Личность совокупность внутренних условий через которые преломляются. Социальная психология

Существуют различные определения понятия «личность».

1-я группа: общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».

2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)

Личность , с од­ной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятель­ности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ро­лей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе (Леонтьев).

Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

Личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).

Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, чел может проявить себя и сформироваться как Личность.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.

Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя опреде­ленных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

В понятии человека, как индивида выражаются два основных признака:

  1. человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
  2. отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

  • развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
  • активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
  • наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
  • направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
  • способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
  • характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Психологическая структура Лазурского АФ. Основной задачей личности считается приспособление к окружающей среде (природа, вещи, люди, взаимоотношения, идеи, ценности). Важным является степень его активности. Личность - это единство 2-х психологических механизмов: внутренний (психические функции) и внешний (отношение к внешней среде и объектам). Механизмы взаимосвязаны.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует:

  • направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира),
  • общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),
  • структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВИД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова.

Направленность личности . Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт . Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

Индивидуальные особенности психических процессов . Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства . Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Структура личности Леонтьева. Внутренняя позиция личности или ее направленность. Ведущая сфера – аффективно-потребностно-мотивационная.

Структура личности Рубинштейна. Зависимость психических процессов от личности.

  1. психические свойства личности в ее поведении, в действиях, в поступках проявляются и формируются;
  2. психический облик личности определяется образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
  3. психический облик личности решает 3 вопроса:
  • Чего хочет личность (направленность, установки, потребности, интересы)?
  • Что может личность (способности)?
  • Что есть личность (характер)?

Структура личности Петровского А.В.:

  1. личность - как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.
  2. личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.
  3. личность оказывает воздействие на других людей.

Структура личности Ядова В.А. - Сознательное поведение Личности. Установки формируются при наличии потребностей (психофизиологических; семейных; включенных в коллективы; в социальную систему). Важны условия деятельности или ситуации при реализации потребностей (по возрастающей значимости: предметные ситуации; условия группового общения; условия деятельности в социальной сфере; общие социальные условия жизнедеятельности). Важна регуляция социального поведения Личности:

  1. поведенческие акты, контакт индивида со средой;
  2. привычное действие или поступок, соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью;
  3. профессиональное поведение;
  4. целостность поведения в жизнедеятельности человека.

В зарубежной психологии существует много различных теорий Личности в рамках разных школ. Обобщая концепции выделяют:

  1. Личность имеет свою структуру
  2. Важное значение имеет индивидуальное различие между людьми
  3. Личность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, включающих в себя генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и внешнюю среду.
  4. Личность влияет на поведение, благодаря ее содержанию человек обладает постоянством долгое время и при разных условиях.

Активность и направленность личности.

Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.

Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.

Источником Активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:

  • любая потребность имеет свой предмет;
  • всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
  • потребность обладает способностью воспроизводиться.

Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.

Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.

Направленность личности.

Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному:

  • Как динамическая тенденция (Л.С. Рубинштейн);
  • Как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев);
  • Как доминирующее отношение (В.Л. Мясищев);
  • Как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).

Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.

Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:

  1. Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
  2. Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
  3. Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.
  4. Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
  5. Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.
  6. Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
  7. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.
  8. Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.

Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.

1. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» – наименее широким по содержанию является понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

2. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» – наиболее широким по содержанию является понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

3. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» по объему содержания находятся в отношении:

а) включения;

б) соподчинения;

в) рода – вида;

г) рядоположенности.

4. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий:

а) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность;

б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;

в) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность;

г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.

5. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

а) индивид;

б) личность;

в) субъект деятельности;

г) индивидуальность.

6. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

7. Человек как индивид– это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:

а) генетические;

б) метаболические,

в) нейродинамические;

г) социальные.

8. Человек как личность – это человек, раскрывающийся в обусловленности:

а) его общением с другими людьми;

б) системой его ценностей;

в) интернализированными им этническими и культурными стереотипами;

г) все ответы верны.

9. Человека как индивида характеризует:

а) индивидуальный стиль деятельности;

б) креативность;

в) мотивационная направленность;

г) средний рост.

10. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это:

а) индивид;

б) личность;

в) субъект деятельности;

г) индивидуальность.

11. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

в) задатки;

г) равнодушие.

12. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, – это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

в) система ценностей;

г) музыкальный слух.

13. В основе различных типологий личности лежат:

а) субмодальности;

б) модальности;

в) супермодальности;

г) метамодальности.

14. Системные проявления личности как индивидуальности – это:

а) субмодальности;

б) модальности;

в) супермодальности;

г) метамодальности.

15. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

а) психогенетический;

б) социогенетический;

в) биогенетический;

г) двухфакторный.

16. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

а) психогенетическому;

б) социогенетическому;

в) биогенетическому;

г) двухфакторному.

17. Понятие «жизненный путь» в отечественную психологию введено:

а) Б.Г. Ананьевым;

б) А.Р. Лурией;

в) Д.Б. Элькониным;

г) С.Л. Рубинштейном.

18. В деятельностном подходе наиболее популярной является модель личности:

а) двухкомпонентная;

б) трехкомпонентная;

в) четырехкомпонентная;

г) пятикомпонентная.

19. С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется:

а) А.Н. Леонтьевым;

б) А.Ф. Лазурским;

в) К.К. Платоновым;

г) А.Г. Ковалевым.

20. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

а) А.Н. Леонтьев;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) К.К. Платонов;

г) А.Г. Ковалев.

21. Личность – субъект и объект общественных отношений, по мнению:

а) А.Н. Леонтьева;

б) С.Л. Рубинштейна;

в) К.К. Платонова;

г) А.Г. Ковалева.

22. Одним из первых, кто осознал необходимость дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был:

а) А.Ф. Лазурский;

б) П.Ф. Лесгафт;

в) Э. Кречмер;

г) Л.С. Выготский.

23. Концепция личности как совокупности субъективных отношений к себе, другим и миру была выдвинута:

а) Э. Кречмером;

б) А.В. Петровским;

в) А.Ф. Лазурским;

г) В.М. Бехтеревым.

24. Совокупность научных взглядов на социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенным способам действий в определенных ситуациях принято называть концепцией:

а) диспозиционной;

б) деятельностного опосредствования межличностных отношений;

в) информационной модели;

а) А.В. Петровский;

б) В.А. Петровский;

в) Б.Д. Парыгин;

г) Г.М. Андреева.

26. Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений обычно называется концепцией:

а) отношений личности;

б) социометрической;

в) диспозиционной;

г) стратометрической.

27. Диспозиционная концепция личности разработана:

а) А.Г. Асмоловым;

б) В.Н. Мясищевым;

в) В.А. Ядовым;

г) Б.Г. Ананьевым.

28. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является(ются):

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность.

29. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность.

30. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

а) уровень притязаний;

б) локус контроля;

в) самооценка;

г) самоотношение.

31. Взаимосвязь уровня притязаний, самооценки и уровня достижений изучал:

а) К. Левин;

б) Д.О. Хебб;

в) В.Н. Мясищев;

г) С.Л. Рубинштейн.

32. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) паттерном.

33. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

а) интропунитивный;

б) интровертированный;

в) экстравертированный;

г) экстрапунитивный.

34. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного;

б) экстравертированного;

в) интропунитивного;

г) шизоидного.

35. Выраженность экстраверсии/интроверсии не связана:

а) со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью;

б) с балансом процессов возбуждения/торможения в ЦНС;

в) с уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации;

г) со скоростью безусловных рефлексов.

36. Показатели экстраверсии/интроверсии и нестабильности/стабильности:

а) однополярны;

б) взаимозависимы;

в) взаимонезависимы;

г) обусловливают друг друга.

37. Важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности является параметр:

а) экстраверсия/интроверсия;

б) экстрапунитивность/интропунитивность;

в) импульсивность;

г) невротизм.

38. Характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту, длительность и разнообразие выполненных действий, называется:

а) эмоциональностью;

б) активностью;

в) саморегуляцией;

г) самостоятельностью.

39. Ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям при типе реагирования:

а) интропунитивном;

б) экстрапунитивном;

в) интровертированном;

г) экстравертированном.

40. Ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации принимает человек на себя при типе реагирования:

а) интропунитивном;

б) экстрапунитивном;

в) интровертированном;

г) экстравертированном.

41. Выбор человеком того или иного режима деятельности, стиля поведения в конкретных условиях зависит:

а) только от личностного смысла деятельности и социального контекста;

б) только от уровня обученности;

в) только от социального контекста и уровня обученности;

г) от личностного смысла деятельности, социального контекста и уровня обученности.

42. Социальная зрелость человека не проявляется:

а) в структуре его притязаний;

б) в спектре исполняемых им социальных ролей;

в) в уровне сформированности у него механизмов самообладания;

г) в спектре переживаемых эмоций.

43. В основе опросника Леонгарда-Шмишека лежит модель:

а) акцентуаций личности;

б) Я-состояний личности;

в) клинических типов личности;

г) особенностей поведения личности.

а) Б.В. Зейгарник;

б) К. Левин;

в) Б. Скиннер;

г) Дж. Кеттел.

45. В классическом психологическом поведенческом эксперименте устанавливается зависимость вида:

б ) R=f(O);

(где R – поведение человека, f – функция, O – организм, Р – личность, S – ситуация (стимул, задание)).

46. В многочисленных экспериментальных исследованиях в области психологии личности полученные данные имеют зависимость:

а) логарифмическую;

б) нелинейную U-образного типа;

в) сложную квазипериодическую;

г) инвертированную U-образную.

47. В большинстве экспериментов, в которых выявляются особенности психической регуляции поведения, между переменными обнаруживается зависимость:

а) монотонно возрастающая;

б) монотонно убывающая;

в) нелинейная U-образного типа;

г) сложная квазипериодическая.

48. Из следующих понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» – наиболее широким по содержанию является понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) человек;

г) индивидуальности.

49. Система устойчивых доминирующих мотивов личности, независимых от той или иной ситуации - это …
а) темперамент;
б) характер;
в) способности;
г) направленность.

50. Согласно теории К.К. Платонова, основной (системообразующей) характеристикой личности является …
а) темперамент;
б) направленность;
в) характер;
г) способности.

51. Какое из приведенных ниже утверждений верное?
а) Всякая личность является индивидом, но не всякий индивид – личность.
б) Любой индивид является личностью, но не всякая личность – индивид.
в) Индивид = личность.
г) Индивид не является личностью, а личность - индивидом.

52. Личность в ее своеобразии и неповторимости – это …
а) индивид;
б) субъект деятельности;
в) характер;
г) индивидуальность.

53. Характеристикой индивида не является …
а) генетическая способность к прямохождению;
б) самосознание;
в) высокоразвитый мозг;
г) возможность использования орудий труда;
д) способность к запоминанию.

54. Личность развивается под влиянием …
а) биологических предпосылок (пол, тип нервной системы и т.п.);
б) социальной среды;
в) активности самого человека.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

55. Личность – это …
а) результат биологического созревания;
б) «отпечаток» специфических условий жизни, социальных, общественных
отношений;
в) субъект активного взаимодействия со средой;
г) «продукт» социальных и общественных отношений, субъект активного
взаимодействия со средой.
д) Все ответы неверны.

56. Подструктура личности, которая включает привычки, знания, умения и
навыки – это …
а) направленность;
б) опыт;
в) подструктура особенностей психических процессов;
г) биопсихические свойства.

57. К биопсихическим свойствам не относятся …
а) темперамент;
б) сенсорно-перцептивные процессы;
в) пол;
г) возраст.

58. К подструктуре особенностей психических процессов не относятся …
а) воля;
б) чувства и эмоции;
в) стремления;
г) мышление.

59. Исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и
деятельности, соблюдение которых является обязательным условием включения в социальную группу – это …
а) ценности;
б) социальные нормы;
в) социальные роли;
г) социальные статусы.

60. Определенная позиция в социальной системе, предполагающая систему
прав и обязанностей, - это …
а) самооценка;
б) социальная норма;
в) социальная роль;
г) социальный статус.

61. Соответствующий принятым нормам способ поведения, зависящий от
статуса, это …
а) стереотип;
б) социальная норма;
в) социальная роль;
г) социальный ритуал.

62. Самооценка – это элемент …
а) направленности;
б) темперамента;
в) уровня притязаний;
г) самосознания.

63. Какие из перечисленных ниже особенностей характеризуют человека как
индивида?
а) высокая скорость двигательных реакций;
б) хорошая координация движений;
в) чувство долга;

г) повышенная чувствительность к температурным изменениям;
д) система ценностей.

64. Какие из перечисленных ниже особенностей в первую очередь характеризуют человека как
личность?
а) застенчивость;
б) цвет глаз;
в) повышенная агрессивность;
г) задатки способностей;
д) общительность.

65. Индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешность выполнения деятельности и скорость приобретения знаний, навыков и умений – это …
а) задатки;
б) способности;
в) способности и задатки;
г) индивидуальный стиль деятельности;
д) потребности.

66. Относительно устойчивая, неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми – это …
а) уровень самооценки;
б) уровень притязаний;
в) образ «Я»;
г) уровень ожидаемой оценки.

67. Неповторимая система навыков, методов, приемов решения задач той или
иной деятельности - это …
а) темперамент;
б) характер;
в) задатки;
г) индивидуальный стиль деятельности.

68. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся в процессе жизни человека, и обуславливающих типичные
для него способы поведения, эмоционального реагирования и оценки ситуации – это …
а) темперамент;
б) способности;
в) характер;
г) направленность.

69. В характере личность проявляется с … стороны.
а) динамической;
б) формальной;
в) поведенческой;
г) содержательной.

70. Целостное образование, характеризующееся устойчивым отношением к
различным сторонам действительности – это …
а) направленность;
б) характер;
в) темперамент;
г) мотив.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:
подвижность/уравновешенность
экстраверсия/интроверсия
экстрапунитивность/интропунитивность
психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами — это:
инстинкты
механическая память
ценностные ориентации
музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
отрицанием
регрессией
вытеснением
подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:
А.Н.Леонтьев
С.Л.Рубинштейн
К.К.Платонов
А.С.Ковалев

5. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, — это:
воспитанность
авторитет
задатки
равнодушие

6. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
в гештальтпсихологии
в гуманистической психологии
в бихевиоризме
в психоанализе

7. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
интровертированного
экстравертированного
интропунитивного
шизоидного

8. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
интропунитивный
интровертированный
экстравертированный
экстрапунитивный

9. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
рационализацией
идентификацией
сублимацией
вытеснением

10. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
«Оно»
«Я»
«Сверх-Я»
«Супер-эго»

11. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:
психогенетический
социогенетический
биогенетический
двухфакторный

12. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:
уровень притязаний
локус контроля
самооценка
самоотношение

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

14. Суть проекции заключается:
в приписывании другим людям собственных чувств
в ориентации поведения на доступную цель
в отрицании реальных фактов
в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
К.Роджерс
А.Маслоу
Г.Олпорт
З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:
Г. Олпорт
Г. Айзенк
К. Роджерс
К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:
мотив
потребность
интерес
склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
гештальтистов
фрейдистов
бихевиористов
когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:
индивидуальный стиль деятельности
креативность
мотивационная направленность
средний рост

20. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это:
темперамент
характер
способности
направленность

21. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:
психогенетическому
социогенетическому
биогенетическому
двухфакторному

22. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются):
темперамент
характер
способности
направленность

23. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт-это:
холерик
меланхолик
сангвиник
флегматик

24. Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:
индивид
личность
субъект деятельности
индивидуальность

25. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» — самым широким по содержанию является понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

26. Высший регулятор поведения – это:
убеждения
мировоззрение
установка
интерес

27. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:
А.Маслоу
Д.Мак-Клелланда
А.Акоффа
Ж.Годфруа

28. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
влиянием
мировоззрение
личностным смыслом
потребностью

29. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:
установка
притязание
мировоззрение
личностный смысл

Вопрос № 23 . Понятие личности в психологии. Структура личности.

Леонтьев Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.

Рубинштейн Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Ганзен Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

И.С. Кон : понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

Б.Г. Ананьев Личность - субъект общественного поведения и коммуникации.

А.В. Петровский : Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

К.К.Платонов : Личность - человек как носитель сознания.

Б.Д. Парыгин : Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Существует множество взглядов на то, что же такое личность, но большинство авторов принимают следующие два положения:

1. личность есть некое неповторимое единство, некая целостность;

2. личность есть высшая интегрирующая инстанция, которая управляет психическими процессами.

Структура личности.

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике:

1. отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности.

2. блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. 3

В качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву.

Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, ДА. Леонтьев, А.В. Петровский)

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

1.темперамента (структуры природных свойств),

3.способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

По А. Н. Леонтьеву, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Три уровня структурной организации личности (Леонтьев Д.А., 1993):

1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное;

2) смысловой уровень - отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека»;

3) экспрессивно-инструментальный уровень - структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку.

В.Н.Мясищев единство личности характеризует:

2. общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),

3. структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

К.К. Платонов "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Б.Г. Ананьев считал, что в структуру личности входят такие свойства:

1. определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

2. динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

3. статус и социальные функции-роли;

4. мотивация поведения и ценностные ориентации;

5. структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

Становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

Жизненный путь человека (история личности).

З.Фрейд выделяет три части в психической структуре личности: Ид, Эго и Суперэго.

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

К психическим свойствам личности относят наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность – мотивация, темперамент, способности, характер).

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов).

Способности – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение чел различных видов деятельности.

Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и разных форм поведения.

Воля – это сознательное регулирование человека своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Познавательные процессы – связаны с восприятием и переработкой информации (это ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание). Благодаря им мы получаем сведения об окружающем мире и себе.

Б.С.Братусь выделяет следующие уровни структуры личности:

1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе;

2) индивидуально-исполнительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности - этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и

3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хорошо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания - плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. - и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как способности и черты характера, отвечающие за особенности проявлений личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функционирование личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой личности, а к ее предпосылкам.

Джемс. Блочная стратегия к строению личности.

Личность – вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами). Блоки располагаются по вертикали: биологическое – социальное – духовное.

Материальное, физическое Я - природный субъект, не сводится лишь к физическому телу человека, но может быть переведено как "Мое", физический мир личности – его организм, одежда, родные, имущество, продукты труда (“дом англичанина – его крепость”). Очень важен по мнению Джемса, но приоритет отдается сознательному управлению телом.

Социальное Я - социальный субъект - это Я для других, субъект взаимодействия и общения с окружающими людьми, совокупность привычек, стереотипов в общении с другими людьми в типовых ситуациях, нужно для упорядочения общественной жизни. Джемс первым описал потребность в общении как объективную необходимость в принадлежности к социальному целому (выражается в чувстве сопричастия) и в желании быть замеченным, принятым. Собственные индивидуальные черты и привычки – резерв развития социального Я. Они становятся замеченными обществом и попадают в социальное Я.

а) (познаваемое) Собственно личность - первые предположения о самосознании. Это знание о себе, по ассоциации, часто неверное. Для развития важны наблюдательность, внимательность. источник личностной активности, личностного роста, источник воли (решимости). Полное объединение состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей свойств, мыслящий субъект.

б) (познающее) Представление о себе есть, но есть и та активность, которая уже не входит в предмет науки, «Познающее я» – это Духовное Я, источник развития воли и внимания. Его Джемс не обсуждает - личностную активность нельзя изучать.

Зададимся вопросом: кого можно изучать? Первое, т.к. есть закономерные механизмы. Второе – тоже набор привычек, и их можно изучать. Можно ли и нужно ли изучать третье? Джемс: “проблема свободы воли выходит за пределы науки, т.к. свобода – это не механизм, только безумец может строить механизм свободы”. Как построил – сразу лишится. (Свобода воли есть, и это – личное решение каждого).

Представление о развитии личности: организм – социальный индивид – личность.

Рассмотрим этапы формирования личности . Личность, по Леонтьеву, рождается дважды: Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определен­ном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением.

Рассмотрим мнения некоторых психологов на движущие силы развития личности .

1.Божович: движущая сила развития – потребность во впечатлениях;

2.Лисина: движущая сила развития – потребность в общении;

3.Выготский: через развитие социальной позиции определяется развитие личности;

4. Асмолов: личность – динамическая, саморазвивающаяся система.

Значение личности для всей психологической науки кратко и точно раскрыто видным советским психологом С. Л. Рубинштейном: «При объяснении любых психологических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (Рубинштейн, 1957, с. 308).

Личность - одно из центральных понятий в социальной психологии. Это связано с тем, что всякое событие в жизни общества опосредованно или определяется деятельностью и взаимодействием личностей или социальных групп, которые в свою очередь состоят из личностей. С деятельности личности (личностей) начинается любой социальный процесс: от экзамена в средней школе до межгосударственных переговоров, массовых митингов и т. д. В деятельности личности (личностей) конкретный социальный процесс в том или ином виде реализуется. Он приводит к определенным изменениям включенной в него или затронутой им личности (личностей).

Возьмем в качестве примера ситуацию, когда молодой менеджер предложил руководству фирмы собственный вариант эффективного решения одной из производственных задач. Допустим, его руководители санкционировали осуществление данного варианта и процесс, что называется, пошел. С точки зрения психологической науки, неважно, повезло тому менеджеру в итоге или нет. Важно то, что, помимо некоторого производительного эффекта (положительного или отрицательного), возник ряд социально-психологических эффектов. Во-первых, окружающие того человека стали несколько иначе воспринимать (т. е. с большим или меньшим интересом, симпатией, доверием и т. п.). Во-вторых, в определенной мере изменилась позиция этого индивида в социальной группе сотрудников, произошло повышение или, наоборот, понижение его социального и межличностного статуса и т. д. В-третьих, в какой-то степени изменились его сознание, представление о себе и самооценка («Я-концепция»). Образно говоря, проснувшись знаменитым (пусть лишь в пределах своей фирмы или даже ее самого мелкого подразделения), этот молодой менеджер почувствовал себя иной, чем раньше, личностью, причем иной в первую очередь в социально-психологическом плане.

После всего сказанного о значимости личности для социальной психологии как явления и понятия встает законный вопрос о том, что же такое личность с точки зрения данной науки? Вопрос этот очень непростой. Не только каждая психологическая школа стремилась и стремится дать новое определение личности, но и каждый ученый-психолог также пытается выразить свое более или менее оригинальное мнение по этому вопросу. Поэтому на основных наиболее известных определениях личности и (или) подходах к ее пониманию следует остановиться подробнее. С учетом того, что своими корнями социально-психологическое представление о личности уходит в общую психологию, начать придется с представлений о личности, сложившихся в основных психологических школах, - фрейдизме, бихевиоризме и гуманистической психологии.

Фрейдизм (психоанализ). Направление в психологии, названное по имени основателя психоанализа 3. Фрейда. Согласно его убеждениям, развитие и структура личности определяются иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами - бессознательными влечениями. 13 силу этого личность и общество обречены на конфронтацию пли даже тайную войну, скрытую в глубинах психики индивида, главной из которых является сексуальное влечение - либидо, и необходимость выжить в изначальной враждебной индивиду социальной среде.

Фрейд считал, что психическая жизнь личности определяется тремя структурами, или. как еще называют, психическими инстанциями".

«ид» («оно») - источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо и функционирует в бессознательном, тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, руководствуется принципом наслаждения и стремлением к немедленному удовлетворению желания:

«эго» («Я») - действует на уровне сознания, отвечает за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, подчиняется принципу реальности и ищет возможность удовлетворить желания «ид» с учетом внешних факторов - условий среды, которые иногда требуют отсрочки; <ого» дает возможность индивидууму постепенно давать выход грубой энергии «ид», тормозить ее, направлять по разным каналам;

«суперэго» («сверх-Я») - действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость пли недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения: с позиций добра или зла, правильного или неправильного, хорошего или плохого. «Суперэго» формируется на примере морали родителей. Семейные моральные сценарии наследуются и передаются из поколения в поколение. Фрейд разделял «суперэго» на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает:

а) способность к критической самооценке;

б) моральные запреты:

в) возникновение чувства вины, когда мы не делаем того, что должны делать.

Эго-идеал формируется на основе того, что родители одобряют или высоко ценят, он побуждает человека устанавливать для себя высокие стандарты поведения и мышления, в результате реализации которых появляется чувство гордости и самоуважения.

По Фрейду, «суперэго» можно считать полностью сформированным, когда контроль родителей заменяется самоконтролем. Однако принцип самоконтроля не служиi целям самосохранения и безопасности индивида. «Суперэго», пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «ид», пытается направлять человека к абсолют ному совершенству в мыслях, словах и поступках... оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 1 16).

Согласно теории развития личности, разработанной Фрейдом, личность взрослого сформирована опытом раннею детства, т. е. структура его характера, сформированная в раннем возрасте, остается неизменной и в зрелые годы. Поэтому, узнавая что-либо о своем детстве, о своем прошлом опыте, люди могут научиться наиболее адекватно понимать истоки своих проблем в настоящем и справляться с ними.

Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию человека, вызывающая у него тревогу или беспокойство, «это» («Я») старается смягчить опасность этой угрозы, используя два способа:

а) с помощью реального, сознательного решения проблемы;

б) искажая ситуацию, реальные события для того, чтобы защи тить сознание человека.

Способы искажения называются механизмами психической защиты. Фрейд описал несколько механизмов психической защиты, среди которых наиболее известными являются вытеснение, перенос, рационализация, замещение, сублимация.

Когда человек начинает испытывать запретные чувства, например страх, гнев, отвращение, стыд, эти чувства часто противоречат его же представлениям о добре и зле и порождают в свою очередь неприятные ощущения, мешающие нормальной жизни. Поэтому запретные чувства могут:

вытесняться из сознания в область бессознательного и «прорываться» в форме оговорок или сновидений;

переноситься на других людей. Так, человек, испытывающий гнев по отношению к близкому человеку, может перенести его на кого-либо другого, например вместо того, чтобы сказать: «я ненавижу X», он может сказать: «X ненавидит меня» или «У ненавидит X»;

рационализироваться. В этом случае истинные причины, которые порождают ту или иную мысль или поступок, бывают столь неприятными для осознания, что человек неявно, сам не отдавая себе в этом отчета, заменяет их на более приемлемые. Например, человек, которому нравится находиться в одиночестве и который постоянно испытывает раздражение, потому что ему приходится общаться с людьми в процессе работы, может убеждать себя и других в том, что у всех, с кем он общается, просто невыносимый характер;

замещаться, т. е. истинный объект враждебных чувств замешается гораздо менее угрожающим для человека. Например, ребенок, который после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру; излишне требовательный начальник критикует свою сотрудницу, и она в свою очередь реагирует вспышками ярости на незначительные промахи членов семьи. Иногда враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает осуждение самого себя;

сублимироваться , если человек изменяет свои нежелательные импульсы таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально разрешенных или приемлемых мыслей или действий. Сублимация в психоанализе рассматривается как единственно конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, поскольку она позволяет «эго» изменить цель импульсов или их объект без сдерживания самих импульсов. Например, человек с сильным неосознанным чувством превосходства над другими может стать великолепным писателем - он сможет демонстрировать свое чувство способом, который даст общественно полезный результат. Теория психоанализа 3. Фрейда получила дальнейшее развитие в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма и других ученых.

Основное положение теории индивидуальной психологии А. Адлера - его утверждение о том, что понять и объяснить поведение человека можно только через понимание общественных отношений, поскольку оно ограничено рамками общественной жизни. Людям свойственно врожденное стремление вступать в общественные отношения сотрудничества, конфликт же между человеком и обществом Адлер считал чем-то неестественным.

Другое важное положение теории Адлера заключается в том, что люди живут в мире, какой они сами себе создали. Их главными мотивами, стимулами, движущими силами являются те цели, которые они перед собой ставят, выбирают, создают. Ученый называет их фиктивными. Фиктивные цели - это личные мнения людей о событиях настоящего и будущего. Они регулируют, подчиняют себе жизнь людей. Примерами подобных целей могут служить такие девизы (или кредо), как «каждый за себя», «моя хата с краю», «честность - лучшая политика», «все люди равны» и т. д. Он утверждал, что люди склонны вести себя в соответствии со своими личными убеждениями независимо от того, являются ли они объективно (т. е. независимо от воли людей) реальными или нет. Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они помогают людям разрешать их жизненные проблемы. Однако если фиктивная цель не помогает, а мешает человеку, ее надо изменить или отбросить.

Главную цель своей теории Адлер видел в том, чтобы она помогала людям в их усилиях изменять свое поведение в сторону более здорового в психологическом смысле . Его волнована проблема возникновения у людей чувства неполноценности (комплекса неполноценности) и его компенсация. Он считал, что у каждого человека скорее заболевает тот орган, который был менее развит, менее успешно функционировал, т. е. был «неполноценным» от рождения. Заболевания, слабость или дефекты каких-либо органов побуждают людей компенсировать эту неполноценность путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства и силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа: складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности».

Этот процесс компенсации имеет место не только в телесной сфере, но и в психической: у людей может развиться субъективное (ощущаемое только данной личностью) чувство неполноценности, источником которого является ощущение собственного психологического или социального бессилия. Особенно часто подобное чувство неполноценности развивается у человека в том случае, если его усилия, которые он направил на компенсацию дефекта, не привели к желаемому результату.

Чувство неполноценности, считает Лидер, берет свое начало в детстве, когда ребенок долгий период времени находится в зависимости от родителей и других взрослых, будучи совершенно беспомощным. Именно из-за желания преодолеть свою неполноценность, беспомощность и зависимость люди начинают борьбу за превосходство. У них может развиться комплекс превосходства, который выражается в том, что человек стремится преувеличить свои физические, интеллектуальные или социальные способности.

Согласно теории Адлера, чувство неполноценности является источником стремления человека к саморазвитию, росту, компетентности, а стремление к превосходству или желание лидировать - это врожденное свойство человека и фундаментальный закон человеческой жизни. Под лидерством Адлер понимал нечто близкое максимальному развитию потенциальных возможностей личности.

Чувство превосходства надо развивать и воспитывать в течение всей жизни, если мы хотим реализовать свои потенциал. Это чувство можно развивать по двум направлениям: позитивному и негативному. Люди со слабой способностью адаптироваться к жизни в обществе могут пойти по негативному направлению и реализовывать свое стремление к превосходству за счет интересов других людей, т. е. эгоистическим путем. Те же. кто хорошо приспосабливаются к общественной жизни, проявляют свое стремление к превосходству, напротив, учитывая благополучие других людей. Стремление людей к превосходству управляется их фиктивными целями.

К. Юнг переработал теорию психоанализа 3. Фрейда и предложил новые подходы к пониманию человека. Его психологическая теория трудна для понимания даже специалистов, поэтому рассмотрим лишь наиболее известные ее положения-

Согласно теории Юнга, в человеке одновременно существуют две ориентации или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия, одна из которых становится преобладающей. Экстраверт ориентирован на внешний мир; его интересуют предметы, другие люди, он быстро устанавливает связи, разговорчив, мобилен, легко привязывается. Интроверт склонен к уходу от внешнего мира, от предметов, объектов, он стремится к уединению, сосредоточен на себе самом, своих мыслях, чувствах, опыте. Он сдержан в общении, его главный интерес - это он сам.

Душа человека состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго - это центр нашего сознания, благодаря эго, мы воспринимаем себя чувствующими, мыслящими, обладающими памятью и способностью к самоанализу людьми.

Личное бессознательное содержит в себе мысли, чувства, воспоминания, конфликты, которые когда-то осознавались, но затем были вытеснены из памяти, подавлены, забыты - нес то, что Юнг называет комплексами. Источниками комплексов является личный прошлый опыт человека, а также родовой, наследственный опыт. Они оказывают очень большое влияние на поведение людей. Например, человек с комплексом власти может расходовать большое количество психической энергии на деятельность, которая непосредственно или косвенно (символически) связана с властью или с темой власти. Темы, питающие комплексы, могут быть самыми разными и самыми обычными.

Коллективное бессознательное - хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. В коллективном бессознательном «содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Согласно Юнгу, оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями- побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и переживать их. Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее врожденный тип реагирования Н" 1 неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события- например столкновение с родителями или любимым человеком- с какой-либо опасностью, несправедливостью.

Юнг полагал, что архетипические образы и идеи находят отражение в сновидениях, в виде символов используются в литературе, живописи, религии, причем символы, характерные дли разных культур, нередко имеют большое сходство между собой.

Количество архетипов в коллективном бессознательном неограниченно. Мы остановимся на трех архетипах, которым Юнг придавал большое значение - это «персона», «тень» и «самость».

Персона (от лат. persona - маска) - наше общественное, публичное лицо, то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми, те роли, которые мы проигрываем в своей жизни, подчиняясь требованиям общества, чтобы ладить с другими людьми, иногда скрывая свою сущность, иногда демонстрируя какие-либо свои качества, способности, образы.

Тень представляет темную, дурную, животную сторону личности, подавленную вследствие своей общественной неприемлемости, но в то же время являющуюся, согласно Юнгу, источником жизненной силы и творческого начата в жизни человека.

Самость - объединяющий центр личности, вокруг которого группируются все ее элементы, сознательные и бессознательные. Развитие самости, или, что то же самое, достижение зрелого, гармоничного, единого «Я», - очень сложный процесс, длящийся примерно до среднего возраста и требующий больших усилий.

Э. Фромм утверждал, что на поведение человека решающее влияние оказывает та культура, в рамках которой он живет в настоящее время, - ее нормы, предписания, процессы, а также врожденные потребности человека. По мнению Фромма, одиночество, изоляция и отчужденность - черты, которые отличают жизнь человека современного общества. С одной стороны, люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над жизнью, иметь право выбора, быть свободными от политических, экономических, социальных и религиозных ограничений, с другой стороны, им необходимо чувствовать себя связанными с другими людьми, не чувствовать отчуждения от общества и природы.

Фромм описал несколько стратегий, которые люди используют, чтобы «убежать от свободы»:

1) авторитаризм - люди присоединяются к чему-то внешнему, например они. вступая в отношения с другими людьми, проявляют чрезмерную беспомощность, зависимость, подчиненность либо, наоборот, эксплуатируют и контролирую! других людей, доминируют над ними;

2) деструктивность - человек преодолевает ощущение собственной незначимости, уничтожая или покоряя других:

3) подчинение - человек избавляется от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение, и вследствие чего теряет свою индивидуальность, становясь таким, как все, и приобретая, по выражению Фромма, «конформность автомата».

Фромм, объясняя поведение людей, выделял пять уникальных жизненных, экзистенциальных (от лат. exsisientia -- существование) потребностей человека:

1) потребности в установлении связей: чтобы преодолеть ощущение изоляции и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, нести за кого-то ответственность, принимать в ком-то участие;

2) потребность в преодолении: имеется в виду потребность в преодолении людьми своей пассивной природы для того, чтобы стать созидателями своей жизни:

3) потребность в корнях: потребность в стабильности, прочности, что сходно с ощущением безопасности, которое в детстве давали связи с родителями, с матерью: потребность в ощущении себя частью мира;

4) потребность в идентичности: потребность тождества человека с самим собой: «я - это я»; люди, обладающие ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности, непохожести на других, воспринимают себя как хозяев собственной жизни;

5) потребность в системе взглядов и преданности: людям нужна система взглядов и убеждений для того, чтобы объяснять сложность мира и понимать его. также им нужен объект преданности, то, в чем бы для них заключался смысл жизни. - они нуждаются в том, что бы посвятить себя кому-то или чему-то (высшей цели. Богу).

Бихевиоризм (теория научения). Бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение) - очень влиятельное направление в психологии, наиболее видными представителями которого являются русский физиолог И. П. Павлов и американский психолог Б. Ф. Скиннер.

Со времени создания учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности пи один серьезный исследователь психологии не обходится без ссылок на его классические труды, его работы легли в основу кибернетики. Центральная идея учения И. П. Павлова - мысль о том, что психическая деятельность имеет биологическую основу, а именно физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Организм, взаимодействуя со средой, рефлекторно осуществляет саморегуляцию при помощи безусловных (прирожденных) и условных (приобретенных) рефлексов.

В классической схеме И. П. Павлова реакция R возникает только в ответ на воздействие (стимул S) безусловного или условного раздражителя, поэтому ее можно представить следующим образом: S-R.

В опытах Б. Ф. Скиннера, которые, как и опыты Павлова, проводились на животных, использовалась иная схема образования условного рефлекса: сперва животное производило реакцию (R), например нажим на рычаг, а затем эта реакция подкреплялась экспериментатором, в частности стимулировалась (S) пищей. Поэтому схема Скиннера выглядит следующим образом: R-S.

Данные исследований обобщались, публиковались, на их основе делались выводы и строились рекомендации, которые в настоящее время широко используются в менеджменте, педагогике, социальных технологиях, прикладной и практической психологии, при создании обучающих машин и программ, учебников по программированию. В то же время эта школа чаще других подвергается критике в основном за жесткий, не оставляющий личности выбора, «бездуховный», «механистический» и даже «аморальный» подход к объяснению человеческого поведения.

Скиннер считал, что интерес для науки представляют лишь те взаимодействия, которые можно непосредственно наблюдать и фиксировать. Психологи бихевиористского направления занимаются лишь теми действиями человека, которые доступны, открыты для наблюдения, и считают, что именно внешнее окружение человека является ключом к объяснению его поведения. Этим они отличаются от представителей психоанализа, которые исходят из того, что причины всех действий людей скрыты в их внутренней жизни, в их разуме, сознании, зависят от черт личности, от неосознаваемых импульсов, желаний, страхов и т. д.

Все живые организмы, полагают бихевиористы, развиваются по одним и тем же законам, поэтому не обязательно изучать большие массы организмов - достаточно отследить и описать поведение какого-либо одного человека или животного.

На поведение людей влияют их действия. Есть действия, которые вызывают автоматическое реагирование организма по типу безусловного рефлекса, например, если мы обжигаем руку горячим утюгом, то мгновенно, рефлекторно ее отдергиваем. Моргание также является автоматическим действием. Однако большое количество действий отличается от рефлекторных, в основе которых лежит схема S-R. Организм человека активно воздействует на окружение с целью изменить события. Многие его действия являются оперантными, т. е. они возможны лишь в результате научения. Например, игра на гитаре - это образец оперантной реакции. Для игры на гитаре не существует внутренней причины, которая ее вызвала, - это оперантное действие, и оно контролируется только теми результатами, которые за ним следуют. Другой яркий пример оперантного поведения - ползание ребенка.

Если последствия оперантного поведения благоприятны для организма, то вероятность повторения этого поведения в будущем будет усиливаться, а если не благоприятны, то уменьшаться. Например, мы перестаем писать письма приятелям, если они нам не отвечают, и покупать девушке цветы, если она этому не радуется. Психологи считают, что оперантное поведение контролируется в основном негативными последствиями. Оно нужно организму как инструмент: если оно действует на среду, порождая подкрепление, то оно сохраняется, если же не получает подкрепления, то угасает.

В обществе постоянно имеют место ситуации оперантного научения. Личность в целом - это «набор» определенных форм поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения. Типичный пример - плач, с помощью которого ребенок управляет поведением своих родителей. Плач будет продолжаться до тех пор, пока родители его не подкрепят - возьмут ребенка на руки, останутся в комнате, пока он не заснет, дадут бутылочку с молоком. Плач постепенно прекратится, если родители перестанут его подкреплять: брать ребенка на руки и т. п.

Скиннер исследовал и описал различные режимы подкрепления. В теории научения выделяют два типа подкрепления и стимулов:

1) первичные (безусловные), которые не зависят от научения, - пища, вода, физический комфорт, секс;

2) вторичные (условные), которые осуществляют подкрепление, тесно ассоциируясь с первичным подкреплением, - например деньги, одобрение или подчинение окружающих.

Поведение человека в основном контролируется следующими стимулами:

а) неприятными - наказание, негативное подкрепление; отсутствие подкрепления:

б) позитивными - поощрение желательного поведения.

В обычной жизни люди, как правило, ведут себя так, чтобы усилить позитивное подкрепление и уменьшить негативное.

Гуманистическая психология. Одним из основателей и наиболее ярким представителем этой школы является известный американский психолог К. Роджерс. Гуманистическая психология оформилась в 50-х гг. XX в. и противопоставила себя как психоанализу, так и бихевиоризму. На волне гуманистической ориентации в среде психологов, педагогов, бизнесменов, юристов возникло движение за развитие человеческого потенциала, рост личности, ее спонтанное, творческое развитие.

Данное направление занимается теми проблемами, которые не интересуют ни бихевиоризм, ни психоанализ. В центре его внимания - здоровый творческий индивид и то, что его волнует: любовь, психическое здоровье, смысл жизни, развитие. Основной мотив поведения человека, в соответствии с теорией Роджерса, это стремление к актуализации. Актуализация понимается как присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека сильным, способным приумножить свои способности и удовлетворить потребности. Стремление к актуализации является врожденным: например организм стремится сохранить себя, требуя еду и питье; физически развиваясь, организм усиливает себя, становится более независимым. Другие мотивы человека - это разновидности мотива актуализации. Она свойственна не только человеку, но и животным и растениям, т. е. всему живому.

Актуализация связана с увеличением напряжения: человек самоактуализируется в борьбе и преодолении препятствий, часто сам стремится к этой борьбе. Например, маленький ребенок, который учится ходить, часто падает, ударяется, разбивает нос, но все равно упорно продолжает учиться. Движение к саморазвитию сопровождается борьбой и страданиями, однако этот мотив так силен, что человек преодолевает боль и неудачи и развивается в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности.

Люди, считал Роджерс, склонны в своем поведении искать, и оценивать позитивные переживания - те, которые они воспринимают как развивающие их личность. Люди избегают и оценивают отрицательно те переживания, которые они воспринимают как препятствия для развития своей личности.

Роджерс также разрабатывал идею определяющего влияния на поведение людей, их внутреннего мира, личных переживаний. Эта идея является характерной для гуманистической психологии в целом. В соответствии с ней личные переживания - это основа действий человека. Каждый из нас реагирует на события так. как воспринимает их. Например, два человека, оказавшись в одинаковых обстоятельствах, могут впоследствии описывать две совершенно разные ситуации. Вы сами можете в этом убедиться, попытавшись сравнить свои воспоминания о каком-либо общем для нас и ваших друзей недавнем событии - ваши рассказы обязательно будут различаться, потому что для вас имеет смысл и значение одно, а для ваших друзей - другое.

Гуманистическая психология занимается только внутренним миром человека - тем, как он воспринимает, отбирает и толкует (интерпретирует) любую информацию. Иными словами, если вы хотите объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя именно так. а не иначе, вы должны понять его внутренний мир.

Весьма плодотворно проблема личности разрабатывалась и в рамках отечественной психологии. Здесь следует, прежде всего, упомянуть такие научные подходы к изучению личности, как комплексный, деятельный и структурно-динамический.

Комплексный подход к изучению личности был сформулирован и развит известным советским психологом Б. Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. По его мнению, индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами. Ананьев считал, что в изучении человека как личности особо выделяются статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое. правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности. Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

При характеристике человека как субъекта социально-психологический аспект личности выражен наиболее ярко. В этом качестве личность выступает в нескольких ипостасях: «она - объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что особенно важно, субъект общественного поведения - носитель нравственного сознания» (Ананьев, 1980, с. 52). Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.

Деятельностный подход к изучению личности был разработан одним из самых известных советских психологов А. . Леонтьевым. По его мнению, деятельность человека порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (Леонтьев, 1975, с. 173). В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, развитии и преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность. Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, операции, психофизиологические функции или блоки этих функций. Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности. Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характеристике личности. Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Таким образом, смысл получил характеристику личностного. В нем содержится отражение в сознании личности отношения мотива к цели. Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг с другом в связанную систему, обозначенную Леонтьевым термином «смысловые образования личности».

Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. ...Внутренние отношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий "психологический профиль личности"» (Леонтьев, 1975, с. 221-222). Выстроенные на едином деятельностном основании представления о личности позволили Леонтьеву рассмотреть широкий круг психологических явлений в мотивационной (потребности, эмоции), поведенческой (действия, деятельность) и когнитивной сферах. В последней особое место занимают сознание и самосознание. В сознании происходит процесс объединения, «сшивания» деятельностей, развития и распада связей между ними. В концепции Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. Это триединство отражено и в названии его последней книги: «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Структурно-динамический подход к изучению личности объединяет ряд психологических теорий, в основе построения которых лежит принцип структурности. На наш взгляд, самыми интересными с социально-психологической точки зрения являются теоретические концепции отечественных психологов К. К. Платонова, А. Г. Ковалева и Б. Д. Парыгина.

Наиболее детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова. Центральными в его концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность. Платонов выделил в структуре личности четыре подструктуры.

Первая подструктура - это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Первая подструктура - это преимущественно социально-психологическая подструктура личности, которая и составляет основной предмет социально-психологического анализа. Вторая подструктура - опыт. Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В этой подструктуре значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней, как правило, больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура - биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки. Таким образом, доля социального снижается от первой подструктуры к четвертой.

Структура личности, описанная в концепции российского психолога А. Г. Ковалева, представляется более лаконичной и менее эклектичной, чем структура личности К. К. Платонова. А. Г. Ковалев различает в личности три образования: психические процессы, состояния и свойства. Эти образования динамичны и взаимосвязаны. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы психические свойства личности. Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.