Императив определение. Юридический словарь

Императив

♦ Imperatif

Приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив). Повиновение приказу означает подчинение, и, нет сомнений, оно часто необходимо. Повиноваться императиву означает управлять собой, и это необходимо всегда.

Начиная с Канта различают два типа императива: гипотетический и категорический.

Гипотетический императив подчиняется какому-либо условию, которое обычно определяется преследуемой целью. Пример: «Если ты хочешь, чтобы твои друзья были с тобой честны, будь честен с ними». Еще пример: «Если не хочешь попасть в тюрьму, не совершай бесчестных поступков». Подобные сентенции суть правила благоразумия и искусного поведения, не более того. Речь идет всего лишь о выборе средств, годных для осуществления поставленной перед собой цели; они приобретают какое-то значение только в том случае, если поставленная цель действительно достигается.

Напротив, категорический императив свободен от каких-либо условий. Он не ставит перед собой никакой цели. Например: «Будь честен с друзьями». Или: «Не лги». Таковы нравственные императивы, носящие абсолютный характер: они не имеют ничего общего с успехом или результатом, осторожностью или ловкостью; их диктует долг. Например, поясняет Кант, человек должен свидетельствовать перед судом. Если он хотя бы задается вопросом, для чего ему говорить правду, он уже – ничтожество.

Гипотетический императив носит частный характер. Он имеет смысл только для того, кто способен проверить его условия, иначе говоря, для того, кто действует исходя из какой-то цели (честность друзей, доверие, успех и т. д.). Категорический императив, являясь безоговорочным и не имеющим перед собой цели, носит универсальный характер; он имеет значение для всякого конечного мыслящего существа, включая тех, как подчеркивает Кант, кто этого императива не соблюдает. Он есть сама универсальность, в силу того, что его формулирует и предписывает себе сам разум – и не только в мысленной (теоретический разум), но и в деятельной (практический разум) сфере. Все это и определило широко известную формулировку Канта, предъявляющую к человеку весьма высокие требования: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом» («Основы метафизики нравственности», раздел II). Значит, повиноваться следует только разуму в себе, иными словами, той части себя, которая остается свободной (ибо она не подчинена наклонностям или инстинктам «себя любимого»). Значит, повиноваться следует только себе (автономия), одновременно освобождаясь от себя (универсальность). Таким образом, мораль имеет значение для всех лишь потому, что она имеет значение для каждого (Ален называл это состояние «универсальным одиночеством»), а единственный долг каждого – быть свободным.

от лат. imperativus - повелительный), повеление, требование, приказ, безусловный принцип поведения. Понятие «категорический И.», введенное Э. Кантом в «Критике практич. разума» (1788), обозначает в его этике нравств. закон, гласящий: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант Э., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260). Т. о., Кант обосновывал идеи равенства в морали: моральные требования независимо от их содержания всегда имеют универсальный (всеобщий) характер и распространяются на всех людей. Понятие категорич. И. Кант углубил с помощью утверждения, к-рое вскрывает гуманистич. содержание морали: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Понимание морали, по Канту, является абсолютным, идеальным (см. Идеал). Г. Гегель и К. Маркс считали, что в обществе, основанном на принудит, разделении труда, каждый, относясь к другому как к цели, себя превращает в средство, и наоборот (см. Польза). Но Кант претендовал на построение философски обоснованной этики, а не социальной теории. Категорич. И. он противопоставлял гипотетическим, или условным И. (повелениям, предполагающим умение и благоразумие того, кому они адресованы), указывающим на средство, к-рое надо использовать для достижения определенной цели.

Характеризуя третье значение категорич. И., Кант предполагал автономию человека как личности и гражданина, способного самому устанавливать нравств. принципы своего поведения и беспрекословно им следовать. Понятие «категорич. И.» нередко употребляется для обозначения общепринятых нравств. требований современности (борьба за мир, сохранение природы, выживание человечества и др.).

Приказ, обращаемый к самому себе и не отрицающий свободу, он не противопоставляется ей, но является необходимостью, которую свобода на человека накладывает, - вот что такое императив. Повиноваться приказу извне - начальнику или суверену, как в феодальные времена, или Богу для людей религиозных - это не является императивом, поскольку это только повиновение, только подчинение. Конечно, в течение жизни такое необходимо часто, но далеко не все приказы можно и нужно выполнять. А вот собой не управлять нельзя ни дня, ни минуты, это необходимость, вот что такое императив.

Виды

Со времени появления учения Канта люди различают два вида: императив категорический и императив гипотетический. Последний может подчиняться одному из условий, которое определяет поставленная цель. Например, если человек хочет, чтобы его друзья поступали с ним честно, он должен прежде всего быть честным с ними. Или если человек не хочет быть посаженным в тюрьму, он не должен совершать нехороших поступков.

Эти размышления являются сутью правил искусного поведения, благоразумия, но никак не более. Человек выбирает средства, пригодные для осуществления выбранной им цели, и эти средства пригождаются ему только при достижении этой цели. Выбор норм поведения в зависимости от имеющихся целей и задач - вот что такое императив гипотетический. И средства эти нужны вплоть до исполнения их и достижения успеха.

Категорический императив Иммануила Канта

А этот категорический императив абсолютно свободен от любых условий, перед ним не стоят определённые цели, он ничем никому не обязан, просто выполняет то, что необходимо. Например: нельзя лгать. То есть будь честен. Не только с друзьями, но и вообще со всеми и всегда. Что такое императив, если не долг?

Характер его абсолютный, категорический, не имеющий ничего общего с надеждой на успех или какой-либо результат, он существует не для развития ловкости или осторожности. Просто человек должен это. И не кому-то со стороны. Только самому себе. И как раз для того, чтобы не потерять уважение к себе. Потому что если он, свидетельствуя перед судом, усомнится в необходимости говорить правду, уничтожается сама его человеческая природа.

Сравнение

В чём же тут отличия? Гпотетический императив Канта имеет характер частный, понимаемый лишь теми, кто может проверить все условия его, то есть для тех, кто действует ради цели. Например, честность ведёт к приобретению друзей, друзья могут рассчитывать на обоюдное доверие и помощь, которая приведёт к успеху. А категорический (или нравственный, или моральный) императив - это полная безоговорочность без всякой цели, с универсальным характером.

Значение категорического императива для любого человека огромно, причём взаимосвязи сохраняются даже с теми людьми, которые этот императив вообще не соблюдают. Посредством своей универсальности он вписывается в поведение любого человека, поскольку разум сам его себе формулирует, сам себе предписывает. А он, как мы знаем, бывает как мысленный - теоретический разум, так и деятельный - практический, и пусть они действуют в разных сферах, но идут к одному - утверждению внутреннего свода правил - императива. Кратко говоря, это требования, предъявляемые человеком к самому себе.

Универсальное одиночество

Широко известной стала формулировка императива Иммануила Канта из "Основ метафизики нравственности" (второй раздел): "Поступать нужно так, как будто максима данного поступка за счёт воли должна стать законом для всех". Это означает, что повиноваться человек должен только самому себе (это автономия), но одновременно нужно и освобождаться от самого себя (от себя, любимого, и это универсальность).

Личный нравственный императив, таким образом, и для всех остальных людей имеет значение. Так складывалась мораль, которая существует для всех именно потому, что имеет огромное значение для каждого. Один-единственный долг, который должен выполнять каждый человек, - быть свободным от собственного эгоизма. Это состояние Алан называл "универсальным одиночеством".

Долг

Примеры, обоснования, а также понятие даны в христианских заповедях. Что такое императив? Это долженствование, и Кант здесь не отходит от богословских понятий далеко, используя ту же формулу. Этические императивы - это заповеди совести, нравственности, выражение норм нравственной воли. Заповедью разума представляется объективный принцип понудительного назначения к воле, которая и есть императив. Что такое максима? Это субъективный принцип воли, субъективный принцип деятельности, то есть правила поведения.

Императив в основе своей противостоит максиме. Как уже было сказано, у императива может быть два вида. Гипотетический действует при некоторых условиях, категорический же действует безусловно. Есть разница в примерах. Хочешь быть священником - изучай богословие. Это гипотетический императив. Хочешь торговать - учись обманывать. Тоже он, но в данном случае обязательно будет конфликт с императивом категорическим: "Не лжесвидетельствуй!" (никогда, вообще). Гипотетический императив является действием-средством для достижения цели, категорический - сам себе цель.

Всеобщее правило

Категорическому императиву положено быть формальным принципом нравственности, который соответствует достоинству человека, его практическому разуму, и в приоритете определять форму деятельности собственной воли. Формальному характеру категорического императива предстоит назначение стать всеобщим правилом для всех разумных людей. Практические принципы, полагающие материю или объект со способностью желания как основу, определяющую волю, - это принципы сугубо эмпирические, практических законов дать миру не могут.

Эмпирическим принципам не хватает необходимости, которая рождает закономерность. Разумное существо, следуя эмпирическим принципам, должно мыслить максимами, то есть правилами собственного поведения как практическими всеобщими законами. Соответственно, и в категорическом императиве видится действие как объективная необходимость, но не за счёт поставленной цели, которая может быть и достижимой посредством этого действия, но за счёт только представления непосредственно этого действия, то есть его формы.

Другие философы

Аналогичная формула категорического императива была предложена английским моралистом Вильямом Палеем во второй половине восемнадцатого века. Нравственный императив должен повелевать категорически и безусловно, игнорировать все материальные мотивы. Поступать следует так, чтобы личные правила могли стать принципом всеобщего законодательства. Человечество никогда не должно быть в поступках человека средством, но только целью.

Критиковал кантовские формулы категорического императива немецкий социолог и философ Георг Зиммель. А Эренфельс, Гольдшейд, Унольд, Корнелиус не считали, что Кант завершил работу над данной теорией, и принимали её в несколько модифицированном виде. Однако родоначальник школы классической философии в Германии Иммануил Кант, конечно же, работу эту завершил.

Философия Канта

Высшая ценность - это человек, как считал философ, и он всегда сам по себе цель, он не может быть средством. У каждого есть собственное достоинство, но каждый должен понимать и то, что у любого другого достоинство есть тоже, и оно точно так же является высшей ценностью. У каждого человека есть выбор - как поступить, какая категория ему ближе - добра или зла.

Этот выбор человеку дан от Бога, поскольку эталона, образца, квинтэссенции добра как конкретной личности на земле не существует. Но все люди имеют представление и о добре, и о зле. Дано свыше. И сформировавшееся нравственное сознание всегда придёт к выводу, что символом нравственного идеала нам служит Господь. Вот отсюда и отталкивался философ Иммануил Кант, формулируя свой нравственный закон, регулирующий людские отношения. Отсюда и появился категорический императив.

Великий гуманист

Кант разрабатывал концепцию автономной этики, когда законы и нравственные принципы существуют отдельно от внешней окружающей среды и тесно взаимодействуют друг с другом. Отсюда и явился категорический императив как строгая необходимость существования основных принципов, которые определяют поведение человека.

Личность человеческая не предназначена для того, чтобы служить меркой добра и зла, поскольку совершенства в человечестве нет. Тем не менее главной нравственной ценностью является человек, а Бог - идеал для нравственного подражания и самосовершенствования. Предписаниями для человеческого поведения Кант сделал следующее:

1. Следовать всегда правилам, которые для тебя и окружающих - закон.

2. Относись к ближнему так, как хочешь, чтобы отнеслись к тебе.

3. Никогда не рассматривать ближнего как личную выгоду для себя.

Выводы

Только если нравственный закон не зависит от посторонних причин, он может сделать человека действительно свободным. Моральный закон - императив, повелевающий категорически, потому что каждый человек подвержен чувственным побуждениям, потому что всегда имеет потребности, а значит, способен производить максимы, противоречащие моральному закону. Императив предписывает человеческой воле относиться к закону как обязательности, то есть принуждает внутренне к нравственным поступкам. Понятие долга тоже заключается именно в этом.

Нравственность является формулой выживания и счастья, а количество выпавших человеку страданий весьма зависит от того, насколько нравственна его жизнь. У людей безнравственных жизнь отвратительна. Правила императива помогают разграничить добро и зло. Лучше всех это сделал Кант, заявив, что человек является сам себе целью, а средством не должен быть никогда. Это значит, что не стоят выше человека никакие концепции, идеологии, государства. Предназначение человека не знает никто, и никто не имеет права его использовать. Нравственным будет только то, на что человек сам дал согласие, а принуждение всякого рода безнравственно. Нельзя позволять себе шантаж, манипуляции, давление на человека. А ещё Кант сказал, что средства всегда деформируют цель. То есть за всё безнравственное придётся расплатиться.

Словарь Ушакова

Императив

императи в , императива, муж. (лат. imperativus) (книж. ).

2. То же, что повелительное наклонение (грам. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Императив

(от лат. imperativus повелительный)

требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

Современный экономический словарь. 1999

ИМПЕРАТИВ

(от лат. imperativus - повелительный)

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Императив

(от лат. imperativus - повелительный)

1) безусловное требование, повеление, приказ, закон;

2) правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

Словарь лингвистических терминов

Императив

(лат. imperativus – повелительный)

Повелительное наклонение глагола. Наклонение, совмещающее выражение желания и выражение побуждения.

1) гортативы ;

2) юссивы ;

3) прохибитив .

Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник

Императив

Наклонение, совмещающее выражение желания и выражение побуждения.

Глагольная парадигма императива включает:

1) гортативы ;

2) юссивы ;

3) прохибитив .

Словарь экономических терминов

Императив

(от лат. imperativus - повелительный)

повеление, настоятельное требование; по Канту: "Поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Императив

Императив

♦ Imperatif

Приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив). Повиновение приказу означает подчинение, и, нет сомнений, оно часто необходимо. Повиноваться императиву означает управлять собой, и это необходимо всегда.

Начиная с Канта различают два типа императива: гипотетический и категорический.

Гипотетический императив подчиняется какому-либо условию, которое обычно определяется преследуемой целью. Пример: «Если ты хочешь, чтобы твои друзья были с тобой честны, будь честен с ними». Еще пример: «Если не хочешь попасть в тюрьму, не совершай бесчестных поступков». Подобные сентенции суть правила благоразумия и искусного поведения, не более того. Речь идет всего лишь о выборе средств, годных для осуществления поставленной перед собой цели; они приобретают какое-то значение только в том случае, если поставленная цель действительно достигается.

Напротив, категорический императив свободен от каких-либо условий. Он не ставит перед собой никакой цели. Например: «Будь честен с друзьями». Или: «Не лги». Таковы нравственные императивы, носящие абсолютный характер: они не имеют ничего общего с успехом или результатом, осторожностью или ловкостью; их диктует долг. Например, поясняет Кант, человек должен свидетельствовать перед судом. Если он хотя бы задается вопросом, для чего ему говорить правду, он уже – ничтожество.

Гипотетический императив носит частный характер. Он имеет смысл только для того, кто способен проверить его условия, иначе говоря, для того, кто действует исходя из какой-то цели (честность друзей, доверие, успех и т. д.). Категорический императив, являясь безоговорочным и не имеющим перед собой цели, носит универсальный характер; он имеет значение для всякого конечного мыслящего существа, включая тех, как подчеркивает Кант, кто этого императива не соблюдает. Он есть сама универсальность, в силу того, что его формулирует и предписывает себе сам разум – и не только в мысленной (теоретический разум), но и в деятельной (практический разум) сфере. Все это и определило широко известную формулировку Канта, предъявляющую к человеку весьма высокие требования: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом» («Основы метафизики нравственности», раздел II). Значит, повиноваться следует только разуму в себе, иными словами, той части себя, которая остается свободной (ибо она не подчинена наклонностям или инстинктам «себя любимого»). Значит, повиноваться следует только себе (автономия), одновременно освобождаясь от себя (универсальность). Таким образом, мораль имеет значение для всех лишь потому, что она имеет значение для каждого (Ален называл это состояние «универсальным одиночеством»), а единственный долг каждого – быть свободным.