, зачин и концовка

Заполняют таблицу примерами из текста. Делают выводы, каких элементов больше- реальное или сказочное

ПОВЕСТЬ(на одной доске)дополняются записи по мере работы:

Повествовать, рассказать, реальные картины

СКАЗКА

Фантастическое

Сказочные обороты

Зачин, концовка

Смешно, комично

Сатирическое, критикует

На слайде аналогия таблицы показывается после работы ребят

Поиск решения(открытие нового знания).

А теперь знакомьтесь, пожалуйста, схемой «Речевые средства комического»

Какими средствами создается комическое, смешное?

Какие из них есть в тексте Щедрина?

А на какие 2 вида делится комическое?

А наш текст относится к сатире или юмору?

Выполните Задание № 3

В ночных рубашках оказались на необитаемом острове; не знали, где восток, где запад; не могут яблоко сорвать, рыбу ловить; с голоду орден откусил один у другого; что бы они не читали- все было о еде; мужик свил веревку, с которой генералы привязали его к дереву, чтобы он не убежал;

Самостоятельно изучают схему и готовятся комментировать. Выступают кратко. Перечисляют те средства, с помощью которых создается комическое.

Называют те средства, которые есть в данном тексте.

Сатира и юмор. Читают определение.

К сатире. Могут ответить к юмору- тогда корректировать.

Генералов за то, что они ничего не умеют делать, не приспособлены к жизни.

Мужика за то что он свел веревку себе, взял кислое яблоко себе, то есть он не любит себя, он так привык всегда угождать хозяевам, а себе ничего. Это плохо, что он себя не ценит, нет в нем человеческого достоинства

Смех над генералами: злой, горький, побуждает гнев и ненависть.

Смех над мужиком: грустный, сожалеющий,

На столах детей схема.

На слайде схема.

Выражение решения

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

Обобщение: А.Е Салтыков -Щедрин повествует нам интересный случай из жизни генералов, используя форму сказки, обогащая ее разными средствами сатиры, доводит до нас, до читателей, основную идею, основную мысль текста.

Перед нами сказка сатирическая.

Домашнее задание

Попробуйте написать сатирическую сказку

Рефлексия

Подчеркните одно из предложенных слов по оценке урока, своей активности и по материалу, изученному на уроке

Делают рефлексию

Урок

Интересно

Скучно

Безразлично

Я на уроке

Работал

Отдыхал

Помогал

Итог

Понял материал

Узнал больше, чем знал

Не понял

Итог Итог Итог

Не понял не понял не понял

Урок Я на уроке Урок Я на уроке Урок Я на уроке

Интересно работал интересно работал интересно работал

Скучно отдыхал скучно отдыхал скучно отдыхал

Безразлично помогал безразлично помогал безразлично помогал

Итог Итог Итог

Понял материал понял материал понял материал

Узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал

Не понял не понял не понял

Урок Я на уроке Урок Я на уроке Урок Я на уроке

Интересно работал интересно работал интересно работал

Скучно отдыхал скучно отдыхал скучно отдыхал

Безразлично помогал безразлично помогал безразлично помогал

Итог Итог Итог

Понял материал понял материал понял материал

Узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал

Не понял не понял не понял


Краткое содержание

Два генерала каким-то образом оказываются на острове. Оба в одних рубашках с орденами на шее. На острове полно различной еды: на деревьях висят плоды, ручей кишит рыбой, в лесу ряб­чики свищут. Но добыть и приготовить эту еду генералы не мо­гут, так как ничего не умеют. Умеют они газеты читать, чем и занимаются. Один из генералов нашел старый номер “Московс­ких ведомостей”. На беду в газете им попадаются только статьи про званые обеды, которые разжигают у них аппетит. Генералы недоумевают: Они и не знали, что человеческая

пища в первона­чальном виде плавает и на деревьях растет. Один генерал был поумнее и, кроме регистратуры, в свое время служил еще учи­телем каллиграфии в школе военных кантонистов. Он и придумал поискать какого-никакого мужика, чтобы тот им помог. Долго бро­дили – нашли. Под деревом лежал громаднейший мужичина и спал, то есть уклонялся от работы. Генералы на него накинулись – спит, а они тут вторые сутки с голоду пропадают. Мужик проснулся и хотел убежать, да они в него вцепились. Пришлось ему найти еды, приготовить ее и накормить генералов. Те наелись и позволили мужику отдохнуть, только велели ему сначала

свить веревочку. Этой веревочкой генералы привязали мужика, чтобы не убежал.

“Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Чаще и чаще стали они припоминать об оставленных ими в Петербурге кухарках и втихомолку даже поплакивали”. Тогда мужик постро­ил лодку и вывез их в столицу.

“Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генера­лы стали сытые, белые да веселые! Генералы напились кофе, наелись сдобных булок, поехали в казначейство и получили кучу денег. Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!”

Глоссарий:

  • краткое содержание повесть о том как мужик двух генералов прокормил
  • сочинение как мужик двух генералов прокормил
  • как мужик двух генералов прокормил краткое содержание
  • краткое содержание повести о том как мужик двух генералов прокормил
  • повесть о том как один мужик двух генералов прокормил план

Другие работы по этой теме:

  1. Анализ произведения Это продолжение серии обличительных сказок М. Е. Салты­кова-Щедрина. В повести сатирически высмеиваются не сами ге­нералы, а основы русской жизни. В основе благополучия боль­шой...
  2. Почему сказка о двух генералах названа авто­ром “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”? Что в этом произведении от жанра сказки? Почему в...
  3. План пересказа 1. Два генерала внезапно очутились на необитаемом острове. Их разговоры и бестолковые дела. 2. Генералы нашли мужика, который стал их обслуживать. 3. Мужик...
  4. Идейно-художественное своеобразие сказок Михаила Ев­графовича Салтыкова-Щедрина заключается в том, что для вы­ражения злободневного общественно-политического содержа­ния писатель изобретательно использует элементы фольклора. При этом он применяет все...

Урок 41 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (продолжение)

02.02.2012 24887 2090

Урок 41 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (продолжение)

Цели : продолжить знакомство с сатирическими сказками; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; подвести к критике покорности русского мужика.

Методические приемы : работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что такое юмор?

– Что называется сатирой? (Юмор – изображение чего-либо в смешном, комическом виде: в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» весь дом и даже знакомые подбирают «лошадиные» фамилии, чтобы написать какому-то шарлатану, вместо того чтобы обратиться к доктору. Это смешно.

III. Изучение «Повести…» (продолжение).

1. Аналитическая беседа по вопросам.

– Почему писатель назвал произведение сказкой? (Назвать фантастические моменты сказки.)

Черты народной сказки, которые использовал Салтыков-Щедрин:

1) сказочный зачин «жили-были»;

2) устойчивые выражения: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать;

3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся.

– Вспомните, что такое гипербола. Какую роль она играет в повести? (Гипербола – это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Например, высказывание одного из генералов о том, что он думал, будто булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают. С помощью гипербол создается аналогичная ситуация, вызывающая у читателя смех или возмущение (например, эпизод с яблоками).

– Где и как служили?

Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, проведя всю жизнь в «какой-то регистратуре».

– О чем говорит эпитет «какой-то»? (о н подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И все-таки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве за то, что в ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые не умели ничего делать, даже слов знали немного: «Примите уверение…» В этом уже слышится насмешка автора.)

Задание: доказать, что генералы не только не умели говорить, но ничего не умели делать. С. 265–266. Разговор о смене дня и ночи. Доказать их невежество. («Стали искать, где восток и где запад». С. 265. «Хочет генерал достать хоть одно яблоко…»)

– Каковы темы их разговоров?

– О чем пишут газеты? (с . 267. «Вчера… земляника», «Из Тулы пишут … Подливка…», «Из Вятки… увеличится». Общество высших классов утонуло в праздности и сытости. Эксплуатацию (угнетение) народа оно считало обычным делом, оно жило за счет народа.)

– О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения? (Живя за счет труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его тунеядцем». Полное неуважение к мужику-труженику.)

– К кому нужно отнести слово «тунеядец»?

– Как мужик угодил путешественникам-генералам?

– Изменилось ли отношение их к мужику? («Не дать ли и тунеядцу частичку?». «Однако и об мужике не забыли…»)

– Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу.)

– Какие чувства вызывает он, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно выполняющий любую работу, проявляя умение и сноровку, и безропотно слушающий оскорбления генералов.)

– Как вы думаете, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку? (Смех, связанный с генералами, обличительный (разоблачительный). Автор зло, беспощадно высмеивает никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая (преувеличение – гипербола) их неприспособленность и невежество, раскрывая их звериную сущность («…в одно мгновение остервенились… Полетели клочья…»)

Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и… безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.)

IV. Подведение итогов урока.

– В чем своеобразие языка щедринской сказки? Для чего он использует такой стиль? (В речи генералов перемешаны разные стили: генералы называют друг друга «ваше превосходительство, а используют просторечные слова, «ежели», «теперича». Включаются в повествование канцелярские обороты, здесь, даже целый циркуляр («если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Выражение «искать севера», «перепробовали все страны, света» тоже ничего, кроме смеха не вызывают. Конечно, такой «языковой винегрет Щедрин использует специально, с сатирической целью – разоблачить глупость, невежество, тупость своих героев.)

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать сказку «Дикий помещик» – проработать вопросы и задания на с. 273– 274 учебника.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок литературы в 7 классе

Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Тип урока: изучение нового материала, деловая игра

Цели:

Выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность,

Показать художественное своеобразие сказок,

Словарная работа над литературными терминами,

Развивать умение анализировать сказки

Развивать умение работать в группе.

Оформление:

Выставка изданий произведений писателя

Ход урока

1. Слово учителя. Писатель-сатирик. Сатира.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наследия сатирика едва наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу. Сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.\

Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей; народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).

М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу.

2. Работа над литературными терминами.

Аллегория - иносказание

Сарказм – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

Гипербола – намеренное преувеличение

Эзопов язык - иносказание и метафоричность

3. Сказка народная и литературная. Сходство и различие.

(Класс делится на две команды)

1 команда рассказывает о народной сказке и ее особенностях.

А.Среди многих жанров устного народного творчества сказки занимают особое место. Издавна она считалась не только самым распространенным, но и самым любимым жанром детей всех возрастов.

Б.Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига.

С.Волшебные сказки прославляют героический подвиг, творческий труд, сочетание внутренней и внешней красоты героев.

Народные сказки делятся на три группы:

А.сказки о животных – самый древний вид сказки, в которой животные ведут себя как люди.

Б.бытовые сказки. Их герои живут в реальном мире. Они побеждают в борьбе против барина, помещика, генерала, а помогают им одержать победу ум, находчивость и смелость.

С.Волшебные сказки. Герои этих сказок борются с нечистой силой и побеждают.

Композиция сказки:

1.Зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»)

2. Основная часть (Троекратный повтор действий)

3. Концовка («Стали они жить-поживать…»)

2 команда рассказывает о литературной сказке ее особенностях.

1) Литературная сказка - авторское, художественное или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей.

2) Литературная сказка - такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий, и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах или драматургии решаются морально-поэтические или эстетические проблемы

4. 1 команда: цитатный план «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в

скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на

необитаемом острове.

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним

одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли…

Стали искать, где восток и где запад.

Сказано - сделано. Пошел один генерал направо…

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак.

- …о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно

сводился на воспоминание об еде, и это еще более раздражало аппетит.

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило

вдохновение...

-…мужик везде есть, стоит только поискать его!

Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.

И зачал он перед ними действовать. Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже

в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые,

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать

за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!

И выстроил он корабль…

Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра:

веселись, мужичина!

2 команда:

5. 2 команда Сказочные выражения и их роль в сказках Салтыкова – Щедрина.

(Найти в текстах сказочные выражения и прокомментировать)

Типичные сказочные зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве...»,

Присказки: «По щучьему велению…», «Много ли, мало ли времени прошло...»,

Характерные для народной речи обороты: «думал-думал», «сказано-сделано»,

Постоянные эпитеты: «туча черная», «тело белое»,

Троекратные повторы, лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат,

Сказочные персонажи.

6. Беседа по содержанию сказок

Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

Можно ли назвать его идеальным героем?

Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Кто из героев достоин уважения?

7. Вопросы для 1-2 команды по 5 вопросов для каждой команды

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.По приказу царя

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.Приплыли на пароходе

4.Приехали в карете

2. В чем мужик варил суп для генералов?

1. В котелке

2. В пригоршне

3.В кастрюле

4.В скороварке

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»

2.«Московские ведомости»

3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

4. Как генералы отыскали мужика на острове?

1. По следам, оставленным на песке

2. По объявлению

3. По запаху мякинного хлеба

4. По его храпу.

5. Кем работал этот мужик в Москве ?

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Маляром

4. Извозчиком.

6.В каком виде генералы оказались на острове?

1. В мундирах

2. В ночных рубашках

3. В шубах и валенках

4. В шортах

7.Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

1. Все время спать

2. Научиться работать

3. Найти мужика

4. Поймать зверя

8.Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же, как и попали на остров

3. Их спасли случайно

4. Мужик построил корабль.

9.На какой улице жили генералы?

1. На Подьяческой

2. На Фонтанке

3. На Литейной

4. На Невском.

10. Чем генералы наградили мужика?

1. Орденом

2. Медалью

3. Плетьми

4. Рюмкой водки и пятаком.

8. Выводы. Работа с классом

1. Жанровые и художественные особенности сказок С-Щедрина

(работа с классом)

- фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

-" эзопов язык " (иносказание и метафоричность)

Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

Гиперболизация

2. Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:

Тема власти («Дикий помещик»)

Тема народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,)

3.Проблематика сказок

Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы:

Взаимоотношение народа и правящих кругов,

Феномен русского либерализма,

Реформа просвещения,

но и общечеловеческие:

Добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм.

9. Итоги урока, оценки

План пересказа

1. Два генерала внезапно очутились на необитаемом острове. Их разговоры и бестолковые дела.
2. Генералы нашли мужика, который стал их обслуживать.
3. Мужик строит лодку и доставляет генералов обратно в Петербург.

Пересказ

Два генерала очутились на необитаемом острове. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Они одеты были в ночные рубашки, а на шее у каждого - по ордену.

Ни один из генералов не может ни определить стороны света, ни сорвать яблоко с дерева, ни поймать рыбу или дичь. Находят они «Московские ведомости». Однако все заметки в газете посвящены званым обедам. А генералов все больше одолевает голод. От голода они набрасываются друг на друга. Генерал, который был учителем каллиграфии, откусывает и съедает орден у своего товарища. Вид крови отрезвляет их.

Спустя несколько дней мужик научился уже «в пригоршне суп варить».

«Веселые, рыхлые, сытые, белые», генералы довольны тем, что в Петербурге им набегает большая пенсия, рассуждают на досуге о Вавилонском столпотворении, читают «Московские ведомости» без отвращения и желудочных колик.

Спустя еще некоторое время генералы требуют доставить их в Петербург. Мужик выстроил корабль, устлал его дно лебяжьим пухом, «и пускаются они в путь». Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужика за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

Прибыв в Петербург, генералы пьют кофе, едят сдобные булки, надевают мундиры, получают огромные пенсии. А мужику высылают «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»