Савва сторожевский — храм, икона, мощи. Преподобный савва освященный Савва сторожевский житие в чем помогает

Преподобный Савва Освященный

День памяти: Декабрь 5/18

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого . Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

----------***----------

Святой Савва , озаривший палестинскую пустыню своим житием, подобным ангельскому, родился в небольшом городке Муталаска, в Каппадокии , в 439 году. Уже в восьмилетнем возрасте он, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь. Несмотря на все старания его семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.

Однажды, работая в саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и за всю жизнь не вкусил более яблок. В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.

Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. Под началом святого Феоктиста Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».

По смерти святого Феоктиста в 469 году, Савва получил позволение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там он проводил пять дней в неделю в непрестанной молитве, без всякой пищи, занимая руки плетением пальмовых листьев, по субботам же и воскресеньям приходил в монастырь для участия в литургии и совместной трапезе. С отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья преподобный Евфимий имел обыкновение брать его с собой в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.

Проведя в отшельничестве четыре года, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.

Каждому приходящему к нему послушнику святой устраивал отдельную келью в одной из многочисленных окрестных пещер и обучал новоначальных всем премудростям пустыннического жития. После того как число его учеников очень скоро достигло 70, по молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.

Число насельников основанной преподобным лавры непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение и принести дары и пожертвования, благодаря которым монахи могли снабжать себя всем необходимым, не отвлекаясь заботами суетного мира. Несмотря на смиренный отказ преподобного принять священство, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.

Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню. Во время одного такого пребывания в безлюдных местах преподобный обосновался на холме под названием Кастеллий, где обитали бесы. Очистив это место молитвами, он основал там новый общежительный монастырь для уже испытанных в подвижнической жизни иноков (492). Для тех же, кто только недавно ушел из мира, святой Савва устроил к северу от лавры третью обитель, чтобы они обучались аскетической жизни и чтению Псалтири наизусть (493).

Преподобный позволял подвизаться в уединении лишь опытным монахам, которые приобрели навык различения и хранения помыслов, сердечное смирение и совершенное отречение от собственной воли. Юных же иноков он отправлял сперва на послушание в обитель к святому Феодосию.

В то время, когда многочисленное палестинское монашество смущалось монофизитской ересью, противной решениям Халкидонского Собора, патриарх Иерусалимский Саллюстий назначил святого Феодосия и святого Савву архимандритами и экзархами всех монастырей, находившихся в юрисдикции святого града (494): Феодосию было вверено общежительное, а Савве - отшельническое монашество, а также иноки, жившие по кельям в лаврах.

Непримиримый враг служителей ада, святой Савва всегда был кроток и снисходителен по отношению к людям. Так, когда дважды, в 490 и 503 годах, часть его братии поднимала возмущение против настоятеля, он сам добровольно покидал свой пост, не пытаясь отстоять словами либо навязать силой свою власть, и лишь по настоянию патриарха снова принимал бразды правления. Узнав о том, что 60 монахов, ушедших из-под его власти в заброшенную обитель, так называемую Новую лавру (507), находятся в крайней нужде, преподобный испросил у патриарха некоторую сумму золотом, которую сам доставил к ним и даже помог ослушникам построить церковь и организовать новый монастырь со своим собственным игуменом.

Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния Богу в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призвал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом. Преподобный продолжал и дело насаждения новых обителей в безлюдной пустыне, так что, помимо должности главы отшельников, на нем лежали обязанности духовника семи монашеских общин. Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы.

В 512 году он вместе с другими монахами был направлен в Константинополь к императору Анастасию, благосклонно относившемуся к монофизитам, дабы поддержать православную веру, а также добиться некоторых налоговых льгот для Иерусалимской Церкви. Императорская стража не желала поначалу впускать во дворец бедного и смиренного пустынника в ветхом одеянии, приняв его за нищего. Преподобный Савва произвел столь сильное впечатление на императора, что тот во время долгого пребывания святого в столице охотно призывал его к себе, наслаждаясь мудростью речей святого.

По возвращении в Палестину Савва должен был вступить в упорную борьбу с еретическим патриархом Антиохийским Севиром. Сумев вновь завлечь императора в тенета ложных учений, Севир добился в 516 году смещения святого Илии с Иерусалимской кафедры. Тогда по призыву святых Саввы и Феодосия более 6 тысяч монахов собрались вместе, дабы побудить его преемника, патриарха Иоанна, продолжать защиту решений Халкидонского Собора. Услышав об этом, император уже был готов применить силу. Тогда святой Савва направил ему от имени всех монахов Святой Земли смелую петицию.

Однако в том же 518 году Анастасий умер, и новый властитель Юстин I по милости Божией подтвердил свою приверженность Православию и распорядился внести Халкидонский Собор в святые диптихи. Святой Савва был тогда же послан в Скифополь и Кесарию, чтобы сообщить верным радостную весть о победе.

В 531 году, во время кровавого восстания самаритян, святой Савва вновь отправился в Константинополь к благоверному императору Юстиниану, дабы заручиться его помощью и покровительством. Со своей стороны, он пророчески предсказал правителю предстоящее отвоевание Рима и Африки, а также будущую славную победу над монофизитством, несторианством и оригенизмом - события, которым суждено было прославить царствование Юстиниана.

С радостью встреченный в Иерусалиме, неутомимый служитель Господень основал там монастырь Иеремии, а затем окончательно удалился в Великую лавру. Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого Мелитона (Мелита).

Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в Венецию; вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года.

Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые: Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и др. Именно здесь сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана значительная часть существующих церковных песнопений.

_______________________

[1] Здесь мы кратко излагаем его «Житие», составленное Кириллом Скифопольским, - один из наиболее значительных памятников монашеской традиции.
Ныне Талас в Турции.
Палестинские лавры, начало которым положил святой Харитон, представляли собой группы отшельников, как правило учеников какого-либо известного и авторитетного старца, подвизавшихся большую часть времени в одиночестве и собиравшихся в центральном храме на воскресные и праздничные службы. Поскольку они не имели возможности вернуться вечером в свои кельи, постольку всенощная продолжалась до самой Божественной литургии, по окончании которой монахи участвовали в совместной трапезе и беседовали на духовные темы. После этого они расходились по кельям, каждый со своим запасом провизии и рукоделия на следующую неделю. Из-за большого стечения монахов и опасности со стороны разбойников такие лавры быстро превращались в общежительные монастыри, так что со временем словом «лавра» стали обозначать крупные общежительные монастыри, вокруг которых группировалось множество зависимых от них обителей, примером чего может служить Великая Лавра святого Афанасия на Афоне, а также Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры на Руси. Недавние археологические раскопки показали, что последовательное основание монашеских обителей святым Саввой и его учениками (семь лавр, шесть общежительных монастырей и десятки крупных скитов, располагавших собственной часовней) было, вероятно, частью целенаправленной деятельности преподобного, которого по праву именуют «цивилизатором пустыни» (Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism. A comparative study in Eastern Monasticism, 4th to 7th cent. Washington, 1995 (Dumbarton Oaks Studies, 32).
Архимандритом назывался в ту эпоху настоятель нескольких монастырей, теперь же это, по преимуществу, почетный титул.

Days.pravoslavie.ru / Pravoslavie.ru

Многими молитвенниками богата была русская земля. Один из самых известных современников преподобного Сергия Радонежского - его ученик Савва Сторожевский. Он по сей день пользуется заслуженной славой и любовью верующих.


История жизни

Еще юношей пришел в монастырь, потому что всю свою жизнь решил посвятить Господу. Мысли его уже тогда пребывали только лишь в Царстве небесном, поэтому святой всегда выходил из храма позже всей братии. Такая преданность Христу не могла остаться незамеченной. Монахи сделали Савву Сторожевского своим духовником - это очень почетная обязанность и большая ответственность.

  • Очень быстро о духовных дарах инока стало известно окружающим. К нему стали приходить князья и простой люд - все просили мудрого совета в духовной жизни. Хотя монах любил молиться в уединении, это не всегда ему удавалось.
  • Преподобный постоянно находился в трудах - сам носил воду из реки, подавая пример другим жителям монастыря. Ведь лень и праздность являются началом многих грехов.
  • Князь поручил мудрому священнику основать новую обитель, что он и сделал. Монастырь был построен и освящен в честь Рождества Девы Марии.

Уже при жизни преподобный обладал даром предвидеть грядущие события. Например, он предсказал князю Георгию победу в сражениях с болгарами. Спустя несколько месяцев так и произошло, первым делом воины пришли благодарить своего наставника.

Скончался старец в преклонных летах. В летописях точно не указана дата его рождения. Умер он в 1407 г. Церковь прославила его как святого через сто с лишним лет. Мощи Саввы Сторожевского в настоящее время находятся в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан самим преподобным.


Святая обитель

Хотя в нашей стране великое множество монастырей, есть самые знаменитые. Они прославлены благодаря великим подвижникам, которые жили в их стенах. Такой обителью является Саввино-Сторожевский монастырь. Находится знаменитое место паломничества в Звенигороде, основана обитель в конце 14 в.

Начиналось все по просьбе местного князя с одной деревянной церквушки, которая стояла на горе Стороже. Поначалу Савва жил там один в своей пещерке, но вокруг него собирались единомышленники.

  • Монастырь находился в стратегически важном месте, являясь защитой Московской области с западной стороны. Здесь любили молиться многие представители царской семьи - Иван Грозный, Алексей Михайлович и др.
  • После кончины великого монаха сюда была проложена специальная дорога, по которой цари приезжали в обитель на моление. Сейчас это Рублево-Успенская трасса.
  • В монастыре хранились великие святыни - Иверская икона Божией Матери, Владимирский образ Богородицы.
  • Обитель благополучно пережила многие страшные времена, но в годы революции большевиков все же была закрыта.
  • Здесь находился огромный колокол, чей благовест было слышно даже в столице, но большевики уничтожили его.

Возрождение монашеской жизни началось в 1995 г., сегодня здесь проживают несколько десятков монахов.


Почитание

В православной культуре принято приобретать для дома лики святых. Люди верят, что эти святыни способны защитить их, подарить душевный покой. Икона Саввы Сторожевского пишется в традиционном восточном стиле.

Прямо на молящегося смотрит старец с длинной бородой, волосы с проседью немного вьются, лоб открыт.

  • Изображен монах на золотистом фоне - это символ райских обителей, где будут обитать души праведников. Православная Церковь верует, что там находятся святые, которые своими молитвами могут помогать живущим на земле.
  • Монашеская мантия накинута поверх облачения, она символизирует ангельскую душу тех, кто отрекается от грешного мира.
  • Правой рукой наставник благословляет верующих, в левой держит свиток (символ мудрости и просвещенности Духом Святым).

Перед образом можно не только произносить молитву святому, но и петь акафист Савве Сторожевскому. Это поможет преодолевать страсти, сосредоточиться на том, что действительно важно - жизни духа, его воспитания в христианских добродетелях.

Чтобы приложиться к святым мощам, верующие стараются совершить паломничество в храм Саввы Сторожевского, он находится в Звенигороде. Там можно посетить скит, где который находится немного в стороне от монастыря, среди леса. Именно над оврагом, где совершались молитвенные подвиги, был возведен храм. Это сделано ради сохранения памяти подвижника православной веры. Средства на строительство были пожертвованы одним достойным купцом.

Здесь была начата традиция крестного хода, который совершается в день церковной памяти преподобного. Сюда приезжали для молитвы многие известные люди. Сегодня монахи стараются вести такую же строгую жизнь, образец которой показал преподобный Савва. Считается, что по молитвам преподобному можно исцелиться от болезней тела, обрести душевный покой, найти правильный путь в жизни. Молитвами преподобного Саввы, помилуй нас, Господи!

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Савва сторожевский - храм, икона, мощи was last modified: Июнь 6th, 2017 by Bogolub

Преподобный Савва Сторожевский возлюбил Христа с малых лет. Постриг он принимал от преподобного Сергия Радонежского .

Уже будучи иноком, Савва с особенным рвением боролся с соблазнами и в добродетелях старался быть первым, зная о небесных благах уготованных Господом угодникам Его. Инок Савва для всех выглядел простым и не образованным, но мудростью был выше многих считавших себя мудрыми, - первым в церковь входил и последним выходил из нее, - таково было его умиление, что не мог он сдерживаться от рыдания во время службы божественной. Отцы видя такое умиление удивлялись и славили Господню благодетель.

Благодаря высокой духовной опытности Савва снискал большое уважение окружающих. В скором времени его назначили духовником братии. Дополнительно, он иногда исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в своих добродетелях, игумен Савва стяжал себе уважение князей и известность по всей земле Русской. Боголюбивый князь Георгий (в миру Юрий) Дмитриевич приехал в монастырь преподобного Сергия к блаженному Савве и уговорил его образовать в своейвотчине на подобающем для того месте собственную обитель. Таким образом Савва покинул обитель преподобного Сергия и переселился в пустынное месте на возвышенности. Место это находилось в верховьях Москвы-реки, рядом с городом Звенигород и называлось Сторожи. Именно на этом месте преподобный и решил организовать обитель свою. Жил святой Савва в полном безмолвии и отдалении от всех, стойко перенося все капризы природы в одиночку с Господом в сердце и молитвой на устах. Как водится молва о подвигах святого жития его быстро распространилась по округе и потянулись к святому иноки и миряне со всех окраин. Желание у них было лишь одно, чтобы руководил преподобный Савва жизнью их духовной. Всех, кто приходил преподобный встречал с любовью, был примером смирения и трудолюбия. Савва сам носил воду с реки, поднимаясь в высокую гору и исполняя прочие труды по хозяйству. Такими поступками он хотел приучить к труду братию, чтоб не теряли они дней отпущенных на земле в праздности, которая есть мать всех пороков.

Позднее, князь Георгий Дмитриевич, предложивший преподобному Савве саму идею создания обители выделил ему средства на воздвижение храма. И был построен храм, освещенный во славу Рождества Пречистой Богоматери. Стала процветать обитель великая, направленная на спасение души всякого в ней пребывающего. Добрый пастырь был Савва в этой обители для паствы Христовой. И взойдя на духовную пажить , утвердился он в добродетелях великих.

Вся жизнь святого просияла добродетелями, так что Богу угодно было во время земной жизни Саввы наградить его даром провидения. Князь Георгий Дмитриевич в 1399 году должен отправиться на войну супротив булгар. До выступления в путь посетил он монастырь преподобного Саввы и испросил благословения его. Старец, прочитав молитву благословил его крестом, и предсказал: «Иди, смело, благоверный князь, и прибудет с тобой Господь, помогая тебе! Всех недругов своих победишь и по волии Христовой здоровым в свое Отечество вернешься».

Взяв позднее командование над великокняжескими полками, Георгий благословенный старцем выступил на неприятеля. Три долгих месяца вел он сражения и из всех битв вышел победителем. Вернувшись домой первым делом Георгий поспешил в святое пристанище преподобного старца и вознес благодарение Богу, даровавшего победу ему по молитвам святого отца обители Сторожевской.

Дожив до седин, святой Савва Строжевский тяжело заболел и, собрав всю братию, довольно учил их в Писаниях Божественных, напоминая о важности хранить чистоту телесную и молиться неустанно. Далее преподобный старец, назначил в игумены своего ученика, наказав всем быть у него в повиновении и послушании. Преподав мир всем и прощальное целование, старец Савва, святой Богоугодник в добром исповедании отдал свою чистую душу в руки Господа в третий день от начала зимы.

Новость о преставлении преподобного мгновенно облетела все окрестности. Абсолютно все православные жители Звенигорода с любовью великой собрались на проводы в последний путь святого угодника, на руках неся больных и увечных. Проведя надгробное пение, с почестями упокоили Савву Сторожевского в храме Рождества Пресвятой Богородицы, созданным им при жизни.

Мощи преподобного Саввы даже в наши дни являют чудодейственные исцеления каждому, кто с верой придет поклониться им, во славу Господа нашего Иисуса Христа, через угодников Своих творящего дела свои, а по преставлении - чудеса свои.
Празднование Савве Сторожевскому, как святому установлено было на Московском Соборе в 1547 году и проводится 3.12/16.12. Первое обретение святых мощей состоялось 16.01/01.02 1652. Второе обретение 23.08.1998. 17.07/30.07 отмечается перенос мощей преподобного под новую сень , произошедший в 1847 году.

П реподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского (+1392, память 5 июля и 25 сентября) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.

По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия - игумен Никон - оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место - гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевой горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы. Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.

Одним из самых почитаемых русских монахов был преподобный Савва Сторожевский, деяния которого по утверждению веры в душах монахов и мирян способствовали причислению его к лику святых. Он был одним из первых и любимых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Житие Саввы Сторожевского, написанное Маркеллом Хутынским в XVI веке долгое время являлось настольной книгой не только для тех, кто желал принять монашеский постриг, но и для всех богобоязненных и добропорядочных жителей Киевской Руси.

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского. Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским. Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель.

По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь. Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

Настоятель Троицкого монастыря

Савва был уважаемым и кротким монахом, все свои дни проводящим в молитвах перед образом Святой Богородицы. Монашествующая братия безмерно обрадовалась назначению такого настоятеля. И впоследствии, после преставления Сергия Радонежского, предложили Савве возглавить Троице-Сергиеву Лавру.

Это предложение это было принято Саввой с большой благодарностью, но с условием, что назначение его будет временным и закончится как только старец Никон, которому по праву наследования принадлежала должность настоятеля, вернется из безмолвного скитания по пустошам. Произошло это событие примерно между 1392 и 1393 годами (в летописных источниках указанными, как вероятное время кончины Сергия Радонежского).

В должности настоятеля Савва Сторожевский пребывал на протяжении шести лет, после чего решил оставить мир и удалиться в уединенные скиты, передав полномочия вернувшемуся из странствий Никону.

За время нахождения на посту настоятеля Савва Сторожевский прославился благочинным нравом и снискал любовь не только простых мирян, приходящих искать благословения от рук святого старца, но и уважения со стороны сильных мира сего.

После смерти Сергия Радонежского Савва взял на себя опеку над всеми духовными сыновьями и дочерьми последнего, и на протяжении многих лет выступал в роли наставника вдовы Дмитрия Донского – Евдокии и его третьего сына Юрия.

Дружба с Юрием Донским

Юрий Дмитриевич Донской познакомился с Саввой еще при жизни своего великого родителя, глубоко чтившего насельников святой обители. После смерти Дмитрия Донского между его старшим сыном Василием и младшим сыном Юрием начался разлад, братья никак не могли поделить принадлежавшие им земли, никого не обидев.

Юрий был наиболее умным и способным из всех сыновей Дмитрия Донского, потому именно в нем жители Владимирских, Звенигородских и Галичских земель видели спасителя Руси. Этой же позиции, по всей видимости, придерживался и Савва, благословив Юрия Дмитриевича в 1395 году на поход в Волжскую Булгарию, завершившийся не только победой русского войска, но и предотвращением угрозы русским землям со стороны надвигающихся полчищ Тамерлана.

После того, как предсказание старца Саввы, данное им накануне похода сбылось, князь Юрий еще больше преисполнился к нему уважением и любовью и потому не пожелал отпускать от себя надолго, выделив земли вблизи Звенигорода для постройки , где Савва мог бы стать настоятелем. Видя в строительстве еще одной Божьей обители благое дело, Савва Сторожевский согласился покинуть Троицкую Лавру и основать монастырь на горе Стороже.

Строительство Звенигородского монастыря

Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь. И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель. Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

Чудеса, связанные с образом Саввы Сторжевского

Житие Саввы Сторожевского, писанное Маркеллом Хутынским заканчивается историей о явлении святого Саввы игумену Звенигородского монастыря Дионисию, под впечатлением которого последний написал чудодейственный лик, славящийся своей способностью к исцелению страждущих.

Долгое время Савву Сторожевского почитали как местного святого, в 1547 году старец был канонизирован, а 1652 году произошло первое обретение мощей святого игумена в Звенигородском монастыре, совершенное по повелению Алексея Михайловича Романова, чтившего Савву как своего личного заступника, спасшего его от лап разъяренного медведя.

Другой удивительный случай помощи Саввы Сторожевского был зафиксирован в 1812 году. Преподобный явился одному из военачальников Наполеона – Эжену Богарне и попросил его не причинять бедствий жителям Звенигорода и монастырским стенам, предсказав, что выполнив эту просьбу, он останется цел и невредим в войне, ничего хорошего французам не сулящей. После того как предсказание Савы сбылось небольшой монастырь, им основанный, возвысился и стал также популярен, как и сама Троицкая Лавра.

Но на этом чудеса Саввы Сторожевского не закончились. На сегодняшний день мощи Саввы Сторожевского находятся в Звенигородском мужском монастыре, куда они были перенесены в 1998 году, после окончания периода коммунистического запрета на церковную и монашескую деятельность. Рака с чудотворными останками преподобного хранится справа от алтаря в .

А недалеко от обители, возле пещеры, где жил преподобный Савва расположен целебный источник. Многие годы люди передают друг другу весть о великих чудесах, которые открываются каждому чистому душой человеку, посетившему это место и окунувшегося в купель Саввы Сторожевского.

Даже не зная в чем помогает Савва Сторожевский, к нему обращаются люди со всех уголков России, рассказывают о возникших у них трудностях, и им становится легче. Преподобный Савва незримой рукой помогает и направляет заблудшие души также, как делал это при жизни. Звенигородский святой слышит любую праведную молитву и обязательно помогает.

Подробнее о Саввино-Сторожевском монастыре можно прочитать в этой .

На карте ниже представлены достопримечательности и , где мне удалось побывать.