Положение об экспертном совете девелоперской компании. Положение

П О Л О Ж Е Н И Е
Об Экспертном совете
Федерального агентства водных ресурсов


1. Общие положения

1.1. Экспертный совет Федерального агентства водных ресурсов (далее – Экспертный совет) является постоянно действующим совещательным органом Федерального агентства водных ресурсов и образован в целях обеспечения эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых Агентством на реализацию водоохранных и водохозяйственных мероприятий.

1.2. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, приказами Федерального агентства водных ресурсов, Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов и настоящим Положением.

2. Основные задачи и функции Экспертного совета

2.1. Основной задачей Экспертного совета является формирование экспертной оценки проектов строительства, реконструкции гидротехнических сооружений, водоохранных и водохозяйственных мероприятий, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета и выработка на ее основе оптимальных решений о возможности бюджетного финансирования, вопросам водохозяйственной деятельности, использования и охраны водных объектов.

2.2. Функцией Экспертного совета является экспертная оценка:

проектов строительства, реконструкции объектов федеральной адресной инвестиционной программы;
проектов капитального ремонта ГТС;

технико-экономических обоснований и проектов на проведение водохозяйственных и водоохранных работ и мероприятий текущего характера.

3. Состав и структура Экспертного совета

3.1. Экспертный совет состоит из председателя, заместителей председателя по направлениям, секретаря и членов Экспертного совета.

В состав Экспертного совета по должности входят: заместители Руководителя Федерального агентства водных ресурсов.

3.2. Экспертный совет формируется из привлекаемых по согласованию представителей федеральных органов государственной власти, научных и общественных организаций, ученых и специалистов в установленной сфере деятельности Агентства, федеральных гражданских служащих Агентства. Общая численность Экспертного совета составляет 9 человек. Персональный состав экспертного совета утверждается приказом Руководителя Федерального агентства водных ресурсов.

3.3. Для рассмотрения отдельных, наиболее технически сложных или капиталоемких проектов могут быть созданы временные (постоянные) рабочие группы из числа членов Экспертного совета и представителей иных экспертных сообществ.

3.4. Председатель Экспертного совета:

назначается руководителем Федерального агентства водных ресурсов;

осуществляет общее руководство работой Экспертного совета;

утверждает персональный состав рабочих групп и планы их работы;

принимает решение о проведении внеочередных, закрытых, выездных и совместных заседаний Экспертного совета и других совещательных и экспертных органов;

согласовывает ведение звукозаписи, стенографирования, видео-и фотосъемки заседаний Экспертного совета;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим положением.

4. Организация работы Экспертного совета

4.1 Экспертный совет работает по планам, утверждаемым его председателем.

4.2. Основной формой деятельности Экспертного совета являются заседания. В случае необходимости по решению председателя Экспертного совета могут проводиться внеочередные, закрытые, выездные и совместные заседания Экспертного совета и других совещательных и экспертных органов по согласованию с ними.

4.3. Порядок проведения закрытых заседаний Экспертного совета устанавливается его председателем.

4.4. Заседание Экспертного совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от установленного п.3.2. настоящего положения числа членов.

5. Планирование заседаний Экспертного совета

5.1. Заседания Экспертного совета проводятся на плановой основе, как правило, не реже одного раза в месяц. Планы работы Экспертного совета составляются на полугодие и утверждаются председателем.

5.2. Подготовка и согласование проекта плана работы Экспертного совета на полугодие возлагается на Управление экономики, финансов и бюджетного учета.

5.3. Правом внесения предложений к проекту плана работы экспертного совета на очередное полугодие, а также предложений по внесению изменений и дополнений в утвержденный план обладают председатель Экспертного совета, его заместители по направлениям, Руководитель Федерального агентства водных ресурсов и его заместители.

5.4.. В плане работы указываются вопросы, выносимые на рассмотрение Экспертного совета, член Экспертного совета, докладывающий экспертную оценку (мнение), дата проведения заседания.


6. Порядок подготовки и проведения заседаний Экспертного совета

6.1. Оповещение лиц, приглашенных на заседание Экспертного совета, осуществляет Управление делами, госслужбы и кадров Агентства, согласно утвержденному председателем Экспертного совета списку.

6.2. Подготовка докладов, проектов решений, заключений и рекомендаций Экспертного совета осуществляется докладчиками – членами Экспертного совета при материально-техническом содействии Управления делами, госслужбы и кадров Агентства.

6.3. Открытие и закрытие заседаний, информирование членов Экспертного совета о составе и числе лиц, приглашенных на заседание, организация обсуждения вопросов (предоставление слова для выступления, вынесение на голосование проектов подготовленных документов, предложений по рассматриваемым вопросам и объявление результатов голосования), оглашение запросов, справок, заявлений и предложений осуществляется Председателем Экспертного совета или лицом, им уполномоченным (заместителем Председателя Экспертного совета).

6.4. Заседания Экспертного совета начинаются с утверждения повестки дня и уточнения порядка его проведения. Время для докладов устанавливается в пределах до 15 минут, для выступлений в прениях – до 10 минут, для сообщений и справок – до 5 минут. В необходимых случаях председатель Экспертного совета может изменить время для выступлений.

6.5. Приглашенные на заседания Экспертного совета лица могут выступать в прениях, высказывать замечания, давать справки по существу обсуждаемых вопросов и проектов подготовленных решений.

6.6. Звукозапись и стенографирование, видео- и фотосъемка заседаний Экспертного совета осуществляется по согласованию с председателем.

6.7. Ведение протокола заседания осуществляется секретарем Экспертного совета.

6.8. В протоколе указывается: порядковый номер протокола, дата, время и место проведения заседания, фамилия, имя, отчество председательствующего, присутствующих членов Эспертного совета, приглашенных и их должности, рассмотренные вопросы, принятые по ним решения, фамилии докладчиков и выступавших.

6.9. Протоколы подписываются председателем Экспертного совета и секретарем.

6.10. Ведение делопроизводства Экспертного совета возлагается на Управление делами, госслужбы и кадров Агентства. Дела с материалами Экспертного совета подлежат формированию и хранению в соответствии с утвержденной номенклатурой и установленным порядком. Ознакомление с этими делами допускается только с разрешения председателя Экспертного совета.

7. Порядок принятия решений Экспертным советом

7.1. Решение, принимаемое по каждому обсуждаемому вопросу, как правило, открытым голосованием, считается принятым, если за него подано большинство голосов от числа присутствующих на заседании членов Экспертного совета. При равенстве голосов решающим голосом является голос председателя Экспертного совета.

7.2. Решение Экспертного совета подписывается председателем.

7.3. Решения, принятые Экспертным советом оформляются протоколами и носят рекомендательный характер. Решения экспертного совета могут быть реализованы посредством издания соответствующих приказов Руководителя Агентства либо путем их доведения до соответствующих исполнителей.

8. Порядок подготовки и проведения заседаний рабочих групп

8.1. Заседания рабочих групп планируют заместители председателя Экспертного совета по направлениям (руководители рабочих групп).

8.2. Проведение заседаний рабочих групп, подготовка материалов к ним, ведение протоколов заседаний обеспечиваются руководителем рабочей.

8.3. Результаты заседаний рабочих групп докладываются на заседании Экспертного совета. Решения по результатам заседаний принимаются в порядке, определенном настоящим Положением.

8.4. Материалы заседаний рабочих групп и протоколы заседаний за подписью руководителя рабочей группы сдаются в Управление делами, госслужбы и кадров Агентства.

1.1. Экспертный совет Автономной некоммерческой организации «Национальный Центр развития государственно-частного партнерства» (далее – «Экспертный совет») является постоянно действующим экспертным органом при Автономной некоммерческой организации «Национальный Центр развития государственно-частного партнерства» (далее – «Национальный Центр ГЧП»), созданным для формирования консолидированной позиции делового, экспертного и научного сообществ, а также институтов развития сферы государственно-частного партнерства (далее также – «ГЧП») по вопросам применения механизмов государственно-частного партнерства в целях развития транспортной, социальной, коммунально-энергетической, информационно-коммуникационной, промышленной и сельскохозяйственной инфраструктуры на территории Российской Федерации.

1.2. Деятельность Экспертного совета осуществляется на принципах добровольности, гласности и самостоятельности в принятии решений в рамках компетенции. Порядок деятельности Экспертного совета определяется настоящим Положением.

1.3. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Члены Экспертного совета обязаны ознакомиться с настоящим Положением.

1.4. Члены Экспертного совета принимают участие в деятельности Экспертного совета на общественных началах.

1.5. Положение об Экспертном совете утверждается Общим собранием учредителей Национального Центра ГЧП. Изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются Общим собранием учредителей Национального Центра ГЧП по согласованию с Председателем Экспертного совета. Иные документы, регламентирующие работу Экспертного совета, утверждаются Председателем Правления Национального Центра ГЧП.

1.6. Организационно-техническое обеспечение деятельности Экспертного совета, подготовку и проведение его заседаний осуществляет Национальный Центр ГЧП совместно с секретарем Экспертного совета.

2. Целеполагание и направления деятельности Экспертного совета

2.1. Целью деятельности Экспертного совета является формирование единой независимой экспертной платформы в сфере ГЧП для консолидации усилий делового, экспертного и научного сообществ, а также институтов развития сферы ГЧП.

2.2. Достижение цели, указанной в пункте 2.1 настоящего Положения, осуществляется посредством:

    1) оказания экспертного содействия Национальному Центру ГЧП в научной, проектной, экспертной, информационной и иных видах деятельности;
    2) участия в выработке, а также публичном обсуждении стратегических инициатив по развитию сферы ГЧП;
    3) участия в проведении исследований развития сферы ГЧП;
    4) участия в выработке и реализации приоритетных проектов Национального Центра ГЧП;
    5) участия в процессе проведения экспертизы ГЧП-инициатив;
    6) участия в проведении регулярных стратегических экспертных сессий по вопросам ГЧП на федеральном, межрегиональном (в пределах отдельных федеральных округов) и региональном уровнях;
    7) участия в подготовке и сопровождении ГЧП-проектов;
    8) участия в публичных мероприятиях, направленных на развитие сферы ГЧП, в том числе в проведении экспертных дискуссий, а также образовательных программах, реализуемых Национальным Центром ГЧП;
    9) участия в функционировании и развитии информационного ресурса «Платформа Поддержки Инфраструктурных Проектов «РОСИНФРА» (http://www.pppi.ru/);
    10) участия в формировании рейтинга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по уровню развития ГЧП;
    11) участия в формирование рейтингов (независимая оценка) участников проектов ГЧП;
    12) проведения анализа состояния правовой базы и подготовки предложений по развитию правового регулирования в сфере ГЧП;
    13) участия в выработке предложений по устранению необоснованных административных барьеров для осуществления инвестиционной и иной хозяйственной деятельности при реализации (подготовке к реализации) ГЧП-проектов.

3.1. Экспертный совет состоит из Председателя Экспертного совета, заместителя Председателя Экспертного совета, секретаря Экспертного совета и экспертов (до 100 человек), вместе именуемых членами Экспертного совета.

3.2. Первый состав Экспертного совета утверждается Правлением Национального Центра ГЧП. В последующем изменения в составе Экспертного совета осуществляются на основании решений Председателя Экспертного совета в порядке, установленном настоящим Положением.

3.3. Председатель Экспертного совета, заместитель Председателя Экспертного совета и секретарь Экспертного совета избираются из числа членов Экспертного совета на его первом заседании сроком на один год. При этом члены Экспертного совета, Председатель Правления Национального Центра ГЧП (далее – «Председатель Правления») вправе инициировать рассмотрение Экспертным советом вопроса о досрочном прекращении полномочий Председателя Экспертного совета, его заместителя, секретаря Экспертного совета и о назначении новых лиц на указанные должности.

3.4. Членами Экспертного совета могут являться граждане Российской Федерации и иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и имеющие высокий уровень компетенции в сфере, связанной с уставной деятельностью Национального Центра ГЧП (далее – «Кандидатура», «Кандидат»).

3.5. Членами Экспертного совета не могут являться лица, чье участие в работе Экспертного совета ограничено существующими соглашениями с работодателем.

3.6. Кандидатуры могут предлагаться учредителями Национального центра ГЧП, членами Правления Национального Центра ГЧП, Генеральным директором Национального Центра ГЧП, членами Генерального совета Автономной некоммерческой организации «Национальный Центр развития государственно-частного партнерства» (далее – «Генеральный совет»), членами Экспертного совета, а также вправе выдвигаться в порядке самовыдвижения. Предложения о включении Кандидатуры в состав Экспертного совета направляются Председателю Правления.

3.7. Включение Кандидатур в состав Экспертного совета производится на основании:

    1) анкеты установленного образца (Приложение № 1 к настоящему Положению), заполненной Кандидатом (с письменным подтверждением согласия на включение в состав Экспертного совета) и представленной для рассмотрения в Экспертный совет;
    2) согласия на обработку персональных данных (Приложение № 2 к настоящему Положению), заполненным Кандидатом;
    3) решения Председателя Экспертного совета о включении Кандидатуры в состав Экспертного совета, согласованного с Председателем Правления и принятого по итогам голосования членов Экспертного совета, которое оформляется по установленной форме (Приложение № 3 к настоящему Положению).

3.8. Лицо, имеющее намерение войти в состав Экспертного совета, направляет в адрес Председателя Правления заявление с приложением документов, указанных в пп. 1)и 2) п. 3.7 настоящего Положения.

3.9. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения указанных в п. 3.8 документов, Председатель Правления принимает одно из следующих решений:

    1) о согласовании Кандидатуры для ее включения в состав Экспертного совета;
    2) о нецелесообразности включения Кандидатуры в состав Экспертного совета.

3.10. В случае принятия решения, указанного в пп. 2) п. 3.9 Положения, Председатель Правления вправе направить Кандидату письменный отказ во включении в состав Экспертного совета.

3.11. В случае принятия решения, указанного в пп. 1) п. 3.9. Положения, Председатель Правления в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет соответствующее уведомление в адрес Председателя Экспертного совета с приложением документов, указанных в п. 3.7.

3.12. Председатель Экспертного совета в течение 30 календарных дней со дня получения указанных в п. 3.11 уведомления и документов инициирует проведение заседания Экспертного совета для рассмотрения вопроса о включении Кандидатуры в состав Экспертного совета. Рассмотрение членами Экспертного совета вопросов о включении Кандидатуры в состав Экспертного совета и оформление их результатов осуществляются в порядке, установленном разделом 5 Положения.

3.13. Решение Председателя Экспертного совета о включении в состав Экспертного совета оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется сопроводительным письмом в адрес Кандидатуры, второй – в адрес Председателя Правления. В адрес Кандидатуры одновременно с решением и уведомлением также может быть направлена выписка из протокола заседания Экспертного совета, на основании которого принято решение о включении в Экспертный совет, или заверенная Национальным Центром ГЧП копия такого протокола.

3.14. Принятые решения о включении в Экспертный совет подлежат сплошному учету, который осуществляется Национальным Центром ГЧП совместно с секретарем Экспертного совета.

3.15. В случае, если по итогам голосования членами Экспертного совета принято решение об отказе во включении в Экспертный совет, Председателем Экспертного совета в адрес Кандидатуры и Председателя Правления направляются соответствующие письма-уведомления.

3.16. По предложению учредителей Национального центра ГЧП, членов Правления Национального Центра ГЧП, Генерального директора Национального Центра ГЧП и членов Генерального совета на рассмотрение Экспертного совета может быть вынесен вопрос об исключении члена Экспертного совета из его состава.

3.17. Предложение об исключении лица из состава Экспертного совета оформляется в письменной форме и должно содержать описание оснований его инициации.

3.18. Предложение об исключении лица из состава Экспертного совета рассматривается на его заседании, по итогам которого принимается соответствующее решение, подлежащее оформлению в установленном настоящим Положением порядке.

4.1. Члены Экспертного совета имеют право:

    1) своевременно получать полную и актуальную информацию, связанную с деятельностью Экспертного совета;
    2) иметь доступ к результатам мониторинга публикаций средств массовой информации по вопросам ГЧП, проводимого Национальным Центром ГЧП;
    3) лично участвовать в работе Экспертного совета;
    4) вносить предложения по направлениям работы Экспертного совета;
    5) предлагать Кандидатуры в состав Экспертного совета;
    6) давать заключения по вопросам, рассматриваемым Экспертным советом;
    7) выступать на различных мероприятиях в качестве члена Экспертного совета;
    8) использовать материалы Экспертного совета, в том числе при решении своих основных профессиональных задач (при условии обязательного указания на факт подготовки материалов в рамках деятельности Экспертного совета);
    9) выйти из состава Экспертного совета на основании письменного заявления;
    10) осуществлять иные полномочия в пределах своей компетенции.

4.2. Члены Экспертного совета обязаны:

    1) лично участвовать в деятельности Экспертного совета;
    2) не разглашать информацию, которая стала известна в связи с участием в деятельности Экспертного совета и которая не подлежит разглашению;
    3) предоставлять Национальному Центру ГЧП информацию, непосредственно связанную с деятельностью в качестве члена Экспертного совета, в пределах своей компетенции;
    4) осуществлять взаимодействие с иными членами Экспертного совета при решении текущих задач, требующих принятия коллективных решений, в том числе с использованием информационного ресурса «Платформа Поддержки Инфраструктурных Проектов «РОСИНФРА» (http://www.pppi.ru/).

4.3. Члены Экспертного совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам, в том числе членам Экспертного совета.

4.4. Председатель Экспертного совета:

    1) организует деятельность Экспертного совета;
    2) ведет заседания Экспертного совета;
    3) распределяет обязанности между членами Экспертного совета;
    4) осуществляет контроль выполнения планов деятельности и решений Экспертного совета;
    5) определяет состав рабочих (проектных) групп и комитетов;
    6) представляет Экспертный совет на различных мероприятиях;
    7) дает комментарии от лица Экспертного совета в средствах массовой информации.

4.5. Заместитель Председателя Экспертного совета замещает Председателя в период его отсутствия.

5.1. Заседания Экспертного совета проводятся в соответствии с планом деятельности Экспертного совета и (или) по мере необходимости по решению Председателя Экспертного совета.

5.2. Проект плана деятельности Экспертного совета формируется Национальным Центром ГЧП по согласованию с членами Экспертного совета, утверждается Председателем Экспертного совета и в обязательном порядке направляется его членам для учета в работе.

5.3. Необходимые материалы и проект повестки очередного заседания Экспертного совета формируется Национальным Центром ГЧП совместно с секретарем Экспертного совета по согласованию с членами Экспертного совета в срок не позднее пяти рабочих дней до дня проведения такого заседания.

5.4. Решения Экспертного совета оформляются в виде протоколов, которые утверждаются Председателем Экспертного совета или его заместителем.

5.5. Решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Экспертного совета. Каждый член Экспертного совета обладает одним голосом.

5.6. Допускается проведение заседаний Экспертного совета с использованием информационно-телекоммуникационных систем (в режиме удаленного доступа участников), а также проведение заочного голосования. Допускается проведение заседаний Экспертного совета как в открытом, так и в закрытом формате. Формат проведения заседаний Экспертного совета определяется Председателем Экспертного совета по согласованию с Национальным Центром ГЧП.

5.7. Среди членов Экспертного совета могут проводиться опросы, анкетирование и другие исследования, направленные на сбор экспертных оценок и иной информации, необходимой для достижения целей деятельности Экспертного совета и Национального Центра ГЧП.

5.8. Взаимодействие между членами Экспертного совета осуществляется преимущественно в электронном виде.

5.9. В целях более глубокой проработки вопросов из числа членов Экспертного совета могут формироваться временные рабочие (проектные) группы и комитеты.

5.10. Состав рабочих (проектных) групп и комитетов, их руководители определяются Председателем Экспертного совета по согласованию с членами Экспертного совета в соответствии с характером задачи, на решение которой направлено создание такой рабочей (проектной) группы или комитета, и с учетом профессиональной специализации членов Экспертного совета, включение которых планируется в состав рабочей (проектной) группы или комитета.

5.11. К участию в деятельности рабочих (проектных) групп, комитетов по решению их руководителей могут привлекаться представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных, научных, образовательных и иных организаций, которые не входят в состав Экспертного совета.

5.12. Порядок деятельности рабочей (проектной) группы или комитета определяется их участниками самостоятельно. По итогам работы рабочей (проектной) группы, комитета участниками готовится заключение, которое направляется Председателю Экспертного совета, а также в Национальный Центр ГЧП.

5.13. Члены Экспертного совета привлекаются в приоритетном порядке к участию в реализации на возмездной основе мероприятий, проектов и программ, проводимых (осуществляемых) Национальным Центром ГЧП. В этом случае отношения между Национальным Центром ГЧП и экспертами регулируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.14. Члены Экспертного совета в приоритетном порядке привлекаются к выполнению научно-аналитических работ, выполняемых по заказу или силами Национального Центра ГЧП.

5.15. Члены Экспертного совета в приоритетном порядке рекомендуются Национальным центром ГЧП в качестве экспертов для взаимодействия с представителями средств массовой информации.

5.16. Документы и материалы заседаний Экспертного совета включаются в номенклатуру дел Национального Центра ГЧП, подлежат учету и хранению в установленном порядке. Копии (или копии, заверенные Национальным Центром ГЧП) таких документов и материалов, могут быть предоставлены Председателю Экспертного совета или секретарю Экспертного совета на основании письменного запроса.

Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее - Экспертный совет, ЭС) - это негосударственный и некоммерческий коллегиальный орган, обеспечивающий независимую экспертизу проектов правительственных решений , а также подготовку для рассмотрения Председателем Правительства экспертных иницатив, которые могут лечь в основу таких решений.

ЭС является важным слагаемым системы Открытого правительства , реализующим один из ее основополагающих принципов - вовлеченность общества в обсуждение вопросов, рассматриваемых Правительством РФ. Эта вовлеченность позволяет обеспечить их всестороннюю проработку, выбрать наиболее приемлемые для всех и эффективные варианты действий.

ЭС работает и в реактивном (отвечая на запросы со стороны Правительства), и в проактивном (выявляя и формулируя спрос со стороны общества) режиме. В обоих случаях предложения Экспертного совета носят рекомендательный характер. ЭС не обладает правом законодательной инициативы.

Основ ными задачами Экспертного совета являются:

· обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);

· предоставление Правительству РФ своевременной и качественной экспертизы по рассматриваемым им вопросам;

· формирование вопросов актуальной с точки зрения экспертного сообщества повестки дня - для обсуждения с Председателем Правительства РФ и, по его поручению, - с федеральными министерствами и ведомствами.

Регулирование его работы осуществляется Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства и министром РФ по делам Открытого правительства (с 21 мая 2012 г. эту должность занимает М.А. Абызов). Министр может выступать модератором экспертных дискуссий, а также - как член Правительства РФ - формулирует спрос на экспертные заключения со стороны кабинета министров, но не руководит работой ЭС.

На базе Некоммерческого фонда «Аналитический центр "Форум"» (АЦФ) создан Проектный офис Экспертного совета (Проектный офис, ПО), который занимается организацией деятельности ЭС. Эта работа предполагает:

· организацию и модерирование экспертных обсуждений;

· методологическое и технологическое обеспечение этого модерирования;

· организацию работы Коллегии ЭС, определяющей его стратегическую повестку;

· формирование экспертных рабочих групп;

· обеспечение экспертов необходимыми материалами;

· обеспечение сроков подготовки документов;

· помощь в подготовке экспертных заключений и иных материалов, направляемых на рассмотрение в Правительство РФ;

· учет активности экспертов, в том числе при плановой ротации, а также агрегирование предложений по кандидатам на вступление в ЭС.

Фактически Экспертный совет функционирует как экспертный пул, не имеющий единого руководящего органа.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

8 февраля 2012 г. Указом Президента Российской Федерации была создана рабочая группа по формированию в России системы Открытого правительства. 15 апреля 2012 г. итоги деятельности рабочей группы были обобщены и представлены Президенту в виде доклада, содержащего, в частности, предложение создать Экспертный совет при Правительстве РФ.

21 мая 2012 г. был утвержден состав нового кабинета министров. М.А. Абызов был назначен министром РФ по вопросам Открытого правительства.

Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. №773 была создана Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства.

В тот же день вышло Постановление Правительства РФ №774, в котором была поставлена задача по образованию Экспертного совета . Первый состав ЭС был утвержден 6 августа 2012 года, и уже в сентябре 2012 года советом было подготовлено первое экспертное заключение.

Членами ЭС сегодня являются 363 эксперта , более 1500 человек работают в статусе привлеченных экспертов. Представителей органов власти в составе ЭС нет . Работа осуществляется на безвозмездной и ротационной основах.

Членами Экспертного совета могут стать физические лица , не состоящие на государственной, муниципальной и воинской службе, готовые на безвозмездной основе принимать участие в работе Экспертного совета. Иностранные граждане , лица с гражданством двух или более государств также могут быть членами ЭС, при этом они не привлекаются к рассмотрению вопросов, связанных с государственной тайной.

На протяжении календарного года ПО ведет учет активности каждого члена Экспертного совета, а также собирает новые заявки на участие в его работе, которые оцениваются как на уровне Проектного офиса, так и министром РФ. Сформулированные в результате этой работы предложения по ротации членов ЭС представляются на одобрение Председателя Правительства РФ. Попасть в список кандидатов можно:

· в результате выдвижения от федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общественной палаты Российской Федерации, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, общественных объединений предпринимателей, Российской академии наук и отраслевых академий наук, ведущих российских высших учебных заведений;

· подав заявку лично по адресу [email protected] .

И при создании ЭС, и в процессе его обновления преследовалась и преследуется цель обеспечения баланса и репрезентативности представителей различных секторов экспертного сообщества - бизнеса, науки, некоммерческих организаций.

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Ключевыми принципами функционирования ЭС являются:

1) Реализация политики «открытых дверей». Правительство России принимает решения по широкому кругу вопросов, при этом в сформированном по итогам очередной ротации ЭС могут отсутствовать эксперты в какой-то определенной предметной области. Поэтому к сотрудничеству с ЭС могут привлекаться специалисты, формально не состоящие в Экспертном совете.

2) Комплексный подход. Экспертный совет стремится представить Правительству РФ всю палитру мнений по обсуждаемому вопросу, указать на максимально широкий спектр рисков и последствий предлагаемых решений. Поэтому приоритет в работе отдается коллегиальным формам работы. К участию в подготовке экспертных заключений приглашаются носители всех точек зрения на обсуждаемый вопрос. Если участники дискуссии не пришли к единой точке зрения, разница во мнениях отражается в экспертном заключении.

3) Добровольность участия. Участие в работе ЭС является добровольным, от нее можно отказаться как в ходе очередной ротации (проводится раз в два года), так и в период между ними.

4) Безвозмездность участия. Работа в ЭС не оплачивается, за исключением случаев проведения специальных исследований (например, социологических опросов).

5) Уважение заказчика. Заказчиком и потребителем услуг Экспертного совета является Правительство России. От членов Экспертного совета ожидается уважение к регламенту, планам и приоритетам его деятельности. В некоторых случаях требуется согласие на неразглашение информации.

6) Декларирование конфликта интересов. Организация коллегиальной и комплексной работы в целом позволяет нивелировать негативный эффект лоббирования в пользу отдельных групп интересов и подготовить качественный экспертный продукт.

Координацией работы экспертов занимается Коллегия ЭС. Согласно сложившейся практике, в состав Коллегии входят люди с опытом работы на уровне Правительства РФ, в том числе - на позициях консультантов/советников. На уровне Коллегии обсуждаются основные планы и предложения по совершенствованию процедур работы ЭС, тематика и повестка встреч с Председателем Правительства РФ. Также Коллегия обеспечивает координацию проактивной повестки ЭС, помогает отраслевым или узкоспециализированным рабочим группам поместить свою повестку в контекст работы Правительства в целом.

Проект основных направлений деятельности Экспертного совета ежегодно выносится Проектным офисом на обсуждение с Коллегией ЭС и министром РФ.

МЕХАНИЗМЫ И ПРОДУКТЫ

К основным механизмам ЭС относятся рабочие группы , сформированные по большинству направлений его деятельности. Каждая рабочая группа имеет своего руководителя из числа членов ЭС, утвержденного Коллегией и министром РФ. Группа формирует свобственную проактивную повестку и организует работу по повестке реактивной. В состав рабочих групп входят члены ЭС и иные эксперты, получившие приглашение от руководителя рабочей группы.

Как правило, состав рабочих групп утверждается решением министра РФ. Хотя госслужащие не могут быть членами Экспертного совета, в некоторых случаях они участвуют в работе групп, чтобы обеспечить оперативную связь с ведомствами или аппаратом Правительства РФ, в рабочем порядке осуществить согласование позиций. Это позволяет ускорить рассмотрение предложенных группой документов в соответствующих министерствах.

Зачастую экспертные коллективы формируются для реализации отдельных краткосрочных проектов Экспертного совета. Впоследствии, с учетом достигнутых результатов, на основе такого временного коллектива может быть сформирована отдельная рабочая группа со своей повесткой и постоянным составом участников.

Форматы работы группы по отдельным вопросам определяются в зависимости от сложности поставленных задач, доступности необходимого состава экспертов и степени срочности. Это могут быть:

Очные встречи экспертов на различных площадках;

Онлайн-опросы по теме, онлайн-обсуждения (например, проектов нормативно-правовых актов);

Совещания у министра РФ с участием экспертов;

Встречи членов Экспертного совета с Председателем Правительства;

Публичные мероприятия (форумы, конкурсы, конференции).

Основными продуктами ЭС являются экспертные заключения (реже - отчеты, протоколы) по отдельным вопросам, сформулированным в поручениях Правительства РФ. Заключения ЭС редко носят оценочный (положительный/отрицательный) характер. Чаще всего речь идет о конструктивных предложениях , направленных на повышение эффективности планируемых решений или процедур. Кроме того, Экспертный совет готовит системные доклады , зачастую носящие стратегический характер: например, об основных направлениях денежной и налоговой политики, о социально-экономическом прогнозе, методологии приоритизации государственных инвестиций, глобальных трендах и вызовах для России.

Большинство экспертных заключений публикуется в открытом доступе, на . Исключением являются случаи, требующие сохранения режима конфиденциальности.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Известны различные варианты взаимодействия правительств с экспертными советами, в основном отличающиеся горизонтом прогноза и характером применяемых знаний.

Социально-экономические советы (СЭС) зачастую возникали как ответ на потребность в формализованном взаимодействии государства и уже достаточно структурированного общества. Именно поэтому, например, Le Conseil économique, social et environnemental, существование которого предусмотрено конституцией Франции, состоит из точно определенного числа представителей конкретных социальных и профессиональных групп: наемных работников, фермеров, ремесленников, общественников и т.д.

Советы экономических экспертов отличаются от СЭС не только большим горизонтом прогнозирования и более выраженным фокусом на экономическую проблематику, но и, как правило:

· существенно меньшим составом (например, 3 человека в американском Council of Economic Advisers, 8 - в австралийском National Sustainability Council);

· строгой ориентированностью на заказчика в виде руководства исполнительной власти.

Форсайтинговые (от англ. foresight - предвидение) группы и центры имеют наибольший горизонт прогнозирования, что не только требует от входящих в них экспертов глубоких теоретических знаний и визионерских способностей, но и определяет иную специфику их работы:

· обязательный учет глобального контекста;

· сценарный характер анализа;

· многообразие используемых инструментов;

· обновление прогноза на основе постоянного мониторинга.

ЭС при Правительстве РФ объединяет в себе отдельные черты всех упомянутых выше типов экспертных советов и даже обладает более широким функционалом. Так, например, экспертизе нередко подвергаются не только концепции нормативно-правовых актов (этим, как правило, ограничивается задача СЭС), но и сами тексты проектов соответствующих документов.

НОРМАТИВНЫЕ НОВАЦИИ

24 июля 2015 в Регламент деятельности Правительства РФ были внесены изменения, существенно расширяющие полномочия Экспертного совета. С этого момента:

· вынося любой вопрос на рассмотрение Правительства, каждый ФОИВ должен указать, требуется заключение Экспертного совета или нет;

· если ФОИВ считает, что заключение требуется, либо так считает Председатель Правительства, а также его заместители, вопрос передается в ЭС;

· ЭС должен представить свое заключение в течение 15 дней;

· если ФОИВ не согласен с экспертным заключением или его частью, вопрос выносится на рассмотрение Правительства в сопровождении перечня разногласий.

В такой конфигурации существенно усиливается ответственность как ФОИВ, который должен содержательно оценить потребность в независимой экспертизе, так и самого Экспертного совета, который должен предоставить такую экспертизу за две недели.

Решение о придании Экспертному совету большего аппаратного веса укладывается в контекст ранее принятого Правительством РФ решения о разработке «Стратегии-2030» именно на площадке ЭС.

ПРИМЕРЫ РАБОТ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ

В 2014 году ЭС в инициативном порядке подготовил доклад о состоянии и перспективах инноваций в России («Инновации 2.0»). Доклад был одобрен Правительством РФ, а сам ЭС получил в дальнейшую разработку целый спектр связанных тем: анализ деятельности институтов инновационного развития, актуализацию Инновационной стратегии, «перезагрузку» работ госкомпаний в части их программ инновационного развития, подготовку нормативной и методологической базы по закупкам инновационной продукции, расширение налоговых льгот для бизнес-ангелов и т.д.

В мае 2015 года рабочая группа ЭС «Связь и информационные технологии» также в инициативном порядке подготовила заключение на предложение Российского союза правообладателей о введении « » . В данном случае РГ выступила единственной площадкой, которая смогла объединить позиции телеком- и интернет-компаний, крупных правообладателей, осуществляющих деятельность в сети Интернет. В подготовке отрицательного заключения приняли участие: «Ростелеком», «ВымпелКом», МТС, «МегаФон», «Теле-2» (в совокупности - более 95% телекоммуникационного рынка Российской Федерации), представители РАЭК, ООО «Спутник», «Яндекса», Ассоциации «Интернет-видео», НТЦ ИТ РОСА «Российские операционные системы» (в совокупности - более 90% интернет-отрасли и отрасли разработки программного обеспечения Российской Федерации), а также научного сообщества - Дипломатической академии МИД РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ». В июне 2015 года стало известно о том, что Президент РФ не поддерживает концепцию «глобальной лицензии».

Отрицательное заключение на законопроект, лишающий пенсии работающих пенсионеров, если их доход превышает 1 млн руб. в год, способствовало тому, что эта тема пока остается в режиме дискуссии. Критика законопроекта о локализации персональных данных привела к переносу срока вступления нового порядка в силу.

Анализ проекта Стратегии Почты России позволил пересмотреть закладываемую в этот документ модель развития банковских услуг. Отработка проекта закона «О промышленной политике» или инвестиционных программ в электроэнергетике - обеспечить большую прозрачность при реализации инвестиционных контрактов и программ соответственно.

Работа с проектами инвестиционных программ ряда электроэнергетических компаний позволила существенно сократить их объем. Например, программа ПАО «Россети» на 20015–2017 гг., первоначально запланированная в объеме 800 млрд руб., была скорректирована до 560 млрд руб. А программа ПАО «ФСК ЕЭС» (2015–2020 гг.) была оптимизирована с 563 млрд руб. до 400 млрд руб.

По итогам технологического и ценового аудита (ТЦА) ФСК было решено полностью отказаться от проекта Мильково - Усть-Камчатск сметной стоимостью 36 млрд руб.

Именно с подачи ЭС в Антикризисный план Правительства Российской Федерации был включен специальный иммунитет для учрежденных частными лицами компаний, годовая выручка которых не превышает 400 млн руб.: они не могут быть внесены в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, обвиняться в злоупотреблениях и других нарушениях законодательства о конкуренции.

В феврале 2014 года Правительство РФ одобрило новую редакцию Кодекса корпоративного управления , разработанного при участии Экспертного совета. Документ содержит новации, в частности, в области защиты дивидендных прав акционеров, кардинального повышения прозрачности деятельности и роли совета директоров (в том числе в подконтрольных обществу компаниях), повышения роли независимых директоров, системы управления рисками и внутреннего контроля; существенных корпоративных событий и так далее.

В сентябре 2013 года Правительство утвердило Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий , разработанную Экспертным советом при участии бизнес-сообщества и общественных организаций. Концепция предусматривает раскрытие субъектами естественных монополий показателей своих инвестпрограмм на едином ресурсе (gosuslugi.gov.ru), а также обсуждение этих инвестпрограмм и тарифообразования с участием советов потребителей.

В феврале 2013 года были приняты поправки в законодательство о промышленной безопасности , над которой Экспертный совет работал несколько месяцев. Эти поправки позволили как гарантировать искомую безопасность, так и снизить неоправданные расходы бизнеса, связанные с ее обеспечением. По оценкам предпринимателей, работа по-старому (это законодательство не обновлялось 15 лет) означала для бизнеса потери в 30% эффективности капвложений - около 1 трлн руб. инвестиционных затрат. В ряду важнейших новаций, предложенных экспертами, выделяется переход на четырехступенчатую классификацию промышленной опасности, в которой за каждым классом закрепляется определенный режим контроля. Фактически это начало перехода на риск-ориентированную модель государственного контроля и надзора, над которой эксперты работают сегодня.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.01.2019, N 0001201901220024).
____________________________________________________________________


В соответствии с абзацем четвертым подпункта "а" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6600)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр
Н.А.Никифоров

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 августа 2016 года,
регистрационный N 43067

Положение об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 20 июня 2016 года N 269

I. Общие положения

1. Экспертный совет по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Экспертный совет) является совещательным органом, образованным в целях проведения экспертизы при включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр).

2. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), настоящим Положением.

3. Экспертный совет взаимодействует со структурными подразделениями Министерства.

4. Экспертный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности результатов экспертизы.

III. Основные функции

5. Экспертный совет проводит экспертизу направленного Министерством заявления о включении сведений о программном обеспечении в (далее - заявление) и прилагаемых к нему документов и материалов, представленных заявителем посредством заполнения электронных форм на официальном сайте оператора реестра, а также принимает решение о соответствии или несоответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062; 2018, N 12, 1683) (далее - дополнительные требования).
приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 722 .

6. Экспертный совет формирует и актуализирует информационную таблицу соответствия программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, классам программного обеспечения, предусмотренным Классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных , утвержденным приказом Министерства от 01.04.2016 N 134 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 мая 2016 года, регистрационный N 42246).

7. По результатам проведенной экспертизы Экспертный совет готовит экспертное заключение, содержащее выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6600) (далее - правила) и (или) дополнительным требованиям .
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2019 года приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 722 .

8. В состав Экспертного совета входят председатель Экспертного совета (далее - председатель), заместитель председателя Экспертного совета (далее - заместитель председателя), ответственный секретарь Экспертного совета (далее - секретарь) и члены Экспертного совета. Состав Экспертного совета утверждается приказом Министерства.

9. Общее число членов Экспертного совета составляет не менее 16 и не более 20 человек с правом голоса.

10. В состав членов Экспертного совета включаются представители:

федеральных органов исполнительной власти;

ассоциаций (союзов), членами которых являются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанного ими программного обеспечения и имеющие долю доходов от реализации разработанного ими программного обеспечения, его сопровождения, технической поддержки, адаптации, модификации не менее 50 процентов суммы всех доходов за календарный год (далее - ассоциации российских разработчиков программного обеспечения);

научных и образовательных организаций;

российских организаций, осуществляющих инновационную деятельность и (или) поддержку такой деятельности.

11. Число представителей федеральных органов исполнительной власти не может превышать 40 процентов общего числа членов Экспертного совета с правом голоса.

12. Не менее 50 процентов общего числа членов Экспертного совета с правом голоса включаются в состав Экспертного совета по предложениям ассоциаций российских разработчиков программного обеспечения. Предложения ассоциаций российских разработчиков программного обеспечения должны быть направлены в адрес Министерства на официальном бланке организации за подписью руководителя с прилагаемым списком кандидатов.

Решение о включении кандидатов, предложенных ассоциациями российских разработчиков программного обеспечения, в состав Экспертного совета принимает Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании всех предложений, официально поступивших в Министерство.

13. Председателем Экспертного совета является Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или иное уполномоченное им должностное лицо.

14. Заместитель председателя назначается Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации из числа своих заместителей или руководителей структурных подразделений Министерства.

15. Председатель:

осуществляет общее руководство деятельностью Экспертного совета;

ведет заседания Экспертного совета;

распределяет обязанности между членами Экспертного совета и назначает ответственного члена Экспертного совета по проведению экспертизы заявления о включении сведений о программном обеспечении в реестр и прилагаемых к нему документов и материалов;

дает поручения секретарю и членам Экспертного совета;

назначает дату, время и место проведения заседания Экспертного совета, утверждает повестку заседаний Экспертного совета;

взаимодействует с оператором реестра по вопросам реализации решений Экспертного совета;

осуществляет общий контроль за исполнением решений, принятых Экспертным советом;

принимает меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов у членов Экспертного совета;

по поступившим в Министерство предложениям формирует состав Экспертного Совета с учетом в том числе профессиональной деятельности кандидата, его ученого звания, ученой степени.

16. Заместитель председателя:

исполняет обязанности председателя в его отсутствие;

по поручению председателя или в случае его отсутствия председательствует на заседаниях Экспертного совета;

исполняет иные обязанности по поручению председателя;

взаимодействует с членами Экспертного совета, а также с оператором реестра по вопросам реализации решений Экспертного совета.

17. Секретарь Экспертного совета:

входит в состав Экспертного совета без права голоса;

назначается председателем из числа сотрудников Министерства;

осуществляет организацию работы по подготовке заседаний Экспертного совета, осуществляет подготовку проекта повестки заседания Экспертного совета;

осуществляет сбор материалов по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании Экспертного совета;

проводит сбор и структурирование материалов, необходимых для подготовки заседания Экспертного совета, представленных членами Экспертного совета;

согласовывает с председателем повестку заседания и список материалов для рассылки всем членам Экспертного совета;

рассылает повестку заседания вместе с материалами за 3 рабочих дня до назначенной даты заседания Экспертного совета;

ведет протокол заседания Экспертного совета;

докладывает председателю о работе Экспертного совета в очередном порядке и (или) по запросу председателя;

выполняет иные обязанности по поручению председателя или его заместителя.

18. Члены Экспертного совета обязаны:

проводить экспертизу заявления и прилагаемых к нему документов и материалов в соответствии с распределением заявлений председателем с целью подготовки экспертной оценки о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям правил ;

по поручению председателя проводить экспертизу других заявлений и прилагаемых к ним документов и материалов, которые ранее не были распределены председателем с целью подготовки экспертной оценки о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям правил ;

соблюдать сроки подготовки экспертной оценки по документам заявителя (заявителей);

излагать в письменном виде особое мнение по вопросу, рассматриваемому на заседании Экспертного совета, которое должно быть приложено к протоколу заседания Экспертного совета;

вносить при необходимости предложения по формированию повестки заседаний Экспертного совета;

возглавлять сформированные при необходимости в составе Экспертного совета комиссии и рабочие группы;

участвовать в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

информировать в письменном виде председателя/заместителя председателя/ секретаря о невозможности присутствия на заседании Экспертного совета в силу непреодолимых обстоятельств.

19. Состав членов Экспертного совета должен обновляться не менее чем на 1/3 ежегодно.

20. Экспертный совет вправе привлекать к своей работе консультантов на общественных началах.

21. Организационно-техническое и аналитическое обеспечение Экспертного совета осуществляет структурное подразделение Министерства, определенное Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

22. В течение 4 рабочих дней с момента регистрации Министерством заявления председатель назначает ответственного эксперта по подготовке экспертной оценки, которая должна содержать выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 правил . Форма экспертной оценки утверждается председателем.

23. В течение 1 рабочего дня с момента назначения председателем ответственных экспертов секретарь направляет всем членам Экспертного совета распределение зарегистрированных заявлений среди членов Экспертного совета и предоставляет доступ ответственным членам Экспертного совета к распределенным заявлениям путем размещениях их в личных кабинетах, созданных на официальном сайте оператора реестра. При наличии документов и информации, полученных по результатам запросов у органов государственной власти, секретарь направляет их вместе с распределением заявлений.

24. В течение 20 рабочих дней с даты получения распределения заявлений член Экспертного совета готовит экспертную оценку и размещает ее в своем личном кабинете, созданном на официальном сайте оператора реестра.

25. В течение 5 рабочих дней с момента направления членам Экспертного совета распределения зарегистрированных заявлений эксперт (эксперты), не назначенный(ые) председателем ответственным (ответственными) за проведение экспертизы, может (могут) обратиться к секретарю с просьбой о возможности выступить дополнительным(и) экспертом(ами) по проведению экспертизы по заявлению, указанному в распределении. В таком случае проект экспертного заключения будет формироваться, учитывая экспертные оценки двух и более экспертов.

26. По мере поступления экспертных оценок, но не позднее десятого рабочего дня с момента их поступления, секретарь готовит проект бюллетеней для голосования на заседании Экспертного совета с приложением поступивших экспертных оценок и передает их председателю.

27. На основании полученного проекта бюллетеней и приложенных поступивших экспертных оценок председатель назначает дату, место, время и форму проведения заседания Экспертного совета.

28. Секретарь не позднее чем за 3 рабочих дня до утвержденной председателем даты проведения заседания информирует членов Экспертного совета об утвержденной председателем повестке заседания, дате, месте и времени и форме его проведения. В случае проведения заочного заседания Экспертного совета с использованием информационно-телекоммуникационных технологий вместе с повесткой направляется информация, содержащая дату начала и окончания процедуры заочного голосования; электронный адрес, по которому принимаются заполненные бюллетени; разъяснение правил заполнения бюллетеней.

29. В течение 10 рабочих дней после даты проведения заседания Экспертного совета секретарь готовит проект протокола заседания Экспертного совета, в котором указываются дата, место и форма проведения заседания и (или) голосования; список членов, присутствовавших на заседании, привлеченных консультантов; список членов Экспертного совета, выразивших свое мнение в письменной форме; решения, принятые по каждому вопросу в форме экспертного заключения, содержащего выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 правил , а также о его соответствии классу (классам) программного обеспечения, указанному в заявлении. При наличии бюллетеней, по которым проводилось голосование на заседании Экспертного совета, они прикладываются к протоколу. В протоколе не могут содержаться сведения, относящиеся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

30. Проект протокола с приложенными к нему подписанными членами Экспертного совета бюллетенями для голосования утверждается председателем.

31. Секретарь в срок не позднее 3 рабочих дней со дня проведения заседания Экспертного совета, на котором были выявлены недостоверность и (или) отсутствие сведений или документов, направляет заявителю (заявителям) по адресу электронной почты, указанному в заявлении, запрос о представлении в течение 30 рабочих дней соответствующих пояснений и (или) документов. Исчисление срока, предусмотренного абзацем первым пункта 21 правил , приостанавливается со дня направления секретарем указанного запроса до дня получения секретарем от заявителя (заявителей) запрошенных пояснений и (или) документов либо до дня истечения срока, предусмотренного для представления таких пояснений и (или) документов.

32. Заседания Экспертного совета могут проводиться как в очной форме путем личного участия, так и заочной путем использования информационно-коммуникационных технологий.

Решение о форме проведения заседания Экспертного совета принимается председателем.

33. Очные заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

34. Очное заседание Экспертного совета правомочно принимать решения, если в заседании принимает участие более половины членов Экспертного совета.

35. Решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов членов Экспертного совета, участвующих в заседании. Экспертный совет принимает решение путем открытого голосования. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. При равенстве голосов решающим является голос председателя.

36. Заочные заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости.

38. Подписанный протокол Министерство через секретаря передает оператору реестра, привлеченному Министерством в соответствии с пунктом 6 правил , в течение одного рабочего дня со дня его подписания для размещения на официальном сайте оператора реестра.

39. Бюллетень для заочного голосования должен содержать следующую информацию: вопросы, выносимые на голосование, с графами для проставления отметок о голосовании членом Экспертного совета; фамилия, имя, отчество члена Экспертного совета, участвующего в голосовании; подпись голосующего члена Экспертного совета.

40. Решение Экспертного совета может быть принято путем заочного голосования (опросным путем) если в голосовании приняло участие более чем 2/3 членов Экспертного совета.

41. В двухдневный срок после окончания проведения заочного голосования секретарем оформляется соответствующий протокол.

VI. Конфликт интересов

43. В случае если выполнение обязанностей члена Экспертного совета может повлечь за собой конфликт интересов, способный повлиять на полноту и объективность принимаемых решений, член Экспертного совета обязан сообщить в письменной форме о конфликте интересов председателю, а также заявить самоотвод до начала проведения заседания Экспертного совета.

44. При наличии достаточных оснований, указывающих на конфликт интересов члена Экспертного совета, председатель рассматривает вопрос об отстранении члена Экспертного совета от участия в голосовании. По итогам рассмотрения вопроса председатель выносит мотивированное решение.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

1.1.Экспертный совет является органом Российского Психологического Общества, созданным для разработки правил и стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности в области психологии, а также разработки системы контроля их соблюдения членами Российского Психологического Общества.

1.2. Деятельность экспертного совета направлена на повышение качества деятельности психологов, общественной значимости психологических услуг и на защиту профессионального статуса психолога.

1.3. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется положениями, установленными в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года, одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года), в Постановлении Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

1.4. Экспертный совет действует на основании настоящего Положения, Устава Российского Психологического Общества, Этического кодекса Российского Психологического Общества, действующего законодательства Российской Федерации.

2. Основные функции, права и обязанности Экспертного совета

2.1. Экспертный совет разрабатывает Единый общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг в области психологии.

При выполнении этой работы учитываются требования к составу, содержанию работ и мероприятий, выполняемых при разработке общероссийских классификаторов, обоснованию необходимости их создания и гармонизации с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации, выбору методов классификации и кодирования информации в общероссийских классификаторах, которые устанавливаются:

  • Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, Общероссийского классификатора экономических регионов;
  • Министерством образования и науки Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора специальностей по образованию, Общероссийского классификатора специальностей высшей научной квалификации и Общероссийского классификатора начального профессионального образования;
  • Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора занятий и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Разработанный Единый общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг в области психологии утверждается Президиумом Российского Психологического Общества.

2.2. Экспертный совет готовит также предложения по сертификации отдельных видов деятельности, продукции и услуг в области психологии. Номенклатура услуг, подлежащих сертификации, должна устанавливать: название объекта сертификации согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и Единому общероссийскому классификатору видов деятельности, продукции и услуг в области психологии, набор требований (показателей), подтверждаемых при сертификации; нормативные документы, на соответствие требованиям которых осуществляется сертификация; нормативные документы, устанавливающие требования к методам испытаний для подтверждения соответствующего показателя.

2.3. Для видов психологических услуг, в отношении которых Президиумом Российского Психологического Общества признана необходимость сертификации, Экспертный совет разрабатывает системы добровольной сертификации деятельности, продукции и услуг в области психологии (включая структуру системы, предложения по Руководящему органу системы, правилам и процедурам управления Системой), и готовит их к государственной регистрации (в Госстандарте России).

2.4. Основой системы добровольной сертификации являются разрабатываемые под руководством Экспертного совета стандарты и требования Российского психологического общества к деятельности, продукции и услугам в области психологии. Под стандартизацией понимается «деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг».

2.5. Принципы стандартизации:

  • добровольное применение стандартов;
  • максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

2.6. При разработке систем добровольной сертификации Экспертный совет руководствуется общими принципами, установленными в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года, одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года):

  • соответствия нормативного регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  • единой системы и правил аккредитации;
  • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  • недопустимости совмещения полномочий органа контроля (надзора) и органа по сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию.

2.7. Экспертный совет готовит и обосновывает предложения Президиуму Российского Психологического Общества по персональному составу руководящих органов Систем добровольной сертификации, предложения по аккредитации независимых организаций, осуществляющих сертификацию отдельных видов психологических услуг.

2.8. Члены экспертного совета входят в состав Управляющих советов создаваемых Российским психологическим обществом систем добровольной сертификации.

3.1. Состав Экспертного совета: Председатель, заместитель председателя и 10 представителей от региональных организаций Российского Психологического Общества.

3.2. Председатель Экспертного совета избирается тайным голосованием на съезде Российского Психологического Общества сроком на 4 года.

3.3. Заместитель председателя Экспертного совета по представлению председателя Экспертного совета утверждается Координационным советом Российского Психологического Общества.

3.4. Члены Экспертного совета избираются Координационным советом Российского Психологического Общества (обязательно присутствие на заседании Координационного совета не менее 50% его членов) тайным голосованием из числа кандидатов, представленных членами Президиума и региональными отделениями Российского Психологического Общества. Избранными считаются 10 кандидатов, набравших наибольшее количество голосов при условии, что каждое региональное отделение Российского Психологического Общества представлено в составе Экспертного совета не более, чем одним членом Совета.

3.5. В состав Экспертного совета могут избираться члены РПО, имеющие не менее 10 лет стажа профессиональной деятельности в области психологии и представленные к избранию членами Президиума или одним из региональных отделений РПО. Члены экспертного совета не могут избираться более двух сроков подряд.

3.6. В случае прекращения полномочий председателя Экспертного совета (по личному заявлению или по иным причинам), его правомочия и обязанности в полном объеме переходят к заместителю председателя Экспертного совета вплоть до проведения очередного съезда Российского Психологического Общества.

3.7. Выбытие (исключение) членов Экспертного совета из его состава возможно по личному письменному заявлению, а также решением Координационного совета Российского Психологического Общества (по представлению председателя Экспертного совета) в случае длительного (более года) отсутствия на заседаниях Экспертного совета.

3.8. Замещение выбывших членов Экспертного совета: члены Экспертного совета на вакантные места избираются Координационным советом Российского Психологического Общества тайным голосованием из числа кандидатов, представленных членами Президиума и региональными отделениями Российского Психологического Общества (за исключением отделений, представители которых уже являются членами Экспертного совета). Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов.

3.9. В своей деятельности Экспертный совет подотчетен Президиуму Российского Психологического Общества. Ежегодный отчет о своей работе Экспертный совет обязан рассылать также в региональные отделения Российского Психологического Общества.

3.10. Экспертный совет собирается на свои заседания не чаще одного раза в квартал. Первое заседание Экспертного совета назначается в течение месяца со дня его утверждения. Последующие заседания назначаются на каждом предыдущем заседании Экспертного совета. Все члены экспертного совета должны быть письменно уведомлены о заседании Экспертного совета, его повестке и месте проведения не менее чем за 10 дней до его проведения. Место каждого сбора определяется общим решением на предшествующем заседании Экспертного совета. Кворум для проведения заседаний Экспертного совета составляет две трети его списочного состава. Принятие решений экспертным советом осуществляется открытым голосованием - простым большинством голосов от списочного состава Экспертного совета. По требованию любого из членов экспертного совета без объяснения мотивов должно проводиться закрытое (тайное) голосование. В перерывах между заседаниями возможно проведение заочных заседаний в форме Интернет - конференций. Все решения Экспертного совета оформляются протоколами, доступными для ознакомления членам Российского Психологического Общества.

3.11. Для ведения текущей организационной работы председатель и заместитель председателя Экспертного совета используют сотрудников, которые могут работать как на условиях найма, так и на общественных началах в соответствии с должностными инструкциями.

3.12. Для разработки систем сертификации Экспертный совет формирует экспертные комиссии из привлеченных специалистов, обсуждает и утверждает решения комиссий.

3.13. Для разбора жалоб клиентов о нарушениях Этического кодекса Российского Психологического Общества, взаимных претензий членов Российского Психологического Общества, случаев несоблюдения требований, связанных с действующими системами добровольной сертификации, Экспертный совет создает экспертные комиссии, обсуждает и утверждает решения комиссий и информирует о них общественность (через сайт экспертной комиссии и СМИ).

3.14. Экспертный совет ведет сводные реестры:

  • организаций, имеющих аккредитацию Российского Психологического Общества в области сертификации, оказания образовательных услуг и аттестации в областях деятельности, подлежащих сертификации;
  • юридических и физических лиц, получивших сертификаты и свидетельства об аттестации от аккредитованных Российским Психологическим Обществом организаций.

3.15. Экспертный совет обеспечивает профессиональное сообщество, потребителей психологических услуг и иных лиц всей информацией, необходимость публикации которой определена Федеральным законодательством и принятыми Президиумом Российского Психологического Общества положениями о добровольной сертификации конкретных видов деятельности и услуг.

4.1. Члены Экспертного совета имеют право:

  • 4.1.1. Присутствовать на заседаниях Президиума Российского Психологического Общества и создаваемых им рабочих комиссий с правом совещательного голоса при обсуждении вопросов, относящихся к компетенции Экспертного совета.
  • 4.1.2. Получать всю необходимую для деятельности Экспертного совета информацию, а также оперативную информацию, имеющуюся в органах управления Российского Психологического Общества и создаваемых им системах добровольной сертификации.
  • 4.1.3. Участвовать в формировании плана работы и повестки дня заседаний Экспертного совета.

4.2. Члены Экспертного совета обязаны:

  • 4.2.1. Участвовать в деятельности и заседаниях Экспертного совета.
  • 4.2.2. Выполнять поручения Экспертного совета и его Председателя.
  • 4.2.3. Содействовать реализации решений Экспертного совета.
  • 4.2.4. Соблюдать в пределах своей компетенции конфиденциальность обсуждаемых вопросов и обеспечивать при необходимости коммерческую тайну в отношении сведений о профессиональной и предпринимательской деятельности членов Российского психологического общества, ставших
    известными членам Совета.