Типы корневых систем. Мочковатая корневая система Растения с мочковатой

Корень выполняет в растительном организме важнейшие функции. Основные из них - закрепление в почве, всасывание и проведение воды с растворенными в ней веществами, а также Возможность осуществления этих процессов связана с особенностями строения различных корневых систем.

Что такое корень?

Корнем называют подземный орган растения. Хотя в природе встречаются его особые разновидности - дыхательные, которые способны впитывать влагу, находящуюся в воздухе. В зависимости от особенностей строения различают несколько типов корней: главный, боковой и придаточный.

Первый у растения всегда один. От него отходят боковые корни. Обычно их достаточно много, благодаря этому увеличивается площадь всасывательной поверхности. Корни, которые растут сразу от побега, называются придаточными.

Типы корневых систем

Но для обеспечения всего многообразия функций подземного органа одного типа растительному организму недостаточно. Поэтому они объединяются, образуя два вида состоит из главного и боковых. Ее основным преимуществом является то, что растения со стержневой системой могут получить воду глубоко из-под земли.

Мочковатая корневая система образована только придаточными корнями, которые отходят от надземной части растения - побега. Они растут крупным пучком, большинство из них имеет одинаковую длину.

Мочковатая корневая система характерна для представителей (Мятликовые), Луковые, Лилейные. Все они относятся к классу Однодольные.

Мочковатая корневая система

Среди двудольных подземный орган такого типа есть у подорожника. развивается на видоизменениях побега. Примером этого могут служить усы клубники или корневища папоротника.

Мочковатая корневая система способна проникать в глубь почвы на расстояние до двух метров. Там она достаточно сильно разрастается в ширину.

С начала развития главный корень этой системы начинает расти. Однако вскоре он отмирает и заменяется на придаточные стеблеродные виды.

Длина мочковатой корневой системы варьируется. У преобладающего большинства злаковых растений она достигает трех метров, а у кукурузы - до десяти. У одних из самых ценных представителей однодольных - пшеницы и ржи - основная масса придаточных корней развивается на глубине до нескольких десятков сантиметров. Поэтому такие растения очень чувствительны к недостатку влаги.

Но у мочковатой корневой системы есть и масса преимуществ. Находясь на небольшой глубине, она охватывает гораздо большую площадь питания. Например, суммарная длина всех корней пшеницы составляет около 20 км.

Растения с мочковатой корневой системой

Если засуха является злейшим врагом злаков и их корней, то для растений влажных природных зон она не страшна. Ведь они, наоборот, страдают от переизбытка воды. Это может вызвать процессы гниения, что неминуемо приведет к гибели растений. Именно поэтому они имеют ряд жизненно важных приспособлений для развития в этой природной зоне. Это и листья с широкой листовой пластинкой, и тонкая кора деревьев. Особое значение имеет и строение подземного органа тропических растений. Большое количество придаточных поверхностных корней обеспечивает быстрое всасывание достаточного количества влаги. По восходящему току эта вода поступает к листьям, которые обеспечивают процесс транспирации - испарения воды с поверхности пластинки.

Мочковатая корневая система характерна для растений, которые имеют луковицы. В них накапливается вода с растворенными питательными веществами. Тюльпан, лилия, лук-порей, чеснок используют их в качестве запаса. Это помогает им пережить неблагоприятный период.

Видоизменения и их функции

В мочковатой корневой системе часто происходят видоизменения. В связи с этим появляются дополнительные функции. Например, георгина, чистяка и сладкого картофеля батата, который является востребованной культурой тропических стран, утолщаются и образуют клубни. Они не только запасают питательные вещества и воду, но и участвуют в вегетативном размножении. орхидеи также являются придаточными. Они способны впитывать влагу прямо из воздуха.

Мочковатая корневая система характерна и для плюща. С ее помощью он цепляется за опору и растет вверх, вынося листья к свету. Некоторые растения тропиков формируют придаточные корни прямо на стволах и ветвях. Дорастая до земли, они выполняют роль подпорок для широкой кроны. Такое же приспособление имеет и кукуруза. Поскольку придаточные корни обычно занимают поверхностное положение и не способны удержать растение в почве, эту функцию выполняют своеобразные подпорки.

Таким образом, мочковатая корневая система характерна для многих растений и обеспечивает важнейшие функции роста, питания и размножения.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»

  • 1. сформировать понятия стержневые и мочковатые корневые системы;
  • 2. выработать навык различения стержневых и мочковатых корневых систем;
  • 3. продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты.

Оборудование: гербарные экземпляры растений местной флоры с мочковатыми и стержневыми корневыми системами.

Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 90-91 учебника «Биология» В.В.Пасечника и оформляется в рабочей тетради как задание 63.

Закрепление изученного.

  • 1Вопросы:
  • 1) Какие функции выполняет корень?
  • 2) Из каких видов корней состоит корневая система?
  • 3) Какое строение имеет стержневая корневая система?
  • 4) Чем мочковатая корневая система отличается от стержневой?
  • 5) На чем основано использование растений для закрепления оврагов, осыпей, берегов рек?
  • 6) Какое значение придаточных корней для повышения урожая?
  • 7) Какое значение имеют знания о строении корня для управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений?
  • 2. Заполните таблицу.

(Графу «Определение понятий» обучающиеся заполняют самостоятельно).

Основные понятия

Определение понятий

Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2. Корневая система

Система всех корней растения

3. Главный корень

Корень, уходящий в почву глубже всех

4. Боковые корни

Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5. Придаточные корни

Корни, отходящие по бокам от стебля

6. Стержневая корневая система

Корневая система, состоящая из главного и боковых корней

7. Мочковатая корневая система

Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней

4.Задание на дом. Изучить параграф 19, выполнить задание 64 в рабочей тетради: какой агротехнический прием изображен на рисунке? С какой целью его применяют?(1 уровень)

  • 2 уровень. Ответьте на вопросы: 1.Общая поверхность корней у растений суши примерно в 150 раз превышает поверхность его надземной части. Какое это имеет значение для растений?
  • 2)Почему считают, что растения с мочковатой корневой системой защищают почву от эрозии?
  • 3)Чем корень отличается от побега? 4)Чем питание растений отличаются от питания животных?
  • 3 уровень:
  • 1)Смоделируйте эволюционное развитие корневой системы.
  • 2) Только из-за эрозии ежегодно утрачивают плодородие 7 млн. гектаров земель. Какие меры по борьбе с эрозией вы могли бы предложить?

План опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке МОУ ООШ села Акатная Маза на 2009-2010 учебный год

Площадь пришкольного учебно-опытного участка- 0,84 га.

Участок имеет однообразный почвенный состав. Почва участка достаточно плодородна.

На пришкольном учебно-опытном участке имеются следующие отделы:

  • 1. Отдел овощных культур в системе пропашного севооборота;
  • 2. Отдел полевых культур в системе травопольного севооборота;
  • 3. Отдел декоративных растений;
  • 4. Опытный отдел;
  • 5. Отдел биологии растений:
    • а) участок систематики растений;
    • б) участок коллекции растений;
  • 6. Отдел защищенного грунта (парники);
  • 7. Дендрологический отдел;
  • 8. Отдел начальных классов.

Календарно-агротехнический план на пришкольном учебно-опытном участке

Название мероприятий

Сроки выполнения

Покровное боронование

Мелкая перекопка почвы (8-10 см).

Разбивка участка на отделы и делянки.

Яровизация клубней картофеля.

Подготовка почвы на делянках для полевых зерновых культур.

Посев ранних зерновых культур.

Посев подсолнечника, моркови, столовой свеклы.

Посев культур на отделе биологии растений.

Подготовка почвы на коллекционном отделе.

Посев ранних культур на коллекционном отделе.

Посев семян овощных культур в холодном рассаднике.

Посев кукурузы.

Посев семян цветов в грядки для получения рассады.

Разбивка делянок на опытном участке.

Посев фасоли, ромашки аптечной.

Подготовка семян тыкв, кабачков (намачивание, проращивание).

Посадка тыкв, кабачков, патиссонов.

Посев огурцов.

Поделка лунок на овощном севообороте и опытном (под капусту, томаты).

Посадка овощных культур.

Разбивка цветника.

Рассаживание цветов на пришкольном участке, около памятника.

Уход в течении вегетации за сельскохозяйственными культурами (рыхление, прополка, подкормка, полив, борьба с вредителями и болезнями, проведение опытов), прореживание, посадка, укрытие от весенних заморозков, окучивание пропашных культур, дополнительное искусственное опыление подсолнечника и кукурузы, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, отбор крупных семян, посев семян озимой ржи и пшеницы, уход за всходами, уборка сельскохозяйственных куль- тур, реализация полученной продукции.Основная обработка почвы- внесение удобрений, перекопка.

В течение вегетации.

Опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке.

Тема опыта: «Влияние внекорневой подкормки на урожай

капусты сорта «Слава»».

Цель опыта: выяснить влияние внекорневой подкормки на

урожай сельскохозяйственных культур (капусты).

Опытом занимаются учащиеся 6 класса.

Состав звена:

Елесин Алеша,

Сафонова Яна,

Славкина Ксюша,

Рябова Оля.

Методика проведения опыта.

Внекорневая подкормка - это подкормка растений непосредственно через листья. Опрыскивание их слабыми растворами, содержащими питательные элементы, опытом установлено, что питательные вещества, внесенные при внекорневой подкормке на листья, используются не только этими листьями, но и всем растением.

При внекорневой подкормке значительно повышается коэффициент использования питательных веществ из удобрений, так как последние поступают непосредственно в ткани листьев, минуя почву, где обычно большая часть этих питательных веществ теряется.

Капуста, как листовая культура, очень хорошо реагирует на азотные удобрения. На 10 литров воды берется 150 г аммиачной селитры; через 15-20 дней после высадки рассады в открытый грунт произвести 1-ую внекорневую подкормку. Повторить в течение лета 5-6 раз с промежутками в 7-10 дней.

Корневая система для роста и развития растений очень важна. Опора, добывание воды и питание — функции, которые она выполняет. Чтобы понять как правильно сажать и выращивать деревья, кустарники, культурные растения необходимо знать как устроены корни. Если вы видите, что на одной грядке посаженые культуры плохо растут, а рядом с грядкой посажены деревья или кустарники, возможно они угнетаю своими корнями ваши посадки.

Корни у растений появились несразу. Растения прошли эволюционный путь, в результате которого они обзавелись корнями.Не имеют корней водоросли, так как они обитают в воде и корни им не нужны. У первых растений, которые закрепились на земле не было корней, а были так называемые резоиды, которые служили только для закрепления в почве. Сейчас резоиды имеют некоторые виды мхов. Корень — основная часть всей системы растения. Он удерживает растение в земле. На протяжении всей жизни корень добывает влагу и питание. Развитие корней зависит от климатических условий. Например многие растения пустынь корень имеют длинный, чтобы добывать воду.

Системы корней бывают двух видов — стержневая и корневая.

У стержневой корневой системы основной корень ярко выражен, более толстый, от него отходят корни боковые.

Мочковатая корневая система характерна отсутствием главного корня, рост происходит за счет корней боковых и придаточных, не проникает в землю так глубоко, как стержневая.

Все коневые системы состоят из

  • главного корня
  • боковых корней
  • придаточных корней

Все эти корни образуют корневую систему, которая формируется на протяжении всей жизни растения. Из зародыша развивается корень главный, который растет вертикально в земле. От него отходят боковые корни.

Особенности корневых систем растений

Корни приспосабливаются к условиям среды окружающей. Корни кукурузы разрастаются в диаметре 2 метра, корни яблони — 15 метров. Знание строения корневой системы очень важно для садовода, для того, чтобы определить какого ухода требует растение. Если есть понимание расположения корней, можно правильно ухаживать за растением, чтобы не повредить корни.

Почвы рыхлые способствуют проникновению корней глубоко в землю. Почвы, в которых процент кислорода низкий и имеющие структуру плотную располагают к развитию корней к поверхности почвы близко.

Бодяк — распространенный сорняк, проникает в почву до шести метров.

Растения, которые растут в пустыне, имеют длинные корни. Это связано с глубоким расположением грунтовых вод.

Длина корней ежовника 15 метров.

Если система корневая у растений развита слабо, листья поглощают влагу из тумана, с помощью стеблей и листьев.

Есть растения, которые влагу удерживают во всех частях — стеблях и листьях. Такие растения имеют корневую систему, которая обладают способностью впитывать и сохранять воду дождевую. Они распространены там, где жара сменяется активными дождями. К таким растениям относятся кактусы, суккуленты. Их корни развиты слабо.

Растения, способные к сокращению потери воды, их корни, верхняя часть покрыта пробкой. Они способны удерживать воду, готовясь к дефициту воды. Они имеют листья упругие, чтобы при потере воды избежать механических повреждений. К таким растениям относятся:

акация песчаная

аристида

Растения, у которых вегетационный период длится только в благоприятный период времени, когда идут дожди. Их жизненный цикл короткий. К таким относятся растения, имеющие клубни и луковицы.

Растения, корни которых сильно развиты для добывания воды. Их корневая система очень хорошо развита, распространяется в почве, чтобы как можно больше впитать воды. Резак, шалфей, дикий арбуз — относятся к этому типу растений.

В природе встречаются воздушные корни, которые добывают влагу из воздуха. К таким растениям относится орхидея.

Существуют растения с корневой системой смешанной. К таким относятся капуста,подорожник, подсолнечник, помидоры. Это те растения, которые окучивают. На развитие корней, кроме природных условий оказывает влияние человек путем окучивания и пикирования.Для развития боковых корней кончик главного корня отщипывают. Окучивание — подсыпка земли к растению.

Растения с мочковатой корневой системой

Тяжелые типы почв, с залеганием грунтовых вод, близких к поверхности, склоны — эти условия свойственны развитию растений с системой мочковатой: береза, клен, каштан, липа,лиственница, ольха, пихта, тисс, яблоня. подорожник, подсолнечник.

Мочковатую корневую систему имеют злаковые культуры — рожь, пшеница, ячмень. Корни злаковых уходят глубоко в почву, до 2-х метров.

Корневая система яблони обладает горизонтальными и вертикальными корнями. К корням горизонтальным поступает воздух и элементы питания. Вертикальные — держат дерево в почве и из слоев земли более глубоких добывают воду и питание. Кроме того яблоня имеет еще одну классификация корней — скелетные и обрастающие(мочковатые) корни. Обрастающие корни расположены к поверхности близко, до 50 см, поэтому внесение удобрений очень эффективно.

При повреждении коры дерева угнетается корневая система.

У березы корневая система очень мощная, зато в землю уходит неглубоко. В начале роста береза растет медленно, пока не отомрет главный корень. После того береза трогается в рост быстрее, у нее начинают расти корни боковые. Береза очень любит влагу, ее корни впитывают всю влагу вокруг себя, поэтому вокруг березы так мало растительности.

Корневая система лука так же относится к мочковатым и считается очень слабой. Это определяет его повышенное требование к почве, особенно на стадии прорастания семян.

Корневая система лука-порея

Лук репчатый

Корневую систему мочковатую имеют:

Бархатцы

Сансиверия

Фатсхедера

Растения со стержневой корневой системой

У растений со стержнеой системой корень состоит из корня-стержня и отходящих от него боковых корней.

Эти растения приспосабливаются доставать воду из глубин земли. Главный корень у некоторых растений может уходить в землю на несколько десятков метров. В засушливых районах или в условиях, когда дождей идет мало растениям характерна корневая система стержневая. Например морковь имеет толстый главный корень, в котором она запасает влагу и вещества питательные, готовясь к тому, что, возможно будет лето без дождей. Свекла, редиска, редька, корневая петрушка — корневая система устроена так же. Такое приспособление корней увеличивает шансы растений к выживанию. Морковь можно сажать в зиму, за счет толстого корня она выживает.

Что делает корневая система

Как было сказано выше, корень — основная часть растения, которая обеспечивает питание и рост. Из корней вода и питательные веществ продвигаются вверх к стеблям и листьям. Чтобы правильно ухаживать за тем или иным растением, необходимо знать ее особенности и условия произрастания. Если правильно поливать и подкармливать деревья, кустарники, огородные растения и цветы успех в выращивании обеспечен.

Мангровое дерево имеет корни, которые называются ходульными. Они впитывают влагу из атмосферы и способны сопротивляться прибойным волнам.

Корневая система пасленовых растений

Пасленовые — это виды растений, которые растут на всем земном шаре. Известно порядка 3000 видов. К нему относятся травы,кустарники, овощи как съедобные так и ядовитые. Их объединяет строение органов вегетативных и соцветий. Плоды у них ягоды либо коробочки. Из пасленовых делают лекарства, употребляют в пищу, кормят животных, производят сигареты.


К пасленовым культурам относятся такие популярные овощи как помидоры, баклажаны, картофель, перец. Из цветов — петуния, душистый табак, лекарственные растения — красавка-белладонна.

У томатов корневая система уходит в землю на глубину до полутора метров. При не очень глубоком залегании вод грунтовых, они с легкостью добывают себе воду. У баклажан корни сильно ветвящиеся, в почву уходят на глубину до полуметра.

У картофеля корнеплоды употребляют в пищу, поэтому так важно на сколько будет развита коневая система. Корни у картофеля находятся в пределах слоя пахотного, лишь некоторые корни уходят глубоко. Съедобные клубни — это утолщение побегов верхушечных. Они накапливают запас веществ органических, преимущественно крахмала. Окучивание — важная процедура в уходе за картофелем.

У перца, на хорошо дренированных почвах, корни занимают объем в верхнем слое диаметром до одного метра. В глубину могут уходить на 50 см.

Корни у петуньи очень мощные, развитие в начале роста медленное. На одно растение требуется не менее пяти литров грунта. Хорошо развиваются в питательных почвах.

Корневая система цветковых растений

Все растения цветковые разделяются на деревья, травы и кустарники. Еще они называются покрытосеменными, так как семечко прорастает внутри, пока не пробьет оболочку. Всего на земле их насчитывается 250 000 видов. Корневая система как мочковатая так и стержневая. Классы растений цветковых — однодольные и двудольные. Подробно об этом в разделе ниже. Класс двудольных имеет почти каждый у себя дома в виде горшечных цветов — фикусы, фиалки, кактусы. Среди огородных растений — все розоцветные, пасленовые, мотыльковые, крестоцветные, сложноцветные. Деревья, которые относятся к цветковым имеют разную высоту. Например, вишня — дерево невысокое. А вот эвкалипт может достигать 100 метров в высоту.

Кустарники:

крыжовник

смородина

и даже орешник и сирень.

Травы:

Одуванчик

Среди многообразных представителей есть однолетние, двулетние и многолетние. У двулетних и многолетних корни накапливают питание и энергию для зимовки. У однолетних корни умирают вместе с цветком.

Корневая система бобовых растений

К бобовым относятся всем известные фасоль, горох, арахис, нут, бобы. Есть древесные формы — акация, мимоза. Травы — клевер, люпин. Они встречаются как в дикой природе так и в огородах садоводов. Выращивание практикуется так же в промышленных масштабах. Корневая система у бобовых — стержневая. У большинства из них есть небольшие клубни на корнях, которые образуются в результате деятельности бактерий, которые из почвы проникают в корни. Эти бактерии используют азот и преобразовывают его в вещества минеральные, которыми питаются другие растения. Поэтому бобовые полезно сажать рядом с другими растениями. После гибели растения, почва насыщена азотом и более плодородна.

Что нужно делать для укрепления корневой системы растения

Так как система корневая играет роль большую в жизнедеятельности растений, важно следить за ее правильным развитием. Существует много способов для роста и развития корней. Они подразделяются на фитогормоны — вытяжка из растений, гуматы — вытяжка из гумуса, улучшенная добавками. и натуральные — народные средства.

Популярны у огородников — корневин, корнерост, гетероауксин, цветень, овосил.

Эпин — оказывает положительное действие на все части растения.

Народные средства так же используются широко для укрепления корней растений. Это мед, дрожжи, алоэ.

Между системой корневой и частью надземной растения существует тесная связь. Оптимальное питание корней приводит к развитию успешному растения.

Корневая система двудольных растения

Систему корневую имеют двудольные растения. В природе это самый многочисленный класс, который насчитывает 180 тысяч видов и составляет 75 процентов цветковых растений. Вещества питательные располагаются в эндосперме и в зародыше. Выражено ярко жилкование листьев, пластина листа рассечена прожилками. Зародыш дает хорошо развиться основному корню. У многих растений есть слой камбия, с помощью которого растение принимает одревесневшую форму.

Камбий — клеточный слой, который находится параллельно к поверхности стеблей и корней. За счет него происходит утолщение стебля.

К растениям двудольным относятся

  • травы пряные — петрушка, укроп, лавр, кориандр, анис, перец душистый.
  • Зонтичные, признаком характерным которых является соцветие в виде зонтика. Это борщевик, морковь, кориандр, сныть, фенхель, болиголов и др.
  • Розоцветные — малина, яблоня, слива, вишня, ирга, абрикос, черешня, миндаль и др.
  • Сложноцветные — бархатцы, ромашка, маргаритка, одуванчик, георгина, подсолнечник и др.

Корневая система однодольных растений

В зависимости от того к какому классу относятся растения, определяют тип системы корневой.

Систему корневую мочковатую имеют однодольные растения. У них в зародыше одна семядоля.

Семядоля — это внутренняя часть семечка, которая содержит зародыш — эмбрион.

Вещества питательные находятся в эндосперме. Корешок зародыша развит очень слабо. Когда зерно прорастает, от него отходят придаточные корни. Листовое жилкование параллельное или дуговое, пример — ландыш, лук-порей, ячмень, пшеница. Лист развит плохо и является влагалищем листовым.

К однодольным растениям относятся водные и сорные травы, ананас, ландыш, каллы, монстера, тюльпан, лилия, гиацинт, луковичные и др.

Таблица типы корневой системы растений

Корневая система плодовых деревьев

Корневая система дерева плодового держит его в почве, впитывает влагу и вещества питательные, образует соединения органические — аминокислоты и белки, способствует развитию микроорганизмов, полезных для растения. Корни плодового дерева состоят из горизонтальных и вертикальных. Горизонтальные корни играют роль важную, так как впитывают с поверхности влагу и питание. Их объем в диаметре соответствует размеру кроны, либо превышает ее. Поэтому так важен полив и удобрения. Соотношение корней вертикальных и горизонтальных зависит от многого — плодородия почвы, подвоя, ухода. Если почва плодородная и внесение удобрений достаточно, хорошо развиваются горизонтальные корни. На почвах сухих и бедных питанием идет рост вертикальных корней, которые уходят в глубь почвы, чтобы добыть питание и воду. Косточковые культуры отличаются не глубоким залеганием корней. Рост корней обычно происходит в период вегетации дерева. С помощью методов современных, которые разработаны агротехниками, рост корней можно регулировать.

Корневая система ягодных кустарников

Кустарники ягодные играют особую роль в плодовых садах. Знание строения их корневой системы и правильный уход обеспечивают хороший урожай. Главное их отличие от деревьев это отсутствие ствола. Из корней отходят десятки веток, которые и дают урожай. Корни залегают не глубоко, характерно их горизонтальное расположение. При перекопке приствольного круга нужно аккуратно работать лопатой, чтобы избежать касание корней.

Вода в жизни растений

Вода играет роль важную в жизни каждого растения.

  • Растения на 80 процентов состоят из воды
  • Доставляет питание к другим частям растения
  • Регулирует теплообмен
  • Источник водорода, необходимого для фотосинтеза.
  • Обеспечивает упругость листьям

Учитывая все факторы роли воды, ее отсутствие обеспечит гибель растения. Поступление воды в организм растения поступает из корней, испарение воды происходит через листья. Смысл такого водооборота заключается в обмене веществ. Если поглощение воды корнями меньше чем ее поступление через листья, происходит увядание растения. Ночью происходит восполнение воды, так как испарение снижено.

Водный обмен происходит в три этапа:

  1. Корни поглощают воду.
  2. Вода продвигается к верху.
  3. Вода испаряется через листья.

Поглощение и испарение воды приблизительно одинаковое. Только ее не большой процент синтезирует вещества.

Как правильно поливать плодовые деревья и кустарники в зависимости от корневой системы

Жизнедеятельность растений напрямую зависит от полива. Особенно нуждаются в поливе молодые растения, которые необходимо поливать один раз в неделю, кроме дождливых дней. Водный недостаток может сказаться пагубно на внешнем виде и здоровье растений. В конечном итоге они могут погибнуть.

При посадке необходимо учитывать как близко расположены воды грунтовые в земле — не глубокое залегание погубит корни, они могут сгнить.

Существуют три вида полива — дождевание, полив под корень и орошение почвы. При выборе полива нужно учитывать многие факторы — климатические условия, погоду, особенности растения, почву.

Растения со стержневой системой могут добывать воду глубоко под землей. У мочковатой такой возможности нет. Кроме того, такие огородные растения, как морковь, свекла — имеют стержневую систему и мощный корень, который накапливает питание и влагу на случай засухи.

    мочковатая корневая система - корневая система, состоящая из относительно большого количества одинаково развитых придаточных корней, среди которых не заметна слабо развитая система главного корня … Анатомия и морфология растений

    Совокупность корней одного растения, общая форма и характер крой определяются соотношением роста главного, боковых и придаточных корней. При преобладающем росте гл. корня образуется стержневая К. с. (люпин, хлопчатник и др.), при слабом росте или … Биологический энциклопедический словарь

    корневая система - растений: 1 — стержневая; 2 — мочковатая; 3 — смешанного типа. корневая система, совокупность корней одного растения, образующаяся в результате их ветвления. Различают систему главного корня (большей частью стержневую по форме),… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

    Совокупность корней одного Растения. При преобладающем росте главного корня стержневая корневая система (у люпина, хлопчатника), при сильном развитии придаточных корней мочковатая (у лютика, подорожника, всех однодольных). Растения с развитой… … Большой Энциклопедический словарь

    Совокупность корней одного растения. При преобладающем росте главного корня стержневая корневая система (у люпина, хлопчатника), при сильном развитии придаточных корней мочковатая (у лютика, подорожника, всех однодольных). Растения с развитой… … Энциклопедический словарь

    Совокупность корней одного р ния. При преобладающем росте гл. корня стержневая К. с. (у люпина, хлопчатника), при сильном развитии придаточных корней мочковатая (у лютика, подорожника, всех однодольных). Р ния с развитой К. с. используют для… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    КОРНЕВАЯ СИСТЕМА - совокупность корней одного растения, образующаяся в результате их ветвления. Различают систему главного корня (б.ч. стержневую по форме), к рая развивается из корешка зародыша и состоит из гл. корня и боковых корней разных порядков (у большинства … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

    КОРНЕВАЯ СИСТЕМА - совокупность подземных корней у растений. У цветковых растений различают два основных типа К. с.: стержневая (состоит из главного и боковых корней) и мочковатая, или кистевая (главный корень слабо развит или рано отмирает, придаточные корни… … Словарь ботанических терминов

>>Стержневые и мочковатые корневые системы


1 - корни лиственницы; 2 - корни одуванчика; 3 - корни аира § 11. Стержневые и мочковатые корневые системы


Корни укрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через корни растение получает из почвы минеральные вещества и воду.

Развиваясь из маленького корешка зародыша, корень растущего дерева ветвится, глубоко проникает в почву, достигает больших размеров и удерживает тяжелейший ствол и ветви с листьями. Чтобы представить, насколько прочны корни деревьев, раскройте во время сильного ветра зонт и попробуйте удержать его. Ствол дерева со всеми ветвями и листьями можно сравнить с гигантским зонтом. Ураганный ветер в состоянии вырвать дерево или сломать ствол. Однако это случается нечасто.

Конечно, не у всех растений такие мощные корни, как у крупных деревьев. У однолетних травянистых растений корни обычно небольшие и неглубоко проникают в почву. Познакомимся с корнями разных растений. Все корни растения составляют его корневую систему.

Сравним выкопанные с корнями однодольное и двудольными растение, например пшеницу и одуванчик.

Одуванчик имеет хорошо выраженный главный корень, который развивается из корешка зародыша. От главного корня отходят небольшие боковые корни. Главный корень похож на стержень. Поэтому у растений с хорошо развитым главным корнем корневую систему называют стержневой 21 , 22 .

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки