Функции приставок в сочетании с глаголами движения. Значение глагольных приставок Глагол с приставкой обо

Задание 1. Прочитайте предложения, обратите внимание на слова-распространители приставочных глаголов движения.

В- /ВО-/: движение субъекта или перемещение объекта внутрь каком-либо помещения или замкнутой территории, пересечение границы двух пространств;

1. Я открыл калитку и пошел во двор, за мной вбежала собака. 2. Рабочие внесли ящик» со двора на склад. 3. В полночь наша машина въехала в город. 4. Секретарша вошла к директору института. 5. Грузовик въехал на строительную площадку и остановился.

ВЫ- - движение изнутри /антонимично глаголам с приставкой В-/

- кратковременное отсутствие;

Отправление куда-либо /указывается время отравления, приводятся обстоятельства начала движения, иногда подчеркивается срочность/;

Неожиданное для субъекта движения прибытие в какое-либо место, появление его на открытом пространстве, движение к ориентиру.

1. Футболисты выбежала на поле из спортзала. 2. Снег на улицах убрали и вывезли за город. 3. Теплоход вышел из порта в открытое море. 4. Директор вышел, перезвоните, пожалуйста, через двадцать минут. 5. Я выходила с кафедры во время твоего доклада и не слышала последнюю его часть. 6. Мы выехали из Москвы в 11 утра н к трем часам были уже в Суздале. 7. Скорая помощь уже выехала, ждите! 8 Мы весь день бродили по старому городу, заблудились и к вечеру неожиданно вышли к гостинице. 9. Идите прямо по той улице и выйдите к метро. 10. Докладчик вышел на трибуну и начал свое выступление, 11. Ученик выпил к доске и начал решать задачу.

Задание 2. Придумайте реплики, соответствующие данным ситуациям, употребите глаголы движения с приставкой В- в нужной форме.

Образец: Опоздавший ученик без разрешения учителя занял свое место в классе. Что скажет ему учитель? - Почему ты вошел в класс без разрешения?

1. Звонят, вы открываете дверь и видите своих друзей. Как вы пригласите их в квартиру? 2. Ваша дочь готовится к экзаменам у себя в комнате. Что вы скажете ее младшему брату, который хочет открыть туда дверь? 3. Начался урок. С какой просьбой обратится к учителю опоздавший ученик? 4. Ваш муж забыл ключи от квартиры. Как он объяснит, почему он ждал вас около дома? 5. Какая реплика звучит в ответ на стук в дверь?

Задание 3. Выпишите из текста глаголы движения с приставкой ВЫ- с зависимыми словами. Используя выписанные словосочетания, перескажите текст, изменив время и вид глаголов.

Утром я выхожу во двор и начинаю делать зарядку. Еще рано, но во двор уже выбегают дети наших соседей. Младшие вывозят свои игрушечные автомобили. Старший сын выводит из гаража свой мотоцикл, садится на него и выезжает за ворота. Младшие братья выбегают к ним со своими игрушками. Я вхожу в дом. Навстречу мне выходит наша соседка. Она выносит ковер, чтобы почистить, его на улице. Дома я завтракаю и через полчаса выхожу на работу.

Задание 4. Задайте вопросы в следующих ситуациях, используйте глаголы с приставкой ВЫ-.

1.Вы в автобусе. Ваша остановка следующая. О чем вы спросите стоящих перед вами людей?

2.Вы очень торопитесь. О чем вы просите пассажиров, которые не спеша выходят из троллейбуса?

3.Вы едете в метро со своим другом. Дорогу знает ваш друг. Поинтересуйтесь, когда будет ваша остановка?

4.Вы плохо знаете ворогу ипопросили соседа в автобусе предупредить вас, когда будет ваша остановка. Как он это сделает?

5.В автобусе женщине уступают место, но она отказывается, так как ее остановка следующая. Как она скажет об этом?

Задание 5. Вставьте вместо точек глаголы ИДТИ- ХОДИТЬ, ЕХАТЬ-ЕЗДИТЬ и НЕСТИ-НОСИТЬ с приставками В- или ВЫ-; время и вид глагола определите по контексту.

1. Я слышала, как хлопнула дверь: кто-то... в подъезд.

2. Автоколонна... за черту города.

3. В нагонах поезда зажгли свет: поезд... в туннель.

4. Когда из комнаты... лишнюю мебель, стало просторнее.

5. Дверь в кабинет отца открылась, и в коридор... отец.

6. Павел открыл ключам дверь квартиры и мы... в небольшой, коридор.

7. Дети каждое лето... на дачу или в пионерские лагеря.

8. Мы купили билеты в кассе и... в фойе кинотеатра.

9. Вы... на следующей остановке?

Задание 6. Прочитайте предложения, обратите внимание, что глаголы движения с приставкой ВЫ- могут иметь значение начала движения или подчеркивать необходимость срочно отправиться куда-либо.

1. Мы выехали с рассветом.

2. Уже восемь, нам надо выходить, а то мы можем опоздать на занятия.

3. Получив телеграмму о болезни мамы, он срочно вылетел в Москву.

4. В среду начинаются соревнования, наша команда уже вылетела в Киев.

5. Машина скорой помощи немедленно выехала к месту происшествия.

6. Соня открыла телеграмму и прочитала: Выезжаю сегодня, встречай, мама.

7. По-моему, мы слитком рано вышли: до поезда еще два часа.

Задание 7. В следующих предложениях замените глагол отправляться подходящим по смыслу глаголом движения с приставкой ВЫ-.

1. Алло! Нина, это ты? Мы отправляемся через 5 минут, собирайся скорее и жди нас!

2. Во сколько вы завтра отправитесь издому, чтобы я мог встретиться с вами у метро?

3. Оля всегда отправляется из дома рано и на своей машине заезжает за подругой.

4. Вы отправляетесь в 7 часов? Так рано? Будете отправляться, позвоните мне!

5. Автобусы отправляются из гаража в 6 часов утра.

Задание 8. Выразите свое мнение в следующих ситуациях: /в репликах используйте следующие выражения: я думаю; вряд ли; боюсь, что...: сомневаюсь, чтобы.../

Образец: - Только что звонил Костя. Он выходит через 15 минут.

Выходит через 15 минут? Я думаю, что он не выйдет через 15 минут,

1.Вчера была телеграмма от отца. Его командировка заканчивается, он вылетает через два дна.

2.Утром звонил Петров. Он закончил дела в Киеве и вечерком выезжает домой.

3.Только что приходил руководитель нашей делегации. Мы выезжаем в Финляндию через три дня.

4.Сейчас звонил Юра. Он уже позавтракал и через пять минут выходит.

Задание 9. Прочитайте предложения. Обратите внимание на возможность употребления глагола движения с приставкой ВЫ- в значении прибыть куда-либо, оказаться где-либо .

1. Мы пошли по тропинке и скоро вышли к реке.

3. На сцену вышел конферансье и объявил следующий номер.

4. Приезжайте к шести часам, я выйду вас встречать.

5. Мы шли по узенькой улочке и вдруг вышли на широкую площадь.
6. На трибуну вышел новый докладчик, и через пять минут половина зала дремала, так монотонно и вяло он говорил.

Задание 10, Составьте предложения, употребив в них следующие словосочетания:

выйти к станции, выйти к доске, выйти на дорогу, выйти на первое место, выйти вперед, выйти на сиену, выйти на поляну, выбежать на порогу, выплыл, на середину реки.

Задание 11. Прочитайте диалоги, определите значение глаголов движения с приставкой ВЫ-.

Скажите, можно мне поговорить с деканом.
- С пеканом? Он вышел. Посидите немного.

Попросите, пожалуйста, Галину Николаевну.

Она вышла, позвоните через час,

Извини, где мне найти главного инженера?

Инженера Лазарева? Он здесь, но куда-то вышел.

Задание 12. Объясните разницу в употреблении приставок ВЫ- и У- с глаголами движения в следующих ситуациях.

1.- Можно мне видеть заведующую кафедрой?

Рабочий день кончился. Она ушла. -- Подождите, пожалуйста. Она вышла.
2.- Алло! Можно Ивана Ивановича?

Он ушел обедать. Позвоните позже. - Иван Иванович вышел. Что ему передать?
3.-А где же Катя?

Она плохо себя чувствует, ушла домой. - Она вышла, сейчас вернется.

Задание 13. Составьте диалоги в следующих ситуациях, используя глаголы движения с приставками ВЫ- и У-.

1.По телефону спрашивают вашу сестру. Она

а/ пошла за хлебом н скоро вернется
б/ поехала в институт и будет не скоро.

2.Посетитель хочет видеть вашего коллегу. Что вы ему ответит? если он

а) поехал в министерство

б)пошел в другую комнату.

3.В общежитии в вашу дверь постучали. Спрашивают вашу соседку /соседа/ по комнате. Что вы ответите, если она /oн /

а) на занятиях

б) пошла на кухню.

Задание 14. Замените выделенные словосочетания в следующих предложениях глаголами движения с приставками ВЫ- и В-.

1. Я открыл дверь домика и оказался в небольшой прихожей.

2. Ребята бегали с мячом во дворе, а сейчас они уже играют на улице.

3. Мы долю ниш по полю и неожиданно увидели перед собой речку.

4. Мы покинули зал и оказались в просторном холле.

5. Я прошла через ворота и оказалась назеленом зале стадиона.

6. Куда и ходил? Я решил подышать свежим воздухом.

7. Оратор поднялся на трибуну,

8. Артисты были уже на сцене, когда в главной ложе появились высокие гости.

Приставки при~, y-

ПРИ - достижение конечной цели движения, прибытие субъекта или доставка объекта в определенное место /синонимично - он здесь, он прибыл/

У - отсутствие субъекта или объекта в названном месте или удаление из этого места /синонимично - его здесь нет, он теперь в другом месте./

Задание 1. Прочитайте предложения, обратите внимание на обстоятельственные распространители глаголов.

1. Отец дома? - Да, он уже пришел с работы. 2. В Киев поезд пришел к вечеру. 3. У нас гости. К нам примы брат из Еревана. 4. Завтра в Москве открывается чемпионат по футболу. Футболисты из Франции прилетели вчера, итальянцы прилетают сегодня. 5. Отец приехал из командировки и привез всем кучу подарков. 6. Сегодня придешь в институт? Принеси мне, пожалуйста, мою книгу, которую я тебе давала.

1. Прошло больше двух лет с тех пор, как я уехал из Киева. 2. Концерт кончился. Ушли артисты. Ушла и Дина. Ееувел все тот же худой и черный. 3. Брата нет лома, он ушел на работу, К сожалению, он унес с собой ту книгу, о которой ятебе говорила. 4. Птица была очень осторожна, она заметила движение в кустах и улетела. 5. Завтра я уезжаю во Владивосток.

Задание 2. используйте глаголы движения с приставкой ПРИ-, следите за употреблением вида глаголов.

Образец: - Вчера у тебя, по-моему, был с собой журнал "Русский язык за рубежом"?

Да, яприносил его, хотел показать одну статью

1. - Летом вМоскве бывает много туристов. - ... 2. - Кажется, Андрей Пыл вчера у вас? - ... 3. Директор был вчера вшколе недолго. - ... 4. К нам в школу часто приглашают выступать разных интересных людей: писателей, артистов, ученых. - ... ? 5. Уже половина десятого. Наверное, все студенты уже собрались в аудитории. - 6. Наши друзья уже, кажется, вернулись из поездки в Среднюю Азию. - ... У них, наверное, как всегда, есть интересные фотографии, книги, открытки. - ... 7. Откуда эти журналы? Кто-то был здесь пока меня не было? - ...? 8. Твои родители уже, наверное, скоро возвращаются из отпуска? Самолет на следующей неделе? - ....

Примечание : обратите внимание, что глаголы СВ в прошедшем времени сообщают, что субъект движения прибыл /или объект доставлен/ и находится в определенном месте или у указанного лица; глаголы НСВ могут:

- констатировать факт пребывания где-либо в прошлом,

- передавать повторяющееся действие,

- указывать на аннулированность результата действия,

- передавать настоящее действие.

! Глаголы НСВ с приставкой ПРИ- не могут передавать движение в его процессе.

Обратите внимание на употребление видов и изменение смысла высказывания в зависимости от вида глагола с приставкой У- : Когда я ушла, я вспомнила, что забыла позвонить ему= я не позвонила и Когда я уходила, я вспомнила, что забыла позвонить ему= я позвонила

Задание 3. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу глаголы движения с приставкой ПРИ-, следите за употреблением видов глаголов.

Мы давно здесь живем. А ты, наверное, недавно... сюда?

Да, недавно. Я тоже теперь здесь живу. А раньше... сюда только на каникулы.

Когда они дошли до дома, Мария Михайловна сказана-

К нам завтра, посмотришь коллекцию камней моего сына. Он был геологом. Ты ведь тоже собираешься стать геологом?

Да, когда-нибудь стану,- серьезно ответил мальчик.

Весь следующий день Мария Михайловна думала о сыне: как он ходил в горы, как... домой камни и как она была недовольна беспорядком в доме. В этот день мальчик... ровно в шесть часов. Мария Михайловна... его в комнату сына. Камни лежали так, как оставил их сын.

А хотите я буду... камни, которых нет в вашей коллекции?

Это будет неплохо. - одобрила Мария Михайловна.

На следующий день он... кусок зеленого малахита.

Почему бы тебе не стать хранителем нашей коллекции. Все будет в твоем распоряжении, ты сможешь..., когда захочешь, а мне будет приятно, что в доме есть геолог.

Ну что же, - сказал он, но в горлечто-то сжалось. Он уже привык... сюда.

Я вам... одну вещь, - сказал он однажды и протянул Марии Михайловне большую раковину.

Действительно, необыкновенная!

Она из Карибского моря. Не... один моряк. Теперь она будет у вас.
/По В. Лидину/

Приставка ПО-

Задание 4. Прочитайте предложения, сравните употребление глаголов движения с приставками, объясните значение приставок.

1. Виктор сейчас вернется: он пошел в деканат узнать свое новое расписание. - Виктор почувствовал себя плохо и ушел домой. 2. Брата нет дома, он пошел в театр. – Брата нет дома, он ушел в театр. 3. после окончания института он поехал работать на Север. – После окончания института он уехал к себе на Север.

Примечание : в приведенных примерах глаголы с приставками ПО- и У- близки по значению. Однако, приставка У- употребляется при указании на удаление субъекта на большое расстояние, на долгое время, на отсутствие субъекта в данном месте. Приставка Пол- указывает лишь на отправление субъекта с указанием цели.

Задание 5. Постройте высказывания в следующих ситуациях /составьте возможные диалоги/, используя глаголы с приставкой ПО- или У-.

1. Вы не застали своего знакомого дома. Вам сказали, что он, видимо, в библиотеке, так как недавно туда отправился. 2. Друзья окончили педагогический институт. Им дали направления на работу в разные города. 3. Приехали ваши друзья. Они впервые в нашем городе. Вы решили показать им город и даже некоторые достопримечательности, поскольку у вас есть машина. 4. Вы прощаетесь с городом, который вам очень понравился. На память вы взяли с собой фотоснимки, открытки, книги. 5. У вас гости. Много незнакомых людей. Ваш маленький сын растерялся и спрятался у себя в детской. 6. Вы договорились встретиться с приятелем у метро. Но вы опоздали, и приятель вас не дождался. 7. Почтальон принес письмо вашему соседу, но сосед в командировке в другом городе.

Задание 6. Ответьте на вопросы, используя глаголы движения с приставками ПО-, У-, ВЫ-, следите за употреблением вида глагола.

1. Почему Маши нет на уроке? /у нее разболелась голова/. 2. Куда это направился Сергей? /ему надо взять книги в библиотеке/. 3. Я звонил тебе днем, но тебя не было дома. Где ты был? /отсутствовал всего 20 минут, выходил купить хлеба к ужину/. 4. Пора садиться за стол. Где же Виктор? /разговаривает по телефону, сейчас вернется/. 5. Вы не знаете, где сейчас директор? /он на совещании в министерстве/. 6. Куда отправились студенты? /сегодня экскурсия в музей Л. Толстого/.

Задание 7. Вместо точек вставьте подходящий по смыслу глагол движения с приставкой, следите за употреблением видов глагола.

прийти – войти

принести - внести

1. Сестра, … , пожалуйста, историю болезни больного. 2. осторожно … вещи в кабинет: пол уже окрашен. 3. … чемоданы в комнату, они у дверей в коридоре.

привести – ввести

1. Мать … сына в детсад. 2. Кого это вы … с собой? 3. В операционную … больного. 4. Я к вам … своего старого друга, познакомьтесь.

Задание 8. Поставьте нужные глаголы движения с приставками В-, ВЫ-, ПО-, У- или ПРИ-. Укажите, где могут быть варианты.

1. Вы были сегодня на улице? - Нет, я сегодня … 2. В субботу ко мне … гости и долго не … . Я поздно лег спать. 3. Я … из дома в 8 часов, а в 9 … на кафедру. 4. Товарища не оказалось дома, он … на кафедру. 5. Сережа сейчас вернется, он … позвонить. 6. Я не …, пока не дождусь директора. 7. Завтра в Мадриде начинаются международные соревнования. Сегодня наша команда … в Мадрид. 8. Собрание началось, на трибуну … докладчик. 9. Фильм был скучный, мы … с середины. 10. Чтобы успеть на занятия мне надо … из дома в 8 часов. 11. Наша машина мчалась по дороге. В друг на дорогу … заяц. 12. Девушка … на середину зала и начала читать стихи. 13. Летом мы обычно … в деревню, которая находится недалеко от Москвы. Мы … из Москвы утром, а к вечеру уже … на место. 14. Летчик … из кабины и спрыгнул на землю.

Приставки ПОД-, ОТ-

Сравните:

Я отвез дитя к бабушке.

Я привез его к бабушке.

Я увез его к бабушке.

  1. Приходи ко мне в гости. Я сегодня свободен, потому что я отвез ребенка к бабушке.
  2. – Ты снова в нашем городе? Рада тебя видеть. – Да, я привез дитя к бабушке и пробуду здесь несколько дней.
  3. Я увез сына к бабушке, потому что в нашей квартире начался ремонт.

Задание 9. Прочитайте предложения, объясните употребление видов глаголов.

1. Я подошел к киоску и купил мороженое. 2. Корабль подплывает все ближе к берегу, уже встречающие собрались на причале и с нетерпеньем ждут. 3. Кто это подходил к вам сейчас? - Да, один знакомый. 4. Внимание, поезд № 21 подходит к первому пути. 5. Подвезите нас до станции! - Садитесь, подвезу.

1. Я взял билет и отошел от кассы. 2. Течением лодку относит все дальше от берега. 3. Автобус отошел от остановки. 4. Я хочу отнести одежду в химчистку. 5. Утром я отвожу дочь в сад. 6. Отойдите, пожалуйста, в сторону вы мешаете!

Задание 10. Вставьте подходящие по смыслу глаголы с приставками ПОД-, ОТ-, У-.

1. Учитель … к карте и показал основные реки Европы. 2. Чтобы не мешать ученикам списывать с доски, учитель … к окну. 3. Каждый вечер после ужина я … к окну, открываю его и дышу свежим воздухом. 4. Боясь разбудить больного ребенка, мать с отцом … к двери и разговаривали шепотом. 5. Мне мешали разговоры товарищей, и я с книгой … в другую комнату. 6. Мальчик научился хорошо плавать и уже … от берега метров на 20. 7. Собака замахала хвостом и … ко мне. 8. Вчера наши гости … , и в квартире стало тихо.

Задание 11. Составьте предложения, исходя из следующих ситуаций:

1. Как вы скажете, что ваши друзья возвращаются, если вы видите их из окна вашего дома? Как вы скажете, что они уже близко?

2. Вы видите, что около дома остановилась какая-то машина. Как вы спросите, кто это прибыл?

3. Вы пришли навестить приятеля, из его комнаты слышны голоса. Как вы спросите, кто там?

4. Вы читаете, а ваш друг встал у окна и загораживает вам свет. О чем вы попросите его?

5. Ребята играют под вашими окнами и очень шумят, мешая вам. Что вы скажете им?

6. Вы хотите дать ребенку конфету. Он стоит в нескольких шагах от вас. Что вы скажете ему?

Задание 12. ответьте на вопросы, используя данную информацию, используя приставки ПОД-, ОТ-, У-, ПРИ-,

1.Я хочу купить газеты, впереди киоск. Что я сделаю?

2.Я иду по коридору института. Навстречу мне несут большой книжный шкаф. Что я сделал?

3.Я знаю, что подруга больна, ей скучно быть одной. Что я обычно делаю? Что я сделаю сегодня?

4.Я закончила курс обучения в институте в Москве, пора домой. Что я делаю?

5.Идти до города еще далеко. О чем я прошу шофера остановившейся машины7

Задание 13. Прочитайте предложения. Обратите внимание на то, что глаголы НСВ в прошедшем времени могут означать:

В этом значении часто употребляются в разговорной речи.

1. Юноша, который подошел сейчас к кассе, ваш брат? Это ваш брат подходил к вам сейчас? Вы очень похожи.

2. Все здесь? А где же Катя? – Она отошла на минуту. Сейчас придет. – Катя, где ты была? – Я отходила позвонить (по делу).

3. смотрите, к Саше подошла какая-то девушка! – Саша, зачем к тебе подходила та девушка?

4. Скажите, сюда не подходила серая машина? – Подходила, постояла 10 минут и уехала.

Задание 14. Задайте вопросы по следующему образцу:

Зачем вы подходили к милиционеру?

Я подходил к нему, чтобы спросить как проехать к Театру Кукол.

1. Зачем вы подходили к табачному киоску?

2. Зачем студент подходил к лектору?

3. Зачем девушка подходит к афише?

4. Зачем эти женщины подходили к витрине магазина?

5. Зачем вы подходили к окну7

6. Зачем милиционер подходил к твоей машине?

Задание 15. Прочитайте предложения, вспомните, что обозначают приставки ПРИ- и ПОД-?

1. Вчера ко мне должен был прийти товарищ. Он пришел в 7 часов, и мы весь вечер смотрели футбол. 2. В коридоре ко мне подошел студент из моей (нашей) группы и спросил, где у нас будет следующее занятие. 3. Всякий раз, когда он приходил к нам, мы много и подолгу спорили. 4. Где бы я ни видел книжные лавки, я всегда подходил и начинал рыться в книгах. 5. Поезд подходит к Москве – услышали мы голос диктора. 6. Днем пришел врач. Он подошел к постели больного и начал его осматривать. 7. Мать первый раз привела детей в сад. - Подойдите ко мне, - сказала воспитательница. – Как вас зовут? 8. Не подходите близко к окну, здесь дует.

Задание 16. Ответьте на вопросы, используя глаголы ПОДОЙТИ или ПРИЙТИ.

1. Вы в вестибюле метро. Вы не знаете, как проехать до станции «Парк культуры». Что вы сделаете, увидев на стене метро схему? 2. Милиционер увидел, что человек переходит улицу на красный свет. Как он отреагировал? 3. Узнав, что друзья переехали на новую квартиру, вы решили навестить их. Как вы им скажете об этом по телефону? 4. Вы в театре. Во время антракта вы увидели в фойе знакомую. Вы обменялись с ней впечатлениями? 5. В музее вы любовались картиной, но на расстоянии вы не могли прочитать ни названия, ни имени художника. Что вы сделали? 6. Ваш друг обещал, что на днях зайдет к вам. Как вы уточните время встречи? 7. Спектакль начинается в 16:30. когда вы должны быть в театре, чтобы успеть зайти в буфет?. 8. Вы долго гуляли по городу и, наконец, увидели киоск «Мороженое». Что вы сделали?

Задание 17. Прочитайте выражения, обратите внимание, что переходные глаголы с приставкой ОТ- могут употребляться в значении 1. доставить на место /к цели/, 2. возвратить и предполагают отделение объекта от субъекта движения. В этом значении они антонимичны глаголам с приставкой ПРИ-.

1. Где сейчас ваша дочь? – Ее не, я отвела ее в садик. 2. Где сейчас ваш сын? – Он уже дома, муж только что привел его из кружка. 3. Вы не можете мне дать статью, которую читали вчера? – к сожалению, я уже отнесла ее в библиотеку.. 4. Вы уже получили свой багаж? – да, мы вчера привезли его с вокзала. 5. Что вы делали утром? - Я относила часы в ремонт. 6. У вас собой новый учебник? – да, я принесла его.

Задание 19. Ответьте на вопрос, используя глаголы движения с приставкой ОТ-.

Что нужно, если …

Задание 19. Прочитайте предложения, объясните разницу в значении глаголов движения с приставкой ОТ- и У-, ОТ- и ПРИ-.

Задание 20. вставьте нужные по смыслу глаголы движения с приставками ОТ-, У- или ПРИ-. Объясните случаи, где возможны варианты.

1. Вы хотите сделать ваше платье короче? … его в ателье. 2. Будьте добра, … отсюда свои вещи, они нам мешают. 3. Отец попросил сына … грязную посуду на кухню и … чистые тарелки. 4. А где же ваша собака? – Мы … ее к знакомым на время. 5. Надя, … собаку на кухню, дети ее боятся. 6. Откуда у вас эта ваза? - Муж … ее из Китая. 7. Кто … из ваших родителей в деревню? 8. Кто встретил вас, когда … родителей в деревню? 9. В магазин … свежий хлеб. 10. Здесь много лишних стульев, … их, пожалуйста, в другой кабинет. 11. Нина, …, пожалуйста, нового сотрудника к директору. Директор просил его …

Задание 21. Прочитайте рассказ, вставьте глаголы движения с приставками.

Вчера мы ужинали в ресторане. Мы заняли столик у окна и стали осматриваться. Через 10 минут … официант и … меню. Мы решили заказать закуски и горячее, а десерт закажем потом. Но официант не оставил нам меню, а … его с собой. Игорь сказал: Вы ждите, а я на минуточку … . Хочу … в гардероб мой портфель, а то он мне мешает. Когда он …, к нашему столику … какая-то девушка и спросила, не свободно ли это место. Мы ответили, что место занято, что наш друг … ненадолго и сейчас вернется. Она извинилась и … искать свободное место. Вскоре … Игорь и … с собой своего друга, он встретил его у входа и пригласил поужинать с нами. Теперь нам был нужен еще один стул, но свободных мест нет нигде! Наконец официант согласился принести стул из холла, а мы пообещали, что потом сами... его на место. И вот нам … салат, свежие овощи, холодные закуски и хлеб. Потом официант … пустые блюда и тарелки и … горячее. Все было очень вкусно. Мы так наелись, что даже не знали, сможем ли съесть еще и десерт. Но наш официант … целый столик на колесиках с разными тортами и пирожными. Конечно, мы не могли отказаться. Но вот официант … счет. Ну что ж, не так уж и дорого. У нас еще останутся деньги на такси. Уже поздно, пусть такси … нас домой или хотя бы на метро.

Приставка ДО-


Похожая информация.


В этой статье мы рассмотрим функции приставок в сочетании с глаголами движения. Глаголы движения сами по себе непростая тема, а большое количество приставок усложняет ее еще больше. Но всегда стоит помнить, что язык логичен, и все в нем имеет свой смысл. Если вы еще не выучили все пары глаголов движения и не практиковали их до автоматизма, то разбирать тему "приставки + глагол движения" лучше на одном-двух глаголах.

Итак, рассмотрим, как приставки меняют значение глаголов. В описании мы используем слово "объект". Это может быть что угодно, что как-то участвует в нашем движении или является его свидетелем: дом, гора, мост и так далее.

Приставка В -, ВО - означает:
движение внутрь объекта либо движение вверх (с определенными глаголами).

Ученик вошел в класс (глагол "идти")
Трактор въехал на гору (глагол "ехать")

Приставка ВЗ - (ВС -, ВЗО -) означает движение вверх.

Мы должны взойти на эту гору (глагол "идти")

Приставка ВЫ - означает:
движение изнутри объекта;
отсутствие (при условии, что вскоре субъект вернется обратно);
отправление (при условии, что мы знаем время отправления).

Ученик вышел из класса (глагол "идти")
Мужчина вышел покурить (глагол "идти")
Мы выезжаем через десять минут (глагол "ехать")

Приставка ПРИ - означает достижение цели.

Мы приехали на море (глагол "ехать")

Приставка ПРО - означает:
сквозное движение;
движение мимо чего-то;
количественный результат движения.

Чтобы попасть на рынок, нужно пройти два квартала (глагол "идти")
Не проходите мимо (глагол "идти")
За день мы прошли больше двадцати километров (глагол "идти)

Приставка ПЕРЕ - означает перемещение с одного места на другое. А также совершенное непродолжительное действие, описывающее движение.

Он перешел через мост (с одного берега на другой) (глагол "идти")

Приставка ПО - означает начало движения или намерение совершить движение в будущем.

Утром я проснусь и пойду на работу (глагол "идти")
Летом мы поедем на море (глагол "ехать")
Перед сном полезно походить на свежем воздухе (глагол "ходить")

Приставка У- означает удаление на довольно продолжительное время, надолго.
Мне надоела вечеринка и я ушел домой (глагол "идти")

Приставка ПОД - (ПОДО -) означает приближение (при условии, что преодолено маленькое расстояние)
Парень подошел к девушке и пригласил танцевать (глагол "идти")

Приставка ОТ - (ОТО -) означает удаление (при условии, что преодолено маленькое расстояние).
Когда начался дождь, мы отошли под дерево (глагол "идти")

Приставка ДО - означает движение до конкретного места.
Была сильная гроза, я кое-как дошел до дома (глагол "идти").

Приставка ЗА - означает:
движение, вследствие которого субъект оказывается за чем-то (позади чего-то);
движение с остановкой;
перемещение в какое-то место ненадолго.

Он зашел за угол и понял, что заблудился (глагол "идти")
По дороге домой я зашел в магазин и купил хлеб (глагол "идти")
Заходите к нам в гости (глагол "ходить")

Приставка О - (ОБ -, ОБО -) означает:
движение вокруг;
покрытие движением всего объекта;

Он обошел вокруг дома в поисках ключей (глагол "идти")
Во время прогулки мы обошли весь парк (глагол "идти")

Приставка С - (СО -) означает:
движение вниз. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ;
совершенное движение туда и обратно.

К вечеру мы сошли с холма (глагол "идти")
Я сходил в магазин за молоком (глагол "ходить")

Приставка РАЗ - (РАС -, РАЗО -) означает движение в разные стороны. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ.
Уже поздно, время расходиться по домам (глагол "ходить").

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

В русском языке глаголы образуются главным образом префиксальным способом. Всего в русском языке 26 глагольных приставок. Одна и та же приставка может выступать в нескольких фонетических вариантах. Например, приставка о-(об-, обо-): окрасить, обходить, обойти.

Каждая глагольная приставка имеет несколько значений. Например, у приставки пере- 9 значений. Вот некоторые из них: 1) движение через предмет (перепрыгнуть через лужу); 2) повторное действие (перечитать книгу ещё раз); 3) деление предмета на части (перепилить бревно пополам); 4) чрезмерная полнота действия (пересолить еду); 5) распространение действия на все предметы (перечитать все книги); 6) взаимное действие (с постфиксом ся-) (переписываться с родителями); 7)достижение победы, выигрыша (перехитрить всех).

Некоторые приставки, присоединяясь к глаголу, не вносит дополнительных оттенков значения слова, а меняют несовершенный вид глагола на совершенный: делать – сделать, печь – испечь, писать – написать.

Приставочные глаголы часто употребляются в переносном значении: войти в положение, перенести болезнь, окинуть взглядом, уйти на пенсию.

Глаголы с приставкой в-/во-

Глаголы с приставкой в- имеют такие значения:

6. движение внутрь: войти, въехать, внести, вписать, вклеить, ворваться и др.

7. движение вверх: влезть (на дерево), втащить (по лестнице);

8. углубление в действие (глаголы восприятия): вслушаться, вдуматься, всмотреться.

Сочетаемость глаголов:

Глагол + в + В.п .: войти в дом, вмешаться в разговор, внести мебель в комнату, вслушаться в разговор, внимательно всмотреться в фотографию;

Глагол + на + В.п .: влезть на дерево, въехать на гору, внести чемодан на пятый этаж.

Переносное употребление:

Входить/войти в историю, в традицию, в привычку, в положение, в курс дела

Вводить/ввести в заблуждение

Вносить/внести вклад

Вкладывать/вложить смысл, знания, силы

Упражнения

  1. Прочитайте. Определите значение приставки в- в глаголах. Найдите случаи употребления глаголов с приставкой в- в переносном значении.

1)У нас во шло в традицию раз в 5 лет встре чаться с одно классниками. 2) Трудно вбить гвозд ь в бетонную стену. 3) Мальчики с трудом въехали в гору на велосипедах. 4) Мо лодого специалиста начальник ввел в курс дела, а коллеги помо гали советами.5) Оперу нужно воспринимать, вслушиваясь в каждый звук. 6) Ото пление включили в середине октября.

2. Прочитайте, вставляя нужные глаголы. Определите значение приставки в этих глаголах.

1)Молодая семья …. в новую квартиру. 2) Дети не должны … в разговоры взрослых. 3) Девочка пожалела котёнка и … его в дом. 4) Бабушка … в рамку фотографию внучки. 5) Надо … телевизор: сейчас будут передавать последние новости. 6) Преподаватель … в положение студента и разрешил ему сдать экзамен досрочно. 7) Имя Юрия Гагарина вошло в историю космонавтики.

Для справок: войти/входить, въехать/въезжать, вмешаться/вмешиваться, вставить/вставлять, впустить/впускать, включить/включать

3.Придумайте ситуации, когда можно употребить выражения ввести в заблуждение, внести вклад, войти в привычку.

Глаголы с приставкой вы-

Основные значения:

1. движение изнутри: вынести из дома, выбросить (мусор), выпустить (птицу из клетки), высыпать (сахар из пакета);

2. исчерпанность действия: выплакаться, выслушать, выспаться, выказаться.

Сочетаемость:

Глагол + из + Р.п.: выйти из магазина, выселиться из квартиры;

Глагол + в, на + В.п.: выбежать на улицу, выехать из Минска в Москву;

Глагол + В.п.+ из + Р.п.: выписать слова из текста, вытащить руки из карманов;

Глагол + на + П.п., Глагол + с + Т.п.: выступить на конференции, на собрании, выступить с докладом, с речью, с предложением.

Переносное употребление

Выйти/выходить из печати (о книге), выйти/выходить на экраны (о фильме)

Выйти/выходить из строя (испортиться, нуждаться в ремонте)

Вынести/выносить жару, холод, трудности, перегрузки

Выглядеть хорошо, плохо, больным, усталым

Выйти/выходить замуж

Выйти/выходить из себя

Упражнения

1. Прочитайте. Определите значение приставки вы- в глаголах.

1)В Третьяковской галерее выставлены произведения знаменитых художников. 2) Студенты мечтают хорошо выспаться после сессии. 3) Во время защиты дипломной работы студенты должны выступить с небольшим сообщением о своём исследовании. 4)Уходя, выключайте свет. 5) Скоро выйдет из печати учебное пособие по словообразованию. 6) После летних каникул все выглядели довольными, загоревшими, отдохнувшими. 7) Стиральная машина вышла из строя – надо вызвать мастера. 8) Сколько горя люди вынесли во время войны: голод, холод, страдания и смерть близких людей. 9) Когда читаешь новый текст, выписывай незнакомые слова и проверяй их значение по словарю. 10) Ты очень плохо выглядишь - не выходи на улицу и вызови врача на дом. 11) Когда разговариваешь, вытащи руки из карманов.

2.Прочитайте словосочетания. Подберите к ним противоположные по значению. В глаголах обозначьте приставки. Определите значение приставок.

Образец: влезть в люк – выле зти из люка

Вво зить в страну валюту - …, впускать зрителей в зал - …, вбе жать в аудиторию - …, вта щить чемодан в купе - …, влить воду в чайник - …, всыпать сахар в сахарницу - …, включить пылесос - …, въехать в гараж - …, вка тить ко ляску в подъезд дома - … .

Объясните правописание выделенных букв.

3.Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу приставки.

1) На этой машине ездить нельзя: она …шла из строя. 2) Этот фильм …шел на экраны год назад и …сразу … шёл в число самых популярных кинофильмов. 3) Нужно сначала получить образование, а потом …ходить замуж. 4) Чуткий человек – тот, кто..ходит в положение других людей, находчивый человек – тот, кто умеет …йти из трудного положения. 5) Каждое утро я …хожу из дома в восемь часов, а в полдевятого уже..хожу в здание университета. 6) Мы …дыхаем кислород, а..дыхаем углекислый газ. 7) Когда хлынул ливень, прохожие...бегали в магазины, подземные переходы, чтобы спрятаться от дождя, но всё равно …мокли до нитки.

Выпишите предложения, в которых глаголы употребляются в переносном значении.

Глаголы с приставкой вз-/вс-

Основные значения:

1.подняться вверх: взлететь в небо, вспорхнуть, всплыть на поверхность воды;

2. нарушение состояния: взорвать, вскипеть, вскопать, взбить.

Сочетаемость:

Глагол + на + В.п. : взбежать на второй этаж, взобраться на гору, взлететь в небо;

Глагол + В.п.: вскипятить чай, взрыхлить землю, вскопать грядку, взбить крем.

Переносное употребление

Всходить/взойти (о посевах, о солнце). Рожь начала всходить. Скоро взойдёт солнце.

Всплыть/всплывать. В конце заседания неожиданно всплыл ещё один вопрос.

Упражнения

1. Прочитайте. Вставьте приставки в-, вы-, вз-/вс-.

1)Ранней весной мы …копали грядки, ..садили луковицы тюльпанов в землю. Очень скоро наши тюльпаны..шли. Они..пустили зелёные стрелы. Потом из бутонов..глянули острые красные лепестки. Если внимательно..смотреться в эти цветы, увидишь, сколько в них свежей прелести.

2) …шло солнышко. …летела за мёдом пчёлка. А вот появилась первая бабочка. Она …порхнула над цветком и начала пить сладкий сок. ..бежали на работу трудолюбивые муравьи.

Объясните значение приставок.

2. Закончите высказывания, используя слова из скобок.

1) Работа сапёров очень опасная, потому что … (взорваться/взрываться).

2) Сегодня мы будем печь торт, помоги мне…..(взбить/взбивать).

3) В инструкции написано, что перед употреблением этого лекарства … (взболтать/взбалтывать)/

4) Чтобы заварить чай, надо сначала … (вскипятить).

Глаголы с приставкой до-

Основные значения:

  1. доведение действия до конца, до определённой границы: доехать (до дома), дописать (письмо);
  2. достижение результата, несмотря на трудности: дозвониться, договориться, дождаться, додуматься;

Сочетаемость:

Глагол + до + Р.п.: до жить до старости,до плыть до берега;

Глагол + В.п. + до + Р.п.: до слушать песню до середины, до читать книгу до конца;

Глагол + В.п.: до зваться детей, до будиться сына (с трудом);

Глагол + Д.п. (+ к + Д.п.; + до + Р.п.): до звониться подруге,к подруге, до подруги;

Глагол + с + Т.п. (о + П.п.) до говориться с подругой о встрече, до гадаться о причине (чего?)

Переносное употребление

Дойти/доходить, довести/доводить, донести/доносить до зрителя, читателя.

Довести/доводить до сведения, до конца

Упражнения

  1. Прочитайте. Выделите в глаголах приставки, определите их значение.

1)Ты ни за что не догадаешься о том, кто к нам приехал! 2) Космический корабль долетел до Луны. 3)Дети так увлеклись игрой, что мать никак не дозовётся их обедать. 4) У меня руки не доходят написать тебе письмо. 5) Режиссёру удалось донести до зрителей мысль о всепобеждающей силе любви. 6) Юноша помог соседке донести до квартиры тяжёлую сумку. 7) Дети не могли дождаться Нового года. 8) Удивительно, как птицам удаётся долететь до другого берега без отдыха. 9) Мы так спешили, что даже не допили чай.

2. Перестройте высказывания, используя глаголы с приставкой до-, образованные от выделенных глаголов.

1) Мой дедушка жил очень долго и умер в 96 лет. 2) Я тебе вчера целый вечер звонила , но никто не брал трубку. 3) В университет я еду ровно 30 минут. 4) Мать долго будила сына, но он не хотел просыпаться. 5) Тебе надо ещё работать над этим рефератом. 6) Я пока не могу сдать эту книгу в библиотеку, потому что ещё продолжаю читать её.

3. Составьте предложения, используя выражения: довести до конца, доходить с трудом, добежать до финиша, дождаться встречи.

Глаголы с приставкой за-

Основные значения:

  1. движение вглубь или за предмет: зайти за угол дома, забросить мяч в сетку, засунуть руки в карманы;
  2. попутное действие: зайти по дороге в магазин, заехать за другом;
  3. распространение действия на всю поверхность: зашить дырку, забрызгать краской одежду, засадить участок цветами;
  4. чрезмерное действие: засидеться в гостях, зачитаться до утра;
  5. начало действия: заплакать, закричать, зацвести
  6. совершение действия заранее: закупить продукты, запланировать поездку;
  7. доведение действия до конца: записать телефон, зажарить мясо;

Сочетаемость:

Глагол + за + В.п.: забросить за забор, зайти за дерево;

Глагол + В.п. + Т.п.: засыпать землю снегом, заселить дом жильцами

Переносное употребление:

Заводить/завести часы, машину, мотор, собаку, рыбок

Заходить/зайти (о солнце)

Забрасывать/забросить учёбу, занятия, спорт, работу

Упражнения

  1. Прочитайте. Определите значение приставок в глаголах с приставками.

1) Первый искусственный спутник земли был запущен в 1957 году в Советском Союзе. 2)Писатель задумал написать исторический роман о войне 1812 года. 3) Зайди ко мне хоть ненадолго, чтобы договориться о поездке. 4) Я люблю наблюдать, как всходит и заходит солнце. 5) Если вы завели собаку, она становится членом вашей семьи. 6) Он успешно доучился до третьего курса, но потом вдруг забросил занятия. 9) За ночь снег засыпал землю и крыши домов. 10) Фигурное катание так захватило детей, что во дворе они сами залили каток. Когда вода замёрзла, они начали кататься на коньках. 11) Услышав шаги хозяина, собака запрыгала и радостно залаяла.

2. Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу приставки.

1) Все гости …смо трелись на красавицу невесту, … любовались её белым свадебным нарядом. 2) От страха ко тёнок …лез на крышу и не мог слез ть с неё. 3) Путники решили … но чевать в ле су. 4) Запасливые белки …готовили на зиму сухие грибы, ягоды, орехи.

4) Весной ре ка разлилась и зато пила прибрежные луга. 5) По дороге в университет я …шёл за другом и мы отправились вместе. 6) Волейболист забросил мяч в сетку. 7) Солнышко …гля нуло в окно, по полу …прыгали солнечные зайчики. 8) Мы …вели кошку, но хотим ещё …вести рыбок. 9) Когда …цве тает сирень, по всему городу разносится ее слад кий аромат. 10) Все дорож ки и тропинки …мела ме тель.

Объясните правописание выделенных букв.

Часто люди путают приставки и предлоги. Из-за этого грамотность написанных ими текстов страдает. А происходит это из-за того, что не все понимают, чем отличается приставка от предлога. Именно это и является причиной частых ошибок.

Чем отличается приставка от предлога

Чтобы допускать как можно меньше ошибок при письме, следует запомнить правило. А оно гласит, что приставки являются частями слов и пишутся слитно. С их помощью можно образовывать новые слова.

Предлоги же - самостоятельная часть речи, которую нужно писать раздельно с другими словами. Они помогают связывать слова в согласованные предложения.

Трудность в определении создаёт тот факт, что звучат они часто одинаково. Потому-то так важно уяснить, чем отличается приставка от предлога. Правило это следует не только вызубрить, но и уметь использовать при письме.

Чтобы облегчить эту работу, существуют практические подсказки.

У глагола есть приставки

А вот предлоги рядом с глаголами никогда не стоят. Это одна из главных подсказок. Поэтому можно ответить на вопрос, чем отличается приставка от предлога так: «Около глагола никогда не может быть предлога».

В качестве примеров можно взять слова сбежал, подскочил, влетел. Приставки с-, под-, в- в этих глаголах схожи в произношении с предлогами. Но так как мы видим перед собой глаголы, то понимаем, что писать их нужно слитно.

Применение в жизни первой подсказки

Помогут закрепить понимание этого признака, показывающего, чем отличается приставка от предлога, примеры.

Петька снова сбежал с урока. На улице к нему сразу же подскочил его любимый пёс, который уже ждал его, лёжа под школьной скамейкой.

Разберём эти примеры.

Сбежал; с урока.

В первом случае "с" стоит рядом с глаголом, значит, это приставка, и пишется она слитно. Во втором случае «с» относится к существительному, следовательно, ничего конкретного пока утверждать мы не можем.

По тому же алгоритму разберём слова «подскочил» и «под скамейкой». В первом слове под- пишем в глаголе слитно, ведь это приставка. А в словосочетании «под скамейкой» предлог «под» помогает связать слова в предложении и поэтому стоит отдельно от существительного.

Но детям пока ещё трудно определить, чем отличаются приставки от предлогов. Ответ дает вторая и третья практическая подсказка.

Ставим существительное в начальную форму

Эта вторая подсказка ещё более важная. Ведь она показывает, чем отличается приставка от предлога, когда дело касается существительных. Конечно, было бы очень просто, если бы приставки помогали образовывать только глаголы. К огромному сожалению тех, кому правописание даётся с трудом, они бывают и у существительных.

Эта подсказка помогает определить, чем отличаются приставки от предлогов при существительных. Оказывается, после того, как мы определили, что слово, не является глаголом, следует поставить его в начальную форму, то есть в именительный падеж.

Пример применения второй подсказки

Умея пользоваться практической подсказкой, определяющей, чем отличаются приставки от предлогов, 5 класс легко справится с поставленной задачей. Пятиклассники обычно уже безошибочно разбираются, где приставки, а где предлоги.

Алгоритм работы таков. Читаем текст:

У стола сломалась ножка,

Я устал его чинить!

Посмотрю пока в окошко…

А потом - опять пилить!

Проверяем словосочетание «у стола».

  1. Это не глагол, следовательно, нельзя с уверенностью утверждать, что «у» приставка.
  2. Ставим «у стола» в начальную форму вместе с предлогом, получается «устол». Но такого слова не существует! Есть только слово «стол». Значит, «у» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Разберём слова «сломалась», «устал» и «посмотрю». Это глаголы, следовательно, предлогов при них быть априори не может. Делаем вывод: это приставки «с», «у», «по». А мы уже знаем, чем отличается приставка от предлога в русском языке - их нужно писать слитно со словом.

  1. Это не глагол, следовательно нельзя утверждать, что «в» является приставкой.
  2. Ставим «в окошко» в начальную форму вместе с предлогом, получается «вокошко». Но такого слова не существует! Есть только слово «окошко». Значит, «в» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Однако особо упрямые могут настаивать на том, что «вокошко» как раз и существует, ведь вот даже в примере так и говорится - «посмотрю в окошко». Чтобы даже им нечем было крыть, мы познакомим их с ещё одной, третьей практической подсказкой. Именно она, в конечном счёте, показывает, чем отличается приставка от предлога. 5 класс ответы может давать, как мы видим, не совсем точные, если учащиеся не умеют ею пользоваться.

Между предлогом и словом можно вставить вопрос

Снова вернёмся к нашему примеру. «В окошко» - в какое окошко? Как видно, вопрос удачно вписывается в словосочетание. А при желании можно вместо вопроса вставить другое слово, например, прилагательное.

У нас получается такая фраза: «Посмотрю пока в чистое окошко». Теперь ясно видно, что предлог и существительное благополучно разделились. Следовательно, «в» никак не может быть предлогом.

Примеры использования третьей подсказки

Чтобы быть на сто процентов уверенным в правописании приставок и предлогов со словами, следует всегда применять третью подсказку на практике.

«Прилёт» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «при» и «лёт». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

«Залетевший» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «за» и «летевший». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

Работа с подсказками над контекстом

Итак, отработаем алгоритм использования подсказок на практике.

Над голубой рекой пролетали журавли.

  1. «Над голубой» - это не глагол, следовательно, мы не можем утверждать, что это приставка.
  2. Ставим словосочетание в начальную форму. «Надголубая» - такого слова не существует, значит, это не приставка, а предлог.
  3. «Над извилистой голубой рекой» - между предлогом и словом легко вставляется ещё одно слово. Это ещё раз доказывает, что перед нами слово с предлогом.
  4. Вывод: «над» и «голубой» нужно писать раздельно.

«Пролетали» - глагол, следовательно, «при» является приставкой и пишется слитно с «летали».

Закрепление правила и предлогов на практике

Существует множество вариантов закрепления навыков грамотного письма. Вот один из способов.

Даётся текст, в котором и приставки, и предлоги взяты в скобки. Учащемуся нужно раскрыть скобки, то есть написать слова либо слитно, либо раздельно.

1.(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы, (по)бежали (по)дорожкам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)берёзы,(по)бежал (по)деревне,(про)читал (про) город.

2.(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Интересный вариант закрепления навыков правописания приставок и предлогов - подбирать самостоятельно по смыслу их и вставлять в контекст.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

Подвижные игры и соревнования на уроках русского языка

На уроках можно поработать над закреплением этого навыка и без письма. Проводится игра «Отхлопали». Все ребята встают из-за столов. Садиться будут те, которые ошибутся. В результате стоять останутся только те дети, которые будут самыми внимательными и умеют пользоваться правилами.

Учитель читает слова, а игроки должны хлопать в ладоши в том случае, если в слове есть приставка.

Прилетели, полёт, в окно, по дорожке, побежали, повизгивала, у нашей Маши, у Маши, умотался, смотался, присмиревшая, приказал, при мне, прилежный, прекрасный, причастился, причастие, подосиновик, под осиною, подлизывается, покрывается, укрывается, укрыватель, покрывало, по корыту, покрыто, покрытая, половик, подполковник.

Оставшихся стоять детей можно "премировать", поставив им в журнал отличные отметки.

Интересно, весело и необычно проводится на уроке русского языка эстафета. Класс делится на три команды, лучше всего это сделать по рядам. Доска также делится на три части - каждой команде выделяется по одной трети. На столе лежат карточки со словами таким образом, чтобы самих слов видно не было. Ребята по одному выбегают к столу, берут любую карточку и читают написанное. Если попалось слово с приставкой - его записывают в один столбик, если это словосочетание с предлогом - в другой.

Выиграет та команда, которая быстрее всех справится с задачей. Но тут действует и второе условие: все слова должны быть написаны правильно и находиться в своём столбике. Если команда заканчивает работу первой, ей присуждается 20 очков, за второе место - 15, а за третье - 10. За каждую ошибку следует отбирать по одному очку. После подсчёта ошибок и оставшихся баллов можно вычислить команду-победителя. Чем наградить её участников - решает учитель. Но обычно детям достаточно уже и самого признания. А проигравших можно заставить покукарекать или подёргать самих себя за ушко под музыку.

Такие игры пробуждают в ребятах интерес к знаниям, ведь азарт, жажда победы - самое сильное чувство. Тем более легко происходит закрепление навыков потому, что перед детьми стоит конкретная цель - победить в игре у своих товарищей. Это не какая-то иллюзорная задача - научиться грамотно писать, чтобы считаться культурным человеком. Поэтому играть на уроках русского языка нужно обязательно!