Строение и значение нервной системы краткое содержание. Значение, строение и функционирование нервной системы

Урок 12. Общий план строения нервной системы и ее функции. Строение нервной ткани и ее свойства

19.01.2015 5066 738

Цели урока: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы, не­рвной ткани, нейтронах; развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

Оборудование: таблица «Строение нервной системы», «Строение нервной тка­ни».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Карточка № 1

- Работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянс­тво внутренней среды?

- Какое это имеет значение для деятельности организма?

Карточка № 2

- Объясните, почему нервная регуляция осуществляется быстрее, чем гумо­ральная; каковы специфические особенности: а) нервной; б) гуморальной регуляции.

Карточка № 3

- Как регулируется деятельность организма человека с помощью нервной и эн­докринной систем органов?

Карточка № 4

- Объясните значение терминов: гомеостаз, гомеостатические реакции, регуля­ция, нервно-гуморальная регуляция, саморегуляция.

2) Фронтальная работа по домашнему заданию. (Учащиеся на собственных при­мерах показывают действие процессов саморегуляции; идет обсуждение.)

III. Актуализация опорных знаний

На доске вывешивается таблица «Нервная система».

Учитель предлагает записать все ассоциации, которые возникают при упомина­нии этих слов.

Сначала учащиеся работают индивидуально (1-2 мин), потом обсуждают в паре, далее в четверке. Делают общий список ассоциаций и составляют с их использова­нием рассказ о нервной системе.

В ходе беседы подчеркивается, что нервная система сложно организована и высо­ко специализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка

- нейрон. Главное свойство нервной ткани - возбудимость, т. е. способность в ответ на раздражение формировать процесс возбуждения. Возбуждение лежит в основе механизмов работы нервной системы. Нервная система связывает функционально в единое целое все клетки, ткани и органы человеческого организма; играет веду­щую роль в регуляции жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой.

Учащиеся дают определение нервной системе и заполняют в тетради первый блок в схеме «Строение и функции нервной системы»

Таблица. Строение и функции нервной системы

Определение

Значение

Нервная ткань

Отделы нервной сис­темы

Совокупность специальных структур, объ­единяющая и координирую­щая деятельность всех органов и систем организ­ма в постоянном взаимодействии с внешней сре­дой

1. Согласование работы всех орга­нов и систем организма.

2. Поддержание относительного постоянства внутренней среды гомеостаза.

3. Ориентация организма во вне­шней среде и приспособитель­ные реакции на ее изменения.

4. Организация деятельности, при­

водящая к удовлетворению пот­ребностей.

5. Материальная основа психи­ческой деятельности

чувствительные

двигательные

вставочные

Центральная НС Головной мозг Спинной мозг Периферическая НС Нервы Ганглии Соматическая (произвольная) Автономная (непро­извольная) Парасимпатическая Симпатическая

принцип дейс­твия

IV. Изучение новой темы

1) Учитель указывает на то, что в теме «Нервная система» будут найдены ответы на следующие вопросы:

- Как достигается согласованность работы разных органов?

- Как строение нервной системы обеспечивает функцию объединения органов для совместной работы?

- Как согласуется, например, работа мышц с деятельностью внутренних орга­нов?

- Какую роль играют органы чувств и нервная система в связи организма с вне­шней средой?

(Можно дать возможность учащимся самим сформулировать интересующие их вопросы.)

2) На следующем этапе урока формулируются Цели урока, решение которых поз­волит ответить на все поставленные вопросы. Исходя из этого, обозначаются назва­ния блоков схемы.

Значение нервной системы

Самостоятельная работа . Организуется поисковая беседа, в ходе которой выясня­ется значение нервной системы в жизни человека.

При наличии учебника организуется работа по § 43 (Уч. К..; Уч. Б.,§ 7; Уч. Д. § 46).

Задание. Прочитайте текст в учебнике, с. 220-221 (Уч. К.). Напротив каждого аб­заца сделайте пометку карандашом:

«V» - знакомая информация;

« t » - новая информация;

«-»- думал иначе;

«?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю.

(После выполнения работы сотрите пометки)

Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система.

После обсуждения оформляется второй блок схемы.

Материал закрепляется работой по вопросам после § 43.

На следующем этапе урока идет знакомство с основными терминами темы.

Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение нервной ткани», рис. 8, .. 14 (Уч. Б.), рис. 16, с. 38 (Уч. К.), рис. 10, с. 23 (Уч.Д.). На столах у учащихся крат­кий словарь терминов по теме «Нервная система» (см. приложение).

Л Нервная ткань. В состав нервной ткани входят высокоспециализированные не­рвные клетки, названные нейронами, и клетки нейроглии (заполняют пространство между нейронами и окружающими их капиллярами, участвуют в метаболизме ней­ронов).

Нейрон - это основная структурная и функциональная единица нервной сис-

I смы. Нейроном называют нервную клетку с отростками. В нем различают тело клетки, один длинный, мало ветвящийся отросток - аксон и много (от 1 до 1000) коротких, сильно ветвящихся отростков - дендритов. Длина аксона достигает метра м более, а длина дендрита может достигать 300 мкм. Нейроны очень разнообразны по форме и количеству отростков.

> Самыми длинными аксонами обладают клетки, получающие информацию in органов чувств и передающие ее в центральную нервную систему. Аксон такого нейрона может тянуться от тела клетки, расположенного вблизи спинного мозга, на расстояние около метра, например к пальцу на ноге. Отростки нейронов, целиком нежащих в центральной нервной системе, обычно короче.

Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета - миелиновой оболочкой. Их скопления в центральной нервной системе обра- |уют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов не имеют такой оболочки. Их скопления образуют серое вещество.

Тело нервной клетки покрыто сложно устроенной мембраной и содержит органо­иды, свойственные любой другой клетке: в цитоплазме находится ядро с одним или несколькими ядрышками, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазма- гическая сеть и др.

Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. С рибосомами в нервных клетках связывают высокий уровень обмена веществ - синтез белка.

Нейроны различают по строению и функции. По функциональным свойствам выделяют чувствительные (или центростремительные) нейроны, несущие возбуж­дение от рецепторов - нервных окончаний в центральную нервную систему, дви­си ельные (или центробежные), передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу, и вставочные, контактные или промежуточные нейроны, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы.

Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы на- п>|вают нервными узлами, или ганглиями.

л Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещес­тво нервной ткани.

В организме возбуждение проводится по нервам, в состав которых входит боль­шое количество различных по строению и функции нервных волокон. Каждый пу­чок нервных волокон окружен соединительнотканной оболочкой. Весь нерв покрыт общей оболочкой. По каждому нервному волокну нерва импульс распространяется изолированно не переходя на другие волокна. Различают чувствительные (центрос­тремительные), двигательные (центробежные) и смешанные нервы. Обычно нерв состоит из 10 3 -10 4 волокон, однако у человека в зрительном нерве их свыше 1 млн. Питают их кровеносные сосуды, находящиеся в нерве.

От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы, а от спинного мозга - спин­но-мозговые.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

МОУ Большекарайская СОШ им. Н.Ф.Сосина

Открытый урок по биологии в 8 классе

«Строение и значение нервной системы».

Подготовила и провела

учитель химии и биологии

Мухортова Т.Е.

2015 -2016 учебный год.

Строение и значение нервной системы.

«Собраться вместе - это начало.

Держаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех»

Генри Форд.

Цель : изучить строение и функции нервной системы человека

Задачи:

1. Образовательная

Повторить определения биологических понятий.

    1. Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

      2. Развивающая

Оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

3. Воспитательная

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее - особенное- единичное, причина – следствие.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: таблицы, микроскоп, готовые препараты, презентация.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Биологический диктант. (самопроверка)

Учащиеся должны дать определение следующим понятиям:

I вариан т: II вариан т:

рудименты; атавизм;

раса; расизм;

ткань; орган;

железы внутренней гормоны.

секреции.

1) Рудименты – органы человека, со временем утратившие свое значение, хотя и сохранившиеся полностью или частично.

2) Атавизмы – появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

3) Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также обычаями и традициями.

4) Расизм – антинаучная теория, утверждающая существование высших и низших рас, оправдывающая господство одних народов над другими.

5) Ткань – группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.

6) Орган – часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая определенную форму и строение и выполняющая определенную функцию.

7) Железы внутренней секреции – железы, выделяющие свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.

8) Гормоны – это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

III. Изучение нового материала.

1.Гармоничную музыку слушать приятнее. От дирижера же зависит слаженная игра музыкантов оркестра. В чём состоит важнейшая задача дирижера?

(В объединении звуков музыкальных инструментов, их согласованной работе.)

Наш организм тоже можно сравнить с оркестром, а вот какая его система выполняет роль дирижера?(нервная)

Ее роль похожа на работу дирижера. Для чего же нужна нам нервная система?( Для объединения систем органов организма, их согласованной работы.) Возможна ли согласованная работа нашего организма без участия этой системы?(нет)

Прочитайте о пределение дирижера из гуманитарного словаря.

(Дирижёр (от франц. diriger - управлять, руководить) - музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.)

Давайте вместе с вами попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия, а помогут нам в этом наши знания о роли нервной системы и определение, которое лежит перед вами, ведь роль дирижера в оркестре и роль нервной система похожи.

Как осуществляется нервная регуляция нашего организма?(слайд 1)

Что мы должны сделать с вами для решения этой проблемы? (Должны выяснить строение и принцип работы нервной системы в организме человека . Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.)

А как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия?

Надеюсь, что слова Г. Форда, будут как нельзя лучше отражать наш сегодняшний настрой и слаженную работу. (слайд 2)

2. Любому живому организму, в том числе и человеку, сложно существовать в постоянно изменяющемся мире, любые действия должны быть отрегулированы и скоординированы. Какой системе принадлежит ведущая роль в этом процессе?

Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности (речи, мышления, сложных форм социального поведения

3. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника на с. 53.

5. Беседа по прочитанному материалу.

Как можно подразделить нервную систему по топографическому (месторасположению )признаку?

(По топографическому(месторасположению)признаку нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Центральная нервная система = головной мозг + спиной мозг. Периферическая нервная система = нервы + нервные узлы + нервные окончания.)

Как подразделяется нервная система по функциональному признаку?

(По функциональному признаку нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).)

Дайте характеристику соматической и вегетативной нервной системы.

(Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи, скелетных мышц и стимулирует сердечную деятельность. Вегетативная нервная система иннервирует все внутренние органы.)

Очень сложно устроена вегетативная нервная система, для чего нам необходим симпатический и парасимпатический отдел?(Симпатическая регуляция преобладает когда человек находится в активном состоянии, парасимпатическая когда в покое)

Как результат изучения данной части нового материала учитель предлагает выполнить в схему в тетради.

Схема 1

Схема 2

Слайд3,4,5

Физминутка.

Дыхание «оживляющее нервы»:

    исходное положение: стоя, руки опущены;

    сделайте полный вдох;

    задержите дыхание;

    сожмите руки в кулаки;

    медленно поднимите руки через стороны вверх;

    оставайтесь в этом положении пока хватит воздуха;

    медленно выдыхая, опустите руки;

При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Какая нервная система командовала работой наших мышц во время физминутки? (соматическая)(слайд 7)

Какой тканью образована нервная система?

(Основной тканью нервной системы является нервная ткань.) слайд 8

Как устроена нервная ткань?

(Нервная ткань состоит из основных нервных клеток – нейронов и вспомогательных клеток – нейроглии.)

Расскажите о строении нейрона. (слайд 9)

(Нейрон = тело + отростки. Отростки бывают двух типов: аксон – длинный, слабоветвящийся, покрытый белой миелиновой оболочкой, один у нервной клетки; дендриты – короткие сильноветвящиеся, несколько у нервной клетки.)

Чем представлено серое и белое вещество нервной системы?

(Серое вещество нервной системы – это скопление тел нейронов. Белое вещество нервной системы – это отростки нейронов.)

Подводя итог данной части урока, учитель предлагает изобразить в тетради схему.

Схема 3

(слайд 10)

Учитель продолжает беседу по прочитанному учащимися тексту.

Как классифицируются нейроны согласно выполняемым ими функциям?

(Нейроны бывают: чувствительные, вставочные, двигательные.)

Какие функции они выполняют?

(Чувствительные нейроны проводят импульсы от поверхности тела и внутренних органов к мозгу. Вставочные нейроны анализируют информацию и «принимают решения». Двигательные – проводят импульсы – команды от головного и спинного мозга к рабочим органам (мышцам и железам).

В завершение учащиеся изображают в тетради схему.

Схема 4

Учитель . Уже из курса 6 класса вам известно о рефлекторном принципе работы нервной системы.

Вспомните, что такое рефлекс. (Слайд 11)

(Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.)

Какие рефлексы вам известны? Приведите примеры. (слайд13)

(Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому их еще называют врожденными. Например, коснувшись горячего утюга, мы резко, не задумываясь, даже еще не почувствовав боли, отдергиваем руку. Сосательный, глотательный, хватательный – все это примеры безусловных рефлексов. Условные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, если человек неоднократно употреблял в пищу лимон, то через некоторое время у него выработается условный рефлекс – сильное слюноотделение – только при виде этого фрукта.)

Что называется рефлекторной дугой? (слайд 12)

(Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.)

(Учащиеся изображают схему рефлекторной дуги, используя рисунок на с. 57 учебника.)

Схема рефлекторной дуги:

1 – рецепторы;

2 – чувствительный (афферентный, или сенсорный) нейрон;

3 – вставочный (промежуточный) нейрон;

4 – двигательный (эфферентный, или моторный) нейрон;

5 – окончания двигательного нейрона, расположенные в рабочем органе (мышце, или железе).

Какими бывают рефлекторные дуги?

(Рефлекторные дуги бывают простыми и сложными. Простая рефлекторная дуга состоит из трех нейронов: чувствительного, вставочного и двигательного. Сложные рефлекторные дуги состоят из многих нейронов.)

Вспомним проблему нашего сегодняшнего урока. Сможем ли мы теперь ее решить?(слайд 14)

( Нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы

Она осуществляется быстро, с направленностью сигнала к определенному адресату. Нервной регуляции подлежат соматические и вегетативные функции организма. Основной принцип нервной регуляции - рефлекс.)

Рефлексия. (слайд 15)

    На уроке я работал…

    Своей работой на уроке я…

    Урок для меня показался…

    За урок я…

    Мое настроение...

    Материал урока мне был…

    Домашнее задание мне кажется…

Учитель . А теперь заслушаем небольшое сообщение об эволюции нервной системы у животных.

Сообщение учащегося .

Первые животные, населявшие Землю, не имели организованной нервной системы. Лишь в ходе эволюции нервная система постепенно усложнилась.

У губок, очень примитивных животных, есть только отдельные нервные клетки, то есть они, по сути, лишены того, что подразумевается под нервной системой.

На следующей ступени эволюции животные были оснащены очень простой нервной системой, образованной цепочкой из нейронов, соединенных между собой, но без мозга (например, как у морских звезд и плоских червей).

На более высокой ступени развития у животных появились хорошо развитые нервные узлы и ганглии.

Одна или несколько увеличившихся в объеме ганглий образовали мозг.

Наиболее развитые животные – позвоночные (млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии и рыбы). У них самая сложная по сравнению с другими живыми существами нервная система, очень большой мозг, способный чутко реагировать на внешнюю среду.

Вопросы :

1) Есть ли нервная система у губок?

2) Что представляет собой нервная система плоских червей?

3) Вспомните, у каких животных появляются нервные узлы. (У кольчатых червей, моллюсков, членистоногих.)

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 54–59;. Желающий готовит сообщение о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах. (слайд 16)

Литература.

1) Биология. Поурочный планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина Биология «Человек» 8 класс. Волгоград 2012.

2)Биология человека в таблицах и схемах. Н.Ф. Бодрова. Воронеж 2012.

3)Физиология человека. Под ред. И. М. Серопегина. Государственное издательство «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ». Москва 1961.

4) рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина Биология «Человек» 8 класс. Дрофа 2013.

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Нервная система связывает в единое целое все клетки, ткани, органы. Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учитель биологии Капитонова Т.П.

Сравнение нервной и гуморальной регуляции Особенность Эндокринная Нервная Механизм регуляции Химические вещества, поступающие в кровь Нервный импульс по клеткам Скорость реакции Медленная, 0,5 м/с, по пути частично разрушаются Большая скорость, от 0,5 до 120 м/с Эволюционный возраст Более древний механизм Молодой механизм Экономичность процесса Не обеспечивает точную и быструю реакцию организма на раздражитель; ответ продолжительный Минимальные затраты энергии, мгновенно включается и выключается, ответ кратковременный

Классификации нервной системы 1. По расположению: Центральная нервная система ЦНС - головной и спинной мозг Периферическая нервная система - корешки спинномозговых и черепных нервов, их ветви, сплетения и узлы, расположенные в различных участках тела человека.

2. Анатомо-функциональная классификация А. соматическая, которая обеспечивает иннервацию тела, а именно кожу, скелетные мышцы; Б. вегетативная, (автономная) которая иннервирует все внутренности, железы, в том числе эндокринные, неисчерченные мышцы органов, кожи, сосудов, сердце, а также регулирует обменные процессы во всех органах и тканях. Вегетативная делится на парасимпатическую и симпатическую. В каждой из этих частей, как и в соматической нервной системе, выделяют центральный и периферический отделы.

Рефлекс Безусловный, врожденный Условный, приобретенный

Строение рефлекторной дуги Рецептор - воспринимает раздражение и отвечает на него возбуждением. Расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.). Чувствительный нейрон (центростремительный, афферентный) передающий возбуждение к центру. Вставочный нейрон в ЦНС, происходит синаптические соединение чувствительного и двигательного нейрона. Двигательный (центробежный, эфферентный) нейрон. Подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из ЦНС Эффектор - рабочий орган осуществляет реакцию в ответ на раздражение рецептора

Проверь себя 1 . Основу мышления и речи составляет работа: А. Дыхательной системы Б. Нервной системы B. Кровеносной системы 2. Белое вещество мозга образовано: А. Аксонами Б. Дендритами В. Телами нейронов 3. Импульсы от тела нейронов проходят по: A. Аксонам Б. Дендритам B. Рецепторным окончаниям 4. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в: А. Головном мозге Б. Рецепторах В. Спинном мозге 5. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются: A. Чувствительные Б. Вставочные B. Двигательные 6. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется: А. Нервные узлы Б. Нервы В. Рецепторы 7. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется: А. Автономная Б. Соматическая В. Центральная 8. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется: А. Вегетативная Б. Соматическая В. Центральная

Ответы. 1 – Б 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – А; 7 – Б; 8 – А;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и значение нервной системы человека

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути....

презентация содержит материалы о самых красивых цветах их фото,а так же легенды, притчи и истории о происхождении названии...

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Задачи урока:

  1. раскрыть значение нервной системы;
  2. систематизировать знания о строении нейрона;
  3. углубить понятие о рефлексе;
  4. установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

А. Значение нервной системы.
Человек существо биологическое. Имеет клеточное строение, тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.

Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?

Как человек реагирует на изменения окружающей среды?

Эти функции в организме человека выполняет нервная система.

Итак, какие же функции выполняет нервная система? (1-й слайд ).

Б. Типы нервной системы у животных.

В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы нс различают у животных. (2-й слайд ).

Кишечно-полостные – диффузная.

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нерсной системы.

В. Нервная ткань.

– Какой тканью образована нервная система? (3-й слайд ).

– Какое строение имеет нервная ткань?

Нейроны различаются по форме, бывают – овальные, круглые, треугольные, звездчатые.

Отличительной особенностью нервных клеток является наличие у них отростков.

– Какое значение имеют отростки?

У нейронов два вида отростков, которые отличаются друг от друга. (4-й и 5-й слайды ).

Мы с вами сказали, что нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого они обладают очень важными свойствами – возбудимостью и проводимостью.

Передача возбуждения от одной клетки к другой происходит в месте контакта клеток, которые называются – синапсами.

Нервная система осуществляет очень важные функции в нашем организме.

– А что лежит в основе деятельности нервной системы? (6-й слайд ).

– Что такое рефлекс? (7-й слайд ).

– При помощи чего осуществляется рефлекс?

– Рефлекторная дуга – это…

– Нервный импульс – это…

– Откуда берется нервный импульс?

Сгибательный рефлекс. (8-й слайд ).

По своему строению нервная система делится на 2 части. Какие? (9-й слайд ).

3. Обобщение изученного материала.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели значение, строение и функционирование нервной системы.

Мы познакомились с понятием рефлекса, узнали как он функционирует, но не сказали кто впервые ввел понятие рефлекса. Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разгадать кроссворд. Если мы правильно это сделаем, то по диагонали прочитаем имя этого ученого.

В сетку кроссворда нужно вписать известные ключевые слова, с которыми мы познакомились при изучении темы «Нервная система».

  1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит ).
  2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы. (Рефлекс ).
  3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон ).
  4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных импульсов. (Синапс ).
  5. Название нервной клетки. (Нейрон ).
  6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост ).

Назовите мне имя французского философа и математика, жившего в XVII в. (Р.Декарт ).

Тест

  1. Что осуществляет в организме рецептор?
  2. Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон ).
  3. Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?
  4. Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?
  5. Что является структурной единицей нервной ткани?

4. Домашнее задание.

В приложении находится презентация к уроку.

В ходе этого урока мы ознакомимся со строением и функционированием нервной системы. А также поговорим о ее значении.

Тема: Нервная и эндокринная система

Урок: Значение, строение и функционирование нервной системы

Нервная система

Нервная система - одна из главных систем, делающих наш организм не просто суммой миллиардов клеток, а уникальным единым организмом.

Нервная система регулирует и координирует работу всех систем и органов, поддерживает постоянство внутренней среды организма, и позволяет человеку успешно выживать в непростых, постоянно изменяющихся условиях.

Конечно, нервная система справляется с этим не в одиночку. Важнейшими системами, обеспечивающими целостность нашего организма, являются также эндокринная и иммунная. Тем не менее, говоря о регуляторных системах человеческого организма, в первую очередь имеют в виду нервную систему. Дело в том, что она первой успевает ответить на изменение ситуации, а ее реакция является самой быстрой и адресной. Для нервной системы характерна точная направленность нервных импульсов, большая скорость проведения информации. Именно работа этой системы служит основой для психической деятельности человека, его мышления, речи, сложных форм поведения.

Нервная ткань

Основа нервной системы - нервная ткань . Нервная ткань состоит из нервных клеток - нейронов и вспомогательных нейроглиальных клеток, или клеток-спутниц. Вспомогательные клетки располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани. Выполняют опорную, защитную и питательную функции.

Нейрон - основная структурно-функциональная единица нервной ткани. Основные функции нейронов - генерация, проведение и передача нервного импульса - электрического сигнала, передающегося по нервным клеткам.

Нейрон состоит из тела и отростков. Отростки бывают короткими и длинными. Длинные отростки нервных клеток пронизывают организм и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела. У большинства нейронов длинный отросток имеет оболочку из особого жироподобного вещества миелина. Миелиновая оболочка способствует изоляции нервного волокна. Нервный импульс проводится по такому волокну быстрее, чем по лишенному миелина. По наличию или отсутствию оболочки все отростки делятся на миелинизированные и немиелинизированные.

Миелиновая оболочка имеет белый цвет, что позволило разделить вещество нервной системы на белое и серое. Тела нейронов и их короткие отростки образуют серое вещество мозга, а волокна - белое вещество.

Функциональное различие отростков нейронов связано с проведением нервного импульса.

Отросток, по которому импульс идет от тела нейрона, называется аксоном. У большинства нервных клеток аксон - это длинный отросток.

Отросток нейрона, по которому импульс идет к телу клетки, называется дендрит. Нейрон может иметь один или несколько дендритов. Дендриты, отходя от тела клетки, постепенно ветвятся под острым углом.

Синапсы

Передача сигнала от клетки к клетки осуществляется в особых образованиях - синапсах . Такое название им дал в 1897 г. Чарлз Шеррингтон. В них конечная веточка аксона утолщена и содержит пузырьки с раздражающим веществом - медиатором. Когда по аксону нервные импульсы дойдут до синапса, пузырьки лопаются и жидкость, содержащая медиаторы, попадает в синаптическую щель. В зависимости от ее состава клетка, регулируемая нейроном, может включиться в работу, то есть возбудиться, или выйти из работы (затормозиться).

Классификация нейронов по функциям

Нейроны различаются по своим функциям и подразделяются на чувствительные, вставочные и двигательные.

Чувствительные нейроны - это нервные клетки, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды организма.

Двигательные (исполнительные) нейроны - нейроны, иннервирующие мышечные волокна и железы.

Вставочные нейроны обеспечивают связь между чувствительными и двигательными нейронами.

Между чувствительным и двигательным нейроном может быть очень большое количество вставочных нейронов. Они собирают, анализируют информацию, полученную от чувствительных нейронов, и принимают решение о том, каким образом отреагировать на изменившиеся условия.

Классификация нервной системы по месторасположению

Нервную систему (по месту расположения ) подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической - нервы, нервные узлы и нервные окончания.

Нервы - пучки длинных отростков, покрытые общей оболочкой, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Если информация по нерву идет от рецепторов в головной или спинной мозг, то такие нервы называют чувствительными, центростремительными или афферентными. Эти нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов.

Если информация по нерву идет из центральной нервной системы к исполнительным органам (мышцам или железам), то нерв называется двигательным или эфферентным. Двигательные нервы образованы аксонами двигательных нейронов.

В смешанных нервах проходят как чувствительные, так и двигательные волокна.

Нервные узлы - это скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания - разветвления отростков нейронов, служат для приема или передачи сигналов.

Классификация нервной системы по функциям

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).

Соматическая нервная система (от греческого «сома» - «тело») регулирует работу скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. С ее помощью мы можем произвольно (по собственному желанию) управлять деятельностью скелетной мускулатуры.

Деятельностью внутренних органов, реакциями обмена веществ, поддержанием постоянства внутренней среды организма человека управляет автономная или вегетативная нервная система . Ее название происходит от греческого слова «автономия» - самоуправление. Работа этой системы не подчиняется воле человека. Нельзя, например, по желанию ускорить процесс пищеварения или сузить кровеносные сосуды.

Автономная нервная система

Автономная система представлена двумя отделами - симпатическим и парасимпатическим. Симпатический отдел (система сложных ситуаций) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное - расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание). Парасимпатический отдел можно назвать системой отбоя. Она возвращает организм в состояние покоя, создает условия для отдыха и восстановления организма.

Рефлексы

Основной принцип работы нервной системы - рефлекторный. Любая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая нервной системой, называется рефлексом. Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга. В состав рефлекторной дуги входит рецептор, воспринимающий раздражение. По аксону чувствительного нейрона возбуждение попадает в центральную нервную систему и может распространиться непосредственно на двигательный нейрон или сначала на вставочные нейроны, а уже через них на эфферентный нейрон. По аксону эфферентного нейрона возбуждение достигает исполнительного органа, чаще всего мышцы. В результате возбуждения деятельность этого органа изменяется, например, мышца сокращается.

Рефлексы подразделяются на соматические, заканчивающиеся сокращением скелетных мышц, и вегетативные, в результате которых меняется работа внутренних органов. Примером наиболее простого соматического рефлекса может служить дуга коленного рефлекса, состоящая всего из двух нейронов - чувствительного и двигательного.

1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В. В., Каменский А. А., Швецов Г. Г. / Под ред. Пасечника В. В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 39, задания и вопрос 6,7,8,9.

2. Какие выделяют отделы нервной системы по месту расположения?

3. Опишите строение нейрона.

4. Подготовьте реферат о заболеваниях нервной системы.