Тропари иконе божией матери пряжевская. Пряжевская икона Божией Матери — о чем молятся

В посёлок Медвенку, с Любицкое и с.Панино Прибывает ПРЯЖЕВСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ!

ГРАФИК:

  • с. Любицкое (Покровский храм): 1 января 12:00 по 2 января 15:00 (храм будет открыт до 20:00)
  • пос. Медвенка (Успенский храм): 2 января 15:30 по 4 января 14:00 (храм будет открыт ежедневно с 7:00 до 18:00)
  • с. Панино (Митрофановский храм): 4 января 15:00 по 5 января 12:00 (храм будет открыт до 20:00)
По традиции, сложившейся в последние годы, каждый год Прибывает чудотворная икона Божией Матери "Пряжевская" из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря (с. Горналь Суджанского района Курской области) в Курск и область.

Пряжевская икона Божией Матери является одной из главных святынь курской земли, имеет богатую историю и является ЧУДОТВОРНОЙ. Ещё недавно с ней совершался единственный в России Крестный ход за пределы Государственной границы... теперь - только по России...

МНЕ ПРЯЖЕВСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ ПОМОГЛА...

Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы “Пряжевская” особо благодатны в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодии и женских недугов. Облегчает и житейские скорби, свидетельство тому - современные приношения на иконе.

Личных чудес там происходит много: кто ребёночка не мог родить: помолились за молебном Пресвятой Богородице перед её чудотворным образом "Пряжевская" и получили милость великую от Неё, кто исцеления получил...(в историческом очерке издания 1912 года- во вложении о некоторых чудесах можно прочесть...) А можно и самим, если Господу будет угодно, стать свидетелями их. Уже несколько лет подряд в день традиционного Крестного ходя с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери (который проходит ежегодно в первую субботу после Дня Святой Троицы) не обходится без особых знаков Милости Божией и заступничества Пресвятой Богородицы по молитвам святителя Николая (ведь он покровитель монастыря вместе с Пречистой), свидетелями которых стоновятся все богомольцы... Да что говорить- приезжайте и сами всё своими глазами увидите...Как говорится: «лучше один раз увидеть»… Хотя к Горнали это не относиться, ведь те, кто побывал в Горнальском монастыре - стремятся сюда снова и снова - увидеть не один раз…

Обратите внимание на 12 страницу приложенного издания из фондов Суджанского краеведческого музея 1912 г.!!!

ОБ ИСЦЕЛЕНИИ СУДЖАНСКОГО КУПЦА

Чудесное исцеление больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было повелено отправиться в закрытый Белогорский монастырь (в Горнали Суджанского района) и отслужить перед Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали.

ОБРЕТЕНИЕ ПРЯЖЕВСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чудотворная икона Божией Матери “Пряжевская” - одна из святых Курской земли - до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни (сейчас Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь). Основанная в 1672 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии, в силу политических обстоятельств обитель закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. В бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления, несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери.

“Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении”, - писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться чудеса.

Расписание служб перед иконой.

пос. Медвенка (Успенский храм)

В Храме будут совершаться молебны с Акафистом перед чудотворным образом.

2 января:
15:30 - Молебен с Акафистом
17:00 - Молебен с Акафистом
3 января:
8:00 - ВОДОСВЯТНЫЙ Молебен с акафистом
12:00 - Молебен с Акафистом
15:00 - Молебен с акафистом
17:00 - Вечернее Богослужение
4 января
8:00 - Литургия (память св.вмч. Анастасии Узорешительницы)
10:00 - Водосвятный Молебен с Акафистом
13:00 - Молебен с Акафистом.

В XVII-XVIII ст. происходит активное заселение земель Слободской Украины. Заселение практически пустующих земель Слобожанщины осуществлялось представителями всех украинских регионов, а также выходцами из Московского царства. Этническое разнообразие населения Слободской Украины отразилось и в ее топонимике. Так возникла целая группа населенных пунктов, названия которых дублируют названия городов и сел, откуда происходили переселенцы. На Слобожанщине возникли г. Тростянец, г. Золочев, с. Ольшаны и др. Переселяясь на новое место, переселенцы привозили с собой и иконы. Со временем обстоятельства перемещения многих икон на Слобожанщину забывались, оставались лишь названия. К таким иконам, судя по названию Волынского происхождения, относится Пряжевская (Горнальская) икона Пресвятой Богородицы, которая и ныне имеет почитание в северной части Слободской Украины, что сейчас соответствует границам Сумской области и южной части Курской обл. (земли Сумского Слободского полка, отошедшие к Российской Федерации).
О Пряжевской (Горнальской) иконе имеется мало сведений. Эта икона и ее списки никогда не попадали в поле зрения исследователей. До 1917 г. об иконе писали, как правило, в Курской губернии, на территории которой находится монастырь. Среди работ, в которых приведены история и описание иконы, следует упомянуть работу А. И. Терлецкого "Исторические заметки о городе Судже и его уезде", изданную в 1894 г., (где икона именуется как Пряжовская) , и монастырское издание 1912 г. "Белогорская-Николаевская пустынь и ее святыни" . Большие справочники, посвященные Богородичным иконам, издаваемые до революции, обходят Пряжевскую (Горнальскую) икону молчанием . В советское время икона была утрачена. После распада Советского Союза и нового обретения иконы в 1996 г. в церковных изданиях Курской и Сумской епархий снова появилась информация о Пряжевской иконе, правда также историко-описательного характера .
История Пряжевской (Горнальской) иконы связана со Свято-Николаевским Белогорским Горнальским монастырем. Этот монастырь был основан в 1672 г недалеко от г. Мирополье (Сумской полк). Основали его монахи Феодосий (ставший настоятелем), Лаврентий, Кесарий, Памва и старец Никодим. Эти пятеро монахов были прежде насельниками Дивногорского монастыря, расположенного на территории Острогожского Слободского казачьего полка (ныне часть Воронежской обл. Российской Федерации). Частые набеги крымских татар вынудили о. Феодосия с братиею покинуть Дивногорскую обитель и поселиться в 1671 г. на Девичьем городище, неподалеку от г. Мирополье (Сумского Слободского полка), основавши монастырь, на что вскоре получили патриаршее благословение. Вновь образованный монастырь был построен на средства Сумского полковника А. Г. Кондратьева. Монастырь был деревянный, обнесенный стеной с башнями, с колокольней, кельями и двумя храмами, освященными во имя св. Николая Чудотворца и Преображения Господня .
В 1764 г., когда были утверждены штаты монастырей и большинство монашеских обителей Слободской Украины были закрыты, Свято-Николаевский монастырь продолжал существовать до 1788 г. .
Обретение Пряжевской (Горнальской) иконы Пресвятой Богородицы произошло в 1792 г., вскоре после закрытия монастыря. Иконописцу Ивану Белому приснился сон, что за иконостасом, уцелевшего после закрытия монастыря Преображенского храма, находится спрятанная икона Богородицы, которую следует оттуда извлечь и поновить, не прикасаясь к ликам Богородицы и Богомладенца. Проснувшись и рассказав свой сон приходскому священнику, Иван Белый действительно обнаружил за иконостасом спрятанную икону и выполнил ее поновление. Причем после поновления иконы Иван Белый исцелился от болезни, которой долгое время болел . Обретенная икона послужила и дальнейшему восстановлению обители в 1863 г. .
Пряжевская (Горнальская) икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем в иконографическом типе Одигитрия-Перевлепта. Младенец изображен строго в анфас, правой рукой благословляет, левой опирается на державу, которая лежит у Него на колене. Облачен Богомладенец в темноохристый гимантий и белый хитон без клава. Богородица облачена в пурпурный гимантий и синюю тунику, на Ее запястьях поручи, украшенные жемчугами. Правой рукой Богородица указывает на Спасителя. Голова Богородицы наклонена к Богомладенцу. На иконе изображен драгоценный иконный убор , который состоит из венцов, очелья, цаты, и вотивов, в виде круглых медальонов и нитей жемчуга. Венцы Богородицы и Младенца золотые, имеют декор, имитирующий жемчуга, а также цветные камни овальной, четырехугольной и шестиугольной формы. Очелье Богородицы имеет аналогичный декор. Границы венца и очелья четко не выявлены. Цата (гривна) имеет сердцевидную форму. Ее декор близок декору венцов и очелья. Границы цаты определяются рядом жемчужин. На мафории Богородицы изображены вотивные украшения, в виде семи рядов нитей жемчуга, трех рядов круглых медальонов и крупной крестообразной привеской с квадратным синим камнем. Несмотря на документальную скрупулезность, с которой иконописец изображает иконный убор, он не перекрывает рядом вотивов правую руку Богородицы и державу в руках Спасителя. Таким образом, иконный приклад изображен под рукой Богородицы и под державой, которую держит Младенец. Вверху иконы надпись "И Слово плоть бысть".
В процессе исследования, в первую очередь, внимание было обращено на название иконы. Действительно, в с. Пряжев Житомирской области находилась чудотворная икона Богородицы, но совершенно иного иконографического типа. В конце ХIХ - начале ХХ в. Е. Поселянин , а затем и С. Снессорева публиковали изображение и историю Пряжевской иконы, находящуюся в с. Пряжев. В 2002 г. историю той же Пряжевской иконы описал и В. Рожко в своей работе "Чудотворные иконы Волыни и Полесья" , ссылаясь на дореволюционные источники. В 2004 г. в издании "Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие" , так же была опубликована информация о Пряжевской (из с. Пряжев) иконе, являясь, пожалуй, наиболее полным описанием из всех вышеперечисленных. Согласно этим публикациям время явления Пряжевской иконы относится к концу XVII - нач. XVIII в. . Изображение Пряжевской (из с. Пряжев) иконы, представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем. Младенец восседает на левой руке Богородицы, прильнув к Ней щекой. Правой рукой благословляет, левую руку вложил в правую руку Богородицы . Если Пряжевская (Горнальская) икона относится к иконографическому типу Одигитрия, то Пряжевская икона (в с. Пряжев) относится к иконографическому типу Елеуса. Соответственно Горнальская икона по своей иконографии не восходит к чтимой Пряжевской иконе из с. Пряжева Житомирской области.
Затем внимание было обращено на списки Пряжевской (Горнальской) иконы и на близкие к ней изображения. Был обнаружен только один точный список середины XIX ст. в Троицком соборе г. Суджа (Курская обл. РФ).
Из близких по иконографии икон, была выявлена группа изображений Богородицы Лоретская конца XVIII в. Это две иконы из частных коллекций г. Харькова, две иконы из Пархомовского историко-художественного музея (ПИХМ Ж-120), икона из Чугуевского художественно-мемориального музея (ЧХММ) им. И. Е. Репина.
На иконе из ПИХМ в нижней части иконы картуш, в котором помещена надпись: "Изображение чудотворныя Богоматерныя иконы Лоретския", а на одном из списков, находящихся в частном собрании г. Харькова сохранились фрагменты текста такого содержания: "Изображение чудотворныя иконы Лоретския … лета 1799 …". Под картушем, в отдельном клейме помещен образ "Спаса недреманное око".
Выявленные Слобожанские Лоретские иконы, в отличие от Пряжевской иконы, не имеют изображения правой руки Богородицы и державы у Младенца. Характер вотивных украшений, изображенных на Лоретских иконах так же отличен. На Пряжевской иконе изображено три ряда медальонов, а на Лоретской два. Причем вотивы на Пряжевской позолочены, а на списках выписаны цветом. Это эмалевые медальоны, с изображением в средней части на зеленых фонах вензелей, зубчатых корон, лествицы, геральдических брусов, портретов коронованных особ, двуглавого орла, равноконечных крестов разных форм. По краю медальонов располагаются тексты, выполненные латинскими литерами. Иной характер имеют и прочие иконные привески. В центре нижнего ряда медальонов помещен крест (латинской формы) с распятием, по сторонам от него помещено еще два креста аналогичной формы. Над центральным крестом и к краям от боковых крестов располагаются золотые привески сложной формы, украшенные крупными камнями. Цата, контуры которой явно обозначены на Пряжевской иконе, на Лоретских иконах сливается с очельем и венцом в единый элемент оклада. По иному решены одежды Младенца. Если на Пряжевской иконе Младенец облачен в белую рубаху, то на всех Лоретских иконах одеяние Спаса Эммануила сливается с облачением Богородицы, и явно не обозначено. На плечах Спаса надето оплечье (возможно стилизованная цата) с изображением двух рядов эмалевых медальонов, изображения на которых в общих чертах повторяют изображения на вотивных привесках образа Богородицы.
Сравнение Пряжевской (Горнальской) и Лоретских икон Богородицы, несмотря на различия, убеждает, что эти изображения восходят к одному протографу - Лоретскому образу Богородицы.
Чудотворный образ Богоматери, именуемый Лоретский, представляет скульптурное изображение стоящей Богоматери с Младенцем на руках, вырезанное из кедрового дерева, по преданию евангелистом Лукой . У Младенца правая рука благословляет, в левой - держава. На голове Богоматери жемчужный венец, волосы распущены.
По преданию Западной церкви Дом Богоматери был перенесен ангелами из Назарета в Италию и явился 10 мая 1291 г. в местечке Рауница в Далмации. Там, в каменной сводчатой нише, и был обретен Чудотворный образ Богоматери, получивший позже название Лоретский. 10 декабря 1294 г. Дом переместился из Далмации и появился в провинции Анкона около города Реканати, а позже в 1295г. Дом обрели недалеко от города Лорето. До 1507 г. это чудо не было признано даже Римскими папами. До конца XVI в. о нем ничего не было известно и на востоке .
Предание о переносе дома Богородицы ангелами имеет вполне историческое основание. Камни Назаретского дома Богородицы были действительно перевезены в указанный год в Далмацию семьей Ангелов, деспотов Эпира. В 1294 святые камни стали одним из свадебных подарков Никифора Ангела своей дочери Тамаре, в связи с ее бракосочетанием с Неаполитанским принцем Филиппом ІІ Анжуйским. Со временем в Италии греческая династия Ангелов стала ассоциироваться с Ангелами Божими, отчего предание о доме Богородицы приобрело мистический оттенок .
Скульптура Богородицы была раскрашена и инкрустирована бриллиантами и драгоценными камнями . Поверх скульптуры одевался красный далматик украшенный вотивами .
В православной традиции изображения Богоматери Лоретской встречаются редко. В Московии Лоретские иконы именовались "Образ Пресвятой Богородицы Прибавление Ума", и известны с XVI ст., когда послы Василия ІІІ, посетив Дом Богородицы в Лорето, принесли западное предание об Лоретском образе в Москву . С XVII в. известны московские иконы с изображением Лоретской скульптуры.
Московские иконы Богородицы "Прибавление Ума", как правило, ростовые. На них показана ниша, где помещена скульптура, завернутая в далматик. Богородица стоит на Херувиме, что символизирует перенос образа из Палестины в Италию, вокруг нее изображены ангелы со свечами, которые перешли в Московскую иконографию из итальянских гравюр с изображением Лоретской святыни .
Слобожанские иконы, воспроизводящие Лоретский образ, отличны и от скульптурного оригинала и от московских его воспроизведений. Если Пряжевская (Горнальская) икона наиболее близка классической Одигитрии с более достоверной передачей канонических облачений Богородицы и Младенца, то Лоретские (Слобожанские) иконы ближе, к завернутому в далматик, скульптурному изображению Богородицы. Причем все выявленные Слобожанские Лоретские образы показывают поясное изображение Богородицы, и не изображают ее в полный рост на фоне ниши, как было принято в Московской традиции. Намеком на нишу может служить лишь темный фон икон. Кроме того, в Слобожанской традиции Лоретский образ Богородицы не именовался "Прибавление ума". На двух из пяти обнаруженных иконах в картуше, в нижней части сохранилась надпись, которая гласит, что перед нами Лоретский образ Богородицы.
Поскольку современный вид Пряжевской (Горнальской) иконы, кроме ликов, является поновлением конца XVIII в. иконописца Ивана Белого, то мы соответственно не знаем ее первоначального вида. Возможно, существенные отличия в декоре и изображение руки Богородицы являются привнесением поновителя. Подобные вопросы могут быть разрешены только комплексными исследованиями красочного слоя иконы. Однако, бесспорно, остается тот факт, что образ Младенца на Пряжевской иконе близок Лорецкой скульптуре. Аналогично положение головы, небольшая темная держава, жест правой руки.
Если списки Лоретской иконы были распространены в центральной и северных частях Харьковской губернии, о чем свидетельствуют не только выявленные иконы, но и сообщение Е. Поселянина , то Пряжевская (Горнальская) икона получила распространение в своих списках преимущественно в районе г. Суджа Курской области, где она находится и сейчас.
Сопоставляя названия Горнальского образа и аналогов можно предположить, что перед нами изображение Лоретской скульптуры, которое попало на Слобожанщину через с. Пряжев, либо было перевезено из с. Пряжева, что сохранилось в названии иконы. Данный материал расширяет представление о культурных и церковных связях Слобожанщины и Волыни, а так же об иконографических источниках почитаемых Слобожанских икон.

Иконография Пряжевской (Горнальской) иконы Пресвятой Богородицы до настоящего времени не попадала в поле зрения исследователей. Обнаруженные аналоги иконы конца XVIII в. позволяют сделать вывод, что ее иконографическим источником является Лоретский образ Богородицы, почитаемый в Западной церкви, и привезенный в Слободскую Украину из с. Пряжев Житомирской области. На Слобожанщине Лоретский образ приобрел вполне самостоятельные черты, что позволило сформироваться вполне самостоятельному Слобожанскому иконографическому варианту, который получил особое распространение в конце XVIII ст.

Библиография.

Белогорская-Николаевская пустынь и ея святыни. - Курск: Епархиальная типография, 1912. - 23с.
Бобров. Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995. - С. 217. - (Малая история культуры).
Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон /Сост. С. Снессорева. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001. - С. 201.
Лукьянов Е. Образ Пресвятой Богородицы "Прибавление ума" // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, № 9 сентябрь 2003 г. - М.: 2003. - С.56-63.
Поселянин Е. Богоматерь: описание Ее земной жизни и чудотворных икон. Т 2. - Краматорск: Тираж-51, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2006. - С 351.
Рожко В. Чудотворні ікони Волині і Полісся. - Луцьк: Медіа, 2002. - С. 124.
Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 264 с.
Терлецкий А. И. Историческия заметки о городе Судже и его уезде. - Курск: Типография губернского правления, 1894. - С. 91 - 99.
Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие. В трех частях. Ч. I. - К.: СПГУ, 2004. - С. 58 - 61.
Чудотворный образ: иконы Богоматери в Третьяковской галерее /авторы-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. - М.: Радуница, 2001. - С. 64 - 65.
Шульженко Н. Н. Святыни Сумской епархии // Православна Сумщина № 3 (33) жовтень 2002 р. - Суми: Сумское епархиальное управление, 2002. - С. 26 - 27.

Пряжевская икона Божией Матери, чудотворный образ, месточтимая икона в Житомирской и Курской епархиях.

Празднование - 29 июня (местн.) и в десятую пятницу после Пасхи (местн.).

* * *

И кона была "11 вершков ширины и 1 1/4 аршина высоты" (Е. Поселянин, Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, 1914) , что соответствует примерно 50 см. в ширину и 90 см. в высоту.

Явилась в конце XVII или начале XVIII столетия. Сведений о месте явления чудотворного образа не сохранилось. Оригинал иконы находился в церкви села Пряжева в 6 км к югу от города Житомира, отчего икона стала именоваться "Пряжевской." О древности образа говорят записи в церковных книгах Пряжева. До овладения храма униатами существовал благочестивый обычай носить чудотворный образ в Житомирский кафедральный собор. Возможно, уже в те годы в Житомире и его окрестностях появились первые списки Пряжевской иконы.

В XVIII веке храм оказался в руках униатов и был возвращен православным 18 октября 1794 года. Вероятно, период униатского хозяйства в церкви объясняет отсутствие документов об обретении и раннем почитании образа. Накануне возвращения храма православным некий римо-католический ксендз прибыл в Пряжев и хотел забрать почитаемую икону. Но когда он отъехал несколько верст от села, лошади стали, и их не удалось принудить идти дальше. Ксендз посмотрел на лик Пречистой и увидел на нем капли влаги, подобные слезам. Поняв, что Божия Матерь не благословляет увозить образ из Пряжева, ксендз возвратил святыню.

В последующие годы Пряжевская церковь, где находилась икона, была бедна, отчего на иконе Богоматери была медная риза. Узнав об этом, императрица Мария Александровна в 1864 году прислала для образа серебряную ризу с драгоценными камнями. 24 мая 1874 года чудотворная икона была перенесена с горнего места, где она находилась прежде, и помещена в иконостасе, над царскими вратами, а на горнем же месте поставили икону Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду.

Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 года, которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.

В годы богоборчества Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены. Списки образа сохранились в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре. Особое почитание снискал список иконы обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре.

Горнальский список

С писок примечателен тем что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными руками: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII века Иваном Белым.

Есть предположение, что икона датируется XVII веком. Её большие размеры позволяют считать, что монахи, переселяясь из разоренного в 1672 году Острогожского Дивногорского монастыря в Горнальскую обитель, вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. При закрытии обители в 1780-х годах, Преображенский храм монастыря был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. Вскоре стало известно о чудесных явлениях в бывшем монастырском храме: несмотря на то, что после богослужения все свечи и лампады аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Вначале это списывалось на недосмотр, но явления повторялись много раз, до тех пор пока не была обретена чудотворная икона. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 году, о чем свидетельствует надпись на обороте: "Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году."

Пряжевская икона без ризы


В 1862 году игумен Нестор так описал обретение иконы: "Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении."

Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась далеко в окружности. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое. Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел и эпидемии отступали.

В средине XIX века, вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева, Белогорский монастырь был возрожден. Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В воспоминание спасения царя Александра II при покушении в Париже, с 1867 года в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье. Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу, где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт богоборческими властями в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную икону. В 1937 году, после того как обитель закрыли окончательно, монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади. Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон. Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. Тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А Суджанский Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб.

В 1943 году в Суджанском Троицком храме произошел пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Второе обретение образа произошло в 1996 году, когда при инвентаризации в Суджанском Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это время к настоятелю подходила некоторая пожилая женщина, прихожанка храма, жительница города, и говорила, что в храме находится "потерянная" чудотворная икона. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, был чтимым списком Пряжевской иконы Божией Матери. Серебряная риза и драгоценные украшения, которые жертвовали христиане в знак благодарности за полученные исцеления, не сохранились.


С 17 октября 1996 года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 году Горнальский монастырь возвращен Православной Церкви. С 2002 года был возрожден также крестный ход в Мирополье. По новоустановленному обычаю после богослужения в Никольском храме архиерейского подворья в Мирополье, священники, прихожане и многочисленные паломники с украинской стороны направлялись к границе с Россией - встречать чудотворную икону. Крестный ход длиной в 16 километров был посвящен единению братских славянских народов и стал единственным крестным ходом через российско-украинскую границу.

Чтимый список остался в Свято-Троицком храме города Суджа. Огромное количество украшений на иконе свидетельствовало об исцелениях, которые получили люди по молитвам Пресвятой Богородицы перед этим образом. Перед Рождеством Христовым 2005 года икона просветилась. Образ стал чтиться как вторая по значению святыня Курской епархии после Курской-Коренной иконы Божией Матери "Знамение".


Пряжевская икона с ризой в киоте

Одной из самых почитаемых на Курской земле считается Пряжевская икона Божией Матери. До революции ее местопребывание было в Белогорской Николаевской пустыни, а дошедшая до нас история этой чудотворной иконы уходит в далекое прошлое.

Из истории Пряжевской иконы

Кто и когда написал ее, точно неизвестно, хотя с первого взгляда ясно, что это древнее византийское письмо. Икона объявилась в конце 17 либо в начале 18 века в селении Пряжев неподалеку от Житомира, по имени села она и получила свое название. Ее явление было зафиксировано в сельских церковных книгах.

С Пряжевской иконы, как это было принято, стали делать списки, и один из них был сделан поистине чудесным образом. Случилось это так. Когда татары разорили Дивногорский монастырь в Воронежской губернии, его иеромонахи перебрались в Курскую и основали в 1672 году Белогорскую Николаевскую пустынь. Однако в 1788 году в связи с определенными обстоятельствами пустынь была закрыта, а принадлежавший ей Преображенский собор стал приходской церковью находившейся поблизости слободы Горнали.

Предание гласит, что тогда-то и начали происходить в храме, некогда бывшим монастырским, чудеса: по окончании богослужения все свечи непременно гасили во избежание пожара, но наутро обнаруживалось, что некоторые из них вновь горят. Так происходило до того, как была вновь обретена Пряжевская икона Божией Матери.

Согласно игумену Нестору, записавшему в 1862 году эту удивительную историю, художник Иван Белый, который вел благочестивую жизнь, получил откровение свыше, что за иконостасом церкви, некогда принадлежавшей монастырю и еще уцелевшей до того времени, находится древняя икона Богородицы, писанная на полотне. Ивану было велено достать икону и провести ее обновление, не затрагивая при этом лики Божией Матери и Младенца, ибо они сохранились в неприкосновенности.

Никому до этого момента не было известно ни о самом существовании такой иконы, ни о том, где она сокрыта, однако Иван Белый, сопровождаемый священником и дьячком, обнаружил икону именно там, где было указано в откровении. Живописец страдал от болезни, но после того как был отслужен молебен в честь явления иконы, он полностью выздоровел.

И далее икона Божией Матери Пряжевская не переставала являть чудеса. Жил в городе Суджа Курской губернии купец Косьма Купреев, человек благочестивый и богобоязненный, занемогший тяжелой хворью. Он тоже получил откровение во сне — отправиться в Белогорский монастырь, к тому времени уже закрытый, и отслужить перед чудотворной иконой молебен.

Купец так и поступил и совершенно избавился от своих болезней, а после этого, поддерживаемый двумя своими сыновьями, начал добиваться восстановления обители. Наконец 24 августа 1863 года последовало высочайшее повеление на восстановление монастыря, который теперь должен был называться Белогорской Николаевской пустынью. К числу первых его монахов принадлежал Косьма Купреев со своими сыновьями.

Когда обитель была восстановлена, чудотворную Пряжевскую икону Божией матери стали почитать еще больше, а ее известность ширилась и росла. Ее носили на крестных ходах по самым значимым и торжественным поводам. Такие крестные ходы прошли в 1867 году, когда императору Александру II удалось спастись в Париже от неудавшегося покушения, и в 1888 году, после чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда. Икону носили и во главе многочисленных крестных ходов в окрестные селения и уездные слободы.

После революции и закрытия монастыря, бандитских нападений и расстрелов оставшиеся в живых монахи перенесли ее в город Суджу. Затем след иконы теряется на долгие десятилетия, и лишь в 1996 года, когда в суджинском Свято-Троицком храме стали проводить инвентаризацию, вдруг обнаружили, что на иконе, числившейся в описи как «Смоленская», существует различие между ликом и ризами. Подняли архивы, и выяснилось, что под ризами, которые закрывали изображение, скрыта Пряжевская икона Божией Матери.

Так чудотворная икона была вновь явлена людям и возвращена в место ее первоначального пребывания – Белогорскую пустынь, которая после восстановления стала именоваться Горнальским Свято-Николаевским Белогорским мужским монастырем.

О чем молятся перед Пряжевской иконой Божией Матери

Верующие молятся данной иконе об исцелении, просят, чтобы она помогла справиться с недугом.

До нас дошло немало свидетельств о чудотворной силе этой иконы, которая помогала в исцелении болезней ног, легких, позвоночника, а также бесплодия у женщин. Вот текст молитвы:

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая!

Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.Радуйся, Богообрадованная и Непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.

Вот уже несколько недель в нашем городе находится Чудотворная икона Божией Матери Пряжевская. По благочестивой традиции святыня, прибывшая из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, что располагается под Суджей, обходит храмы города Курска. А что известно об этом довольно древнем чудотворном образе? Как оказалось, его история столь же чудесна, как, собственно, и он сам…

Обретение

Сколько лет самому образу, говорить очень сложно, ведь когда Пряжевская икона была найдена живописцем Иваном Белым, она уже была очень древней. Есть предположение, что ей более трехсот лет. Любопытно еще одно - образ был написан на полотне, а не на дереве, как это обычно было принято.

"Ивану Белому было открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви, и тщательно обновил ее, оставив неприкосновенными лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца", - писал об обретении святыни игумен Нестор в 1862 году.

Дело в том, что история Пряжевской иконы неразрывно связана со Свято-Николаевским монастырем, что находится в селе Горнали Суджанского района Курской области, основанным в 1671 году. Именно там всегда и находилась святыня. А однажды случилось так, что Пряжевская икона буквально спасла обитель.

В 1785 году монастырь закрыли и по неизвестной причине превратили в приход. Но, видимо, Богу и Царице Небесной было неугодно, чтобы иноческие молитвы смолкли в стенах обители.

Суджанскому купцу Косьме Купрееву, страдавшему от тяжелого недуга, постоянно снился сон, где ему открывалось свыше, что для исцеления от болезни нужно отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить молебен перед иконой Божией Матери. Косьма решил, что если сон сбудется и он выздоровеет, то изготовит для образа богатую ризу и будет хлопотать об открытии обители.

Косьма Купреев действительно исцелился и не просто открыл монастырь, а стал его насельником вместе с двумя своими сыновьями.

Еще одно чудо, связанное с иконой Божией Матери Пряжевская, совершилось уже после закрытия обители большевиками в 1937 году. Монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади.

Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон.

Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения.

Кстати, Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Новая история чудотворного образа началась в 1996 году, когда при инвентаризации в Свято-Троицком Суджанском храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская, нашли несовпадение лика и ризы, закрывающей его. В это время в храм пришла престарелая прихожанка, которая и рассказала настоятелю о потерянной чудотворной иконе.

Чуть позже возобновились и традиционные крестные ходы с Пряжевской иконой.

Царица Небесная объединяет нас

С 1867 года икону стали переносить крестным ходом в город Мирополье, причем событие свершалось всегда в Праздник Вознесения Господня. Ход был посвящен спасению царя Александра II при покушении на него в Париже. Икона находилась в Мирополье до праздника Святой Троицы. Чуть позже, в память о спасении Августейшего семейства при крушении поезда, стал совершаться второй крестный ход - в город Суджу. От Успения до Рождества Пресвятой Богородицы икону обносили по всем селам и слободам уезда.

Традицию крестного хода с иконой Божией Матери Пряжевская возродили в 2002 году. Верующие идут в город Мирополье Сумской области, минуя государственную границу, восемь километров, затем после совершения молебна и трапезы возвращаются назад в Горналь. Люди идут шестнадцать километров по бездорожью в любую погоду и славят Царицу Небесную! Кстати, подобный ход через границу - единственный в России и Украине.

Помню, когда мы подошли к границе, все присутствующие - и участники крестного хода, и пограничники - напряглись, ожидая, какова будет процедура пропуска. Только владыка Ювеналий продолжал идти, не обращая ни на кого внимания. Все пошли за ним, и нас никто не остановил, так было и все последующие ходы, - рассказал игумен Питирим, наместник Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря.

Согласно статистике пограничных служб, в крестном ходе принимает участие более шести тысяч паломников, и цифра эта с каждым годом растет!

Это невозможно описать словами, - рассказывает о своих впечатлениях от хода его постоянный участник Сергей Скатов, - когда мы подходим к границе, то видим, что все верующие на той стороне стоят на коленях - именно так они встречают Царицу Небесную. И в этот момент понимаешь, как Богородица нас объединяет. Люди могут поставить тысячи преград, кордонов, но это все равно не разделит их, если Богу не угодно.

Мужчина также рассказал о встрече паломников на украинской земле. Зная о том, что люди шли по бездорожью, в жаркую погоду, практически из каждого дома выносят воду, а некоторые даже запрягают лошадей и на повозках подвозят особенно уставших верующих.

Как-то был проливной дождь, - рассказала Людмила, еще одна участница крестного хода, - но все люди имели такой духовный подъем, что эти неудобства никем не воспринимались всерьез, несмотря на то, что дорога под ногами превратилась в грязь и было холодно. Богородица всем обильно излучала свою благодать, покрывала всех нуждающихся и дарила несказанную радость. Мы шли с Матерью Нашего Господа, чтобы чтить Ее чудотворный образ, и Она щедро награждала нас. На душе было светло и радостно, хотелось, чтобы крестный ход подольше не заканчивался.

И Достоевский видел ее!

Любопытно еще и то, что Свято-Николаевский монастырь, благодаря трудолюбию его насельников, в лучшие времена был довольно известным. При нем существовали известковый и кирпичный заводы (обитель находится буквально на меловых горах), сады, бахчи. Более того, в восемнадцатом веке в Николин день в монастыре проходила ярмарка!

Есть еще один интересный факт, связанный с монастырем. В 1878 году его посещал сам Федор Достоевский. Федор Михайлович в это время проживал в имении своей сестры, которое располагалось неподалеку. Более того, впечатления от бесед с монахами великий русский писатель увековечил в своем знаменитом романе "Братья Карамазовы".

Безусловно, Федор Достоевский не мог не приложиться к Пряжевской иконе Божией Матери!

По молитвам перед образом…

Доподлинно известно, что притекающие с верой к святыне получают исцеление от болезней ног, позвоночника, бесплодия и женских недугов.

Помогала Пряжевская икона и в дни, когда села Суджанского района охватила эпидемия холеры. Монахи привозили образ и совершали крестные ходы вокруг деревень, и болезнь отступала.

Известны случаи, когда усердные молитвы перед чудотворным образом помогали людям победить рак.

Заключая, отметим, что Пряжевская икона будет пребывать в Курске до 16 декабря, и узнать, в какой церкви она находится, можно в любом из храмов областного центра.