Что сказано в библии о работе. Заповедь о труде и уповании

(19 голосов : 5.0 из 5 )
  • Библейская энциклопедия
  • цитаты из Библии
  • Энциклопедия изречений
  • мит. Филарет

Труд – 1) сознательная, целесообразная деятельность, направленная на улучшение условий жизни, физическое или духовное самосовершенствование; 2) какая-либо деятельность, работа вообще, в том числе бессмысленная; 3) усилие, направленное на достижение определенного (желаемого, предполагаемого, искомого, требуемого, заданного) результата.

Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, реализации творческих способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Кроме того, уже тогда Бог поставил перед человеком и более важную, можно сказать, стратегическую цель. Реализация этой масштабной задачи подразумевала необходимость усилий со стороны представителей множества поколений. Она касалась осуществления хозяйственной деятельности людей на земле, преображения царства природы: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всей землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ().

Разумеется, призывая первозданного человеку к труду, Бог не имел в виду лишить его радости свободного . Замыслом Божьим предполагалось, что труд, к которому был призван человек, будет ему в радость. Но главное, предусматривалось, что труд будет способствовать раскрытию творческого потенциала людей, служить средством для лучшего раскрытия в них черт .

Дисциплина – это то, что касается абсолютно всех сфер нашей жизни. Начиная от учебы в школе и заканчивая распоряжением финансами, временем, воспитанием детей и т.д. Но самое главное, дисциплина очень важна и в духовной жизни христианина.

Что такое дисциплина?

Сток Пек в своей книге «Забытая дорога» даёт следующее определение дисциплине:

«Дисциплина – это отложенное вознаграждение. Это процесс планирования боли и удовольствий жизни, который позволил бы усилить удовольствие за счет того, что вы прежде сталкиваетесь и переживаете боль, преодолевая ее. И это единственный подходящий способ жизни.»

Иными словами, сначала нам приходится чем-то жертвовать, доставляя себе тем самым боль и неудобства, но зато в конечном итоге мы получаем желаемый результат – награду за усилия. Без боли не может быть и вознаграждения.

Дисциплина в Библии

Несмотря на то, что в Библии нет прямого упоминания слова «дисциплина», при внимательном изучении мы можем видеть, что Бог говорит на эту тему. Для этого нужно обратить внимание на такие синонимы дисциплины, как «воздержание» (самоконтроль), «старание», «прилежность» и др.

1) В книге притчей царя Соломона, самого мудрого человека из людей, написано:

«Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение».

Притчи 21:5:

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».

Притчи 10:4

«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью».

Притчи 12:24

Тот, кто прилежно и усердно выполняет свою работу, уделяет время подготовке, планирует и следует плану, в результате будет успешен. Такой человек обязательно получит награду за труд: изобилие, богатство, право управлять. Тот же, кто ленится и относится к своему делу небрежно и торопливо, сам и пострадает от этого, не получив желаемого результата.

2) В Евангелии от Матфея 25:14-30 Иисус рассказывает нам притчу о талантах:

«…человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.»

По возвращении же, господин потребовал отчета об использовании талантов. Двое из рабов хорошо потрудились, отдали господину вдвое больше талантов и получили поощрение. А про того раба, кто ничего не делал и вернул столько же, сколько и получил, господин сказал: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.» (Мф. 25:28,29 )

В каждого из нас Бог заложил свои ресурсы, и Он хочет видеть, как мы ими распоряжаемся. Но для того, чтобы быть эффективными в распоряжении тем, что Господь дал нам, нужно прилагать усилия. Нужно развиваться, умножать свои «таланты», направлять их в правильное русло. А для этого необходимо дисциплинировать себя.

3) И, наконец, в Послании к Галатам 5:22-23 Апостол Павел перечисляет воздержание (или самоконтроль) как составляющее плода духа:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.»

Плод духа – это результат деятельности Духа Святого в новой жизни христианина. В этом отрывке указан набор качеств, которые должны проявиться в каждом верующем человеке под действием Божьей работы в сердце. То, что в числе этих качеств, мы видим и самоконтроль, означает, что Сам Бог дает нам способность контролировать потребности своей плоти, быть умеренными в пище, одежде, стиле жизни. Это способность подавлять в себе лень, а также всякое плотское желание, которое может завладеть человеком и стать похотью, которая управляла бы им.

Важность дисциплины в духовной жизни христианина

Как известно, духовная жизнь христианина основывается на двух важных практиках: чтении Библии и молитве. И от того, насколько мы постоянны и старательны в этом, зависит наше духовное здоровье.

В Библии неоднократно говорится о том, что от верующих требуется постоянное усердие, старание, целенаправленные усилия к тому, чтобы созидать свою веру.

«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь»

2-е послание Петра 1:5-7

«Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.»

Послание к Филиппийцам 3:13,14

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.»

1-е послание Тимофею 4:16

Здесь приведены лишь несколько Библейских текстов, но все они о внутренней дисциплине. Дисциплина нужна, чтобы быть постоянным и внимательным в изучении Слова Божьего, быть регулярным и посвященным в молитве, отдавать своё время и силы для служения другим.

Господь хочет, чтобы Его дети были способны поработить своё тело и прилагать направленные усилия к тому, чтобы возрастать в вере и взращивать учеников.

Наш Бог – Бог порядка, и Он желает навести порядок и в жизни Своих детей. Об этом писал Павел в первом послании к Коринфянам 14:33: «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.»

Дисциплина в труде

Томас Алва Эдисон – американский изобретатель-самоучка и бизнесмен – говорил, что в гениальности 1% принадлежит таланту, а 99% – труду. Все успешные люди обладают дисциплиной, а в корне большинства неудач – недостаток этого качества.

Каким бы не было занятие, без дисциплины не обойтись. Она нужна как для того, чтобы овладевать новыми навыками, так и для того, чтобы применять и развивать уже имеющиеся. Очень важно быть верным и последовательным в тех шагах, которые необходимо выполнить для достижения цели.

Даже при сильной мотивации, но при отсутствии всякой дисциплины, дело не будет иметь успеха. Ведь если нет дисциплины, нет и действий, а мотивация со временем ослабеет. И наоборот, имея дисциплину регулярно выполнять необходимые действия для достижения цели, мотивация будет сохраняться.

Что же делать?

Итак, мы уже говорили о том, что дисциплина – это отложенное вознаграждение, увидели, как Бог смотрит на дисциплину и убедились в её важности.

Ключом же к применению дисциплины является принятие упреждающего решения. Необходимо принять упреждающее решение относительно того, как вы будете практиковать дисциплину в различных сферах жизни. То есть решить, как вы будете поступать в той или иной ситуации ещё до того, как эта ситуация наступила.

А для того, чтобы остаться верным этому решению и не сдаться на полпути под давлением лени, используйте силу подотчетности. Бог не рассчитывает, что вы справитесь со всем в одиночку.

Попросите двух-трёх друзей время от времени спрашивать у вас отчет о ваших решениях. Скажите им: «Я принял эти упреждающие решения, так как правда хочу получить отдачу. Помогите мне их придерживаться.»

И, безусловно, Бог силой Духа Святого будет помогать вам в этом!

Проанализируйте, какая сфера вашей жизни более всего нуждается в дисциплине.

И примите решение, как вы собираетесь сделать первый шаг?

Евгения Антюфеева

Что Библия говорит о лени?

Первый закон движения Ньютона утверждает, что движущийся объект стремится оставаться в движении, а объект в состоянии спокойствия стремится оставаться в спокойствии. Этот закон относится и к людям. В то время как одни естественно стремятся осуществлять проекты, другие остаются апатичными, требуя мотивации, чтобы преодолеть инерцию. Лень – стиль жизни для некоторых людей – является искушением для всех. Но Библия непоколебима – так как Бог уготовил труд для человека, лень является грехом. «Лентяй! Ступай к муравью, поучись у него мудрости» (Притчи 6:6).

Библия много говорит о лени. Книга Притчи особенно наполнена мудростью относительно лени и предупреждениями ленивому человеку. Притчи говорят нам, что ленивый человек ненавидит работу: «Желания лодыря его погубят, ведь руки его не хотят работать» (21:25); он любит спать: «Как дверь на петлях болтается, так и лодырь в постели ворочается» (26:14); он ищет оправдания: «Лодырь говорит: «Лев на дороге! Зверь по улицам рыщет!»» (26:13); он растрачивает время и энергию: «Ленивый работник – все равно что разрушитель» (18:10); он считает себя мудрым, но является глупцом: «Лодырь мнит себя мудрей семерых, говорящих разумно» (26:16).

Притчи также говорят нам, какой конец ожидает ленивых: ленивый человек становится слугой (или должником): «Прилежной руке – править, ленивой руке – нести повинность» (12:24); его будущее гнетуще: «Лодырь в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет» (20:4); он может дойти к бедности: «Лентяй все ждет, да не дождется, зато прилежный насытится» (13:4).

В жизни христианина не может быть места лени. Новообращенных верующих верно учат, что: «Вы спасены – через веру – Его великой добротой! И не за ваши заслуги – это Божий дар! И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!» (Ефесянам 2:8–9). Но верующий может стать праздным, если ошибочно поверит, что Бог не ожидает плодов от измененной жизни. «Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом, для добрых дел, которые Он нам изначально предназначил совершить» (Ефесянам 2:10). Христиане не спасаются делами, но они демонстрируют ими свою веру (Иакова 2:18, 26). Бездеятельность нарушает Божью цель – добрые дела. Господь, тем не менее, дает силу христианам преодолеть склонность плоти к лени, даруя нам новую природу (2 Коринфянам 5:17).

Как христиане мы знаем, что наш труд будет вознагражден Господом, если мы будем упорными в прилежности: «Так не будем поддаваться усталости, делая добро, и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай. Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро, особенно тем, кого вера сделала одной семьей» (Галатам 6:9–10); «Что бы вы ни делали, трудитесь от всей души – как если бы это было для Господа, а не для людей. Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие. Ваш Господин – Христос, вы служите Ему» (Колоссянам 3:23–24); «Бог справедлив и поэтому не может забыть ваши дела и ту любовь, которую вы проявили во Имя Его, служив и служа святому Его народу!» (Евреям 6:10).

Христиане должны трудиться с Божьей силой, чтобы евангелизировать и приводить людей ко Христу. Апостол Павел является нашим примером: «Это Его мы возвещаем, увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью, чтобы поставить их перед Богом совершенными в единении с Христом. Ради этой цели я тружусь не щадя сил, ведя битву всей мощной силой Христа, которая мощно действует во мне» (Колоссянам 1:28–29). Даже на небесах служение христиан Богу продолжится, хотя уже не будет обременено проклятием греха (Откровение 22:3). Свободные от болезней, печали и греха – даже лени – святые будут вечно прославлять Господа. «Так вот, братья мои любимые, будьте стойки, будьте неколебимы. Отдавайте себя без остатка работе для Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен» (1 Коринфянам 15:58).

В Евангелии сказано: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем, достаточно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Эти слова Спасителя вполне можно понимать буквально, но только обязательно правильно. Нигде в Священном Писании мы не сможем найти одобрения праздности. Многим из нас с детства знакома поговорка «кто не работает, тот не ест», которая - как ни странно, потому что широко распространена она была в советские времена - является практически дословной цитатой из Послания апостола Павла к фессалоникийцам: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (Фес. 3 , 10). Безусловно, апостол Павел вряд ли решился бы как-то противоречить словам Христа Спасителя. Более того, все Священное Писание говорит о том, что со стороны человека необходим труд - как духовный, так и телесный. Если мы вернемся к самому началу Священного Писания, Книге Бытия, то увидим, что человек получил повеление в поте своего лица снедать свой хлеб, то есть трудиться своими руками, уставать, утомляться и таким образом добывать пропитание, для себя насущное.

Поэтому в словах «не заботьтесь о завтрашнем дне» нет призыва к праздности. Что же означает «заботиться» в этом контексте? Чрезмерно много думать о том, будет ли мне завтра что есть, что пить, во что одеться. Думать нужно иначе: мне просто нужно сегодня делать все, от меня зависящее, для того, чтобы завтра у меня все это было. Мне необходимо быть в своих расходах скромным, бережливым, мне необходимо работать усердно, но при этом избегать страха, волнения, внутренней суеты, которая рождается у человека, не доверяющего Богу и Его Промыслу о себе. Ведь этот страх порой появляется у людей, которые уже имеют все необходимое, но с большими сомнениями и тревогой смотрят в завтрашний день. И этот страх без какой-то реальной причины начинает уничтожать человека изнутри.

Границу между здравым попечением и суетностью не так сложно определить. Все, что здраво, носит конструктивный характер. Когда человек рассчитывает свои силы, средства, обдумывает все обстоятельства и не мечется от этого, а напротив, чувствует себя более спокойно и уверенно, это можно назвать здравой, нормальной заботой. При этом если человек верующий, то он понимает, что его планы могут подкорректироваться в соответствии с волей Божией. А значит, так тому и быть, потому что в конечном итоге все обратится к пользе. Когда же человек в этих мыслях и в этом попечении пребывает непрестанно, когда этот страх его мучает и заставляет глотать успокоительные препараты, то, конечно, грань здравого отношения человек уже переступил.

«Бери от жизни все»?

Выражение «не заботьтесь о завтрашнем дне» в сознании некоторых людей приобретает совершенно превратный смысл: живи беспечно, одним днем, «бери от жизни все», не думай о последствиях. Очевидно, что такая подмена понятий может произойти только в сознании человека, который свои представления о том, как правильно прожить эту жизнь, черпает где угодно, но только не в Евангелии. Это, скорее, даже какая-то сатанистская идеология, ведь известно, что один из постулатов современного сатанизма - это «здесь и сейчас», то есть я должен получить все, что захочу, прямо здесь и прямо сейчас, невзирая ни на моральные, ни на материальные ограничения.

А почему происходит эта подмена? Она происходит тогда, когда человек теряет веру. Это то, о чем говорил Достоевский: «Если нет Бога, то все позволено». И если нет вечной жизни, то хочется действительно получить максимум удовольствия от каждого дня жизни земной. Человек просто не задается вопросом: «А что потом?», или же задается и дает себе на него отрицательный ответ: «Никакого “потом” не будет».

Если продолжить разговор о подменах, то приходится вспомнить, что часто в некой беспечности обвиняют многодетные семьи: мол, люди рожают детей и не думают о том, как они их будут воспитывать. Такие семьи на самом деле часто сталкиваются с бытовыми и финансовыми проблемами. Но, на мой взгляд, данная постановка вопроса вообще неправильна и неправомочна. Какая альтернатива предлагается? Заниматься планированием рождаемости? Это совсем не христианский подход. Мы видим семьи, в которых родители хотят иметь детей, и Господь им их не посылает; и видим семьи, в которых действительно есть определенные материальные трудности, отсутствие достатка, и рождается ребенок за ребенком. Ведь это тоже дело Промысла Божия. Появление каждого человека в этот мир - это всегда некое чудо. Вот не было его - а потом он явился. И мне кажется, что это именно как чудо и как волю Божию надо принимать, а не упрекать людей в беспечности.

А насколько уж удается обеспечить детей необходимым, это, наверное, в значительной степени зависит не от того, сколько их рождается, а от того, как в целом складывается жизнь родителей: насколько они востребованы как профессионалы в своей области, насколько они в свое время потрудились, чтобы такими профессионалами стать. Вот на чем нужно концентрироваться, а не на количестве детей. Ведь нет ничего дурного в том, чтобы приобретать профессию, которая может сделать человека твердо стоящим на ногах. Просто не надо, с другой стороны, и как­то безутешно скорбеть, когда по какой-то причине труд невысоко оплачивается, лишь бы он был честным и не связанным с чем-то греховным.

Есть, конечно, такие семьи, где детей рожают одного за другим и не занимаются ими. Но здесь проблема не в многодетности, ведь по большому счету нет разницы: один ребенок предоставлен самому себе, или двое, или пятеро. Вся суть - в родителях, которые либо пьют, употребляют наркотики, либо им просто нет дела до своих детей.

Во многих многодетных семьях дети не только не предоставлены самим себе, но они еще и участвуют в воспитании друг друга, и их количество становится не проблемой, а наоборот, решением проблемы.

Епитимия и упование

Я еще раз возвращусь к Книге Бытия и к повелению в поте своего лица добывать хлеб. Все необходимое нам в жизни действительно добывается с трудом, и это некая епитимия, которую несет человек после грехопадения. А что мы знаем о епитимии? Плохо, когда приходится ее нести, ведь это означает, что есть некий повод, который определяет ее необходимость. Но если уж ее нам определили, то нужно ее выполнять. Посильное, разумное попечение о своих материальных нуждах - тоже составляющая часть епитимии, данной нам после грехопадения. Фактически это еще одна заповедь Божия - трудиться и добывать свой хлеб.

А возвращаясь все-таки к этому слову - «не заботьтесь», или, как сказано в церковнославянском тексте, не пецытесь (не пекитесь) - хочется вспомнить рассказ Аркадия Аверченко, замечательного дореволюционного писателя, которого называли королем смеха. Герою этого рассказа, который пытался сделать какое-то дело и для этого блуждал по многим инстанциям, все время говорили: «Надо бы похлопотать». Он никак не мог понять, что значит «похлопотать»: бегать, хлопать руками, крутиться, еще что-то делать? Так и человек, который излишне о чем-то печется, он как бы бессмысленно «хлопочет» - бегает, машет руками, а толку от этого никакого нет, потому что внутреннее беспокойство, суета способны только лишь помешать человеку сделать то, что ему необходимо.

Если речь, допустим, идет не о семье, а о монастыре, то и там эконом совершенно обязательно должен рассчитать запасы, денежные средства так, чтобы их хватило на питание, на одежду для братии, на все необходимое для богослужения. Если он этого не рассчитывает, то грош ему цена как эконому - и, наоборот, выполняя свое монашеское послушание, он ни в коем случае не приходит в противоречие с Евангелием. Однако если он без конца ходит мрачнее тучи и говорит: «Завтра мы все умрем с голоду», хотя на день сегодняшний есть все необходимое, он, безусловно, против доверия Богу погрешает. Мы можем видеть множество примеров в истории различных обителей, когда открывали амбар с полной уверенностью, что он пустой, а он чудом Божиим ломился от пшеницы или других запасов. Господь тем самым явным образом показывал, что человек посредством собственного попечения ничего не может обрести, что Он заботится о нас Сам, и мы получаем то, что нам потребно. Ведь в Евангелии есть и такие слова: Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6 , 27). Сделайте все, что от вас зависит, а в остальном положитесь на Бога.

Старец Паисий говорил про себя: когда нужно что-то сделать, я сначала делаю все по моим силам, что требуется, а потом становлюсь на молитву, воздеваю руки и молюсь о том, чтобы Господь дал то, чего не хватает. Вот самое лучшее попечение, самая лучшая забота о завтрашнем дне.