Встреча франциска и патриарха кирилла. Встреча патриарха кирилла и папы римского франциска

Обложка «Журнала Московской Патриархии» № 3 за 2016 год с материалами встречи в Гаване.

Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска состоялась 12.02.2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы - Гаваны.

Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской Православной Церкви. Ряд экспертов и СМИ называли ее исторической .

предыстория

Личных встреч между папой римским и Патриархом Московским и всея Руси ранее не происходило. Подготовка к встрече в 2016 году шла 20 лет. В 1996-1997 годах велись переговоры об организации встречи Патриарха Алексия II и папы Иоанна Павла II , но она не состоялась из-за наличия проблем, по которым сторонам не удалось достичь согласия : в первую очередь назывались прозелитизм Католической церкви на канонической территории Русской православной церкви и захваченные униатами православные храмы на Западной Украине. Так, в мае 2007 года митрополит Кирилл отметил :

«Мы никогда не исключали в принципе возможности приезда папы римского в Россию или его встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на территории другой страны. Но, по нашему глубокому убеждению, это историческое событие должно свидетельствовать о положительных изменениях в отношениях между двумя Церквами».

Переговоры о возможности встречи велись и с папой Бенедиктом XVI до момента его ухода в отставку в марте 2013 года ; в 2006 году будущий Патриарх Кирилл в качестве председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата посетил Рим, где встретился с понтификом .

В ноябре 2014 папа Франциск, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС на борту самолета по возвращении из поездки в Стамбул, где состоялась его встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I , заявил, что готов встретиться с Патриархом Кириллом в любом месте и в любое время .

хронология событий

подготовка

Организация встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Кирилла шла в течение двух лет и что окончательное решение было принято осенью 2015 года.

О том, что эта встреча непременно состоится, сообщил 26 января 2016 года итальянский эксперт Сандро Магистер в блоге газеты «Repubblica»: «Меньше чем через месяц они приблизятся друг к другу: Франциск будет в Мексике, Кирилл – на Кубе. То, что надо для исторической встречи» .

Магистер схематично показал, как была организована встреча, что главным лицом «челночной дипломатии» оказался кубинский лидер Рауль Кастро: «Первая встреча в истории между главой римской церкви и главой «Третьего Рима» может неожиданно пройти под тропическим солнцем. В самом деле, в те же сроки, что папа будет в Мексике, Кирилл будет на Кубе, куда его лично пригласил Рауль Кастро ещё в мае прошлого года, во время своего визита в Москву. Тогда, в 2015 году, Рауль Кастро на обратном пути из Москвы посетил Рим, где встречался с Франциском. Они обсудили визит папы на Кубу, который и состоялся в сентябре 2015-го. Вероятно, Кастро проинформировал папу о своих переговорах с патриархом Кириллом и российским президентом Путиным».

Публично об этой встрече впервые заговорили в ноябре 2014-го, когда по возвращении из Турции папа Франциск сообщил: «Что касается патриарха Кирилла… я считаю, что есть общее желание встретиться, и я знаю, что он с этим согласен. Я сказал ему: «Я приеду туда, куда ты хочешь. Ты позвони мне, и я приеду». И он также имеет такие намерения».

О встрече обеими сторонами было объявлено 5 февраля 2016, в этот же день было принято окончательное решение о проведении е 12 февраля. До этого момента проходили различного рода согласования, касавшиеся даты, места и содержательного наполнения встречи, в частности, предлагаемой к подписанию декларации, текст которой согласовывался до позднего вечера 10 февраля и занял 10 листов .

Для встречи глав церквей в аэропорту Гаваны имени Хосе Марти, являющемся главным международным авиаузлом страны, были подготовлены зал государственного протокола первого терминала, а также пресс-зал .

Патриарх Кирилл прибыл в Гавану 11 февраля , папа римский Франциск - днем 12, незадолго до начала встречи .

ход встречи

Всего встреча длилась более двух часов. Патриарх и папа обсудили ряд важных проблем, затронув гонения христиан на Ближнем Востоке, военно-политическое противостояние и религиозный раскол на Украине, кризис семьи в современном обществе . Также главы церквей говорили о будущем христиан, дальнейшем развитии сотрудничества РПЦ и католической церкви, возможных совместных проектах, в частности, об обмене паломниками . Кирилл и Франциск общались на родных языках - русском и испанском, при помощи двух переводчиков .

Также состоялся обмен подарками: Патриарх подарил папе список Казанской иконы Божией Матери и свою книгу «Свобода и ответственность» на испанском языке, Франциск в свою очередь преподнес в дар Кириллу частицу мощей святителя Кирилла и чашу для причастия .

По итогам встречи Патриарх и папа торжественно подписали совместную декларацию, состоящую из 30 пунктов .

реакция

Представители массовой религии по всему миру благоприятно отнеслись к сообщениям о встрече Патриарха и папы. Поприветствовали встречу глав двух церквей, отмечая ее важность и историческое значение, представители католицизма и Православной церкви России и других государств , Белоруссии , Венгрии .

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал встречу Кирилла и Франциска обоюдным шагом навстречу России и Запада .

Неслучайно встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване проходила под покровом именно Казанской иконы Божией Матери. Это особый знак, ибо некогда этот прославленный список был передан Папой (Иоанном-Павлом II в 2004 году. - Ред.) .

Вот мы же стали свидетелями встречи Русского Патриарха и Папы Римского. Кто вообще мог подумать год, два, три назад, что это случится так быстро? Тем не менее это случилось. И все почувствовали, что это не просто дипломатическая встреча. Многие почувствовали – и верующие, и неверующие, – что эта встреча явила какую-то правду о жизни. Хотя ради того, чтобы не возбуждать разного рода страсти и нестроения, там не обсуждались богословские вопросы .

Мы солидарны с выводом о необходимости взаимодействия католиков и православных в деле сохранения традиционной христианской нравственности и морали...

Мы оцениваем Документ, принятый по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, как серьезную церковно-политическую программу, ориентирующую православные и католические народы на защиту традиционных христианских ценностей и идеалов, без которых у человечества нет будущего

Союз православных женщин

плоды Гаванской встречи

расширение и углубление православно-католического диалога

Встреча в Гаване установила новые принципы отношений между Ватиканом и Русской Церковью. Согласно папскому нунцию в России Челестино Мильоре:

«Суть отношений между Московским Патриархатом и Римской Церковью была сформулирована Святейшими собеседниками во время их февральской встречи в Гаване. Патриарх Кирилл говорил о новой фазе, о конструктивном межхристианском диалоге, в ходе которого мы ищем общие пространства, в которых можем сотрудничать. Он подтвердил эту свою убежденность во время визита вежливости, который я ему нанес в середине ноября, и во время недавних встреч с кардиналами Куртом Кохом и Джузеппе Бертелло. Папа Франциск сказал, что религиозные лидеры могут и должны совместно работать, в общей зависимости от Бога Отца - ради мира, распространения проповеди Евангелия, на благо всех народов Земли» .

Патриарх Кирилл:

Незабываемой останется для меня наша встреча в Гаване в феврале этого года, давшая новый импульс доброжелательному диалогу и сотрудничеству между нашими Церквами ради мира, справедливости, укрепления в обществе нравственных ценностей и преодоления разногласий между христианами .

«Сегодня активно развиваются многие направления межцерковного сотрудничества. Их новые перспективы обозначила историческая встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване» .

Декларация Патриарха и Папы «еще долго будет служить маяком, на который будут ориентироваться христиане двух традиций - православной и католической. В декларации были сказаны важные слова и о Евангелии как общей основе для верующих Востока и Запада, и о том, как в современных тяжелых условиях евангельские заповеди воплощать в жизнь. Эта декларация является руководством к действию» .

«Встреча в Гаване с Папой Римским Франциском показала высокую заинтересованность в диалоге с Русской Православной Церковью со стороны католического мира по всему спектру вопросов, которые мы сегодня обсуждаем» .

15 сентября 2016 года в Ватикане состоялась встреча митр. Илариона с папой Римским Франциском, в ходе которой обсуждалось развитие православно-католических отношений после встречи Патриарха Кирилла и папы Франциска. «Стороны отметили положительную динамику межцерковного взаимодействия по целому ряду актуальных вопросов, затронутых во время встречи на Кубе» .

Встреча произошла вне «европейского контекста» - то есть истории раскола:

Патриарх Московский никогда прежде не встречался с Папой Римским. И я почувствовал острую необходимость встретиться с главой Католической Церкви, и в первую очередь, обсудить те вопросы, которые больше всего вызывают обеспокоенность именно в плане глобального развития. И я нашел полное понимание. Мы подписали, как вы знаете, декларацию, которая отражает позицию двух Церквей» .

подписание Баламандской унии

20 мая 2016 года митр. Иларион (Алфеев) отметил, что подписанная папой Франциском и Патриархом Кириллом декларация равносильна одобрению Баламандской унии :

В Совместном заявлении Патриарха и Папы ясно сказано о том, что «метод „униатизма“ прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства». «Об этом говорилось и раньше, в том числе, в документе Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, подписанном в Баламанде в 1993 году. Однако Баламандский документ в свое время не был утвержден Папой Иоанном Павлом II (как и Русской Православной Церковью при Патриархе Алексии. - Ред.). Теперь же глава Римско-Католической Церкви прямо подтвердил то, что стало очевидным не только для православных, но и для католических участников диалога. Считаю это важным достижением» .

интенсификация богословского диалога

IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией (Санкт-Петербург, 14-17 июня 2016 года) не только продолжили начавшуюся 30 лет назад (1986) традицию регулярных собеседований, но и стали откликом на призыв Святейшего Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска рассматривать семью как «естественное средоточие жизни человека и общества» и свидетельствовать о ней как о «пути к святости». Таким образом, отмеченное в их Совместной декларации в Гаване в феврале 2016 г. стремление к тесному сотрудничеству, нашло в Собеседованиях свое конкретное воплощение .

Расширение связей с униатами

Митрополит Иларион отметил, что во исполнение решений, принятых в Гаване и касающихся совместных мер по защите христианского населения от действий террористов, Московский Патриархат развивает отношения сотрудничества и поддержки, в частности, с униатскими «Восточными Католическими Церквами» ближневосточного региона .

Православно-католическая делегация на Ближнем Востоке

7 апреля 2016 года православно-католическая делегация из России посетила по поручению Священноначалия Московского Патриархата и Ватикана с целью практической реализации некоторых договоренностей, достигнутых на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Франциска в Гаване.

В состав делегации вошли глава католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) , представители фонда «Кирхе-ин-Нот » ксендз Анджей Галемба и П. В. Гуменюк .

Православно-католическое культурное сотрудничество

19 сентября 2016 года митр. Иларион (Алфеев) и кардинал Курт Кох отметили плодотворное развитие православно-католического сотрудничества в области культуры .

Проект «Образы святых неразделенной Церкви» паломничество

«На встрече Папы и Патриарха говорилось о том, что мы должны быть более открытыми друг к другу в плане паломничества. Например, к мощам святителя Николая в итальянском Бари огромный поток православных паломников направляется ежедневно. И к православным святыням тоже приезжают паломники из Католической Церкви. Но мы можем интенсифицировать эти два потока, потому что очень важно, чтобы люди встречались друг с другом, имели доступ к святыням, находящимся у другой Церкви» .

Папа Римский дарит Патриарху «частицу мощей св. Франциска»

20 ноября 2016 года папа Римский Франциск поздравил Патриарха Кирилла с 70-летием со дня рождения:

«Я глубоко благодарен Вам за Ваш личный вклад в сближение наших Церквей и с особым чувством вспоминаю нашу историческую встречу в Гаване.

Вновь выражая признательность за подаренную мне частицу честных мощей св. Серафима Саровского, рад преподнести Вам частицу мощей св. Франциска Ассизского, моего небесного покровителя. Исполненный пасхальной радости и жаждавший мира для всех созданий Божиих, Франциск по праву считается одним из самых близких к св. Серафиму святых. Да ходатайствуют за нас эти два удивительных угодника Божия, уже соединившиеся в раю, дабы мы еще сплоченнее трудились ради достижения мира и полного единства, о чем молился Иисус Христос» .

перенесение мощей

Возможно ли принесение в Россию из Рима мощей апостолов Петра и Павла или святого Иакова из Испании?

Я думаю, это вполне возможно. И я думаю, что, если мощи тех святых, которые почитаются в нашей Церкви и которые находятся у католиков, будут привозить в Россию, наши верующие будут воспринимать это с большим духовным подъемом. И, конечно, здесь возможно и обратное движение, то есть святыни Русской Православной Церкви могут на какое-то время вывозиться на Запад для того, чтобы им могли поклониться верующие Католической Церкви .

21 мая 2017 года, в канун праздника перенесения честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, в Москву из Бари был доставлен ковчег с частицей честных мощей святителя. Согласно данным сайта patriarchia.ru это событие стало возможным благодаря договоренности, достигнутой в ходе встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска в Гаване 12 февраля 2016 года .

Судмедэксперты извлекли из раки с мощами девятое ребро святителя, которое находится рядом с сердцем. Оно было вложено в специальный ковчег .

ребро святителя Николая.

21 мая 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в крипте базилики святителя Николая в Бари (Италия) Божественную литургию вместе с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином , епископом Ардатовским и Атяшевским Вениамином, епископом Балашовским и Ртищевским Тарасием, епископом Покровским и Николаевским Пахомием, епископом Сердобским и Спасским Митрофаном, руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, управляющим приходами Московского Патриархата в Италии епископом Богородским Антонием.

В храме присутствовали католический архиепископ Бари-Битонто монсеньор Франческо Какуччи, секретарь Папского совета по содействию христианскому единству монсеньор Андреа Пальмьери, секретарь архиепископа монсеньор А. Ромита, приор базилики святителя Николая в Бари Чиро Капотосто, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель, а также Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации при Святом Престоле А.А. Авдеев, мэр города Бари Антонио де Каро, руководитель компании «Фосагро» А.Г. Гурьев, президент Центра кинофестивалей и международных программ, почетный гражданин города Бари Т.В. Шумова.

Малый ковчег с частью мощей святителя Николая во время Божественной литургии стоял на престоле. По отпусте богослужения приор базилики святителя Николая в Бари Чиро Капотосто перенес святыню в верхний храм. После каждения ковчежец под пение тропаря святому был помещен в специально изготовленный ковчег с иконой святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских .

С 21 мая по 12 июля святыня находилась в Москве, а с 13 июля по 28 июля - в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре .

Всего же за время пребывания святых мощей в России святыне смогли поклониться 2 392 300 верующих из России, Украины, Беларуси, Молдовы, стран ближнего и дальнего зарубежья .

Перенесение мощей святого великомученика Пантелеимона

Ковчег для мощей великомученика Пантелеимона.

9 августа 2017 года, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, к началу Божественной литургии в Петро-Павловский кафедральный собор города Гомеля при большом стечении верующих был торжественно доставлен ковчег с частицей мощей святого Пантелеимона. Святыню доставила в Беларусь делегация из Италии, которую возглавил епископ Локри и Джераче Франческо Олива. Делегацию встретил епископ Гомельской и Жлобинский Стефан с сонмом духовенства Гомельской епархии .

Образование

19 сентября 2016 года митр. Иларион (Алфеев) и кардинал Курт Кох отметили, что получила развитие программа обмена учебными поездками священников и студентов богословия из Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата в Москву и Рим соответственно для более глубокого знакомства с традициями, а также современной жизнью двух Церквей. Собеседники согласились, что данный проект имеет большие перспективы и должен осуществляться на ежегодной основе .

память о встрече

Торжественное мероприятие во Фрибуре, 2017 г.

В году, в честь первой годовщины встречи в Гаване прошли экуменические мероприятия:

источники

  • Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла // Патриархия.ru . – 2016. – 13 февраля. – Дата обращения: 9.12.2016.
  • Совместный пресс-релиз Московского Патриархата и Святого Престола // Патриархия.ru . – 2016. – 6 февраля. – Дата обращения: 9.12.2016.
  • Несостоявшиеся встречи глав Русской православной и Римско-католической церквей // ТАСС. – 2016. – 5 февраля. – Дата обращения: 9.12.2016.
  • Челноков, Алексей. Тайна сретения папы и патриарха // Совершенно секретно. – 2016. – № 4/381.
  • Magister, Sandro. // www.chiesa.espressonline.it. – 2016. – 26 января. – Дата обращения: 9.12.2016.

Сноски

  1. Коробов, П., Пушкарская, Е. Ввиду сложившихся предстоятельств // Коммерсантъ. 20 (6 февраля 2016). С. 1
  2. Букалов, Алексей; Щербакова, Вера. «Огромное событие»: встреча патриарха и понтифика как важная веха в отношениях церквей // ТАСС. 06.02.2016
  3. Старцев, Сергей. Профессор: встреча понтифика и патриарха – благая весть для христиан // РИА Новости. 06.02.2016
  4. Религиовед: встреча патриарха и папы – историческая и сенсационная // РИА Новости. 12.02.2016
  5. Слуцкий: встреча папы римского и патриарха может стать эпохальной // РИА Новости. 05.02.2016
  6. Scammell, Rosie. Pope Francis and Russian patriarch to meet in Cuba in historic breakthrough // Washington Post. 05.02.2016
  7. Митрополит Кирилл дал интервью греческой газете «Вима» // Русская Православная Церковь. 28.02.2007
  8. Гринкруг, Ольга. Церкви должны сотрудничать ради сохранения христианских ценностей // РИА Новости. 19.05.2006
  9. Magister, Sandro. Francesco e Kirill insieme, sotto il cielo dei tropici // 26.01.2016
  10. Решение о встрече папы и Патриарха было принято в день его оглашения // РИА Новости. 12.02.2016
  11. Иларион: согласована декларация папы римского и Патриарха Кирилла // РИА Новости. 11.02.2016
  12. // ТАСС. 12.02.2016
  13. В ожидании исторической встречи: в аэропорту Гаваны готовят пресс-зал // РИА Новости. http://ria.ru/religion/20160211/1372946903.html 11.02.2016
  14. Патриарх Кирилл прибыл в Гавану // РИА Новости. http://ria.ru/religion/20160211/1373157475.html 11.02.2016
  15. Папа римский прибыл в Гавану для встречи с Патриархом Кириллом // Интерфакс. http://www.interfax.ru/world/494471 12.02.2016
  16. Патриарх Кирилл и папа Римский Франциск встретились на Кубе для обсуждения гонений на христиан // Интерфакс-Россия. http://www.interfax-russia.ru/main.asp?id=700265 13.02.2016
  17. Как проходила первая в истории встреча Патриарха Московского и всея Руси и папы римского // ТАСС. http://tass.ru/obschestvo/2662811 13.02.2016
  18. Встреча тысячелетия: Патриарх и понтифик встали на защиту христиан // РИА Новости. http://ria.ru/religion/20160213/1373753865.html 13.02.2016
  19. Патриарх и папа договорились о совместных паломнических проектах // РИА Новости. http://ria.ru/religion/20160213/1373734053.html 13.02.2016
  20. «Событие цивилизационного масштаба»: реакция на встречу патриарха Кирилла и папы Франциска // ТАСС. 13.02.2016.
  21. Католики Белоруссии с радостью восприняли встречу главы РПЦ и папы // РИА Новости. 13.02.2016.
  22. Букалов, Алексей. Венгерский кардинал: встреча Патриарха и папы - закрепление диалога между церквями // ТАСС. 07.02.2016.
  23. В Кремле назвали встречу Кирилла и Франциска обоюдным шагом навстречу России и Запада // Интерфакс. 08.02.2016.
  24. Делегация Татарстанской митрополии приняла участие в праздновании дня памяти святителя Николая в Бари // Православие в Татарстане. – 2016. - 20 декабря. - Дата обращения: 22.2.2018.

Подписание декларации:

Текст декларации подписанный Патриархом Кириллом и Папой Римским Франциском (12.02.16.)

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор. 13:13 ).

1. По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси , встретились ныне в Гаване . Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории.

С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2Ин. 1:12 ), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации.

2. Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова - символа надежд «Нового света» и драматических событий истории ХХ века - мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов.

Мы радуемся тому, что сегодня здесь динамично развивается христианская вера. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего этого региона.

3. Встретившись вдали от старых споров «Старого света» , мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных , призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании (1Пет. 3:15 ).

4. Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них - бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства».

5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога , единого в Трех Лицах - Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности , произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21 ).

6. Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства , о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она - в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний - станет знамением упования для всех людей доброй воли.

7. В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия , мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира. Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа.

8. Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни - осквернению, памятники - уничтожению. В Сирии , Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами.

9. Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия.

10. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах.

Просим всех, кто может повлиять на судьбу всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года, сделать все необходимое для их скорейшего освобождения.

11. Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле Ближнего Востока мира, который есть «дело правды» (Ис. 32:17 ), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших.

Мы обращаемся ко всем сторонам, которые могут оказаться вовлеченными в конфликты, с горячим призывом проявить добрую волю и сесть за стол переговоров. В то же время необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий. Призываем все страны, вовлеченные в борьбу с терроризмом, к ответственным, взвешенным действиям. Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа.

12. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан. К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол: «Возлюбленные! …как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет. 4:12-13 ).

13. В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог . Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14:33 ).

14. Свидетельствуя о высокой ценности религиозной свободы , мы воздаем благодарение Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы , где десятилетиями господствовали атеистические режимы. Сегодня оковы воинствующего безбожия сброшены, и во многих местах христиане могут свободно исповедовать свою веру. За четверть века здесь воздвигнуты десятки тысяч новых храмов, открыты сотни монастырей и богословских учебных заведений. Христианские общины ведут широкую благотворительную и социальную деятельность, оказывая многообразную помощь нуждающимся. Православные и католики нередко трудятся бок о бок. Они отстаивают общие духовные основы человеческого общежития, свидетельствуя о евангельских ценностях.

15. В то же время, нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними. В частности, мы видим, что превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы. Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни.

16. Процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.

17. Наш взгляд обращен к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений.

18. Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими. Мы, христиане, не должны забывать о том, что Бог «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:27-29 ).

19. Семья - естественное средоточие жизни человека и общества. Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости, являющем верность супругов по отношению друг к другу, их готовность к рождению и воспитанию детей, солидарность между поколениями и уважение к немощным.

20. Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак - это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания.

21. Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10 ).

Распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом.

Выражаем озабоченность все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью - это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию. Считаем своим долгом напомнить о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца.

22. Мы хотим обратить сегодня особое слово к христианской молодежи. Вам, молодым, надлежит не зарывать талант в землю (Мф. 25:25 ), но употребить все дарованные вам Богом способности для утверждения в мире истины Христовой, для воплощения в жизнь евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему. Не бойтесь идти против течения, отстаивая правду Божию, с которой далеко не всегда сообразуются современные секулярные стандарты.

23. Бог любит вас и от каждого из вас ожидает, что вы будете Его учениками и апостолами. Станьте светом мира, чтобы окружающие, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14-16 ). Воспитывайте детей в вере христианской, передайте им драгоценную жемчужину веры (Мф. 13:46 ), которую вы получили от ваших родителей и предков. Не забывайте, что «вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20 ) - ценою смерти на кресте Богочеловека Иисуса Христа.

24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.

Мы не соперники, а братья : из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим . 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20 ).

25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными . Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

26. Мы скорбим о противостоянии на Украине , унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.

27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно.

28. В современном мире - многоликом и в то же время объединенном общей судьбой - католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения, для общего свидетельства о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, «да уверует мир» (Ин. 17:21 ). Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины , во многом зависит будущее человечества.

29. В безбоязненном возвещении правды Божией и спасающей Благой вести да поможет нам Богочеловек Иисус Христос, наш Господь и Спаситель, духовно укрепляющий нас Своим неложным обетованием: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32 ).

Христос - источник радости и надежды. Вера в Него преображает жизнь человека, наполняет ее смыслом. В этом на собственном опыте убедились все те, о ком можно сказать словами апостола Петра: «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет. 2:10 ).

30. Исполненные благодарности за дар взаимопонимания, явленный на нашей встрече, обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит братство всех, Ее почитающих, дабы они в Богом определенное время были собраны в мире и единомыслии во единый народ Божий, да прославится имя Единосущной и Неразделимой Троицы!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Римский, Папа Католической Церкви Франциск

Встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе и подписание ими декларации о совместных экуменических действиях, по сути являются заключением двухсторонней экумено-иезуитской унии и уничтожением официальной Русской Церкви, находящейся под управлением Московской Патриархии, как Церкви Православной. С момента подписания декларации, нарушающей каноны Кафолической Православной Церкви и правил святых отцев, РПЦ МП юридически становится Экуменической Русской Церковью, управляемой внешними силами, через церковный орган власти Московскую Патриархию. При этом, согласно древней традиции униатства, и при экуменической унии РПЦ должна сохранять внешние признаки Православия, выражающиеся в атрибутике Православной Церкви, ее традициях и обрядах.

.

/Уния — это когда дух Церкви убивается, а внешние формы убитой Церкви сохраняются для обмана религиозных людей, которые живут в церкви не столько по духу, сколько по обрядоверию. Если говорить евангельским притчивым языком: Волки режут овцу и ее шкуру одевают на себя, а так же и имя ее (паспорт ) присваивают себе, чтобы погубить всё стадо. Под овцой надо понимать РПЦМП/

Встреча, которую тысячу лет ждали, состоялась в субботу. В Гаване Патриарх всея Руси и Папа Римский пожали друг другу руки. Событие не просто историческое, а только что вообще невероятное, ведь между церквями противоречий столько, что даже разговоры о нем были ересью. Но пастыри решились сделать шаг ради спасения паствы.

Ведь и уничтожение христиан на Ближнем Востоке, и стремительное разрушение традиционных христианских ценностей - это новая реальность, затмившая собой все богословские споры. Святые отцы прилетели в Гавану, коммунистические правители Кубы с невероятным уважением их препроводили на встречу, а весь мир замер, наблюдая.

Потому что в безбожно сложные времена взоры в последней надежде всегда на церковь обращаются. Журналисты со всего мира наблюдали за встречей, пытаясь расшифровать малейшие ее детали, ведь и православная церковь, и католический престол всегда были мастерами тайной дипломатии и тайных знаков, понятных только посвященным.

Они прилетели на Кубу с разницей почти в сутки, но церемониал встречи в гаванском аэропорту для патриарха и папы как будто писали под копирку. Величаво подруливающий к терминалу громадный лайнер, делегация встречающих у трапа во главе с Раулем Кастро. Была ли это инициатива принимающей стороны или договоренность церковных дипломатов - столь детальное совпадение вышло символичным. На Кубе два первосвященника встречались, как равные друг другу. И вряд ли это событие могло быть обставлено иначе, учитывая, что глав христианских церквей вела к нему дорога куда более долгая, чем просто перелет через океан.

Протокол этой встречи отрабатывали до мелочей. Заранее было известно, что в зал для переговоров патриарх и понтифик войдут навстречу друг другу. Остановятся для приветствия. Но предугадать до конца, каким окажется этот миг, и какие там прозвучат слова, было невозможно.

"Меня не покидает чувство, что мы с вами встречаемся в правильное время и в правильном месте", - сказал патриарх Кирилл.

"Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность представилась. Как вы уже говорили, встреча своевременная. Очень рад вас видеть", - ответил папа Франциск.

"Было теплое общение. Они взяли друг друга за руки. Держали друг друга. Смотрели друг другу в глаза. Думаю, что это очень важно, потому что в противном случае они бы просто сели на свои места и начали бы какие-то официальные речи. Но было видно, что им важен сам факт этого общения, этой встречи", - считает руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков.

Почему это важно, в Гаване объяснять не было нужды. Местные власти даже закрыли на время встречи аэропорт, чтобы общению предстоятелей ничто не мешало. А заполнившие открытый здесь же пресс-центр журналисты со всего мира старались не пропустить ни одной детали исторической встречи лидеров самых больших христианских общин на планете.

Подобную встречу когда-то трудно было представить. Слишком тяжелый исторический груз несли отношения православных и католиков. Столетиями Третий Рим был вынужден отбивать атаки Первого, и два часа - слишком мало, чтобы навсегда оставить это позади. И все же тяжесть сегодняшних испытаний способна перевесить даже память о прошлом. Эти обстоятельства, что заставили Ватикан и Москву ускорить давно планировавшуюся встречу, известны. Когда на ближнем востоке против христиан развернут террор, где варвары не делают различий между православными и католиками, откладывать разговор и дальше было нельзя. А для подобной беседы вполне подходил и скромный зал обычного аэропорта.

"Результаты этой беседы дают мне возможность сказать, что сегодня две церкви могут активно совестно работать, защищая христиан по всему миру. И с полной ответственностью совместно работать, чтобы не было войны, чтобы повсюду уважалась человеческая жизнь, чтобы укреплялись основы семейной, личной и общественной нравственности", - сказал патриарх Кирилл.

Сам по себе общий ответ на общие вызовы сюрпризом не стал. Еще перед встречей было объявлено, что по ее окончанию папа и патриарх подпишут совместную декларацию. Ее готовили долго, выверяя каждое слово. Но кто знал, какими в итоге окажутся эти слова? Православные и католики - не соперники, а братья. Это фраза, открывающая новую эру в отношениях церквей.

"Встреча проходила в спартанских условиях, а мы привыкли к торжественным мероприятиям протокола – церкви, памятники, иконы, шествия, свечи – ритуал, одним словом. Но я бы сказал, что после этой встречи началась новая историческая эпоха", - уверен профессор истории Римского университета Андреа Риккарди.

Это помогает понять, почему в зале, где проходила беседа, установили православное распятие. Лейтмотив заявления двух предстоятелей - у возглавляемых ими церквей больше общего, чем различного.

"Мы провели два часа в открытых братских дискуссиях с полным пониманием ответственности за свои церкви, за свой верующий народ, за будущее христианства и за будущее человеческой цивилизации. Это была очень содержательная беседа, которая дала нам возможность понять и почувствовать позиции друг друга", - сказал патриарх.

"Мы говорили, как братья, потому что мы оба епископы, у нас одна вера, и мы ищем одного и того же пути. Мы говорили очень откровенно. И я вас уверяю, что в этой беседе я чувствовал присутствие Духа Святого", - сказал папа Франциск.

В исторической декларации - общий взгляд и на проблемы мирские - призыв к миру на Ближнем Востоке, на Украине. И церковные - те, что веками разделяли православие и католичество. Причем, в вопросах самых болезненных папа римский принимает сторону Москвы. Например, отказываясь от униатства - подчинения православных общин Ватикану. И общей нитью по страницам проходит мысль о том, что христиане должны быть вместе. Пусть это и не единение разделенных сегодня церквей, но их сближение теперь, пожалуй - свершившийся факт.

"Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа" , - говорится в подписанной предстоятелями декларации.

Их дороги снова расходятся. После короткой встречи патриарх и папа отправятся дальше. Но вместе с ними на этом перекрестке шаг навстречу друг другу спустя почти тысячу лет сделали и миллионы христиан, а им в будущем вполне может оказаться по пути.

12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы — Гаваны состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Встреча такого уровня стала первой за всю современную историю РПЦ и Католической церквей. Это событие вызвало большой резонанс в новообрядческой среде. Ряд клириков Московской Патриархии крайне резко высказались об этой встрече, обвинив ее участников в ереси, другие наоборот одобрили развитие диалога церквей и консервативно-традиционалистскую направленность декларации, подписанной сторонами. Были высказаны и мнения, что ничего сверхъестественного в этом событии нет. Римский папа и восточные патриархи, например, константинопольский патриарх Варфоломей, встречаются регулярно.

Как ни странно, это событие активно обсуждается и в старообрядческих согласиях, вроде бы далеких от церковно-политических процессов диалога восточного и западного христианства. Сегодня мы публикуем мнения об этой встрече авторитетных старообрядческих священнослужителей и экспертов.

Митрополит Корнилий, московский и всея Руси (РПСЦ) (из ответов на вопросы читателей 16 февраля 2016 г.)

Честно говоря, я не имею телевизора и лично не пользуюсь интернетом, однако основные мировые события все равно становятся тем или иным образом известны. Думаю, Господь дает информацию о том, что нужно, а что не нужно, может, и не дает. Состоявшаяся встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска к нам, к нашей старообрядческой Церкви не имеет никакого отношения. Никто у нас благословение на нее не спрашивал.

Как отношусь к этой встрече?

Руководитель информационно-издательского отдела Московской Митрополии Александр Васильевич Антонов отметил, что, может быть, даже и хорошо, что во время встречи говорили о Сирии. Говорили о том, что в Сирии пора прекращать войну. Очень хорошо, если война прекратится, потому что страшно, когда идут боевые действия, убивают множество людей, а для многих беженцев война стала настоящей трагедией.

На этой встрече обсуждалась недопустимость однополых браков, и это тоже хорошо, и мы, старообрядцы, со своей стороны тоже говорим, что это недопустимо. Однако печально, что незадолго до этой встречи на Кубе провели парад содомитов, как говорят, в угоду американцам. Не знаю, случайность это, совпадение или преднамеренная провокация. Конечно, очень неприятное вступление к подобным встречам, можно так сказать. Александр Васильевич говорит, что участники встречи глав конфессий также осудили все это безобразие. Что касается далеко идущих итогов встречи патриарха Кирилла и папы римского, подождем, увидим. Что дальше будет, может, какие секреты возможно и есть, пока на сегодняшний день мы в стороне от этой темы.

Благочинный Западносибирского благочинья (Сибирская епархия РДЦ) протоиерей Андрей Марченко

Встреча патриарха РПЦ МП Кирилла с папой Франциском — событие скорее из сферы внешней политики России, а не из религиозной сферы. Мне кажется безосновательным предполагать соединение этих конфессий, поскольку ни Римский престол никогда не откажется от идеи своего первенства в пользу равенства, ни РПЦ МП не согласится стать всего лишь очередным униатским патриархатом под омофором «Слуги Слуг Божьих», особенно принимая во внимание, с каким пиететом РПЦ МП относится к вопросу собственного первенства в христианском мире. Ни одна из сторон никогда не переступит через свои амбиции, по крайней мере в обозримом будущем. Поэтому, как мне думается, нет оснований для ожидания каких-то дальнейших практических шагов на пути соединения этих конфессий. Даже сделанный шаг патриарху Кириллу дался нелегко, что видно из того, что подготовка к Кубинской встрече, по словам самого патриарха Кирилла, проводилась в абсолютной тайне и о ней знали всего пять человек. То есть патриарх Кирилл не считал для себя возможным в данном случае рассчитывать на лояльность собственной же паствы и клира.

В таких условиях разве можно говорить о каком-то грядущем соединении? Хотя следует признать, что современные новообрядцы безропотно, а некоторые и «с чувством глубокого удовлетворения» готовы проглотить уже все,что угодно. Предметом общественного обсуждения стала встреча патриарха и папы, хотя в самой встрече нет ничего примечательного, кроме того, что она первая в истории новообрядческой церкви. Патриарх Кирилл постоянно встречается и с иудеями, и с мусульманами, и с буддистами в рамках различных мероприятий. В этом нет ничего необычного, да и предосудительного, если обсуждаемые вопросы имеют общественное значение и выходят за рамки интересов одной конфессии. На встрече папы и патриарха как раз и обсуждались вопросы глобального масштаба: противостояние терроризму, гонения на христиан на Ближнем Востоке и т.п.

И всё бы ничего, если бы не сам дух подписанного по итогам встречи совместного Заявления, в котором все разногласия православных и католиков объявляются «следствием человеческой слабости и греховности ». То есть, по представлениям составителей этого Заявления и подписавшего оное патриарха Кирилла, реальных причин (богословского и канонического характера) для разрыва отношений с Западной церковью у Восточной Церкви не было… Но, как я уже сказал, современные новообрядцы готовы, видимо, уже не жуя проглотить все, что угодно.

Как реагировать на это староверам? Да никак. К староверию данная встреча не имеет никакого непосредственного отношения. И всякое повышенное внимание к подобным мероприятиям может свидетельствовать лишь о странной психологической зависимости от внешних. А между тем св. ап. Павел наставляет нас: «Что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог » (1Кор.5:12,13). Староверы должны быть вполне самодостаточными, коль скоро считают именно себя Церковью Христа. Максимум, что может измениться в случае пока представляющегося иллюзорным соединения новообрядцев и католиков, это чин отречения от ереси. Он просто будет дополнен соответствующим образом…

Настоятель кафедрального собора РПСЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов

В отношении встречи патриарха Кирилла с папой римским как политического события нельзя сказать чего-то определенного. Потому что действительная суть этих мероприятий всегда остаётся за кадром. Истинные причины и последствия знает только узкий круг людей. И они информируют общество в той мере, в которой считают себе полезным.

Но вот что действительно удивляет, так это реакция старообрядческой общественности на это происшествие. Как все всколыхнулись! Сколько было высказано опасений, предупреждений, «неопровержимых фактов», «канонических оценок» и «авторитетных мнений» в отношении вроде бы посторонней нам конфессии! Мне кажется этот факт более удивительным, чем сама встреча. Получается, что многие старообрядцы еще не до конца перерезали пуповину, связывающую их с РПЦ? Многих ещё мучают фантомные боли по когда-то утерянной части их жизни?

В этом смысле прошедшая встреча очень важна для старообрядчества. Как показатель, как лакмус реальных взаимоотношений старообрядцев с РПЦ МП.

Доцент Высшей школы экономики, сотрудник Академии Наук, завуч духовного училища Русской Православной старообрядческой Церкви в 2007 - 2014 годах Алексей Муравьев .

На мой взгляд, это событие не имеет не только отношения к жизни старообрядцев, или даже тех христиан, которые не принадлежат к РПЦ МП. Даже к внутренней жизни Московской Патриархии это событие имеет малое отношение, потому что сейчас очень сильно изменилась вся ситуация с религией в мире. Если в 1990-х годах общественность очень бурно реагировала на, скажем, молитву патриарха в католическом костеле или на посещение синагоги, то сейчас это уже никого не интересует. Это политическое событие, более того, с неизвестным подтекстом — экономическим, политическим, мы ничего об этом не знаем. Обществу через СМИ явили некий «сигнал любви и доброты», который вроде как наше политическое руководство посылает всему миру. Я так понимаю его.

Забавно, что у людей заработали аналогии: вот византийские императоры в последние годы своего правления, боясь найти управу на турков, продавали веру католикам, папе римскому… но сейчас-то ничего подобного нет. Ведь на самом деле и папа римский готов отказаться не только от филиокве, но и вообще чуть ли не от каких-то фундаментальных основ католицизма в традиционном понимании. Произошла какая-то тотальная подмена очень многих религиозных понятий. Да и новообрядческий патриарх — не символ незыблемости православия.

Сегодня католическая церковь находится в ситуации совершенно иной, то есть у нее максимально либеральная программа, католическая церковь готова заключить какой-то мир, условно говоря, с РПЦ по частным вопросам. У обеих церквей весьма широкая программа реформ, которая во многом совпадает, но объединяться никто не будет — это попросту никому не выгодно. Поэтому мне кажется, что это событие, которое не стоит такого внимания, вообще ничего не обозначает.

Новообрядческий патриарх встречается с Папой, причем не в первый раз. От того, что Константинопольский патриарх Варфоломей регулярно встречается и молится с Папой, объединилась ли Греческая церковь с Римской? Нет, не объединилась. В нынешнем мире совместная молитва ничего не значит. А что касается качества веры и проблем богословского диалога, то нас, старообрядцев, в эксперты по чистоте веры никониан никто не зовет. Сейчас нет такого запроса ни у кого. Поэтому, честно говоря, удивительно, что это вообще кого-то из старообрядцев интересует.

От редакции: в продолжение темы читайте впечатления католического священника о служении в России: « » .

Вероятно,на встрече Папы Римского и Патриарха Кирилла на Кубе 12 февраля будет подписан секретный униатский протокол специально для Кипра, где пройдёт Восьмой Всеправославный Собор.

Считаю,что встреча на Кубе де-факто уравнивает пост православного Папы или лидера со статусом Папы Римского;в истории христианства уже правили одновременно даже три Папы.

Кто из них был истинный, а кто антипапой решала история.

Считаю,что продолжается пророческая деятельность императора Павла I,который,будучи столпом православной веры,возглавил католический орден и ввёл Мальтийский крест в официальный герб Российской Империи,показывая тем самым,что он лично и Россия покровительствуют Риму и Ватикану,всей христианской ойкумене.

Да,католики готовы принять православное вероучение,но какое?Основанное на началах духовного Трезвения,Трезвости.Именно Уния через Трезвость.

Встреча на Кубе папы римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла является необходимым шагом, чтобы дать реальный импульс к сближению католической и православной церквей, считает итальянский журналист, автор нескольких книг о Ватикане Карло Маррони.
РИА Новости
"Историческое событие, никогда прежде не происходившее. Событие, которое предназначено для того, чтобы запустить процесс, еще несколько лет назад казавшийся невозможным", - написал в пятницу Маррони, работающий во влиятельной газете Il Sole 24 Ore, после того, как стало известно о предстоящей 12 февраля встрече понтифика и патриарха.

"Встреча на Кубе между Франциском и патриархом Кириллом - необходимый шаг, чтобы дать реальный импульс к сближению католической церкви с православной", - подчеркнул он.

По его мнению, до более глубокого взаимопонимания, как и до визита папы Римского в Москву, еще далеко. "Но то, что произойдет 12 февраля, представляет собой огромный шаг (вперед), которого долго искал папа Иоанн Павел II", - отмечает Маррони.

В пятницу Ватикан и Московский патриархат объявили, что историческая встреча предстоятелей Римско-католической и Православной церквей состоится 12 февраля в аэропорту Гаваны на Кубе, продлится около двух часов и завершится подписанием совместной декларации.

РИА Новости
МАДРИД, 5 фев – РИА Новости. Председатель Испанской конференции католических епископов, кардинал Рикардо Бласкес назвал "потрясающей" новость о предстоящей исторической встрече на Кубе папы римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Как сообщалось ранее в совместном заявлении Ватикана и Московского Патриархата, встреча папы римского и патриарха Кирилла пройдет 12 февраля на Кубе. Отмечалось, что это будет "историческая встреча". Она будет включать в себя личную беседу в международном аэропорту имени Хосе Марти в Гаване и завершится подписанием совместной декларации.

"Мне это кажется потрясающим. Прекрасно!", - заявил Бласкес, отвечая на вопрос журналистов о предстоящем событии после презентации в Мадриде книги "Воспоминания с надеждой", написанной кардиналом Фернандо Себастьяном. При этом Бласкес признался, что узнал об этой новости от самих журналистов.

РИА Новости
МИНСК, 5 фев - РИА Новости. Белорусские католики уверены, что встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска на Кубе изменит отношения между католической и православной церквями, заявил РИА Новости в пятницу митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Как сообщалось ранее в совместном заявлении Ватикана и Московского Патриархата, встреча пройдет 12 февраля на Кубе.

"Наконец-то сбывается то, о чем молились, мечтали люди на протяжении нескольких столетий. Эта встреча, которая изменит отношения между нашими церквями и поможет нести свет Евангелия в наш мир", - сказал митрополит.

Он отметил символичность того, что встреча состоится на Кубе - "в новом свете, который не имеет отношения к болезненным разделам христианства".

Кондрусевич призвал всех верующих молиться за успех встречи папы Франциска и патриарха Кирилла, "чтоб Бог ее благословил".

РИА Новости

Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск встретятся на Кубе

Принято решение о проведении встречи между главами Римско-Католической и Русской Православной Церквей на Острове Свободы 12 февраля. Встреча состоится в международном аэропорту Гаваны. Событие историческое, хотя бы потому, что это первый случай в истории, когда Московский Патриарх встречается с Папой Римским. Между Православной Церковью и католиками много исторических разногласий. Тем не менее, предстоятели других Православных Церквей периодически встречаются с папой. Лично я не разделяю истерики части "охранителей" по данному поводу, более того, нахожу ее вредной. Нет ни одного канона, который запретил бы епископу общаться с иноверцами. Патриарх совершает многие десятки встреч с муфтиями, ламами, протестантскими пастырями в год, это его обязанность. Почему вдруг ему нельзя встретится в Папой я понять не могу, объяснение явно не коренится в канонах Церкви. Я могу признать, что участие католиков в Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя, сомнительно и здесь возможна справедливая критика, но никакого зла в общении этих религиозных лидеров нет. По моей инсайдерской информации, главной темой встречи будет не только обращение к мировым лидерам о недопустимости геноцида христиан Востока, но и о необходимости запрета абортов. Что же в этом плохого? Взгляды на самые острые социальные проблемы современного общества у нас примерно одинаковы.

Теперь стоит поговорить о самом сложном вопросе, который естественно не будет подниматься в ходе этой встречи, это разговор о будущем, об возможном объединении Востока и Запада. Я, как и все христиане на Литургии, молюсь о том, чтобы отпавший Рим вернулся в лоно Апостольской Церкви. Это важнейшая задача, которая стоит перед нами, чтобы более миллиарда человек стали членами Тела Христа и получили возможность спасения. Безусловно, объединение возможно исключительно в Истине, то есть в границах православного богословия. Но на мой взгляд, католики вполне могут на это пойти. Глобально христианство цивилизационно проигрывает социализму (культурному марксизму), Рим, который сдает народ за народом, нуждается в Москве, для создания единого фронта. Ради объединения, католики готовы принять православное богословие, например верить, что Дух Святой исходит не от Сына, а от Отца через Сына, что римский епископ первый по чести среди равных, что Богородица, хоть и чистейшая их всех людей, но она тоже была подвержена первородному греху и нуждалась в Искуплении. И что же в таком случае мешает объединению, если догматика будет православной? Только второстепенные вопросы, которые можно решать в рабочем порядке. История Церкви знает такие примеры и их множество, когда еретики и раскольники возвращались в лоно Церкви.

Часто особенно ревностные "охранители" теряют нить здравого смысла, предпочитая подменять каноны Церкви на "бабьи басни" и предельно сомнительные "пророчества". Более того, среди всех поместных Церквей, именно Русская занимает самую жесткую позицию по данному вопросу, не позволяя тому же Вселенскому Патриарху прогинаться под католиков, что к сожалению, на мой взгляд, он делает. Да, все мы должны быть предельно внимательными, так как ситуация очень сложная и тонкая, и никаких догматических компромиссов с нашей стороны быть не должно, но насколько я знаю, позиция тех людей, которые делегированны от Церкви вести диалог с инославием, предельно консервативна. Поэтому я призываю не соблазняться, трезво оценивая ситуацию, и не вестись на сомнительные спекуляции на эту тему.

Дмитрий Энтео

Константин Эггерт: «Патриарх пошел на беспрецедентный шаг»

Уже через неделю в аэропорту Гаваны встретятся Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск. Это станет одной из важнейших вех в отношениях между католической и православной церковью. Патриарх сделает остановку на острове Свободы по дороге в Латинскую Америку для того, чтобы поговорить с главой католической церкви на нейтральной территории. , Почему Патриарх и Папа Римский встречаются именно сейчас? Эту историческую встречу обсудили с журналистом, Константином Эггертом.

Кто был инициатором встречи

Эггерт предполагает, что инициатива встречи исходила из Москвы, по крайней мере, предстоятель РПЦ сделал «беспрецедентный шаг навстречу» римскому понтифику. На этот год запланирован большой Вселенский собор православных церквей и на него патриарху, по словам Эггерта, до сих пор пришлось бы ехать «с не очень хорошим багажом» - кризисом на Украине и на фоне активной позиции константинопольского патриарха Варфоломея, который имеет достаточно хорошие отношения с руководством католической церкви в отличие от предстоятеля РПЦ.

«Я думаю, патриарху Кириллу очень бы хотелось оказаться на этом соборе, если не главным, то, как минимум, эквивалентным патриарху Варфоломею по своему глобальному весу», - предполагает журналист.

До сих пор отказ от встречи с папой римским, по словам Эггерта, всегда мотивировался в Москве наличием нерешенных проблем между церквями, связанными с тем, что РПЦ утверждает, что католики переманивают верующих на «традиционных канонических территориях русской церкви» и с ситуацией на западе Украины, где имели место конфликты между греко-католиками и православными. «Фактически, согласившись на эту встречу, патриарх признал, что эти проблемы более не существенны», - отметил журналист.

Почему для патриарха Кирилла встреча с папой - это «беспрецедентный шаг»

Эггерт полагает, что, благодаря этой встрече, серьезный выигрыш будет на стороне патриарха Кирилла, хотя он чреват и проблемами внутри РПЦ, так как в России значительная часть верующих, священства и монашества «заражена всякого рода конспирологическими теориями» и «в католиках очень часто видят еретиков».

«Для патриарха это довольно смелый шаг, потому что масса людей действительно живет в конспирологическом мире, и она составляет достаточно существенную часть православной паствы и по сути патриарх идет на обострение отношений с этими людьми. Это шаг, призванный продемонстрировать всему миру, что русский патриарх - это фигура глобального масштаба».

То, какую декларацию подпишут папа Франциск и патриарх Кирилл в Гаване, по мнению Эггерта, будет очень много значить для будущего христианских апостольских церквей.

«Это конечно выдающееся событие. Сенсация. Впервые после Флорентийского собора в XV веке встречаются глава русской церкви с папой римским».

Политическое значение встречи

«Нынешний папа далек от европейских проблем. Он из Аргентины, где антиамериканские настроения достаточно сильны. Скорее всего, - предполагает журналист, - для папы Франциска любой американский президент менее близок, чем российский лидер. Папа встречался с Путиным, когда его многие осуждали его за нежелание его откровенно говорить о ситуации в Украине, поэтому для Кремля в нынешнем контексте эта встреча - позитивный знак». Однако, по словам Эггерта, надо понимать, что речь идет об институтах, существующих сотни лет, и нынешние политические события, могут,спустя некоторое время, показаться не такими серьезными, а потепление отношений Ватикана и РПЦ - правильный шаг, так как в мире есть серьезные вызовы христианскому миру.

Пресс-конференция председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона состоялась 5 февраля 2016 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Встреча с представителями российских и зарубежных СМИ была посвящена Первосвятительскому визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Латинскую Америку, который пройдет с 11 по 22 февраля 2016 года. Визит включает в себя посещение Республики Куба, Республики Парагвай и Федеративной Республики Бразилия.

В пресс-конференции также приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда и руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Александр Волков.

Председатель ОВЦС рассказал собравшимся о предстоящем визите Его Святейшества в Латинскую Америку:

«Первым пунктом программы станет посещение Кубы, куда Святейший Патриарх по приглашению Председателя Государственного совета и Совета министров Кубы Рауля Кастро прибудет вечером 11 февраля. Еще будучи митрополитом и председателем Отдела внешних церковных связей, Святейший Патриарх Кирилл посещал Кубу, встречался с руководством страны. Под непосредственным наблюдением митрополита Кирилла осуществлялось строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване, он же совершил освящение этого храма.

В 2009 году президент Кубы Рауль Кастро пригласил Его Святейшество посетить страну уже в качестве Патриарха. Однако необходимость нанести братские визиты в Поместные Православные Церкви, а также множество поездок по епархиям Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран ближнего зарубежья, не позволяли осуществить визит за океан. 17 ноября 2011 года Рауль Кастро вторично пригласил Предстоятеля Русской Православной Церкви посетить его страну с официальным визитом. Это приглашение неоднократно возобновлялось в ходе моих встреч с дипломатическими представителями Кубы. В сентябре прошлого года Святейший Патриарх принял решение посетить Кубу в феврале нынешнего года, приурочив визит к 45-летию со дня освящения первого в Гаване храма Московского Патриархата в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Русскоязычная община Кубы, насчитывающая 15 тысяч человек, с нетерпением ожидает визита своего Первосвятителя.

В программе посещения острова запланированы встречи Святейшего Патриарха с Фиделем Кастро и Председателем Государственного совета Республики Куба Раулем Кастро, посещение реабилитационного центра для детей «Солидарность с Панамой». В воскресенье 14 февраля Его Святейшество возглавит Божественную литургию в русском православном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване.

На Кубе произойдет еще одно важное событие. Ввиду пересечения маршрутов Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, который в эти же дни будет посещать Мексику, принято решение о проведении встречи между главами Римско-Католической и Русской Православной Церквей на Острове Свободы 12 февраля. Встреча состоится в международном аэропорту Гаваны.

Встреча Предстоятелей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церквей готовилась давно. На протяжении 1996-97 годов велись интенсивные переговоры об организации встречи Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II в Австрии, однако эти переговоры были прекращены из-за проблем, по которым не удалось достичь согласия. Прежде всего, это касалось действий греко-католиков на Украине и прозелитизма католических миссионеров на канонической территории Московского Патриархата. Вместе с тем, Священноначалие Русской Православной Церкви никогда не отвергало саму возможность организации такой встречи в будущем, когда сложатся необходимые условия для ее проведения.

Все эти годы главной проблемой в отношениях между двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи Предстоятелей оставалась уния. Разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-90-х годов, перенос центра Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников - все эти факторы лишь усугубили проблему. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами. Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами.

Тем не менее, ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется подлинный геноцид христианского населения, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими Церквами. В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям.

Завершившийся 3 февраля в Москве Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви призвал, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении. Поэтому, несмотря на остающиеся препятствия церковного характера, принято решение о безотлагательном проведении встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной.

На протяжении последних лет поступали многочисленные предложения, касающиеся места проведения подобной встречи. Однако Святейший Патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с Европой связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами. Совпадение дат визита Святейшего Патриарха в страны Латинской Америки и посещения Папой Римским Мексики предоставило возможность именно в Новом Свете провести встречу, которая, как мы надеемся, откроет новую страницу в отношениях между двумя Церквами. Помимо основной темы - положения христиан на Ближнем Востоке и в других регионах, где они подвергаются гонениям, будут также затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики. Встреча завершится подписанием совместной декларации.

14-15 февраля Святейший Патриарх посетит Республику Парагвай по приглашению Президента страны Орасио Мануэля Картеса. Визит станет данью исторической памяти представителям русской эмиграции, которые в 1920-30-е годы внесли значительный вклад в развитие Парагвая, совершая научные экспедиции в труднодоступные районы страны, изучая быт местных индейцев, преподавая в местных университетах.

15 февраля, в Праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх возглавит Божественную литургию в русском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Асунсьоне. Затем он посетит русский участок на городском кладбище, где отслужит заупокойную литию. В тот же день Его Святейшество встретится с Президентом Парагвая Орасио Мануэлем Картесом и с нашими соотечественниками, проживающими в этой стране.

Визит Святейшего Патриарха в Бразилию приурочен к 95-летию со дня прибытия 1217 русских беженцев из Галлиполи в Рио-де-Жанейро 21 июля 1921 года, а также к 70-летию со дня создания Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви, в которой Бразилия занимает важное место.

Визит начнется с посещения столицы страны г. Бразилиа, где Святейший Патриарх встретится с Президентом Федеративной Республики Бразилия Дилмой Русеф. Затем Его Святейшество посетит Рио-де-Жанейро, где отслужит молебен на горе Корковадо у статуи Христа Искупителя, побывает в храме святой мученицы Зинаиды Русской православной Церкви и встретится с кардиналом Орани Жуаном Темпестой, архиепископом Рио-де-Жанейро. Визит в Бразилию завершится в воскресенье 21 февраля посещением г. Сан-Паулу. Святейший Патриарх возглавит Божественную литургию в кафедральном соборе св. Павла Антиохийского Патриархата и посетит Благовещенский храм Русской Православной Церкви.

Вечером того же дня Святейший Патриарх с сопровождающими лицами вылетит в Москву».

Затем спикеры ответили на многочисленные вопросы журналистов.

Http://www.patriarchia.ru/db/text/4370284.html