Где жила ф г раневская. Фаина раневская - биография, информация, личная жизнь

Фаина Гиршевна Фельдман родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители - уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии (ныне Червенский район, Минская область, Республика Беларусь) Гирш Хаимович Фельдман (1863-1938) и уроженка Лепеля Витебской губернии (ныне Лепельский район, Витебская область, Республика Беларусь) Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 - после 1957) - поженились 26 декабря 1889 года.

Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.

На момент рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии и владелец фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай». В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.

Дом семьи Фельдманов
в Таганроге
на ул. Николаевской (сейчас ул. Фрунзе, д. 10).
Обучалась Фаина в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время она получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром Фаина увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

Фанни, как называли ее родители, с детства была закомплексованной и стеснительной девочкой. Будущая актриса имела дефект речи – она заикалась, поэтому родителя забрали Фанни из школы и перевели на домашнее обучение. Девочке очень нравились иностранные языки, музыка, пение и, особенно, книги.

Уже в свои 14 лет Фаина где-то в глубине души знала, что будет актрисой, поэтому начала брать уроки в частной театральной студии. После окончания школы в голову девушки пришла одна мысль: “В Москву, покорять сцену!” и, в 1915 году, несмотря на возражения отца, она переезжает в столицу.

Трудно понять, почему, живя без материальных проблем, Фаина чувствовала себя несчастливой и одинокой. Возможно, причина ее повышенной ранимости была в легком заикании, которым Раневская страдала с рождения. Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг и не любила учиться. «Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…» - вспоминала позже актриса.

В Москве она познакомится с Цветаевой, Маяковским и Качаловым, которые окажут и свое влияние на формирование будущей великой актрисы. Во время революции Фаина не стала уезжать из страны (хоть ей и представилась такая возможность), артистка предпочла разъезжать по всей стране, выступая в различных театрах.

Одной из первых ее учительниц стала актриса Павла Вульф, которая “подобрала” Фаину на своих гастролях в Ростове. Эта блистательная актриса стала педагогом будущей актрисы, научив ее даже из маленькой роли делать шедевр!

Публика безумно полюбила Фаину, она была тем человеком, который не боялся сказать того, что думает. Ее колкие выражения записывались и повторялись годами, не переставая вызывать смех и слезы.

Именно она назвала Новый Арбат “вставной челюстью Москвы”, а памятник на Театральной площади – “Маркс, вылезающий из холодильника” или “холодильник с бородой”.

За ее бойкой натурой прятался весьма ранимый и меланхоличный человек, который считал одиночество наразрывным спутником таланта. “Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему же так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры”, – говорила Фаина.

“Я так одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь – работа… Я вдруг позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами.

Я не капризничаю, девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха, я боюсь, а – как вам объяснить? – это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею”.

Об актрисе ходит также несколько забавных историй: “Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. – Поднимите меня! – попросила Раневская. – Народные артистки на дороге не валяются!”

“Как-то в скверике у дома к Раневской обратилась какая-то женщина:
– Извините, ваше лицо мне очень знакомо. Вы не артистка?
Раневская резко парировала:
– Ничего подобного, я зубной техник.
Женщина, однако, не успокоилась, разговор продолжался, зашла речь о возрасте, собеседница спросила Фаину Георгиевну;
– А сколько вам лет?
Раневская гордо и возмущенно ответила:
– Об этом знает вся страна!”

Всю жизнь одинока

Фаина Раневская так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол… Актер пришел пьяный и с женщиной. «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя», - сказал он. «С тех пор не то что влюбиться, смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!» - признавалась Раневская.

Однако в начале 60-х годов был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Актриса получила письмо от сестры Беллы, которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию, затем, не без помощи Раневской, в СССР. Несколько лет сестры прожили вместе, но вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней - уже безнадежной - ночи. Больница, операция - все было бесполезно. В 1964 году Белла умерла…

В полном одиночестве прожила Раневская последующие 20 лет. За год до смерти Фаина Георгиевна отказалась играть на сцене. «Старость, - сказала она, - вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!»

19 июля 1994 года великой актрисы не стало, Фаина Раневская умерла после перенесенного инфаркта и пневмонии.

В юбилейный год великой актрисы на полуострове появились фальшивый дневник и памятная доска с ошибками

В настоящее время наблюдается всплеск интереса к жизни и творчеству Раневской, причем в основном со стороны читающей публики, издателей и «пишущей братии» (не в обиду сказано). На полках книжных магазинов можно найти более десятка различных изданий и переизданий текстов как самой Раневской (или ей приписанных), так и о ней.

Иллюстрация с обложки нового "крымского дневника"

Изучение изданий показывает, что меньше всего известно о юных и молодых годах актрисы, нет хронологии основных событий ее жизни. Особенно это касается пребывания Раневской в Крыму.

Детские встречи в Евпатории

Из «детского периода» есть только рассказ как будущая актриса, а тогда Фаина Фельдман, дочь богатого таганрогского предпринимателя, гостила в Евпатории. Это воспоминания актрисы Нины Сухоцкой: «1910 год. Крым. Евпатория. Жаркие летние дни. В большом тенистом саду белый, увитый виноградом одноэтажный домик. Здесь живет с семьей доктор Андреев – главный врач недавно открывшегося туберкулезного санатория. Каждое утро из дома выходят две девочки – дочери Андреева – и с ними сестра его жены – молодая актриса Художественного театра Алиса Коонен, приехавшая в отпуск. Все трое знают, что у калитки в сад, как всегда, их ждет обожающая Алису Коонен Фаина – девочка-подросток с длинной рыжеватой косой, длинными руками и ногами и огромными лучистыми глазами, неловкая от смущения и невозможности с ним справиться… Девочка эта – Фаина Раневская. Актриса, которую она обожает и ради встреч с которой приехала в Евпаторию, – Алиса Коонен. Обняв Фаину, Алиса направляется к морю, за ними – в больших соломенных панамках, как два грибка, – идут девочки. Это я и моя старшая сестра Валя, тоже „обожающая“ свою молодую тетю Алю и ревнующая ее к Фаине. Мне в то время было четыре года, Фаине – пятнадцать лет. Не могла я тогда догадываться, что это знакомство перейдет в большую, пожизненную дружбу. После тех евпаторийских встреч я в течение ряда лет лишь изредка встречала ее у моей тетки Алисы Коонен, но эти дни живо сохранились в памяти».

Дата эта, скорее всего, неслучайная. В 1910 году в Евпатории открылся городской театр, по отзывам того времени, один из лучших на юге России. В нем сразу желали выступать труппы артистов самых известных театров, и в том числе – МХАТ. Многие из них бывали в Евпатории, а в 1912-1920 гг. на западной окраине Евпатории существовала «колония» артистов МХАТ, от которой произошло название санатория «Чайка», впоследствии возникшего на этом месте. Так что тоже неслучайно, что именно в Евпатории в 1910 году девочка Фаина подружилась с актрисой: встречу эту с полным основанием можно назвать одной из судьбоносных в ее жизни.

Но в рассказе Н. Сухоцкой (урожденной Андреевой), впоследствии тоже ставшей актрисой, возникают и загадки. Туберкулезного санатория в Евпатории никогда не было. Из сохранившихся в крымском Госархиве сведений известно, что до революции Всероссийской Лиге для борьбы с туберкулезом был выделен земельный участок, и такой санаторий строился. Но началась война, стройка практически остановилась, а потом городские власти решили, что Евпатории такой санаторий в принципе не нужен. Участок забрали, а своих больных этой болезнью определили лечить в «заразной больнице» на окраине города. Приезжих таких больных решили не принимать, чтобы город не стал в этом отношении подобен Ялте.

Вероятно, в воспоминаниях Н.С. Сухоцкой, которой тогда было всего 4 года, имеются неточности. Доктор Станислав Андреев мог какое-то время жить в Евпатории в связи с постройкой санатория (от этого потом отказались), но дом, скорее всего он снимал. В истории города ничем заметным он не отметился, и «дом доктора Андреева» краеведам неизвестен.

Хроника жизни Ф. Раневской 1915-1919

1915, весна, начало лета. Окончила гимназию в Таганроге.

Лето-осень. Уезжает в Москву. Неудачные попытки поступить в театральные училища или актрисой в театры. Учеба в частной театральной школе, оставлена из-за безденежья.

Конец 1915-начало 1916. Знакомство с балериной Е. Гельцер, поддержка и помощь с ее стороны. Знакомство с артистическим обществом, посещение театральных постановок и т.п.

1916, конец весны-начало лета. Актриса на выходах в подмосковном Малаховском летнем театре. Знакомство с известными артистами: Садовская, Певцов, и др.

Начало осени . Актриса в амплуа «гранд-кокет» в антрепризе мадам Лавровской (Керчь). Театр закрывается после двух-трех спектаклей с участием Ф. Раневской.

Осень. Переезд в Феодосию и участие в антрепризе Новожилова, который через месяц сбегает вместе с деньгами.

Конец осени . Возвращение в Таганрог к родителям.

Конец осени – начало зимы. Отдых и лечебные процедуры в Кисловодске.

Декабрь. В Феодосии знакомится с поэтом М. Волошиным, участвует в его вечере памяти поэта Верхарна, читает стихи этого поэта на французском языке (5 декабря по ст. ст.), участвует в вечере ЛХО (литературно-художественного общества) «Киммерика» (18 декабря по ст. ст.).

1917. Живет у родителей в Таганроге.

Конец 1917- начало 1918. Родители с семьей эмигрируют за границу. Раневская уезжает в Ростов-на-Дону.

1918, январь-февраль . Знакомство с актрисой Павлой Вульф, подготовка с ее помощью главной роли в пьесе Э. Шелдона «Роман».

Весна. Отъезд с П. Вульф и ее семьей в Евпаторию для участия в «Театре актера», заключившем договор аренды евпаторийского театра на 1918-1919 гг.

Май. Посещение Коктебеля и Дома поэта М. Волошина.

Лето-осень. Участие в спектаклях «Театра актера».

Сентябрь. Дебют в главной роли в премьере спектакля «Роман», поставленного на евпаторийской сцене «Театром актера».

Осень 1918-лето 1919. Евпатория – «Театр актера».

Сентябрь 1919. Переезд в Симферополь со всей труппой.

Евпатория, год 1918-й

Как и ее подруга А. Ахматова, Раневская не смогла на исходе жизни написать книгу воспоминаний. Поэтому и в ее случае имеем «клочки воспоминаний», часто несвязные и не привязанные к хронологии. Наиболее достоверные сведения из различных источников о начале артистической карьеры Раневской выше представлены впервые. Во всех других публикациях этот период изложен сумбурно, нелогично, с ошибками в датах и годах. Эта краткая хроника требует пояснения.

В конце 1917-го - начале 1918 года и Таганрог, и Ростов оказались в центре борьбы за власть между большевиками, красным и белым казачеством, меньшевиками и эсерами, белым офицерством. Сюда также прибыл большой отряд матросов Черноморского флота. События этого времени получили отражение в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Понятно, что «буржуям» эти события ничего хорошего не предвещали, и, после эмиграции родителей, Фаине не стоило оставаться в их доме в Таганроге, который все равно бы отобрали. Если же она не уехала в эмиграцию, то только из-за мечты о театре.


Актриса Павла Вульф

В Ростове действовал тогда и не один театр. В Асмоловском театре, наиболее известном, П. Вульф гастролировала и до революции. Но после революции и в начале гражданской войны на Дону театры лихорадило, как и противоборствующие стороны. В связи с этим интересен вопрос, когда П. Вульф и Ф. Раневская прибыли в Евпаторию «на пароходе»? По воспоминаниям Павлы Вульф:«Жутко было тогда в Ростове. Красные, белые, артобстрелы, немцы. Город переходил из рук в руки. Театр закрылся». Немцы вместе с казаками атамана Краснова вошли в Ростов 7 мая 1918 года. Гражданскую власть взял Круг Спасения Дона, который и «упразднил театры за ненадобностью». Эти факты позволяют установить, что дата приезда Вульф и Раневской в Евпаторию – не раньше середины мая 1918 года. Кроме того, мы теперь узнаём, что в это время и Ростов, и Евпатория были оккупированы немцами.

Скорее всего, это и объясняет причину переезда П. Вульф и Фаины в Евпаторию. Почему именно в Евпаторию, автору помогли понять документы, сохранившиеся в Госархиве Крыма. Еще 29 ноября 1917 года антрепренер артист Владимир Александрович Ермолов-Бороздин (в жизни Свириденко) и Евпаторийская Городская Управа заключили договор «для создания в Евпатории серьезного театрального дела под управлением Товарищества Артистов». Для этого «город сдает В.А. Ермолову-Бороздину городской театр с имеющимися при нем декорациями и театральным имуществом, с наличным составом служащих, кассиршей, с отоплением и освещением; эксплоатация буфета и вешалок остается за городом», с 15 декабря 1917 года по 15 декабря 1919 года.

За год труппа с лучшими своими исполнителями должна была поставить не менее 100 спектаклей, причем уже в первый зимний сезон до апреля 1918 года – не менее 25. Для такого небольшого города как Евпатория требовался разнообразный репертуар, и из документов следует, что независимо от меняющейся власти условия аренды в течение двух лет выполнялись, а спектакли игрались.


Евпаторийский театр в начале ХХ века

А власти в Евпатории и Крыму менялись так: Середина января – 20-е числа апреля 1918 года: Советская власть. Конец апреля – начало ноября 1918 года: оккупация войсками Германии. Начало ноября 1918 – начало апреля 1919: Антанта, Добровольческая армия, Крымское правительство. Начало апреля – конец июня 1919: Советская власть. Июнь 1919 – март 1920: ВСЮР (Вооруженные Силы Юга России), Деникин. Апрель – середина ноября 1920: ВСЮР, Врангель.

Премьера в Евпатории

В отличие от Ростова в Евпатории театр работал и при советской власти, и при немцах, и при белых. Это следует из архивных документов, где имеется перечень всех спектаклей Товарищества «Театр актера» за период с 1 января по 1 октября 1918 года с указанием суммы сбора и отчислений в пользу города. За это время было сыграно 85 спектаклей «при участии основной труппы и главных персонажей таковой», а также 6 спектаклей гастролеров с участием «Театра актера». Так что условия договора с городом труппа выполняла с лихвой.

Приехавшая в мае 1918 П. Вульф, чья карьера актрисы началась в 1901 году, могла сразу подключиться к участию в спектаклях, обладая большим опытом и богатым репертуаром. Начинающая актриса Раневская не могла на это рассчитывать, и в этом месяце побывала в Симферополе и Феодосии, но лучших условий, как видно, не нашла. Благодаря авторитету Вульф она могла в Евпатории выходить во второстепенных ролях. Кроме того, они с «Театром актера» готовили спектакль «Роман», где Фаине предназначалась главная роль итальянской певицы Маргариты Каваллини.

Согласно театральным архивным документам, премьера состоялась в начале сентября 1918 года, вызвала интерес зрителей и неплохие сборы «по повышенным ценам». Но был ли успех? Можно прочитать, что «был успешный дебют». Однако в своих воспоминаниях П. Вульф отмечает: «Фаина Георгиевна Раневская вступила в труппу Евпаторийского театра после дебюта в роли Маргариты Каваллини в пьесе «Роман». Я готовила ее к дебюту, занималась с ней этой ролью. Но роль Маргариты Каваллини, роль «героини», не смогла полностью раскрыть возможности начинавшей актрисы.


Страстная и романтическая натура...

Зато в этот же первый сезон в Крыму Фаина Георгиевна сыграла роль Шарлотты в «Вишневом саде» А. П. Чехова, и сыграла так, что это определило ее путь как характерной актрисы и вызвало восхищение ее товарищей по труппе и зрителей.

Как сейчас вижу Шарлотту-Раневскую. Длинная, нескладная фигура, смешная до невозможности и в то же время трагически одинокая. Какое разнообразие красок было у Раневской – одновременно огромное чувство правды, достоверности, чувство стиля, эпохи, автора».

Судя по всему, «Роман» сыграли один раз, и больше Раневская в ролях «героинь» мелодрам не выступала. Кроме «Вишневого сада» она играла в «Ревизоре» (Пошлепкину) и других пьесах классического репертуара.

Переезд в Симферополь

Успешная работа труппы «Театра актера» в Евпатории, выезды со спектаклями в другие города Крыма, привлекли внимание в столице Крыма. По окончании евпаторийского сезона 1918/1919 года, на следующий им предложили возглавить театр в Симферополе. Новый сезон начинался осенью 1919 года, но труппа была связана до конца года договором с Евпаторией. Антрепренер В.А. Ермолов-Бороздин и режиссер П. Рудин нашли выход. В августе-сентябре труппу заменили гастроли актеров Московского Художественного театра, а затем до конца года выступала украинская труппа – «Товарищество артистов под управлением Льва Сабинина». Так что претензий со стороны властей Евпатории не было. Вместе со всей труппой в Симферополь переехали П. Вульф с Фаиной Раневской.

Как сообщала 21 сентября 1919 года газета «Южные ведомости»: «Усиленную подготовительную работу к открытию сезона в Дворянском театре ведут руководители „Театра актёра“. Художником Живовым пишутся новые декорации под наблюдением главного режиссёра Рудина, работавшего прежде в театре Комиссаржевской, а общее руководство осуществляет Ермолов-Бороздин». 28 сентября 1919 года состоялось открытие театра спектаклем «Ревизор», премьера которого, как и спектакля «Роман», прошла в Евпатории в сентябре 1918 г.


Русский драматический театр в Симферополе

Симферопольский период жизни театра и Раневской требует отдельного рассказа. Талантливый актер и организатор В.А. Ермолов-Бороздин возглавлял театр, который теперь известен как Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького, до 1923 года. С 1 августа 1923 года он – режиссер и актер Малого театра в Москве, а в 1927 году – вместе с гастрольной труппой Малого театра встал во главе нового академического театра русской драмы им. М. Горького в Днепропетровске. Однако дальнейшую его судьбу проследить не удалось. Известно лишь, что в 1936 году он играл в новом Красноярском краевом театре драмы.

«Дневник» к юбилею?

Интерес к жизни и творчеству Фаины Раневской не угасает, и в год ее 120-летия издательство «Яуза» (Москва) решило порадовать поклонников ее таланта «обнаруженным случайно» крымским дневником актрисы. При этом «благодетель», нашедший дневник, пожелал остаться неизвестным. Обычно в таких случаях рукописи передаются в РГАЛИ (Российский госархив литературы и искусства), специалисты которого и удостоверяют подлинность документов. Но издателям и «благодетелю» сие видимо неизвестно. В результате в Интернете можно найти отзывы простых читателей, что чтение интересное, но возникают сомнения в принадлежности «дневника» Раневской.

Что касается автора данной статьи, то краеведческие и исторические познания сразу позволили придти к заключению, что «дневник» фальшивый. Этот вывод подтвердила и С.П. Шендрикова, исследователь театральной истории Крыма, автор книги: История театра в Крыму. (1820-1920 гг.). (Симферополь: Бизнес-Информ, 2013).


"Крымские каникулы" изданы в Москве к юбилею актрисы

Исходя из хронологии событий, представленной выше, любой читатель может это установить уже по первым, евпаторийским фрагментам «дневника». Автор или авторы текста полагают, что сразу по прибытии в Евпаторию Раневская вышла на сцену и уже к середине мая 1918 года «имела триумф» в роли Маргариты Каваллини, и при том не один раз. Но архивный документ свидетельствует: первый и последний раз в этой роли Раневская выступила в сентябре 1918 года. Об этом есть и в мемуарах П. Вульф, вот только даты, как в ее воспоминаниях, так и самой Раневской, чаще всего отсутствуют. Это и подвело автора и издателя «дневника», выдумывавших даты.


Фаина Раневская в роли мачехи из фильма "Золушка"(1947)

Удивляет их недалекость. Ведь достаточно сохраниться одному документу или свидетельству, опровергающему сведения текста, чтобы фальшивка подобного рода была разоблачена. В 1927 году «красный граф» писатель Алексей Толстой и пушкинист П.Е. Щеголев к 10-летию советской власти сочинили «дневники Вырубовой», фрейлины и подруги последней русской царицы Александры Федоровны, и тоже были разоблачены. При этом сама Вырубова была еще жива, и находясь в эмиграции отреклась от «дневника». Как пишет ЖЗЛ-биограф А. Толстого писатель А. Варламов, дневник имел кратковременный, но шумный успех, а сам Толстой заработал на этой «халтуре» крупные деньги. В те советские времена законов против таких деяний не было, и Толстому с соавторами, как и издателям, все сошло с рук.

Фаина Раневская и крымская история

Среди крымских изданий фальшивый дневник за «чистую монету» приняли немногие... Не лучше и другое событие в честь Раневской. Памятная доска на ул. Самокиша 16, упомянутая выше, гласит: «В этом доме с 1918 по 1923 гг. совместно с семьей своей наставницы, заслуженной актрисы РСФСР Анисимовой П.Л. (Вульф) проживала одна из величайших актрис XX века Фанни Гиршевна Фельдман-Раневская (1896-1884)». Под портретом надпись: «Народная актриса СССР Раневская Фаина Георгиевна».


Памятная доска на улице Самокиша в Симферополе

Это пример того, как можно испортить хорошее дело. «Актриса Фанни Гиршевна Фельдман» даже с приставкой «Раневская» никогда ни на одной сцене не появлялась, ни в одном кинофильме не снималась. В историю российского советского театра и кино свой незабываемый вклад внесла только народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская. Павла Леонтьевна Вульф имела с 1927 года звание «Заслуженная артистка РСФСР», а не «актриса». Фамилию Анисимова, своего первого мужа, она ни на сцене, ни в жизни не носила. Видимо, спутали с ее дочерью, Ириной Сергеевной Анисимовой-Вульф. Проживали они в Симферополе с 1919 по 1923 год, и в те времена указанных на доске званий не имели. И это не мелочь. На эту доску будут смотреть люди, которые могут эти неверные и неграмотно сформулированные сведения принять за истинные.

В истории Крыма и крымских городов периода революций и гражданской войны в советское и постсоветское время многое замалчивалось и искажалось. То же относится и к воспоминаниям П. Вульф и Ф. Раневской.

Известно высказывание самой Раневской: «С упоением била бы морды всем халтурщикам, а терплю. Терплю невежество, терплю вранье, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней. Терплю даже Завадского ». Но тогда приходилось терпеть такие вещи. Сегодня пора бы уже подобное не терпеть и не молчать.

Фаина Раневская в свое время сказала: «Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность!». Думается, по поводу своих «дневников» и памятной доски она бы произнесла нечто подобное…


Кадр из фильма "Подкидыш" (1939) - Фаина Раневская в роли Ляли.

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектакля «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.
В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» - супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и многими другими узнаваемыми актёрами.

А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Афоризмы

Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба-шлюха».
Что касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях. Однажды актриса вместе с коллегой из театра заглянула в банк.

Изредка мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

Денег жаль, зато как красиво они улетают!- Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё».
Одним из немногих настоящих друзей Раневской был режиссёр Соломон Михоэлс. Ему она посвятила слова:

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». Михоэлс тогда ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».
За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала:

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской была несчастной. Она никогда не была замужем. Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы, полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.

Но чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-ых годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Но вскоре сестра заболела и умерла.

Источник информации

Фаина Георгиевна Раневская – легендарная советская актриса театра и кино, звезда вторых планов, которая в небольшом эпизоде умела создать самый запоминающийся образ в картине. В 1949-1951 годах Раневская была удостоена трех Сталинских премий. Кроме того, ее творческие заслуги были отмечены «Знаком Почета», орденом Ленина и дважды орденом Трудового Красного Знамени.

В 1961 году Фаина получила звание Народной артистки СССР. А в 1992-м издатели британской энциклопедии «Кто есть, кто» включили Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века. И хотя великой Фаины давно уже нет с нами, мы помним ее – за ее роли, за ее харизму и, конечно, за ее знаменитое остроумие.

Биография

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

В Москву!

Желание ехать в Москву поступать на службу в театр повергло родителей в шок. Отец даже унизил дочь, напомнив ей о внешности. Это не остановило Фаину, и она отправилась навстречу неизвестному. Биография Фаины Раневской в этот период очень непроста, даже трагична. Ей отказали во всех театрах, признав абсолютно непригодной для сцены. Она брала частные уроки театрального мастерства, но деньги быстро кончились. Жить было не на что. Но унылая комната, недоедание, скромный гардероб не смогли сломить решение стать актрисой. Несмотря на трудности, это был очень яркий период. Девушка сводит знакомство с Мариной Цветаевой, пересекается с Маяковским и Мандельштамом. Встречается с Качаловым. Именно он оставил первый яркий след в ее сердце и остался восторженной любовью ее жизни. В то время получила Фаина Раневская псевдоним. За беззаботное отношение к деньгам кто-то из знакомых сравнил ее с чеховской героиней. С того дня исчезла Фанни Фельдман, и появилась Фаина Раневская.

Театр

Благодаря усилиям Екатерины Гельцер Фаину взяли на работу в подмосковный Малаховский Летний театр, труппа которого состояла из блестящих актеров того времени. Дебютировала Фельдман именно на сцене этого театра. Постановка называлась «Тот, кто получает пощечины», режиссера Л.Андреева. Девушку взяли в массовку, но и там была видна ее неординарность и ярко выраженный талант. На Фаину обратил внимание известный актер Певцов, который после премьеры сказал, что у этой барышни большое будущее, она обязательно станет знаменитой актрисой. Эти слова стали пророческими.

После закрытия летних театров, Фаину взяли на работу в труппу к мадам Лавровской, где доверяли роли девушек-кокеток. Юной актрисе хотелось скорее прославиться, хотелось увидеть мир. И этот театр предоставил ей такую возможность – труппа колесила по Крыму, давая спектакли во многих городах.

Фаина иногда получала денежные переводы, отправленные заботливой маминой рукой. Во время одного из таких походов в банк ее впервые сравнили с чеховской Раневской. С легкой руки ее коллеги по театру, она спустя годы выбрала себе эту фамилию в качестве творческого псевдонима.

В самом начале 1917-го Фаина окончательно осталась одна – вся семья Фельдманов уехала в эмиграцию и поселилась в Праге. Радовало только одно – у нее была работа и более-менее сносный быт. Девушка выступала в московском Театре актера, где получила свою первую роль. Первой серьезной работой в карьере Раневской стала постановка «Роман», где она сыграла Маргариту. Потом ее задействовали и в других спектаклях – роли были не главными, но яркими и запоминающимися. Раневская любила постановку «Вишневый сад», в котором она стала Шарлоттой, и считала ее одной из самых удачных в своей творческой биографии.

В 1931 году Раневскую зачислили в труппу московского Камерного театра, где вскоре состоялся ее дебют в спектакле «Патетическая соната». Актрисе досталась роль проститутки Зинки. Раневская была так убедительна и реалистична в этом образе, что зрители были в полном восторге от ее таланта. В Москве только и говорили, что о Раневской.

В 1935 году Раневская начала успешную карьеру в театре Красной Армии, где по праву заняла место ведущей актрисы.

Когда началась война, Фаина была актрисой Театра Драмы. Именно в составе этого театра она выступала в постановке «Молодая гвардия» перед бойцами и офицерами, исколесив все фронты и прифронтовые зоны. Фаина была бесстрашна и самоотверженна, и эти качества не остались незамеченными – она получила медаль «За доблестный труд».

После войны талантливая актриса начала свой путь в Театре им.Моссовета. Отношения в этом театре складывались не самым лучшим образом, нередко бывали скандалы из-за того, что актриса была намного талантливее, чем режиссеры. Раневская по-своему трактовала постановку и играла так, как ей казалось правильным. Ее мнение очень часто шло вразрез с мнением режиссера. Она получила роль Маньки-спекулянтки в эпизоде спектакля «Шторм», и если бы работала согласно задумке режиссера, то ее никто бы и не заметил. Актриса переписала свою роль и сыграла ее так, как посчитала нужным. Ее роль стала заметнее, чем главные персонажи, а это не обрадовало ни режиссера, ни актеров, сыгравших главные роли. Она так точно попала в образ, что зрители шли на спектакль, чтобы увидеть именно ее Маньку, и после этого эпизода уходили из зала, даже не дождавшись окончания постановки. Это вызвало массу недовольств режиссера Завадского и он забрал у Раневской эту роль. Постоянное выяснение отношений с режиссером отразилось в острых словцах, которые спустя годы стали афоризмами и анекдотами, передаваемыми из поколения в поколение.

Но, несмотря на конфликты и препирательства, Раневская работала в этом театре почти 25 лет. Здесь ее карьера достигла звездных высот и именно здесь были сыграны самые значимые роли в карьере актрисы. На сцене этого театра она стала миссис Сэвидж и Люсей Купер, которые собирали полные залы и срывали овации.

Последние годы актриса отдала театру Пушкина, который был когда-то Камерным. В этом театре когда-то начался ее путь в искусство, в этом и закончился в 1963-м.

В кино

Кадр из фильма»Подкидыш»

Первым фильмом в карьере Раневской была немая картина «Пышка», которая вышла в 1934 году. Фаине было 38 лет, и она сыграла мадам Луазо. В 1937 году ей досталась роль попадьи в детском фильме «Дума про казака Голоту».А потом триумфальный «Подкидыш», где Фаина играет властную и самоуверенную жену, помыкающую своим мужем.

Всего Фаина Георгиевна сыграла в двадцати пяти картинах. Сама она считала самой удачной ролью персонаж злой мачехи из фильма «Золушка».

А вообще Раневская невысоко ценила работу в кино: «Деньги съедены, а позор остался», ей больше были по душе театральные роли. Но именно по кинофильмам она прославилась на всю страну и стала любима многими.

Ещё в конце тридцатых годов она сыграла три звёздные роли, трёх жён в разных лентах: в фильме «Человек в футляре» она была супругой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» женой портного Гуревича, ну и конечно же самая знаменитая роль жены из «Подкидыша», после которой её долго называли Мулей.

В 1947 году на экраны вышел комедийный фильм «Весна», где Раневская сыграла Маргариту Львовну. Её великолепная игра, а также Любовь Орлова в главной роли, сделали фильм кассовым и очень популярным.

Личная жизнь

Как многие гениальные люди, в личной жизни Раневская была глубоко несчастна. Влюбившись впервые еще во время гастролей в Керчи, она испытала глубокое разочарование, когда объект ее страсти предпочел ей другую женщину, причем сделал это грубо и бесцеремонно.

Всю оставшуюся жизнь она сама была с мужчинами резкой и бесцеремонной, буквально распугивая кавалеров независимым нравом и острыми высказываниями. Возможно, рядом с ней просто не оказалось человека, с которым она почувствовала бы себя защищенной. С ранних лет привыкшая добиваться всего сама, Фаина так и не научилась быть мягкой.

В начале 60-х в Москву переехала ее родная сестра, которая еще во время революции эмигрировала и там вышла замуж. После смерти мужа она написала Раневской и предложила ей вместе провести старость. Женщины стали друг для друга поддержкой и источником позитива. Но, увы, ненадолго.

Всего через несколько лет старшая сестра умерла, а Фаина Раневская последние годы жизни провела в компании любимого песика.

Высказывания Фаины Раневской о жизни, людях и театре

Афоризмы Фаины Раневской одни из самых любимых и употребляемых в России. Одни из них удивляют, другие шокируют. Актриса выдавала шикарные и запоминающиеся фразы, не задумываясь, легко и непринужденно. Здесь лучшие афоризмы Фаины Раневской:

  • «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны! »
  • «Когда мне не дают роли в театре, чувствую себя пианистом, которому отрубили руки…»
  • «К смерти отношусь спокойно теперь, в старости. Страшно то, что попаду в чужие руки. Еще в театр поволокут мое тулово»
  • «Кремлевская больница - кошмар со всеми удобствами»
  • «Увидела на балконе воробья - клевал печенье. Стало нравиться жить на свете. Глупо это…»
  • «Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая»
  • «Конечно, рай предпочтительнее из-за климата, но веселее мне было бы в аду - из-за компании»
  • «Писать о себе плохо - не хочется. Хорошо - неприлично. Значит, надо молчать»
  • «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья»
  • «Есть люди, в которых живет Бог. Есть люди, в которых живет дьявол. А есть люди, в которых живут только глисты»
  • «Мне всегда было непонятно: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства»
  • «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно»
  • «Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью»
  • «Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко»
  • «Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь»
  • «Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”

Не было и нет в нашем кино актрисы, которая могла бы потягаться славой, популярностью и неугасаемой зрительской любовью с нею. Каждая сыгранная ею роль стала бесценным подарком для публики, едва ли не каждая произнесенная с экрана фраза - крылатым выражением. Сегодня, 27 августа 2011 года со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской минуло 115 лет.



Ее называли королевой эпизода. В каждом фильме, где бы ни появлялась Раневская, она затмевала всех остальных. И запомнились эти фильмы, в основном, благодаря таланту Раневской, умевшей одной фразой или взглядом раскрыть всю глубину изображаемого характера. Достаточно вспомнить ее Лялю из «Подкидыша» или крохотный эпизод из фильма «Александр Пархоменко», где она бесподобно сыграла пианистку из кабачка «Тихая пристань», затягивающую романс вприкуску с сигаретой и орехами. В кино она не сыграла и тридцати ролей, но сделала значительно больше других артистов, в чьих послужных списках перевалило за сотню киноработ.



Любимая миллионами зрителей и отмеченная всевозможными наградами и званиями, среди которых были и три Сталинских премии, Раневская всю жизнь сомневалась в своем даре, хотя и не подавала виду. «Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности», - говаривала великая актриса.



Раневская дебютировала в кино в немом фильме Михаила Ромма «Пышка» (1934) - изумительной экранизации новеллы Ги де Мопассана. У него же сыграла и свою единственную драматическую роль в фильме «Мечта» (1941), где Фаина Георгиевна вошла в образ скупой хозяйки меблированных комнат мадам Розы Скороход, безжалостной ко всем, кто ниже ее по статусу, и безгранично преданной сыну-неудачнику, ради которого всю жизнь жертвовала собой и унижалась. Съемки в кино Раневская называла каторгой, но на этот раз осталась очень довольна результатом. «За всю долгую жизнь я не испытывала такой радости ни в театре, ни в кино, как в пору нашей второй встречи с Михаилом Ильичем, - вспоминала актриса. - Такого отношения к актеру - не побоюсь слова нежного, - такого доброжелательного режиссера - педагога я не знала, не встречала”.



В дальнейшем Раневская играла в кино только комедийные и сатирические роли. Популярность фильма «Подкидыш» (1939) со знаменитой фразой из уст актрисы «Муля, не нервируй меня» сыграли с ней злую шутку. Режиссеры отказывались давать Раневской драматические роли, опасаясь, что зрители не воспримут ее в другом образе. В театре, без которого Раневская не представляла своей жизни, хотя и режиссеров не чествовала, придумывая для них язвительные прозвища, ее судьба складывалась более успешно. Но главных ролей и здесь ей довелось сыграть немного. Среди наиболее ярких была Васса Железнова в одноименной пьесе Максима Горького (Театр Красной Армии), писательница Мурашкина из инсценировки чеховского рассказа «Драма», спекулянтка Манька из «Шторма» В.Н.Билль-Белоцерковского (Театр им. Моссовета, 1951), ради эпизода с участием которой зрители приходили на спектакль. Последними работами Раневской в театре стали главные роли в спектаклях Театра им. Моссовета «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Дж. Патрика (наряду с Раневской эту роль исполняли Любовь Орлова и Вера Марецкая) и Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина». Обе роли были пронизаны одиночеством. Свою театральную жизнь Раневская резюмировала: «Переспав с несколькими театрами, я так и не получила удовольствия».



Обладательница тяжелого характера, острая на язык, способная, не хотя, горько обидеть человека, Раневская сложно сходилась с людьми. Но эти же качества в сочетании с редкой сентиментальностью, свободой мысли и восторгом перед подлинным талантом сделали актрису автором многочисленных фраз - афоризмов, переходящих из поколение в поколение: «Красота - это страшная сила», «Сняться в плохом фильме - все равно, что плюнуть в вечность», «Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте», «Если больной очень хочет жить - врачи бессильны» и многие другие.



Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года. В родном городе актрисы Таганроге ее именем названа одна из улиц, в 2008 году был установлен первый в России памятник Раневской, а в доме, где родилась бесподобная Фуфа (как ее звали в кругу друзей) в скором времени планируется открыть музей.