Учить тому, каков есть сам: Виктор Франкл – основатель концепции логотерапии. Теория франкла Теория жизненных смыслов в франкла

Экзистенциальный подход к консультированию внутренне не однороден. Среди экзистенциалистов не существует единодушия по поводу того, как формулировать теорию, чтобы объединить их идеи относительно помощи другим. Экзистенциализм представлен в работах отдельных видных американских теоретиков, включая Сиднея Жорарда, Абрахама Маслоу, Ирвина Ялома, Ролло Мэя, Клеммон Вонтресс и Клара Мустакаса. Одним из известных теоретиков экзистенциального консультирования является Виктор Франкл (Frankl, 1962).

Виктор Франкл родился в 1905 году в Вене, в Австрии. В 1930 году он получил медицинскую степень, в 1949 году стал доктором философии в Венском университете. Франкл основал Центры консультирования молодёжи в Вене и руководил ими с 1928 по 1938 год.

Хотя Франкл был учеником Фрейда, под влиянием таких философов, как Хайдеггер, Шелер и Леган, в 1930-х годах стал интересоваться экзистенциализмом. Уже в 1938 году он приступил к формулированию своих идей относительно экзистенциального подхода к консультированию, используя термин логотерапия (греческое слово logo подразумевает поиск смысла).

Согластно Франклу, стремление к смыслу является центральным мотивом человеческого существования. Люди строят свою жизнь путём выборов, которые они делают. Даже в самих плохих ситуациях существует возможность принимать важные решения, касающиеся жизни и смерти, такие, как решения бороться за выживание. Экзистенциализм рассматривает человека как автора своей жизни: жизнь человека ограничена ровно настолько, насколько каждый сам ограничивает её. Люди ответственны за свой выбор, который они делают. Так, люди, высоко ценящие творчество, служение другим, дружбу, личностный рост очень эмоционально ощущают полное единение со всей вселенной. С другой стороны, те, кто предпочитает потакать своим слабостям, могут почувствовать свою ненормальность и никчемность. Они могут испытывать то, что Франкл (1959) назвал экзистенциальным вакуумом (ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл). В экстремальных случаях у этих людей может развиться расстройство, названное Франклом ноогеническим неврозом (проявляющееся в ощущении бесполезности существования).

Франкл считал, что каждое время имеет свой невроз и каждое время должно иметь свою психотерапию. Современный невротический пациент страдает от невротической фрустрации, которая возникает от переживания человека, чувства бессмысленности собственного существования. Воля к смыслу является основной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности ведёт к «неогенному» (духовному) неврозу. Следовательно, задача логотерапии - терапия духа - в обращении к специфическим человеческим феноменам, к его «ноэтическому», духовному началу. Психотерапия должна быть направлена не на симптомы, а на личность пациента, на его установки, на развитие высших духовных ценностей, которые сделают его свободными и естественными, способным принимать собственные решения. Реализация высших духовных ценностей избавят человека от «экзистенциального вакуума», позволят ему постигнуть истинный смысл собственного существования.

Таким образом, новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент приобретает за счет общения с другими людьми, с психотерапевтом и психотерапевтической группой. Осознавая собственные чувства и конечность человеческого существования, человек становится способным совершать тот выбор и принимать такие решения, которые увеличивают его жизненные возможности и являются наиболее «здоровыми».

Согласно Франклу, «смысл жизни постоянно меняется, но он никогда не исчезает» смысл выходит за рамки самоактуализации и существует на трёх уровнях:

  • а) наивысший смысл (на уровне мироздания);
  • б) смысл момента;
  • в) общепринятый каждодневный смысл. Мы можем обнаружить смысл жизни тремя способами:
    • · Путём совершения поступка - то есть достигая цели;
    • · Путём переживания ценности (восторгаясь творениями природы, культуры и любви;
    • · Путём страдания - то есть занимаясь поиском собственного адекватного отношения к фатальной неизбежности.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врождённая мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности.

Экзистенциальный подход имеет в своём распоряжении меньше методов, чем другие модели консультирования. Однако это позволяет экзистенциальным консультантам заимствовать идеи, а также использовать широкий диапазон личностных и профессиональных навыков. «Подход к людям только как к объекту применения методов обязательно подразумевает манипулирование ими», а манипулирование противоречит тому, что провозглашают экзистенциалисты. Взаимоотношения с клиентом - наиболее эффективный и мощный метод. В идеале консультант оставляет в стороне свои собственные потребности и концентрируется на клиенте. В консультировании консультант проявляет открытость и самораскрывается в попытке помочь клиенту стать более доступным для личных чувств и переживаний. Акцент во взаимоотношениях делается на аутентичности, честности и непосредственности. Кроме того, используется метод конфронтации - клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за собственную жизнь. Метод парадоксальной интенции - активизация юмора. Этим методом, основывающимся на восстановлении базовой веры в бытиё, достигается экзистенциальная реориентация. Экзистенциальные консультанты заимствуют из других моделей некоторые техники, такие как мысленные эксперементы, упражнения на осознавание и деятельность по постановке целей. Благодаря этому процессу клиент способен более ясно осознать смысл жизни, понимая какие выборы он совершает в данный момент.

Сферы применения логотерапии делятся на специфические и неспецифические. Психотерапия разного рода заболеваний - неспецифическая сфера применения. Специфическая - ноогенные неврозы, порождённые утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сокатовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Логотерапия ставит целью расширение возможностей видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Ключевой вопрос: как человек находит смысл своей жизни. Возможные позитивные смыслы: ценности - смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных результатов в истории общества.

  • · Ценности творчества (основной путь реализации - труд),
  • · Ценности переживания (…любовь),
  • · Ценности отношения (нахождение людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными).

Логотерапия выделяет узловую проблему - проблема ответственности: найдя смысл, человек несёт ответственность за осуществление этого уникального смысла. Свобода возвышается над любой необходимостью. Человек свободен по отношению к своим влечениям, к наследственности и факторам внешней среды. Он свободен реализовать смысл жизни.

Созданная В. Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Теория Франкла включает три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жихни и учение о свободе воли.

Стремление к смыслу и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, согласно клиническим наблюдениям Франкла, является причиной, порождающей специфический «ноогенный невроз». Необходимым условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникаюшего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой. «Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы его создавать, и это может принимать либо здоровые, либо нездоровые формы». Можно сформулировать основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Смыслом не может быть наслаждение, т.к. оно лишь внутреннее состояние человека, по той же логике личность не может стремиться к счастью, она может лишь искать причины для счастья. «Под экзистенциально-аналитическим углом зрения, - в отличие от психоаналитического - она стремится не к наслаждению, а к ценностям». Франкл вводит представления о ценностях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуациях, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы), во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделются три группы ценностей:

  • 1) ценности творчества,
  • 2) ценности переживания,
  • 3) ценности отношения.
  • 1) Основным путем реализации творчества является труд. Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу.
  • 2) Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает огромным ценностным потенциалом. Любовь-это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубиной сущности. Однако и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом. 3)К ценностям отношения человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл.

Учение о смысле жизни. В своих работах Франкл подчеркивает, что важен не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смыслы, мы можем выбрать лишь призвание, в котором мы обретем смысл. Однако найти смысл-это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни.

Итак, основной тезис учения Франкла: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

Основной тезис третьего учения Франкла - учение о свободе воли - гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметна ограничена объективными обстоятельствами. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и обстоятельствам внешней среды.

Свобода по отношению к влечениям проявляется к возможности сказать «нет», принять или отвергнуть их. Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой-это свобода взять ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе.

Вехи биографии. Годы жизни: 26. 03. 1905 - 2. 09. 1997. Взгляды формировались под влиянием З. Фрейда и А. Адлера. Прошел концлагеря. В довоенное время и в концлагере, занимался профилактикой самоубийств. В послевоенное время занимался развитием своей теории и преподавательской деятельностью.

Структура личности. Личность есть индивидуум, личность есть нечто неделимое. Личность не только неделима, но и неслагаема. Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое. Личность духовна, экзистенциальна, динамична, соотносится с Я, а не с Оно. Личность не только есть единство и целостность (см. тезисы 1 и 2), она еще и создает единство и целостность. Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому. Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное.

Мотивация. Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни – врождённая мотивационная направленность человека.

Смысл жизни. Смысл находится в объективном мире, и человек находит его путем реализации себя в жизни и деятельности. Смысл жизни уникален для каждого человека. Не существует смысла жизни «вообще» - существует конкретный смысл жизни данной личности в данный момент.

Человек стремится и достигает смысла жизни, реализуя три основных пути своего развития: что человек может дать жизни- творческую деятельность; что человек включается в переживание ценностей, которые находит в мире; посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить; и ориентируясь на три группы ценностей. ценности творчества ценности переживания ценности отношения

Смысл жизни. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена обстоятельствами.

Развитие личности идет в ходе поиска человеком смысла собственной жизни. При нахождении смысла жизни развитие продолжается, так как обретенный смысл требует постоянного осуществления. В результате развития человек достигает самоактуализации.

Диагностика и этиология нарушения. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум – ощущение бессмысленности жизни. К нему часто приводит, а после сопутствует экзистенциальная фрустрация, возникающая когда у человека фрустрировано стремление к смыслу.

Диагностика и этиология нарушения. 1. 2. 3. Причины экзистенциального вакуума: люди не запрограммированы стремлениями и инстинктами, которые побуждают их к совершению определенных действий. традиции, соглашения и ценности не подсказывают людям, что они должны делать. люди часто подвергаются «редукционизму» , при котором они рассматриваются скорее как совокупность влечений и инстинктов, чем как способные принимать решения деятельные индивиды.

Диагностика и этиология нарушения. экзистенциальный вакуум - это феномен, который одновременно усиливается и распространяется. Его глобальное воздействие выражается в 3 основных эффектах – невротической триаде, куда входят: депрессия- возникает в основном из-за экзистенциальной фрустрации. наркомания – возникает из-за желания найти с помощью наркотиков смысл жизни. агрессия – возникает, когда захватывает чувство пустоты и бессмысленности.

Диагностика и этиология нарушения. Экзистенциальный вакуум приводит к развитию неврозов, главным из которых является неогенный. Неогенный невроз - невроз, связанный с утратой смысла жизни, в основе которого лежат духовная проблема и моральный или этический конфликт.

Методы коррекции Лечением людей занимается логотерапия, помогающая им обрести смысл в жизни. Задача логотерапевта: подвести человека к «обнаружению» внутреннего, скрытого в нем смысла. Логотерапия применяется при лечении неогенных и психогенных неврозов, неизлечимых соматогенных заболеваний, а также социогенных явлений и сферы социогенного сомнения и отчаяния в поисках смысла жизни.

Методы коррекции. В терапии идет формирование гуманных отношений между клиентом и терапевтом, углубление экзистенциального осознания за счет помощи пациентам по осознанию конечности жизни и важности взятия на себя за нее ответственности и фокусирование на поисках смысла.

Методы коррекции. В ходе терапии применяются такие методы как: постановка перед пациентами вопросов о смысле и увеличением числа его источников, выявление смысла через сократический диалог или логодраму и анализ сновидений. В отдельный случаях терапевт может предложить смысл клиенту.

Методы коррекции. Отдельно при лечении психогенных неврозов используются следующие методы: Дерефлексия - переориентирование пациента с чрезмерного внимания на самом себе и своей болезни. Парадоксальная интенция - пациентам намеренно предлагается делать то, чего они больше всего бояться.

В теории личности В Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. «Для того, чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки». Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить».

Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.

В.Франкл считал базисным мотивом человеческого стремление к смыслу в противовес психоаналитическому принципу удовольствия. Потеря смысла создает экзистенциальный вакуум. Смысл имеет конкретное содержание (а не абстрактен), он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Смысл нельзя придумать, он должен быть найден. Смысл не может быть дан извне. Он образуется на пересечении внутреннего (ответственность за выбор) и внешнего (жизнь подбрасывает задачи, которые могут стать осмысленными).

Три типа ценностей:

Ценности творчества - изменение отношения к миру, как изменение самого мира. Свобода отношения к действительности и действия в ней;

Ценности переживания - проявляются в чувствительности человека к явлениям окружающего мира. Противостоит концепции самоактуализации: С. - не цель, но результат осуществления смысла.

Ценности отношения - выработка определенного отношения к своей судьбе, нахождение в ней смысла, самотрансценденция;

Обретение смысла достигается путем совершения деятельности, в отношении к другим людям, и в выработке позиций в отношении различных жизненных ситуаций. Задача логотерапии в том, чтобы помочь найти пациенту скрытый смысл его существования, мобилизовать свои ресурсы.

В отличие от Маслоу, Франкл считает, что человек свободен по отношению к своим потребностям и способен “выйти за пределы самого себя” в поисках смысла. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать “равновесия” со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность, с которой индивид может справиться только благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям. Свобода - это способность изменить смысл ситуации “даже тогда, когда дальше идти некуда”. Быть человеком — значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов. Это означает не самоактуализацию, а самотpaнcцеденцию (от лат. “трансценденс”— выходящий за пределы).

В отличие от Адлера, который полагал, что смысл личности возникает непроизвольно в раннем возрасте, Франкл считает, что обретение и реализация смысла выступают как встающая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причём неудача в её решении приводит к объективным нарушениям личностного развития. Экзистенциальная фрустрация влечёт за собой ноогенный невроз. Как средство лечения данных видов неврозов В. Франклом был предложен метод «логотерапии». Центральной проблемой этого метода является проблема ответственности. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Найдя смысл, человек несёт ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения относительно осуществления смысла в данной ситуации.

1. Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни - врожденная мотивационная направленность человека, которая выступает основным двигателем поведе­ния и развития личности.

2. Смысл находится в объективном мире; человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти путем реализации себя в жизни и деятельности.

3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три основных пути своего развития и ориентируясь на три груп­пы ценностей:

Путем того, что человек может дать жизни, - творческую деятельность (ценности творчества);

Путем того, что человек включается в переживание ценно­стей, которые находит в мире (ценности переживания);

Посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может из­менить (ценности отношения).

4. Обретенный смысл требует от человека своего посто­янного осуществления, что ведет к самоактуализации лич­ности.

5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, сво­боден взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это воз­можно благодаря фундаментальным человеческим качествам.

Способность к самотрансцендентности - возможности мысленного выхода человека за пределы самого себя, в на­правленности на что-то, существующее вовне.

Способность к самоотстранению - возможности в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмот­реть на себя со стороны.

6. Необходимым условием психического здоровья лично­сти является определенный уровень напряжения, возникаю­щий между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который человекдолжен осуществить.

Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзи­стенциального вакуума», которое выступает причиной са­мых разнообразных неврозов.

7. Не существует смысла жизни «вообще» - существует конкретный смысл жизни данной личности в данный мо­мент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.

Человеку невозможно охватить «сверхсмысл» мира, но та­кой «сверхсмысл» существует. Он осуществляется незави­симо от жизни отдельных индивидов.

Гуманистическая психология.

Маслоу. В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей. Причем все потребности врожденные. Потребности в порядке их очередности: физиологические, безопасности защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации.

В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху.

Ключевым моментом является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Физиологические – биологическое выживание человека.

Безопасности и защиты – организация стабильности, закон, порядок, предсказуемость событий, свобода от угрожающих сил (заинтересованность в долговременном выживании).

Принадлежности и любви – привязанность с другими (семья или группа). Дефицитарная любовь – из-за недостатка чего-то, бинарная – ценность другого.

Самоуважение – самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, свобода) и уважение другими (престиж, признание, репутация, статус).

Самоактуализация – желание человека стать тем, чем он может стать. Достигнуть своего потенциала.

Отечественная психология.

В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность.

Рубинштейн – динамическая тенденция;

Леонтьев – смыслообразующий мотив;

Мясищев – доминирующее отношение;

Ананьев – основная жизненная направленность.

Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности.

А.Н.Леонтьев. Параметры (основания) личности :

1. Богатство связей индивида с миром;

2. Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов. Иерархии мотивов образуют относительно самостоятельные единицы жизни;

3. Общий тип строения личности.

Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Многообразные отношения, в которые человек вступает, к действительности, порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Структура личности не сводится не к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизованности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними.

Психологические подструктуры личности – темперамент, потребности, влечения, эмоциональные переживания, интересы, установки, навыки, привычки – одни в виде условий, другие в сменах своего места в личности, в порождениях и трансформациях.

Двойственная структура личности :

1. Социально-типические проявления личности – это системные социальные качества первого порядка;

2. Личностно-смысловые проявления личности – это системно-специфические интегративные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые проявления личности представляют собой специфически преобразованную в процессе деятельности форму социальные качества в индивидуальной жизни личности. Системно-социальные качества выражают общую тенденцию развивающейся личности к сохранению, системно-специфические личностно-смысловые качества представляют ее тенденцию к изменению. К поиску путей ее дальнейшего развития, в полном неожиданностей мире..

Эта психологическая школа «логотеропии», основанная в 1940-х годах австрийским психологом Виктором Франклом, придавала особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов – убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

Это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни . В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Главное – видение смысла бытия, путем выхода за пределы себя, а не копаясь в себе.

Смысл жизни – этот вопрос естественен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни.

Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» - к другому человеку или к смыслу. Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе, самых трагических.

Психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (метода психотерапии):

1. принцип дерефлексии – снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что называют «самокопанием»;

2. принцип парадоксальной интенции – предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные формы юмора. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Виктор Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться – иногда до святости, - если сохраняется смысл жизни.