Кто придумал узел простой штык. Двадцать четыре морских узла

Карабинные узлы Расторгуев Михаил

УЗЕЛ «ШТЫК»

УЗЕЛ «ШТЫК»

Рабочий конец веревки обносят вокруг дерева или выступа рельефа. Проносят поверх коренного конца, огибают коренной конец и продевают в образовавшуюся петлю (рис. 8). Рабочий конец вновь проносят поверх коренного, огибают коренной и продевают во вторую образовавшуюся петлю (рис. 9) и т. д. Обычно делают 2-3 шлага. («На два шлага швартуют яхту английской королевы…») Затем желательно закрепить рабочий конец на коренном. При нагружении коренного конца узел не затянется, и сохранится возможность развязать его без снятия нагрузки с коренного конца.

Из книги Карабинные узлы автора Расторгуев Михаил

УЗЕЛ БАХМАНА Хотя узел Бахмана и описан ранее, он относится к карабинным узлам и решено повторить его описание в этой книжке.Карабин своей длинной стороной прикладывается к основ­ной веревке. Репшнур простегивается в карабин, складывается вдвое и 2-3 раза обматывается

Из книги Морские узлы в обиходе автора Джарман Колин

Якорный узел, или Рыбацкий штык По структуре Рыбацкий штык очень напоминает Огибающий виток, но является более надежным. Как вы можете заметить, рабочий конец веревки проходит внутри огибающего витка и таким образом при нагрузке блокирует узел, не давая ему развязаться.

Из книги автора

Выбленочный узел Этот узел часто используют неправильно. С обеих сторон постоянно должны быть равные (или, по крайней мере, почти равные) по весу нагрузки, иначе концы начнут разматываться, и узел, в конечном итоге, развяжется. По этой причине Выбленочный узел не нужно

Из книги автора

Буксировочный узел Этот узел, называемый еще Безымянным узлом, чрезвычайно полезен при буксировке, так как его можно развязать даже под большим давлением со стороны груза. Чтобы завязать этот узел, сделайте Двойной огибающий виток вокруг грузовой полумачты (1), затем

Из книги автора

Шкотовый узел и Строповый узел Шкотовый узелШкотовый узел используют, чтобы соединить две веревки вместе. Он также похож на Строповый узел: в обоих случаях у одной веревки на конце есть небольшая соединяющая петелька.Тогда, когда постоянной петельки не существует,

Из книги автора

Двойной шкотовый узел и Двойной строповый узел Двойной шкотовый узелДля дополнительной безопасности Шкотовый и Строповый узлы (см. предыдущую страницу) могут быть быстро переделаны в двойные узлы. Делается это так: вы обводите рабочий конец веревки вокруг

Из книги автора

Узел «Задвижной штык» на веревке Используется для крепления одной веревки к другой, например, веревки, которую используют для уменьшения давления на другую веревку. Данный узел является более безопасным, если груз прикреплен так, что прикрепляющая веревка

Из книги автора

Узел «Задвижной штык» на жесткой перекладине Эта форма указанного узла слегка отличается от той основной, что уже описана выше, и используется для более надежного крепления на перекладине, но не на другой веревке. В данном случае первые витки не пересекают самих себя:

Из книги автора

Хирургический узел Этот узел можно описать как Рифовый узел для соскальзывающих, эластичных синтетических веревок, потому как служат они для одних и тех же целей, но Хирургический узел более безопасен при использовании современных материалов. Есть две его

Из книги автора

Плоский узел, или Плоский штык Отлично подходит для связывания вместе двух веревок вне зависимости от типа материала, из которого они сделаны, или их диаметра. Часто используется в морском деле для добавления дополнительного троса к стоп-анкеру.На конце одной из веревок

Из книги автора

Рыбацкий узел-2 Это переделка простого Рыбацкого узла особенно подходит при использовании скользящей синтетики.Первый двойной виток делается так же, как и в простом Рыбацком узле: рабочий конец проходит под ним. Далее рабочий конец заворачивается несколько раз вокруг

Из книги автора

Узел на перекладине Это что-то типа гибрида между Выбленочным узлом и Констриктором (Сжимающимся узлом). Он держится лучше, чем Выбленочный узел, в случаях, когда с одной стороны находиться больший груз, чем с другой, а развязывается легче, чем Сжимающийся узел. Чтобы

Из книги автора

Стопорный узел Этот узел лишь с натяжкой можно назвать узлом, и в данном случае можно скорее говорить о сцепке, чем о связывании. Стопорный узел используют по большей части тогда, когда необходимо уменьшить нагрузку на один трос путем добавления второго.Виток делается

Из книги автора

Топовый узел Топовый узел может быть использован для того, чтобы крепить ванты на мачты или чтобы поставить временный флагшток, а также для многих других простых операций.Делаются три петли и располагаются рядом друг с другом так, чтобы левая нижняя часть крайней петли

Из книги автора

Охотничий узел Используемый обычно для связывания двух веревок вместе, Охотничий узел отлично подходит как для тугих, неэластичных, так и для более мягких, скользящих синтетических веревок. Это узел прямоугольной формы, который делается следующим образом: две веревки

Из книги автора

Узел «Бык-гордень» Более надежный, чем Полуштык, Бык-гордень позволяет не бояться, что трос может размотаться. Смотайте трос, как это обычно делается, но конец оставьте длинным. Обматывайте этим концом верхнюю часть мотка, идя снизу кверху. Затем просуньте конец в

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Как вязать узел штык: простой, двойной, задвижной

Узлы − неотъемлемая часть морского, рыбацкого дела и туризма, со своей многовековой историей. Важно знать, как сделать надежную связку, чтобы не развязалась в ненужный момент. Чтобы связать прочный узел, важно сначала ознакомиться с главными принципами, техниками вязания. Сегодня мы рассмотрим «штыковые», и их применение.

Краткая справка:

По своему назначению, штыковые связки относятся к незатягивающимся, и чаще всего используются рыболовами, моряками, альпинистами.

Несмотря на элементарность исполнения, такие крепления достаточно крепки, выдерживают большую нагрузку, легко развязываются.

Рассмотрим самые популярные вариации:

  1. Простой штык;
  2. Простой полуштык;
  3. Со шлагом;
  4. Двойной и тройной;
  5. С обносом;
  6. Рыбацкий или якорный;
  7. Мокрый полуштык;
  8. Задвижной.

Простой полуштык

Является основой этого «семейства», но может применяться и самостоятельно. Начало своей истории простой полуштык берёт в Европе примерно 100 лет назад. Данный узел является самым простым из незатягивающихся, а следовательно - легко развязывающимся (когда это Вам нужно, конечно). Зачастую он служит завержающим элементом многих узлов в морском деле, то есть для страховки основного узла.

Как правильно вязать простой полуштык


Рисунок 2. Схема вязания узла "простой полуштык"

Данный тип может применяться также для соединения двух канатов.

Простой штык

Надёжный вариант, который нетрудно запомнить, а также легко вязать, благодаря чему является одним из наиболее популярных в рыбацком деле. Часто он используется альпинистами при сооружении навесных переправ, поскольку просто завязывается и развязывается, когда канат находится под нагрузкой. Также используется для прикрепления троса к опоре, фиксации страховки, при буксировке автомобилей, погрузочных работах на кораблях.

Простой штык образуется при завязывании двух полуштыков. Важно верно выполнить второй, иначе связка затянется.


Рисунок 3. Схема узла "простой штык"

На рисунке 3 а) показано правильное расположение петель, образующих при сведении выбленочный узел.

Рисунок 3 б) – при сведении петель получился коровий узел, который затягивает петлю, является неправильным исполнением простого штыка.

Для увеличения прочности можно добавить еще полуштык. Вязать большее количество не имеет смысла. Это не повысит надежность, но увеличит время связывания и развязывания.

Для надежности обязательно закрепляйте узловые концы бечевкой друг с другом.

Выполнение

  1. Накидываем петлю кругом точки опоры.
  2. Проводим веревку через образованную петлю. Не суть важно, проводите ли вы свободный конец под или над веревкой. Все последующие должны быть завязаны так же, как первый.
  3. Делаем петлю вокруг каната.
  4. Проводим свободный конец сквозь образованную петлю, аналогично первому разу.
  5. Закрепляем контрольным узлом либо бечевкой.

Штык со шлагом

Данный вариант отличается от простого тем, что вокруг опоры делается дополнительный (двойной) оборот, что увеличивает надежность связки, позволяет избежать перетирания. Применим чаще всего при креплении швартовых, но в случае, если корабль стоит длительное время.


Рисунок 4. Схема вязания узла "штык со шлагом" (1); фото узла "штык со шлагом" или двойной (2); фото тройного узла (3)

Штык со шлагом может называться еще и двойным, соответственно, тройной – это узел с двумя шлагами (Рисунок 4). Понятно, что для вязания тройного нужно сделать дополнительный сдвоенный оборот каната кругом опоры, как показано на картинке.

Штык с обносом

Такая связка в несколько раз крепче относительно штыка с двумя шлагами. Преимуществом является отсутствие скольжения троса в месте закрепления, благодаря петлям, обхватывающим опору с обеих сторон от коренного конца (Рисунок 5). Также, благодаря этому, появляется преимущество при резком изменении натяжения и направлении тяги.


Рисунок 5. Схема вязки узла "штык с обносом"

Как правильно вязать узел штык с обносом

  1. Делаем оборот веревки вокруг опоры с направлением сзади наперед.
  2. Затем перебрасываем хвостовой через коренной, снова делаем оборот вокруг опоры, но уже спереди назад.
  3. Вяжем два полуштыка, закрепляем окончания бечёвкой.

Рыбацкий штык

Такой вариант еще называют якорным, соответственно, применяется он для крепления каната к скобе якоря.

Он подобен штыку со шлагом, но есть небольшое отличие. Оно заключено в том, что первый полуштык должен проходить внутри шлага, охватывающего предмет (Рисунок 6).


Рисунок 6. Схема вязки узла "рыбацкий штык"

Как правильно вязать рыбацкий штык

  1. Проденьте ходовой в якорное кольцо сзади;
  2. Еще раз пропустите в кольцо в том же направлении;
  3. Проведите ходовой за коренным, протяните сквозь образовавшиеся петли;
  4. Проведите ходовой сначала «за», а потом «перед» коренным, далее направьте в петлю – образуется полуштык;
  5. Затяните узел, стяните два веревочных конца, закрепите их бечевкой.

Мокрый полуштык

Часто бывает так, что развязать намокшую веревку становится непосильной задачей, потому их приходится в прямом смысле рубить. Чтобы избежать этого моряки придумали мокрый полуштык (Рисунок 7). Плюс этого варианта − он выдерживает сильнейшую тягу и рывки, но при этом легко развязывается даже намокнув.


Рисунок 7. Схема узла "мокрый полуштык"

Как вяжется

  1. Ходовым концом сделать полуштык кругом опоры.
  2. Ходовой провести с другой стороны опоры и сделать еще полуштык в направлении, противоположном первому.
  3. Ходовым сформировать небольшое «ушко» и, обведя его снизу вокруг корневого, завести между канатами первого и второго шлага.
  4. Затянуть узел.

Задвижной штык

Задвижной применяется для крепления троса к стержню или другому канату для уменьшения давления (Рисунок 8). При использовании задвижного трос должен быть параллелен к прикрепляющейся веревке.

Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю. После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется. Простой полуштык применяется для соединения двух тросов "чужими" и "своими" концами.

Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Чтобы отличить правильно завязанный штык (а.) от неправильного (б.) штыка, две петли нужно сблизит. Если при этом получится выбленочный узел, то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т.е. неправильно завязанного простого штыка, ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепления лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу. Максимальное количество полуштыков в подобном узле не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские пословицы: "два полуштыка спасли корабль королевы" и "три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты".

На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь по восемь люверсов для так называемых шкентросов. Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде "койки вниз" их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания свих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он также служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.

Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от простого штыка со шлагом - дополнительный третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Применение этого узла для крепления троса к гаку - весьма надежный способ.

Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан. Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.

При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку и некоторых марок автомобилей.

Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте - дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике сеть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов. Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.

Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.

Рис. 12. Простой штык со шлагом

    1. Простой штык со шлагом (рис. 12).

От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вок­руг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необхо­димости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.

  1. Узел простой штык с двумя шлагами

    1. Простой штык с двумя шлагами (рис. 13).

Рис. 13. Простой штык с двумя шлагами

Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла - дополнительный, третий шлаг. Он увели­чивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла - весьма надежный способ.

  1. Узел штык с обносом

    1. Штык с обносом (рис. 14).

Рис. 14.Штык с обносом

Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепле­ния коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую сим­метрию, узел в случае изменения направления тяги мень­ше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходо­вым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полу­штыка.

  1. Узел рыбацкий штык (якорный штык)

    1. Рыбацкий штык (якорный узел) (рис. 15).

А Рис. 15. Рыбацкий штык (якорный узел)

Один из наиболее ответственных случаев применения узла в мор­ском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом мор­ской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом (см. рис. 12). Отличает­ся от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихва­тывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом слу­чае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затя­гивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

  1. Узел обратный штык

    1. Обратный штык (рис. 16).

Рис. 16. Обратный штык

При швартовке судов к при­станям и причалам нередко возникает ситуация, когда хо­довой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под при­чал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете об­нести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которо­му крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед про­пустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Те­перь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку у некоторых марок автомо­билей.