Точёные шкатулки из капа своими руками. Кап, сувель

Материал , который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1 , (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами , дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3 . Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2 , это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6 . Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7 . Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8 . Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Название подобного нароста - кап, и происходит оно, как принято считать, от древнеславянского слова «кап», что значит голова. С первого взгляда растущий на дереве кап действительно напоминает по форме человеческую голову. Кап можно обнаружить как на ветвях старых деревьев, так и на самом стволе - стволовый кап. Если снять кору, то увидим, что «голова» вся покрыта бугорочками, сосочками, иголочками. Самый редкий и потому самый ценный кап находят, как правило, на ветвях. Обычно размеры его небольшие: 10...15 см, но иногда встречаются экземпляры до 40 см и более. Чтобы определить ценность нароста, мастер делал небольшой срез и сырой тряпочкой, а то и просто, в нетерпении послюнив палец, проводил им по срезу, чтобы увидеть главное - рисунок, неповторимый в каждой каповой «выплавке». Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, к тому же так прочен и увесист, что некоторые «умельцы» расточительно делают из него молотки-киянки.

Находят кап на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще всего на березе. Иногда на одном дереве - несколько каповых наростов. Одни специалисты считают, что самая красивая древесина у березового капа, другие - у грецкого ореха. Капокорень не что иное, как кап, образовавшийся у корневой шейки дерева. Иногда он выступает над поверхностью земли. «Подземный» кап (на корнях) можно обнаружить по побегам, которые он пускает каждой весной. Эти нежизнеспособные, быстро увядающие побеги и дают в текстуре капокорня черные точки, расположенные среди более светлых по тону волокон ствола.

Капокорни бывают круговые, опоясывающие дерево, и однобокие. Последние чаще всего образуются с южной стороны. Самые крупные из капокорней достигают в диаметре до 2 м, а весом бывают в целую тонну.

Особенно крупными размерами отличаются дубовые и ореховые капокорни. Из таких не одну столешницу удается сделать. Старые мастера Вятки некогда пластинами, напиленными из капокорня, оклеивали мебель. Правда, корневой кап ценится не так высоко, как настоящий, выросший на стволе или ветке дерева. Древесина у корневого капа помягче, а рисунок - попроще. Крупный капокорень характерен для берез возрастом 70...80 лет, растущих свободно - на полянах или опушках леса. Как правило, каповые березы растут чаще всего в смешанном лесу, обычно вдоль ручьев, небольших речек, возле озер и болот, причем растут они обычно не слишком близко друг к другу.

Встречается у капа двойник - сувель. Эта древесная складка-наплыв, которая иногда образуется на месте сгиба или надлома молодого деревца. Древесина сувеля тоже достаточно крепкая. Из нее краснодеревщики делают ручки к инструментам, вытачивают кегли, крокетные шары. Отличить сувель от капа довольно просто, так как поверхность первого гладкая, а на его срезе (спиле) нет главного достоинства капа - красивой текстуры. На том же срезе видны лишь длинные и редкие зигзаги волокон.

Наряду с предметами, украшенными резьбой, народные мастера выполняют изделия, в которых «работает» природный узор текстуры различных пород древесины.

Примером такого вида изделий служат художественные предметы из и капокорня.

История

XVIII век

Производство изделий из капокорня в г. Вятка (Киров) началось в XVIII в. Основоположником этого ремесла был мастер Григорий Макаров, который стал первым изготавливать из тонких пластин капокорня шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций в духе классицизма.

ООО «Каповая шкатулка» , CC BY-SA 4.0

Главным достижением Григория Макарова стало использование в своих изделиях деревянных шарниров. Эта идея пришла ему в голову после того, как однажды ему в руки попалась шотландская табакерка, с помощью которой он и разгадал секрет изготовления шарниров. Эта была отнюдь сложная работа, требовавшая точное и скрупулезное изготовление зубцов в соответствии с углублениями механизма.


ООО «Каповая шкатулка» , CC BY-SA 4.0

Другой местный мастер Семен Бронников создал первые карманные часы с футляром, корпусом и цепочкой из капокорня. Со временем к этому ремеслу подключились и его сыновья - Николай и Михаил Бронниковы. В основном они занимались изготовлением часов и принимали заказы из разных регионов России. Прославилась семья мастеров Бронниковых и на мировом уровне, их изделия были представлены на Всемирной выставке в Вене в 1837 г.

Русский классицизм

Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма - художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и кончая предметами декоративно прикладного искусства.

XIX век

Уже в конце XIX в. в Вятке работало около 40 кустарей-каповщиков. Труд их ценился значительно выше работы других мастеров, а спрос на изделия со временем только увеличивался.

Кроме всевозможных табакерок и шкатулок, умельцы изготавливали специально для состоятельных модниц баульчики и посуду типа изысканных вазочек и сахарниц.

XX век

В начале XX в. изделия вятских каповщиков достигли такого уровня совершенства, что их стали поставлять через скупщиков на продажу в Англию, Францию и Германию. В Вятке появились первые артели каповщиков, самая первая артель «Экспорт» возникла в 1924 г., в ней работало 11 мастеров.


ООО «Каповая шкатулка» , CC BY-SA 4.0

Примерно в то же время в городе Халтурине появилась артель «МЮД», где трудилось 100 мастеров. Остальные каповщики работали кустарно, их можно было найти в деревнях Кировской области – Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари.

Артель «Идеал»

В селе Лопатовском в 1943 г. сложилась артель каповщиков «Идеал», при ней была открыта также и учебная мастерская. Прославили эту артель такие талантливые умельцы, как Вениамин Мамаев, Герман Першин и Василий Злобин. Во время Всемирной выставки в Брюсселе за свои уникальные изделия артель «Идеал» была удостоена гран-при. Со временем эта артель стала фабрикой, которая известна сегодня многим кировчанам как ООО «Идеал Плюс». На сегодняшний день это крупнейший производитель изделий из капокорня в Кировской области.

ООО «Каповая шкатулка»

Письменный набор из капа Занимается выпуском каповых изделий и другое предприятие - ООО «Каповая шкатулка». Это предприятие славится изготовлением больших шкатулок, имеющих потайные ящички, которые открываются путем нажатия на определенное место. Изделия ООО «Каповая шкатулка» знают, любят и по достоинству оценивают не только жители Кировской области, но и других городов, в частности, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего-Новгорода.

Сегодня

Сегодня традиции капового мастерства продолжают развиваться, и здесь большой вклад вносят современные умельцы-каповщики. Одним из таких мастеров является Борис Павлович Воробьев, который в 2009 г. получил звание мастера художественных промыслов Кировской области.

Своеобразие капа

Своеобразие этих материалов - наростов на стволах деревьев и корнях берёзы, а также некоторых других видов деревьев - состоит в том, что неправильное строение, перепутанность волокон создают большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня.


ООО «Каповая шкатулка» , CC BY-SA 4.0

Кап находят не только на берёзе, но и на многих других деревьях. Но именно березовый кап, по мнению специалистов, самый красивый по текстуре и цвету.

Процесс обработки капа

А заключается процесс обработки в распиливании наростов на тонкие пластины-дощечки и запаривание их. В результате имеющейся в древесине естественный краситель растворяется, окрашивая пластины в тёплый коричневый цвет, акцентируя особо тёмным тоном фантастический рисунок, образованный наплывами и волокнами древесины.

Путём столярной обработки и тщательной подгонки пластин собирают шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов, визитницы, пресс-папье, обложки альбомов, блокноты, ящички, сундучки, спичечницы, подчасники (подставки для настольных часов), очечники, запонки нарукавные и грудные, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для карманных зеркал, рамки для фотографий, письменные приборы и другие кабинетные вещицы.

А также из капа получаются декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм, а также курительные трубки и рукоятки для ножей.

Шкатулки

Некоторые виды шкатулок и ларцов имеют выдвижные ящики, двухярусные крышки, снабжённые секретами для их открывания.


ООО «Каповая шкатулка» , CC BY-SA 4.0

Мастерство столярной работы проявляется в умении ювелирно профилировать подставку коробочки, бортик крышки, вмонтировать музыкальный механизм и миниатюрный замочек. Если крышка не снимается, а открывается, то шарнир также делают из дерева.

Часы

Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятка (Киров) ещё в начале XIX в., когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да ещё из целого куска капа вырезали цепочку.

Стоимость изделий из капа

Стоимость изделия из капокорня зависит от рисунка. Чем тоньше рисунок и больше размер капокорня, тем выше стоимость изделия.


ООО «Каповая шкатулка» , CC BY-SA 4.0

Раньше капов корень оценивался на глаз: чем мельче рисунок и больше кусок, тем он стоил дороже. Найдя в лесу каповый нарост, счастливый крестьянин нес его за несколько верст на оценивание к мастеру-каповщику.

Капокорень

Уже в середине ХIХ в. кап стал редкостью в вятских лесах, а в 1920-30-е годы - почти совершенно исчез. Вместе с капом вятские мастера стали использовать в ХIХ в. капокорень, а затем он и вовсе заменил кап в производстве.

Капокорень - такой же кап, но только уже не на стволе или ветках, а на корнях березы. Наплывы его бывают иногда над поверхностью земли, но чаще прикрыты почвой.

Капокорень уступает капу по прочности, а его рисунок значительно крупнее и с черными точками, но его в лесах оказалось во много раз больше.

Инкрустация из капа

Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающая крышку коробочки.

Фотогалерея




Полезная информация

Кап
Капкорень

Этимология

Откуда возникло название - «кап» и что оно означает? Некоторые этимологисчитают, что это понятие очень древнее и своими корнями восходит к праиндоевропейскому слову «капут», что в переводе означает «голова». И действительно, если обратить внимание на форму капокорня, то он несколько напоминает форму человеческой головы.

Согласно другой версии, название этого материала может происходить от глагола «капать».

Не путайте!

Иногда капокорешковые изделия путают с каповыми. Это вполне естественно: каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко.

По этой же причине бывали случаи, когда изделия вятских кустарей выдавались за изделия из карельской березы, которая ничего общего с капом и корешком не имеет.

Изготавливаем эксклюзивные шкатулки из капа своими руками.

В мае и июне в Москве проводились работы по благоустройству зеленых насаждений. Около моего подъезда был клен весь в наростах-капах. Повезло что это я застал его спиливание и взял кусок ствола с четырьмя большими капами. Целый день я отсверливал и отрезал их от ствола.. После этого каждый нарост проваривал с солью около 4 часов для замены сока соляным раствором. Затем сушил обернутые газетами капы в пластиковых мешках, меняя каждый день . Длилось это около месяца. Фото капов после сушки.

Центральные части наростов более массивные вырезал.

И ещё одна в таком же духе.

Всего получилось шесть шкатулок.

Особо скажу о покрытии изделий. Использовалось натуральное льняное масло.

Для капа используется только льняное масло. Пропитка идет до тех пор, пока масло не перестаёт впитываться. В моем случае покрывалось 7-8 раз. Масло выявляет структуру, даёт блеск и консервацию изделия.

Давно мечтал сделать ложку - да как то руки не доходили. И тут в карелии попался подходящий кап.

Спилил. Привез домой - почитал в сети что с ним делают - и сварил с солью.

Потом долго - почти год сушил. И вот - дошли руки.

Из бесформенной глыбы капа выпилил заготовку.

Сначало - анфас. Рисовал контур будущей ложки карандашом.

Потом выпилил профиль.

Пилить стало удобнее - ибо можно зажать в тиски.

Распилы производил полотном для дерева зажатым в ножевку по металлу - зуб пилы чуть больше чем для металла.

Вот так выглядит заготовка. Дальнейшую черновую обработку я производил лентопротяжной шкурильной машинкой Makita
с довольно крупной шкуркой.

Скруглив внешнюю часть ложки и убрав углы прешел к более тонкой обработке.

Углубление ложки выбирал фрезером и стамеской. Ручка ложки имеет эргономический загиб. Честно говоря это вызвано тем что заготовка была треснутая и прямую сделать не получалось - но потом присмотрелся и понял, что так даже интереснее...

Такую необычную стамеску удалось купить в Вильнюсе на фестивале казюкас - у литовских кузнецов.

Работать ей гораздо удобнее чем прямой полукруглой. И сталь неплохая долго держит заточку. Ибо кап - несколько труднее резать чем просто березу.

Но ковырял я его долго и по всякому - то стамеской то фрезером.

Тут и напильники пошли в дело и мелкие фрезы и шкурка...

Стала вырисовываться структура дерева. Тут важно отметить, что зернистость шкурки необходимо уменьшать постепенно.

Тщательно, без пропусков обрабатывая всю поверхность.

Когда ложка показалась мне законченной - я сварил её в льняном масле. Это необходимо чтобы придать ей водоотталкивающие свойства.

И не сделать её при этом ядовитой. Никакой лак конечно не годиться. После кипечения в масле - с обильным выделением пузырьков надо дать остыть - и отполировать - я делал это войлочной насадкой на дремель. (фрезер)

Ну вот собственно и весь сказ о том как я делал эту ложку.

Удачи в смелых дерзаниях!