Основоположником позитивизма в методологии науки традиционно считается. Кто является основоположником позитивизма

Позитивизм (лат. positivus - "положительный") представляет собой философское направление, выделяющее в качестве источника истинного знания конкретные эмпирические науки. Познавательная ценность философского исследования при этом отрицается. Основателем позитивистского течения считается французский философ и социолог Огюст Конт.

История возникновения позитивизма

Данное направление получило свое начало в XIX веке, в период распада натурфилософии. Его возникновение было обусловлено прежде всего кризисом так называемой спекулятивной философии, в том числе немецкого классического идеализма (И. Кант, Ф. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг и др.). Позитивизм - это своеобразный ответ на несостоятельность философской мысли того времени. Философия перестала удовлетворять запросы общества и должна была быть кардинально пересмотрена. Между тем теория позитивизма опиралась на идею неспособности спекулятивной философии решать проблемы, возникающие перед обществом в процессе научных открытий в области биологии, математики, физики, химии, астрономии и др. Наука приобретала все большую популярность и значимость, оказывая влияние на общественное сознание. Также следует отметить, что в данный период происходит выделение науки в качестве нового специфического После освобождения из-под церковной опеки ее идеи приобретают более смелый и обширный характер, что также не могло не сказаться на повышении общественного интереса к научным открытиям.

В свою очередь, Огюст Конт выступает за перевод мышления из метафизической стадии в научную. Таким образом, позитивизм был направлен на поиск нового обоснования философии по аналогии с естественнонаучными методами. Однако позитивистское направление само по себе также не избежало участи спекулятивной философии. Его собственные положения относительно отрицания умозрения, феноменалистические идеи и другое не имели эмпирической проверки, а, следовательно, также приобрели характер метафизики.

Основные идеи

Если говорить про позитивизм кратко, то среди его основных мировоззренческих идей можно выделит следующие:

  • устранение (элиминация) традиционных неразрешимых проблем философии (в виду ограниченности человеческого разума);
  • сведение деятельности науки к описательной функции, а не к объясняющей (дескриптивизм);
  • направленность на эмпирическую проверку теоретического знания (методологический эмпиризм);
  • поиск универсального метода для получения объективного знания и универсального научного языка;
  • сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки (гносеологический феноменализм).

Объективное развитие позитивизма должно было привести к глобальной трансформации науки. Свою основную задачу, как уже упоминалось, учение видело в «очищении» научного знания от метафизического.

В историческом контексте принято выделять следующие этапы развития позитивизма:

  • Первый позитивизм.
  • Эмпириокритицизм (махизм).
  • Логический позитивизм (логический эмпиризм, неопозитивизм).

В некоторых источниках их также называют первым, вторым и третьим. При этом с точки зрения основополагающих идей этапы позитивизма выделены достаточно условно. Например, второй в отличие от первого отличался большим психологизмом. В свою очередь, третий этап представил собственный взгляд на роль таких дисциплин, как математика и логика, предлагая рассматривать их отдельно от эмпирической науки.

Первый позитивизм. Представители

Относится к первой половине XIX в. Его принято связывать с именами Огюста Конта (1798-1857), Джона Стюарта Милля (1806-1878), Герберта Спенсера (1820-1903) и др.

На данном этапе Конт формулирует идею о трех исторических стадиях развития знания и трех общих мировоззренческих системах (закон двойственной эволюции). Так, первая стадия (теологическая) характеризуется стремлением человека интерпретировать все явления окружающей среды с позиции контроля сверхъестественных (божественных) сил. При этом данные силы представляются человеку по аналогии с ним самим - боги, ангелы, духи, души и герои. То есть наделяются определенными человеческими признаками.

Вторая, метафизическая, стадия характеризуется похожим методом мышления: пытаясь объяснить окружающий мир за счет различных придуманных первосущностей и первопричин, которые якобы находятся позади мира явлений, позади того, что воспринимается в опыте.

В свою очередь, третья, позитивная, стадия, по мнению Конта, должна быть направлена на описание внешней стороны объектов, умозрение больше не рассматривается в качестве средства получения знания, а метафизика - в качестве учения о сущности.

Соответственно наука выступает как индикатор объективных факторов и эмпирических законов. Основной проблемой на данном этапе становится изучение индуктивно-логической и психологической процедуры опытного познания. Процесс развития науки рассматривается Контом в качестве накопления приобретенных знаний (в первую очередь законов). Знания, таким образом, предстают как описательные характеристики и противопоставляются тенденции объяснения.

Эмпириокритицизм (махизм). Второй позитивизм

Этот этап развития позитивистского направления приходится на вторую половину XIX в. Наиболее яркие представители - Эрнст Мах (1838-1916) и Ричард Авенариус (1843-1896).

На данном этапе вводится понятие элементов мира, в качестве которого выступают непосредственно наблюдаемые объекты. Совокупность данных объектов представляет собой опыт человека. При этом речь идет о неком «бесспорном первичном» материале знания, к которому должны быть сведены все научные понятия. Те понятия, которые не соответствуют данному материалу, не должны рассматриваться наукой. Формируется идея о том, что объектом исследования науки должны быть прежде всего ощущения.

Развитие логического позитивизма (логического эмпиризма, неопозитивизма)

Неопозитивизм - это третий этап в развитии позитивистского направления (20-е гг. XX в.). Он основан преимущественно на частных логико-методологических исследованиях, а также на анализе языка науки. Также определяется как философский позитивизм. Представители - Мориц Шпик (1882-1936), Ганс Райхенбах (1891-1953), Рудольф Карнап (1891-1970).

Неопозитивизм (логический позитивизм) в основе имеет идеи Дэвида Юма, в том числе идея отказа от познания научным путем таких метафизических вещей, как бессмертие души, существование Бога и т. д. Представители логического позитивизма приходят к мнению, что философия в принципе не может иметь предмета исследования, так как она не является содержательной наукой относительно какой-либо реальности. Собственно философия рассматривается ими как особый способ теоретизирования или род деятельности, но не более.

Можно выделить следующие ключевые идеи, на которые опирается неопозитивизм. Это:

  • натурализм - социально-политические явления подчиняются законам, общим как для природной, так и для социально-исторической действительности;
  • методы социального исследования должны соответствовать критериям точности и объективности, как и естественнонаучные методы;
  • бихевиоризм - субъективные аспекты человеческого поведения исследуются непосредственно через его открытое поведение;
  • истинность научных понятий устанавливается на основе эмпирических методов;
  • все социальные явления должны описываться количественно;
  • социология как наука должна быть освобождена от связи с идеологией.

Ключевые идеи неопозитивизма, несмотря на научный кризис (60-е годы XX в.), стали выступать в качестве основной социологической базы в западной научной школе. С конца же 1980-х гг. неопозитивизм приобретает свою популярность и на Востоке.

Методы познания

Как уже упоминалось, основной задачей позитивистского направления было дифференцирование утверждений, имеющих смысл, от тех, которые его лишены с научной точки зрения (так называемые псевдовопросы). Соответствующую специфику имели и методы позитивизма. Так, с целью выяснения научного смысла того или иного утверждения в позитивизме использовался такой метод, как верификация (лат. verificatio - "подтверждение", "доказательство"). Верификация подразумевает установление истинности научного утверждения путем его эмпирической проверки. Таким образом, истина выступает в качестве совпадения научного знания и непосредственного опыта человека.

В свою очередь, продолжатель идей Конта Стюарт Милль в качестве основного метода позитивизма предлагает использовать индукцию. Индукция (лат. inductio - "наведение") является умозаключением, при котором на основе единичных или частных посылок формулируется общее суждение. В самой индукции Милль выделяет четыре вида:

  • метод согласия (сходства);
  • метод остатков;
  • метод различия;
  • метод сопутствующих изменений.

Метод согласия (сходства)

Применяется тогда, когда мы начинаем сравнивать отдельные случаи между собой. Во всех данных случаях имеют место изучаемые нами явления, а также события (части), присутствующие до него и следующие после. Например, человек может получить ожог от горячего утюга, кастрюли на огне, пара в ванной и т. д. При этом заключение о том, что ожог был вызван воздействием электричества, будет ошибочным, так как во всех случаях, кроме первого, электричество не было задействовано. Можно также предположить, что причиной ожога является вода: во втором случае она могла находиться в кастрюле, а в третьем - трансформироваться в пар. Однако вода не присутствовала в первом случае. Следовательно, должен быть какой-то другой фактор, характерный для всех трех случаев. В качестве такового выступает воздействие на кожу высоких температур.

Метод остатков

Данный метод заключается в установлении причины, которая вызывает определенную часть сложного действия при условии, что уже выявлены причины, вызывающие другие части этого действия.

Например, пусть АВС являются планетами, влияющими совместно на процесс отклонения орбиты движения Урана от расчетной орбиты. А определяет неизвестную планету (Нептун); ВС определяют известные планеты; в свою очередь, abc - это фактические отклонения орбиты Урана от расчетной орбиты. Предположим, что у нас есть точные данные, в соответствии с которыми планета В является причиной наблюдаемого отклонения b, тогда как планета С является причиной наблюдаемого отклонения с. Что в данном случае будет являться причиной отклонения а, не объясняемого расчетами? Нам необходимо будет вычесть из сложной связи АВС→abc известные из опыта простые причинно-следственные связи В→b и С→с. Соответственно, то, что будет в остатке, окажется ответом. В остатке же у нас получается: А→а.

Таким образом, мы получаем умозаключение следующего вида: если планеты АВС вместе являются причиной отклонения abc Урана от расчетной орбиты, при этом доподлинно известно, что В является причиной отклонения b, а С - причиной отклонения с, то в этом случае планета А становится причиной отклонения а. Правомерной является следующая индукция: планета А (Нептун) является причиной отклонения а орбиты Урана.

Метод различия

Используется при сравнении двух случаев, в одном из которых имеет место наступление исследуемого явления, а в другом, соответственно, не имеет. При этом оба случая имеют сходные обстоятельства, за исключением одного. Данный метод может использоваться как в рамках наблюдения, так и в процессе лабораторного (производственного) эксперимента. Например, он использовался в химических опытах, в процессе открытия таких веществ, как ускорители реакций (катализаторы).

В сельском хозяйстве при помощи метода различий проводится проверка эффективности всевозможных удобрений; в медицине - проверка воздействия на организм различных лекарственных средств. Данная процедура происходит за счет выделения контрольной и экспериментальной (опытной) групп - растений, животных или людей. Обе группы до определенного момента находятся в одинаковых условиях, после чего в опытной вводится изучаемый фактор (переменная М). Затем проводится сравнение между опытной и контрольной группами. Если различия между ними являются статистически значимыми, то возникновение нового качества d у контрольной группы рассматривается как следствие воздействия переменной М.

Метод сопутствующих изменений

В отличие от предыдущего метода в данном случае нет необходимости в том, чтобы все изменения, не относящиеся к сравниваемым переменным, были полностью исключены. Для доказательства причинных отношений в двух явлениях достаточно установления параллельных изменений. С помощью этого метода определяется внутренний характер причинной связи (а не внешний, как в предыдущих случаях). Речь идет об обнаружении постоянного соответствия между двумя фактами. Для соответствия процессов развития двух явлений друг другу необходимо соответствие проявляемых ими свойств. Если два явления характеризуются регулярными изменениями параллельно друг другу, данное отношение между ними следует принимать даже в том случае, когда одно из явлений возникло без другого. Возможно имеет место действие враждебной причины, ее следствие, либо следствие приобретает другую форму, отличную от наблюдаемой перед этим.

Критика позитивистских идей Огюста Конта

С точки зрения Л. Гумпловича, суть позитивизма как истинной научности начинается тогда, когда «мы побеждаем наше стремление узнать начало вещей и удовлетворяемся плодами их развития». Это особая форма социального развития, когда мы принимаем идею ограниченности нашего сознания в познании первопричины тех или иных вещей. Вместо единичного подхода к фактам и явлениям мы можем наблюдать их общий процесс развития, характерный для различных временных отрезков и географического пространства. Например, в ситуации с древним обычаем заключения брака путем похищения жен мы имеем дело с целостным процессом, связанным с организацией господства, правом на частную собственность и т. д., который характеризует человечество в целом. В связи с этим мы можем наблюдать отдельные пережитки данного обычая и в современном обществе.

Гумплович доказывает ошибочность идей Конта относительно развития человечества и выдвигает собственную теорию круговоротного течения социального развития. Речь идет о развитии, начинающемся в том случае, когда имеют место соответствующие социальные условия. Пока данные условия существуют, социальное развитие закономерно проходит все соответствующие этапы. Как только условия заканчиваются (либо становятся недостаточными), развитие заканчивается (достигает своего конечного пункта). В качестве примера автор приводит ряд социально развитых государств Азии, Африки и Америки, которые являются пустынными и необитаемыми в настоящий момент, но которые были источниками возникновения и развития колоссальных культур. Вместе с тем мы не можем отрицать тот факт, что при возникновении необходимых условий, таких, например, как новая колонизация, возможен новый виток социального развития.

Дифференциация и преемственность идей позитивизма

В современном наукознании позитивизм получил широкое распространение и дифференциацию. Так, например, отдельное направление представляет юридический позитивизм. Его основная идея заключается в отрицании внегосударственного происхождения прав человека. Право представляется как нечто самоценное, независимое от социально-экономических предпосылок. Юридический позитивизм определяет государство в качестве источника и гаранта права. При этом право и закон рассматриваются как синонимичные понятия. Личностные права не могут быть выше государственных. Также они могут меняться в соответствии с государственными возможностями.

В свою очередь, социологический позитивизм ориентирован прежде всего на взаимодействие общества и права, на процесс реализации норм и др. Он является одним из главных течений в мировом социологическом знании. Развитие социологии как науки непосредственно связано с эволюцией этого направления. В данном контексте следует отметить вклад в развитие социологического позитивизма Герберта Спенсера (1820-1903). Разделяя идеи Конта о социальной статике и динамике, Спенсер проводит аналогию между обществом и человеческим организмом. Так, общество включает в себя такие социальные «органы», как право, семья, религия и др., точно так же, как организм - сердце, легкие, почки и т. д. Соответственно, каждый из перечисленных элементов выполняет особую функцию и поэтому незаменим. Также Спенсер вводит понятия военного (принудительное объединение субъектов) и индустриального (в основе создания - идея равенства) обществ.

Отдельный вопрос представляет значимость исследований, на которые опирается позитивизм в философии. Этот вопрос на данный момент остается открытым. Есть разные мнения на сей счет. С точки зрения одних представителей научной мысли, философский позитивизм, как уже упоминалось выше, является одной из наиболее прогрессивных форм общественного знания. В других же работах высказывается иная мысль. В соответствии с ними позитивизм в философии - это мировоззренческая позиция, которая потеряла свою ведущую роль и питается притязанием науки на истинность. Как бы то ни было, роль позитивистского направления в развитии философской мысли оценивается современными исследователями чрезвычайно высоко.

Контрольная работа

по предмету: Философия

на тему: Философия позитивизма


Литература

Основные принципы позитивистской философии


С возрастанием роли науки в жизни общества и возникающей на основе этого научной эйфории в середине XIX в. зародился позитивизм, переросший затем в философский антропоцентризм сциентистского характера. Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе: все подлинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Понятие позитивизм" обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивисты считают, что философия увлеклась никому не нужными, оторванными от реальной жизни метафизическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век расцвета позитивной науки, возрастающей роли во всех сферах жизнедеятельности человека точных и конкретных знаний, необходимо сосредоточить свое внимание на позитивном" в человеческом знании и познании.

Позитивизм исходит из признания существовании некой реальности, которая со всей очевидностью непосредственно дана человеку. Понятия позитивное и данное тождественны. Данное - это то, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Эта проверка должна носить общезначимый характер.

Главные идеи позитивизма заключаются в том, что любая наука может быть организована на основе таких же принципов, как математика и физика, достигших в то время серьёзных успехов. Науки должны быть основаны на эмпирическом позитивном знании, а не на спекулятивных умозаключениях. Из этого следовал вывод о том, что по мере развития конкретных наук отпадает необходимость философии, которая как обобщенное знание растворятся в науках и теряет свой предмет исследования.

Позитивизм, оформившись в самостоятельное философское направление в тридцатых годах XIX в., более чем за полуторавековой срок прошел в своем развитии этапы:

) первого позитивизма,

) второго позитивизма (эмпириокритицизма),

) неопозитивизма,

) постпозитивизма.


Первый этап позитивистской философии


Позитивизм возникает в 30-40 гг. ХIХ в. во Франции. Первая историческая форма позитивизма была создана и развита Огюстом Контом (1798 - 1857 гг.), Гербертом Спенсером (1820 - 1903 гг.), Джоном Стюартом Миллем (1806 - 1873 гг.). Создатели позитивизма считали, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над нею философии. Но это не исключает существования некого синтеза знания, за которым можно сохранить название философия. Эта новая философия должна быть сведена к обобщению данных естественных и общественных наук, производству из этого выводов, которые только описывают явления и отвечают на вопрос КАК, а не ПОЧЕМУ. Позитивисты отвергают и материализм, и идеализм, так как и тот и другой претендуют на раскрытие причин и сущностей, а такие претензии должны быть удалены из науки.

Идеи Конта заимствовали и развили в России - П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.О. Конт, в определенной мере, является продолжателем идей французского Просвещения. Вслед за Сен-Симоном и Даламбером, Огюст Конт исходит из идеи, которую схематично можно выразить следующим образом. Человеческий дух проходит в своем развитии как бы три стадии:

) стадия религиозная, концептуальным объектом которой являются фиктивные образы теологии;

) стадия философская, которая оперирует метафизическими абстракциям;

) стадия научная, которая опирается на позитивные знания (отсюда и сам термин позитивизм). Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека, которые свойственны ему как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии: теологической, метафизической и позитивной (научной). Первая теологическая стадия все явления объясняет на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную научную. Соответственно философия, если она хочет действительно иметь хоть какое-то отношение к научному познанию, должна отказаться от исследования происхождения в назначения существующего мира и познания внутренних причин явлений и стремиться, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений. Объяснение явлений есть отныне только установление связей между различными явлениями в несколькими общими фактами, число которых уменьшается по мере прогресса науки" (Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1900. Т.1. С.4). Философия в своем традиционном, умозрительном виде, по мнению позитивистов, не может больше претендовать на роль всеобщей методологии наук. Но поскольку такая всеобщая методология необходима, то она должна быть выработана на основании синтеза частнонаучных методологий и обобщена в особой позитивной" науке.

В наибольшей степени позитивистская позиция становится популярной в социологии, не случайно ее основателем как науки часто называют именно О. Конта. Давая свою классификацию наук, он в ряде других наук, подобных физике или биологии, специально выделял социологию. Правда, сам термин был тогда не столь популярен, и Конт обозначает эту науку как социальная физика. Это очень характер обозначение, которое четко выражает сущность позитивистского подхода. Как для описания и предсказания в природе существует наука, опирающаяся на физические представления о мире, так и по отношению к обществу должна существовать своя собственная физика, наука, исследующая закономерности общества.

Позитивизм понимает свое предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено против метафизического подхода. В данном случае под словом метафизика понимается традиционный, философский подход (Метафизика Аристотеля). История тяжбы философии с наукой, считает Конт, показала, что всякие попытки приспособить метафизическую проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. Поэтому следует отказаться от метафизики. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя.

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К таким наслоениям Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновения в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет действительность, а лишь описывает явления. Она не отвечает на вопрос почему?", а отвечает на вопрос как? . Последовательное проведение данного тезиса Конта означало бы отказ науки от принципа причинности, отрицание возможности раскрытия объективных, закономерных связей. Конт не делает таких крайних выводов, он пытается сохранить эти бесспорные со ставные элементы научного подхода, что создает внутренние противоречия в позитивистском подходе к науке и философии.

Отрицая прежнюю метафизическую" философию Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная потребность разработки общенаучных методов познания, а так же раскрытия связи между отдельными науками, создания системы научного знания. Решение этих задачи является прерогативой новой философии. А для этого старая философия" должна быть коренным образом переосмыслена, очищена от всех метафизических пережитков. Таким образом, позитивизм претендует на роль философии науки. По замыслам Конта, конкретные науки должны выявлять частные закономерности различных предметных областей знания, философия же должна направить свои усилия на познание наиболее общих закономерностей, на систематизацию научного знания. При этом в своей систематизаторской деятельности философия должна ориентироваться на строгие образцы естественнонаучного знания. Философские системы О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля носили характер энциклопедических классификаций имеющегося научного знания. Большое количество томов говорило о богатой эрудиции их авторов, но не давало ничего нового для науки, не носило характер творческих изысканий.


Вторая стадия позитивизма - махизм


Позитивистские системы Конта, Спенсера, Милля создавали определенную научную картину мира, опирающуюся на принцип механистического истолкования действительности. Процесс естественнонаучного знания па рубеже ХIХ - ХХ вв. связанный с развитием квантовой физики, поставил под вопрос механистическую методологию, основанную на принципах ньютоновской физики и разрушил прежнюю картину мира. Вместе с этим, под вопросом оказалась и эмпирическая методология научного познания, поскольку в ходе исследований выявилась зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. Интенсивное развитие психологических исследований поставило на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими науками, изучающими человека и окружающий его мир. В этих условиях философия, опирающаяся на принципы позитивизма, переживает серьезный кризис. Она вынуждена поставить в центр своего внимания такие вопросы, которые приверженцы контовского учения считали сугубо метафизическими: о природе познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоотношении психического и физического, о характере и истоках опыта и т.д. Возникает вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм (критика опыта). На основе философского поиска таких выдающихся физиков, как Э. Мах (1838-1916), В. Гейзенберг (1901-1976), Р. Авенариусом (1843 - 1896 гг.) и других ученых выстраивались концептуальные системы. К ним примыкали по своим взглядам К. Пирсон, А. Пуанкаре, В. Оствальд, В.М. Чернов, П.С. Юшкевич, В.А. Базаров, А. А Богданов и др.

Представители эмпириокритицизма предлагали построить не синтетическую систему, обобщающую выводы частных наук, а создать теорию научного познания, преодолеть и материализм, и идеализм, которые якобы удваивают мир, деля его на субъект и объект. Мах предлагает исходить из теории экономии мышления, считая экономию мышления основной характеристикой познания. Мах и Авенариус, чьи учения отличались друг от друга в терминологии, считали, что, вследствие изначальной биологической потребности организма в самосохранении, он с необходимостью приспосабливается к фактам. Нужно не объяснять факты, а описывать их, так как организму безразлично, что скрывается за фактом. Факты, а за ними и понятия появляются из наблюдаемых данных - совокупности элементов нашего опыта, чувственно полученные нами. Это ощущения, в которых объект и субъект неразрывно слиты, принципиально скоординированы. Понятия Я и вещи" лишь условные наименования комплексов элементов (ощущений), в которых снят дуализм физического и психического.

Эмпириокритицизм сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких "метафизических" понятий как субстанция, причинность, материальное, идеальное и т.п. Принципиальное отличие данной стадии развития позитивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу философии ее представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике же разработка этой теории научного знания означала возврат философии к традиционной гносеологической проблематике, решаемой с позиций субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.


Третий этап позитивизма - логический позитивизм


Третий позитивизм, неопозитивизм начал складываться во втором десятилетии ХХ в., окончательно оформился в 20-е годы. С тех пор он проделал значительную эволюцию. Неопозитивисты сначала назвали свою позицию логическим атомизмом, затем - логическим позитивизмом, потом логическим эмпиризмом; наконец, он получил название аналитической философии. Ее британская разновидность, распространившаяся также в США, называлась лингвистической философией. В недрах неопозитивизма зародилась и так называемая философия науки, которая стала очень влиятельным методологическим течением и в таком качестве привлекла внимание множества выдающихся ученых.

У истоков неопозитивизма мы встречаем три весьма колоритных фигуры: это Дж.Э. Мур, Б. Рассел и Л. Витгенштейн.

Местом рождения логического позитивизма была Вена, где в 20-х годах вокруг профессора кафедры индуктивных наук М. Шлика собрался кружок его учеников и сторонников. В него входили логик Р. Карнап, математики Г. Хан и К. Гедель, физики Ф. Франк и Г. Фейгль, социолог О. Нейрат и много других мыслителей.

В 1929 г. вышло их совместное произведение: Научное мировоззрение. Венский кружок. Так образовалась философская школа единомышленников, которая и стала называться Венским кружком. Разработки Венского кружка (Р. Карнап, 1891-1970; О. Нейрат, 1882-1945; Ф. Франк, 1884-1966; Х. Рейхенбах, 1891-1953) известны идеями конвенционализма и верификации знания, а также работы по философии логического анализа и философии математики, получившие название логицизма. (Б. Рассел, 1872-1970; А. Уайтхед, 1861-1947; У. Куайн, 1908 г. р.). В рамках этого направления зародилось одно течение философии, основоположником которого является Л. Витагенштейн (1889-1951), которое впоследствии получило развитие как аналитическая философия, посте пенно сближаясь с феноменологией и герменевтикой, структурализмом и постмодернизмом. Венский кружок просуществовал до 1938 г. В последний год его бытия, в 1938 г., стал выходить в свет журнал Егkenntnis" с 1939 г., уже в США, куда перебрались многие члены Венского кружка, он был преобразован в Журнал унифицированной науки.

Идейные истоки неопозитивизма не сводятся к публикациям Б. Рассела, Д. Мура и Л. Витгенштейна. Они восходят, прежде всего, к прежнему, второму позитивизму Э. Маха. Известное влияние на логических позитивистов оказал также прагматизм Ч. Пирса и У. Джемса. Из прямого слияния махистских и прагматистских идей еще в 20-е годы появился на свет операционализм П. Бриджмена.

Но, конечно же, третьему, логическому позитивизму свойственна важная специфика. Если Мах и Джемс были беззаботны в отношении проблем логики (Джемс, по его словам, отказался от логики раз и на всегда, а Мах свое учение трактовал как представление психологии познавательного процесса), то в глазах ученых-теоретиков ХХ в., пренебрежение логикой и математикой было, одной из слабостей как махизма, так и прагматизма (вплоть до появления работ Льюиса и Куайна). Эту слабость и попытались устранить неопозитивисты. По словам Айера, логический позитивизм был сплавом венского позитивизма XIX века, разработанного Эрнстом Махом и его учениками, с логикой Фреге и Рассела. А сам Рассел говорил так: Современный аналитический эмпиризм. отличается от аналитического эмпиризма Локка, Беркли и Юма тем, что он включает в себя математику и развивает мощную логическую технику. Именно благодаря привлечению этой логической техники логические позитивисты с самого начала и смогли претендовать на анализ всего состава научно го знания, включая его теоретический инструментарий.

Как и две предшествующие стадии позитивизма, неопозитивизм начинает свою борьбу за подлинную философию" с критики метафизики. Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятиями типа чистый разум, абсолютная идея и т.д. Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней необходимо предъявить строгие требования, которые сложились в современном естествознании и математике.

Следует отметить, что неопозитивизм неоднороден: как философское течение он состоит из ряда философских школ, и прошел ряд последовательных этапов. Исторически первый и основной вариант неопозитивизм - логический позитивизм. Представитель логического позитивизма исходил из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно выталкивает философское мышление в сферу метафизических" проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования потому, что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования.

В чем же состоит этот способ теоретизирования, с точки зрения неопозитивистов? Представители логического позитивизма считают, что задача философии сводится к логическому анализу научных высказываний и обобщений. При этом неопозитивисты исходят из предпосылок, что все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний. Центральна задача философии - разработать принципы проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека, позитивному данному Б.

Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания делятся на три основных категории:

) логико-математические (аналитические);

) эмпирические (синтетические); З) метафизические (научно-неосмысленные). Философ по мысли неопозитивистов должна проанализировать высказывания имеющие хождение в науке, на основе анализа изъять из науки все научно-неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения.

Естественно встает вопрос: как можно определить являются те или иные высказывания научными или ненаучными? Каков критерий научности? Для этого логическим позитивизмом была выдвинута верификационная концепция знания или принцип верификации высказываний (от лат. veritas - истина). Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опыт проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида к атомарным высказываниям.

Неопозитивизм, как мы видим, истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Но он не мог не учитывать специфику научного и философского знания, которое соприкасается с опытом не непосредственно, а опосредованно, через целую цепь рассуждений. Эти, непосредственно не связанные с опытом высказывания, неопозитивисты предложили назвать молекулярными высказываниями. И подобно тому, как молекулы состоят из атомов, так и молекулярные высказывания могут быть составлены из атомарных высказываний, то есть тех, которые могут напрямую сопоставлены с подтверждающим или опровергающим их опытом. При проверке на истинность необходимо пройти весь путь построения молекулярных предложений и свести их до атомарных или протокольных высказываний.

Однако, в ходе исследований довольно скоро выявилось, что многие высказывания науки невозможно свести с эмпирическому данному, к непосредственному опыту. Особенно наглядно это проявлялось в отношении научных высказываний о фактах прошлого и высказываний, носящих широкий, обобщающий характер, формулирующих законы природы. Логический позитивизм встал перед дилеммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации. Они заявили, что требование необходимости осуществлении эмпирической проверки касается только частных высказываний. В большинстве же случаев эмпирическая проверяемость должна подразумеваться только принципиально. Ученые должны исходить из установки о том, что верификация всегда логически возможна, мыслима по отношению ко всем высказываниям.

Это отступление от принципа верификации существенно поколебало устои неопозитивизма. Но не только внутренние трудности процесса верификации ставили под сомнение учение неопозитивизма. Его критики вскоре весьма аргументировано показали, что сам принцип верификации не может быть верифицируем и, следовательно, его провозглашение является высказыванием не имеющим смысла, то есть относящимся к разряду метафизических высказываний. Так обнаружилась глубокая внутренняя противоречивость исходных установок неопозитивизма. Вместе с тем, была выявлена и противоречивость принципа верификации самой научной теории. Действительно, наука, как утверждают неопозитивисты, опирается на опыт. Но она не может развиваться только на основе опыта. Большое значение для развития науки имеет творческое конструктивное мышление. Это мышление поднимается над опытом и создает новый результат, который напрямую не содержится в эмпирических данных, чисто экспериментальных действиях. Внутренняя противоречивость неопозитивистских установок, критика этих установок представителями других философских направлений привели к утрате неопозитивизмом своего влияния в философии науки и разработке проблем методологии научного познания с позиций постпозитивизма.

Однако, следует отметить, что усилия неопозитивистов не были бесплодны для науки и философии. Они дали определенные положительные результаты. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики открывало новые возможности для комплексного анализа знания, в частности, для логико-лингвистического анализа. Движение от языковой формы к формально-логической, а также от математико-логической формы к более общему логическому формообразованию открывает возможность с одной стороны, движение восхождение, ко все более широкой формализации, с другой сторон восхождение от более общих логических форм к более конкретным языковым высказываниям. На пути восхождения возможно построение множества относительно обособленных или взаимосвязанных языковых, формально-логических, математико-логических систем: достаточно взять в качестве отправной точки какие-либо языковые образования (имена, предложения, их комплексы), договориться (заключить конвенцию) и родятся новые системы исчисления высказываний

Таким образом, неопозитивисты создали новые легко формализующие типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания, проникновение в это знание математических методов и аппарата. Эти предпосылки были реализованы в структурализме. Структурализм - это течению на стыке современной науки и философии, выражающее стремление придать гуманитарным наукам статус точных наук. Авангардную роль в этом процессе сыграла лингвистика. Введение лингвистических моделей в этнографию привело к превращению этой науки в этнологии.

философия позитивизм логический наука

Литература


1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

2.Бойко С.В. Философия: Курс лекций. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.

.Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений.4-е изд., доп. - СПб.: Издательство Лань с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный)– направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание.По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру­гая наука) и опираться на научный метод.

Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия. Позитивизм прошел большую эволюцию и является широко распро­страненным и популярным в современную эпоху.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

1) классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсер);

2) эмпириокритицизм (махизм) (Э. Мах и Р. Авенариус);

3) неопозитивизм (философы «Венского-кружка», Львовско-Варшавской школы, Б. Рассел и Л. Витгенштейн);

4) постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун).

Классический позитивизм. Основателем позитивизма считается ученик Сен-Симона французский философ Огюст Конт (1798 – 1857), а также Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

По мнению Огюста Конта (1798 – 1857), философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

    философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

    для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

    основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

    философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;

    философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

    философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением, она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять свое место среди других наук.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции – интеллек­туальной и технической. Вэтой связи философом были выделены: три стадии интеллектуального развития и три стадии технического развития.

К стадииинтеллектуального развитияотносятся: теологическая (мировоззрение основано на религии), метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании) и позитивная (основана на науке).

К стадиитехнического развитияотносятся:традиционное , доиндустриальное и индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу, метафизическая – доиндустриальному, а позитивная (научная) – индустриальному. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) в работе «Система дедуктивной и индуктив­ной логики» попытался заложить основы методологии для всех наук. По мнению Милля, основой для всех наук должна стать индуктивная логика, которая анализирует данные опыта и на их основании формулирует свои выводы. При этом индуктивная логика должна стать основанием даже для таких дедуктивных (основанных на аксиомах) наук, как математика и логика.

Герберт Спенсер (1820 – 1903)– еще один крупный представитель «первого позитивизма». Он стоял у истоков натуралистически ориентирован­ной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом». Идея о единстве законов, управляющих природой и человеком, под влияни­ем огромного скачка, который совершили в то время естественные науки, была очень распространена в XIX веке. Спенсер черпал идеи для своей теории в биологии, рассматривая общество как единый организм, аналогичный живому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две существующие в нем системы – внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер счи­тал, что развитие любого организма тесно связано с его приспособ­лением к среде, т.е., в случае с обществом, к природе, и предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следова­тельно, и его постоянное усложнение.

Эмпириокритицизм (махизм). «Второй формой позитивизма» часто называют эмпириокритицизм («критика опыта»). Его создателями считаются австрийский физик и философЭрнст Мах (1838 – 1916), немецкий фи­лософ Рихард Авенариус (1843 – 1896) и французский философ и математик Анри Пуанкаре (1854 – 1912). Основная идея эмпириокритицизма:в основе философии должен лежать критический опыт .

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представ­ляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное ис­следование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

    во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;

    во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

Неопозитивизм. Наоборот, очень популярным и распространенным в первой поло­вине и середине XX века направлением философии был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма были:

    философы « Венского-кружка» : его основатель Мориц Шлик (1882 – 1936) и последователи – Рудольф Карнап (1891 – 1970), Отто Нейрат (1882 – 1945) и Ганц Рейхенбах (1891 – 1953));

    представители Львовско-Варшавской школы (Ян Лу­касевич (1978 – 1956) и Альфред Тарский (1902 – 1984));

    английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872 – 1970);

    австро-анлийский философ Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951).

Основная идея неопозитивизма заключается в том, что философия должна зани­маться логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, является главным средством, через которое человек позитив­но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближа­ется с герменевтикой).

Основной принцип неопозитивизма – это принцип верификации, т.е. сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать, т.е. подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) верификации не подлежат, а следовательно, эти пробле­мы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного науч­ного разрешения. Поэтому они должны быть исключены из философии. Таким образом, еще одной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) ставилось освобождение философии от метафи­зических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Постпозитивизм. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец XX в.). В рамках постпозитивизма условно можно выделить два основных направле­ния (естественно, обнаруживающих между собой общность):

1) фаллибилистское (Карл Поппер (1902 – 1994), Имре Лакатос (1922 – 1974) и др.);

2) релятивистское (Томас Кун (1922 – 1996), Пол Фейерабенд (1924 – 1994) и др.)

Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902 – 1994) свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма. К их числу относятся:

1. Проблема демаркации – понятие из философской кон­цепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

2. Принцип фальсификации – принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», не­науки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, от­носимого к науке. По мысли философа, научная теория не мо­жет согласовываться со всеми без исключения фактами. Необ­ходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от нео­позитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание – знание, находящееся в стадии становления.

3. Принцип фаллибилизма – принцип концепции Поппе­ра, утверждающий, что любое научное знание носит лишь ги­потетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

4. Теория «трех миров» – теория философской концепции К. Поппера, утверждающая существование первого мира – мира объектов, второго мира – мира субъектов и третьего мира – мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.

Таким образом, постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис­следования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма в целом – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов: как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих, возможно ли понимание между сторонниками альтернатив­ных теорий и т.п. Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза­висимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи­ческие, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов (прежде всего Томаса Куна), наука развивается не строго линейно, а скач­кообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция на­правлена к росту и совершенствованию научного знания.

Позитивизм (лат. positivus – «положительный») – широко распространенное течение западной философии второй половины XIX – XX вв. В процессе своей эволюции прошел три этапа:

1) позитивизм Конта – Спенсера – Милля;

2) эмпириокритицизм , или махизм , Маха и Авенариуса;

3) неопозитивизм , включающий школы: «логический атомизм», «логический эмпиризм», «логическая семантика», «аналитическая философия» и др.

Термин «позитивизм» был введен основателем этого течения французским философом Огюстом Контом (1798 – 1857), выступившим с идеей о неспособности метафизики, т.е. традиционной философии, основанной на умозрительном, отвлеченном типе построения знаний, ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на учении Конта о трех стадиях развития познания: теологической, характеризующейся господством религии, объяснением явлений деятельностью сверхъестественных фантастических существ; метафизической, для которой характерно господство философии, объясняющей природу абстрактными «сущностями» и «причинами», и высшей и последней – позитивной стадией, отличающейся от двух предшествующих (донаучных) стадий отказом от теологии и метафизики, господством позитивных, т.е. положительных, наук, научным объяснением всех явлений. Все положительные знания могут быть получены, согласно Конту, эмпирическими науками, опирающимися на опыт, поэтому философия с ее претензиями на исследование реальности не имеет своего предмета. Ее задача ограничивается обобщением результатов специальных наук. Конт, продолжая традиции французского Просвещения, был убежден в способности науки к бесконечному развитию, в эффективности научного мышления, однако он, как Юм и Кант, отрицал принципиальную возможность познания сущности явлений, объявляя бессмысленным исследование причин, заменяя понятие причинности представлениями о последовательности явлений. Научное познание, с точки зрения Конта, должно не объяснять явления, а ограничиться их описанием.

Позитивизм Конта содержал материалистические положения. Он не отрицал существования внешнего мира. Вместе с тем, ограничив научное познание областью явлений, он создал учение, характерной чертой которого является агностицизм.

Во второй половине XIX в. позитивизм становится влиятельным течением, особенно в Англии, где он получил развитие в трудах последователей Конта – Д. Милля (1806 – 1873) и Г. Спенсера (1820 – 1903).

В конце XIX в. возникает вторая форма позитивизма, связанная с методологическим кризисом в физике. Этот кризис был порожден рядом крупных открытий (открытие электрона, явления радиоактивности и др.), которые привели к крушению старых представлений о строении материи и к отказу некоторых ученых от материализма. «Второй позитивизм» объединяет махизм, основателем которого является австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838 – 1916) и эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского философа Рихарда Авенариуса (1843 – 1896). В связи со сходством этих учений их принято объединять под общим названием – махизм, или эмпириокритицизм.

В отличие от позитивизма Конта, махизм окончательно порвал с элементами материализма, возродив субъективный идеализм Беркли. Основным принципом научного познания Мах провозгласил принцип «экономии мышления». Подобный принцип у Авенариуса получил название «наименьшей траты сил», суть которого состоит в том, чтобы освободить знания от «метафизических» допущений, к которым относится, прежде всего, признание объективной реальности. Понятия «движение», «пространство», «время», «причинность», «необходимость» рассматриваются махистами как продукты мышления, не имеющие без человека смысла и, следовательно, лишенные объективного содержания. Мыслить «экономно», с «наименьшей тратой сил» ‑ значит не объяснять, а описывать явления.

Претендуя на создание философии науки, свободной от односторонности материализма и идеализма, Мах вводит понятие «нейтральных элементов мира». Эти элементы не являются ни физическими, ни психическими – они «нейтральны». Но так как элементы оказываются не чем иным, как ощущениями, мир был представлен в философии махизма в виде комплексов ощущений. Выступив против «метафизики» с ее «мнимыми» проблемами, махисты и эмпириокритики пришли не только к отрицанию возможности познания сущности вещей, но и к отрицанию их объективного существования.

Неопозитивизм, или «третий позитивизм», сформировался в 20-х гг. XX в. в Европе. В 1940 – 1950-х гг. это философское течение получило широкое распространение в США, куда в связи со Второй мировой войной переместились многие его представители. На формирование неопозитивистских идей значительное влияние оказали английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872 – 1970) и австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951).

Рассел и Витгенштейн поставили своей задачей построение логически совершенного языка науки из его элементарных составных частей – простых («атомарных») и сложных, состоящих из простых, («молекулярных») суждений, назвав свою теорию «логическим атомизмом». Эта идея оказалась плодотворной для конструирования искусственных, формализованных языков и развития символической логики, и в этой области неопозитивисты достигли значительных результатов. Рассел и Витгенштейн заменили исследование реального мира исследованием мышления, построенного из логически первичных элементов. Онтология была сведена к логике.

Развивая идеи Рассела и Витгенштейна, Рудольф Карнап (1891 – 1970) ввел классификацию предложений, разделив их на три класса: бессмысленные, научно не осмысленные (вненаучные) и научно осмысленные (научные). К первому классу он отнес предложения, которые могут рассматриваться как таковые лишь по внешним признакам («Луна умножает четырехугольно» – пример Карнапа). Ко второму классу причислены все философские предложения, так как они не могут быть сведены к «протокольным» предложениям: они или непроверяемы, или в их состав входят «псевдопонятия» (например, «абсолют», «субстанция» и т.п.), или непроверяем дедуктивный вывод, результатом которого являются некоторые предложения. И лишь предложения третьего класса являются научными.

Один из основных принципов логического позитивизма – принцип верификации (лат. verus – «истинный» и facio – «делаю»), согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений является их сопоставление с фактами чувственного опыта, т.е. с комбинацией простых и надежных («атомарных») фактов. А так как этот критерий может быть отнесен лишь к чувственно проверяемым предложениям, неверифицированными, т.е. неподтверждаемыми и, следовательно, бессмысленными оказываются законы и общие положения науки, составляющие фундамент любой специальной области научного знания, не говоря уже о положениях философии. Неверифицируемыми оказываются и все высказывания о прошлом и будущем.

Выход из этого затруднения неопозитивисты пытались найти в замене принципа верификации принципом верифицируемости (предложение истинно тогда, когда возможна его принципиальная проверка), а затем – в замене последнего принципом подтверждаемости (возможна частичная эмпирическая проверка). Однако и это не спасло неопозитивизм от субъективизма и исключения из науки общих положений и в конечном счете объективной реальности, так как эмпирическая проверка сводилась к соотношению предложений с фактами, которые трактуются как состояния сознания.

Расцвет неопозитивизма относится к 1950 – 60-м гг., но уже с 1950-х гг. понятие «неопозитивизм» стало вытесняться понятием «аналитическая философия», охватывающим разнообразные течения, сложившиеся в рамках аналитической традиции: «логический атомизм» Рассела и Витгенштейна, «логический позитивизм» Карнапа и другие школы неопозитивизма. К аналитической философии относят также постпозитивизм, основные идеи которого сформулированы в работах английского философа, логика и социолога Карла Поппера (1902 – 1994), выдвинувшего принцип фальсификации и основанную на этом принципе концепцию критического рационализма. Принцип фальсификации (лат. falsus – «ложный» и facio – «делаю») был введен Поппером в противоположность позитивистскому принципу верификации. Научная теория, согласно Попперу, не может согласовываться со всеми фактами, она должна исключать отдельные факты, не согласующиеся с ней. Чем больше фактов опровергает, фальсифицирует теория, тем более она научна.

Если принцип верификации использовался позитивистами для анализа готового знания, то принцип фальсификации Поппера дозволяет исследовать его развитие, которое он интерпретирует как смену одних гипотез другими. Опровержение некоторой теории с помощью новых эмпирических данных приводит, как считает Поппер, к отказу от нее и ставит задачу объяснения этих новых фактов, для чего создается новая теория, которая, в свою очередь, будет отвергнута новыми фактами. Благодаря этому происходит прогресс науки. Однако научное знание не состоит, как считает Поппер, из одних гипотез. Научная теория содержит объективно истинные знания, которые не могут быть опровергнуты развитием науки. Новые теории включают в свое содержание объективные истины старых теорий, отвергая идеи, не подтвержденные в ходе дальнейшего развития науки и практики.

Значительно расширив область исследования, представители постпозитивизма рассматривают важные научные проблемы: правдоподобие научных теорий, их соизмеримость и др. Дискуссии между сторонниками альтернативных научных теорий по проблеме коммуникаций привели постпозитивистов к исследованию проблемы понимания, что сближает аналитическую философию с философской герменевтикой.

Огюст Конт (фр. Auguste Conte; 19 января, 1798 - 5 сентября, 1857) - французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.

Основные труды: "Курс позитивной философии" в шести томах (1830-1842), "Система позитивной политики" в четырёх томах (1851-1854).

Герберт Спенсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби - 8 декабря 1903, Брайтон) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus - положительный) - направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Основная цель данной работы – рассмотреть идеи позитивизма, его историю и этапы развития.

  1. Рассмотреть основные моменты биографии О.Конта
  2. Рассмотреть, что такое позитивизм
  3. Показать основные моменты в истории формирования позитивизма
  4. Описать основные этапы
  1. О.Конт – основоположник позитивизма
    1. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт
    2. В первой трети ХІХ века во Франции и Великобритании появляется такое философское течение как позитивизм.

      Позитивизм как самостоятельное направление философии и методологии науки представлен именами О.Конта, У.Уэвелла, Дж.С.Милля, Г.Спенсера, Э.Ренана. Сам термин позитивизм (лат. positivus - положительный) ввел в научный оборот основоположник этого направления Огюст Конт.

      Огюст Конт (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти. Получил образование в лицее в Монпелье. В 1814 поступил в Политехническую школу в Париже - питомник энтузиастов научного исследования. Вся жизнь Конта была связана с этим учебным заведением. Когда школа была временно закрыта в 1816 в связи с подозрением в распространении республиканских идей, он направил свои усилия на занятия математикой и другими науками, изучал труды политэкономов и историков своего времени. В 1817 Конт стал секретарем эксцентричного социального реформатора А.Сен-Симона, оказавшего на него значительное влияние; впрочем, сила этого влияния до сих пор оспаривается учениками того и другого. Конт порвал с Сен-Симоном в 1824 и впоследствии не уставал поносить его при каждом удобном случае. Главные идеи своего будущего шеститомного шедевра Курс позитивной философии (Cours de philosophie positive, 1830-1842) Конт собирался изложить в серии лекций перед избранной аудиторией в Париже в 1826, однако после первых двух лекций его нервные силы истощились, и курс пришлось прервать. По-видимому, Конт никогда полностью не оправился от болезни и в последующие годы вел странную жизнь, обуреваемый навязчивыми идеями. Второй главный труд его жизни, четырехтомная Система позитивной политики (Systme de politique positive, ou Trait de sociologie instituant la religion de l"humanit, 1851-1854), - одна из самых путаных работ в истории философии. Хотя многие из его бывших учеников, такие, как Дж.С.Милль, утверждали, что поздний мистицизм Конта резко отличается от рационализма, который присущ его Курсу, другие не менее видные ученые усматривали уже в Курсе все симптомы, очевидные в Позитивной политике. В 1829 Конт вновь попытался прочитать задуманный курс лекций, на этот раз удачно. Последующие годы были посвящены созданию Курса позитивной философии, а затем Системы позитивной политики. В 1832-1845 Конт зарабатывал на жизнь, работая учителем и экзаменатором по математике в Политехнической школе. Лишенный этой должности, он жил всю оставшуюся жизнь на средства своих английских учеников (с которыми его свел Д.С.Милль). После смерти его жены единственным романтическим увлечением в жизни Конта стала в 1844 Клотильда де Во, которая после ее смерти от туберкулеза в 1846 была обожествлена согласно контовской "религии человечества". Конт умер в Париже 5 сентября 1857.


    3. Позитивизм как обоснование науки
    4. Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «пози¬тивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэ¬тому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

      Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова :

      1. реальное в противовес химерическому:
      2. полезное в противовес негодному;
      3. достоверное в противовес сомнительному;
      4. точное в противовес смутному;
      5. организующее в противовес разрушительному.

      К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосред¬ственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом .

      Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

      Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии .

      Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в сво¬их сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

      Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше при¬знаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех ста¬дий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

      Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, аст¬рономию, физику, химию, биологию и социологию.

      Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия - это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что в период создания своей классификации он придавал главное значение «объективному» методу, основанному на внешнем наблюдении.

      Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спе¬цификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии тео¬логическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле.

  2. История позитивизма, ее основные этапы
    1. История позитивизма
    2. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

      Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь, требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии, которые характерны для нового времени.

      Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли, "метафизической", проблематики.

      Первый шаг на этом пути был сделан Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению "метафизических" проблем.

      Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII-XVIII вв. возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной "метафизики" и новой механико-математической науки. Резкое противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта, "первичных" и "вторичных" качеств и постановка в центр философского исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального, отношение "внутреннего" мира сознания к "внешнему" миру, - все это стало возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем, что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания (которое в то время было тождественно науке вообще), и приписывания всему остальному статуса "субъективности". Тесная взаимосвязь эксперимента с математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим - к делению философов на эмпириков и рационалистов.

      Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии XVII-XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием (Д. Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил причинность до субъективно-психологической уверенности).

      Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции прежней "метафизики", раскрывали ее связь с религией, показывали несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования, французский материализм не смог логически последовательно решить философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.

      С задачей критики "метафизики" пыталась справиться и немецкая классическая философия. Кант, выступив против рационалистической, аналитической философии XVII-XVIII вв. и вместе с тем против основных критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и "метафизических" утверждений, по существу, предложил вместо "метафизики вещей" "метафизику знания" - априористскую и формалистическую "трансцендентальную философию".

      Гегель противопоставил "отрицательной метафизике" XVII-XVIII вв. строго научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления. Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть "положительная", или "разумная", метафизика. На практике реализация тезиса о "разумной метафизике" приводила к философской спекуляции. Из философской системы Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской "Философии природы") современные ему естествоиспытатели восприняли не столько содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом.

    3. Основные этапы
    4. В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа. Первый этап открывается философией О.Конта и его последователей Э.Ренана и Э.Литтре (Франция). В Англии основоположниками позитивизма были Д.С.Милль и Г.Спенсер; в Польше – Ю.Охорович; в России – Г.Вырубов, В.Лесевич, Н.Михайловский; в Италии – К.Каттанео, Д.Феррари, Р.Ардиго. «Второй» позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, прежде всего в физике. Вторая историческая форма позитивизма появляется в конце XIX в. и называется «махизм», или эмпириокритицизм. Его представители: Э.Мах, Р.Авенариус и др.

      Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Его представители: М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, Г.Райхенбах, Л.Витгенштейн и др.

      Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию. Он представлен в учениях И.Лакатоса, Дж.Агасси, Д.Уоткинса, Г.Альберта, Т.Куна и др .

      Несмотря на большое разнообразие и несхожесть, неоднородность философских школ, относящихся к позитивистскому направлению, их роднит отношение к познанию, которое трактуется и рассматривается вне любой философской интерпретации. К сомнительным философским ценностям относятся мировоззренческая и аксиологическая ориентация философии. Поэтому позитивизм отрицательно оценивает всю прежнюю «классическую» философию, считая, что вся традиционная философия как «метафизическая», так и догматическая, должна быть заменена либо специальными, позитивными, науками, либо обзором системы знаний, учением о соотношении между науками, об их языке и т.д. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и социальных наук.

Заключение

Можно сделать вывод, что основное кредо позитивистской философии было выражено формулой О.Конта «Наука сама себе философиия».

Оценивая первоначальный этап развития позитивизма, следует обратить внимание на то, что его влияние, в конечном итоге, определяется социокультурными условиями конкретного народа.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт. История формирования позитивизма тянется еще с XVII в., хотя как философское учение он сформировался только лишь в 30-е годы XIX в.

Исторические Этапы развития позитивизма:

  1. Первый (классический) позитивизм.
  2. Эмпириокритицизм.
  3. Неопозитивизм или логический позитивизм.
  4. Постпозитивизм.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук.

Список использованной литературы

1. Конт Огюст [электронный ресурс] - Режим доступа: - http://dic.academic.ru/di...
2. Хайек Ф. Дорога к рабству/ Пер. с англ. Н. Ставиской. Лондон, Нина Карсов, 1983.
3. Конт Огюст [электронный ресурс] - Режим доступа: http://istina.rin.ru/u...
4. Исторические формы позитивизма. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://libsib.ru/...
5. ДонНТУ,ТКС, 2курс, 2сем. Философия Учебно-методическое пособие для студентов технических вузов по философии. Д. 2007г,175с