Съёмка в студии с одним источником. Схемы света для портретной студийной фотосъемки Схемы освещения с одним источником света

Привет всем, кто решил, что фотография ему интересна и стоит того, чтобы узнать о ней побольше. Меня зовут Юрий Шевченко, и на данный момент у меня в приоритете портретная фотография.
В своих статьях авторы иногда делают акцент на условиях съемки: с естественным светом или на природе, на широкий угол или на открытой диафрагме. Слегка похоже на сектантство. Но стоит ли зажимать себя в рамки? Скажу честно, я сам был большим приверженцем открытых диафрагм и естественного света (Canon 85L «рулил» на всех съемках), избегал студий и недолюбливал вспышки. Но потом мне стало скучно. Естественным светом нельзя управлять, его нельзя сделать мощнее, переставить в другое место.

А ведь все мы знаем, что фотография - это рисование светом. Зачем же себя ограничивать? Чтобы не зацикливаться на рассуждениях, вот вам мой пример. Эта серия фото - съемка модели для ее портфолио. Она задумывалась как фотосессия в стиле нуар (noir). Использовались очень жесткие источники: рефлектор с сотами, тубус и отражатель (для подсветки теней).



Съемка проводилась на диафрагмах от f/8 до f/11, чтобы провалить в тень задний фон. Мне понравилась эта схема, и я решил еще больше ее усложнить в следующий раз. Последнее фото снималось с одним из самых жестких источников - тубусом с сотами.


Как видите, даже с помощью жесткого света и очень закрытой диафрагмы можно создать необходимые для снимка атмосферу и настроение. Всем вышесказанным мне хотелось сказать следующее: вы автор, вы творец своей фотографии. Учитесь не только видеть направление света и уметь поставить модель под него, но и управлять им. И не только импульсным или постоянным, а любым. Для этого нужно включать в съемочный процесс еще и мыслительный. Прежде чем нажать на кнопку спуска, задайте себе вопросы: «Зачем я снимаю это фото?», «Что я хочу показать людям?», «Какие инструменты мне для этого понадобятся?». Есть разные условия и различные сюжеты, в которых будет логично и уместно использовать как естественный свет, так и искусственный, или импульсный, или постоянный, а иногда нужно все это уметь совмещать. Мне очень нравится, что сказал на эту тему
один из моих любимых авторов, тот, кто мастерски владеет светом,- Илья Рашап: «Решайте сами для себя: в своей фотографии вы будете, поджав хвост, зависеть от внешних обстоятельств или включите «режим Бога», когда обстоятельства уже будут зависеть от вас».
Хорошего вам света!

Чудо одного источника света при съемке портрета

Моя стандартная схема света состоит из одного большого источника рассеянного света слева или справа от объекта, отражателя под лицом и еще одного отражателя с противоположной стороны основного источника света. Я снимаю сотни портретов в год, используя простейшую схему. Я использую комплект Paul C. Buff Einstein с большим октабоксом в своей студии, но вы легко можете собрать нечто подобное с недорогой вспышкой, зонтиком и парой отражателей за 20$.

Вы можете увидеть эту схему на фото ниже, с моей бедной женой Карен, выступающей в качестве объекта. Она спустилась вниз, чтобы приготовить чай, и попала в засаду!

Отражатели и настройки

Как только мой объект на месте, я делаю некоторые настройки. Первым делом настраиваю источник света так, чтобы он был немного выше уровня глаз. Для большинства людей, на мой взгляд, лучше, когда свет исходит сверху, чтобы скрыть легкие тени под подбородком, подчеркивая челюсть и скрывая второй подбородок.

Затем я устанавливаю отражатель под лицом и поднимаю его до уровня середины груди. Этот отражатель заполняет тени на лице и обеспечивает красивые дополнительные блики в глазах. Некоторые люди используют еще один (мощный) источник света, но, на мой взгляд, установить отражатель гораздо легче.

Например, если у вас вместо отражателя используется источник света, вы по ошибке можете сделать его более мощным, чем основной источник и создать ужасное освещение Франкенштейна! Сделать это с помощью отражателя физически невозможно, что может уберечь вас от дорогостоящих ошибок.

На этом снимке вы видите, где размещен боковой отражатель в моей студии (слева от Карен). Итак, отражатель установлен на противоположной стороне от источника света. Иногда я использую черную панель, чтобы создать более глубокие тени на лице. Этот эффект может быть весьма драматичным, и имеет дополнительное преимущество, делая лицо более худым. Недостаток состоит в том, что проявляются морщины, ведь они не заполнены светом с другой стороны. Это подходит не каждому.

Вот примеры портретов, в которых я использовал этот эффект драматизма:

Некоторые дополнительные настройки

С этой простой схемой света очень легко делать некоторые дополнительные настройки и смотреть, что работает лучше с определенным человеком. Часто я оставляю базовую схему с черным отражателем, но вот несколько примеров, где я бы сделал некоторые правки:

У человека есть второй подбородок, поэтому мне бы хотелось подчеркнуть челюсть. В этом случае я поднимаю источник света повыше, чтобы тень под подбородком стала глубже (проверьте, не подняли ли источник света слишком высоко, потеряв блики в глазах), и опускаю или совсем убираю отражатель снизу.

У женщины длинные черные волосы. В данном случае черный отражатель не нужен, потому что у нас уже есть темное обрамление. Поэтому я бы остановился на белом отражателе сбоку или подсветил волосы сзади (об это подробнее в следующем разделе).

На фото ниже вы видите множество деталей в области волос с затененной стороны. Это потому, что я установил белый отражатель поближе.

У человека глубоко посаженные глаза. Их нужно хорошо осветить, иначе наш бедный объект рискует выглядеть, как серийный убийца или пещерный человек! В таком случае источник света нужно опустить до уровня глаз.

Два источника света

Вы могли бы работать в фото индустрии, используя только один источник света. Но если вы такой же, как и я, то вам станет скучно, и вы захотите попробовать что-то новое. Итак, давайте добавим еще один источник света.

Второй источник для меня – это обычно «кикер» (также называемый акцентным светом), который исходит сзади или с противоположной стороны относительно основного источника. Я использую его, чтобы подчеркнуть челюсть, особенно у мужчин, или волосы у женщин. Он особенно прекрасен для подсвечивания темных волос.

На фото ниже мне нужен был способ отделить этого молодого человека от фона. Дополнительный свет сделал свое дело!

В моей студии я использую стрип-бокс для таких целей, но вы также можете использовать вспышку с сеткой или бумажным полотенцем, имитирующим снут. Важный момент состоит в том, чтобы этот источник света не попадал в объектив, создавая блики или понижая контрастность.

Вот так выглядит второй источник света в этой схеме света с участием Карен.

Три и четыре источника света

Я использую три или четыре источника света для создания чистого белого фона. Вы можете установить один источник, направив его на фон позади объекта съемки, или установить два источника с обеих сторон.

На данный момент я предпочитаю использовать белый фон. Я думаю, он выглядит очень ярко, современно и позитивно. Так же это замечательный вариант для компаний, так как его легко повторить и получать одинаковый результат в каждой из съемок (например, фотографируя новых сотрудников месяц спустя после основной съемки, или повторяя тот же стиль съемки в другой части страны другим фотографом).

Сколько источников света вы используете, зависит от вашего бюджета и пространства, в котором вы работаете. Два источника смогут дать вам более ровное распределение света, в то время как один источник может немного «завалить» края кадра, над которыми придется поработать при постобработке. Поэтому обычно я склоняюсь к использованию двух источников света, если я не стеснен местом.

Заключение

Я надеюсь, вы нашли эту статью полезной и будете использовать эти схемы света для своих портретов.

Когда в фотографии начинаешь что-то пробовать, проводить эксперименты, цифровая фотография становится намного приятнее плёночной. Тем более, если дело касается освещения. Композицию то мы легко оценим посредством видоискателя, а вот свет. Это намного сложнее, особенно если работаете без помощника, и камера стоит на штативе. Предлагаем .

Портрет сейчас принято снимать с хорошим светом, который заполняет тени и придает снимку объем за счет плавных переходов от светлых участков к теням, подсвечивает необходимые детали, уводя в тень не желаемое. Многие снимают с несколькими источниками света. Но часто, смотря на старые снимки, удивляешься, какими интересными могут быть кадры, снятые с одним простым источником. Особенно хороши в этом плане голливудские портреты. Но, стоит заметить, что и там зачастую несколько источников света, только некоторые из них на портрете практически не ощутимы. Но есть и много портретов, снятых реально с одним источником, причем, довольно жестким. Тут уж не помогут никакие бьюти диш (тарелки), так как края получаются размытыми даже с гридом. Резкие края можно получить только при помощи источников света с корректирующими линзами.

Но, несмотря на это, и с довольно мелким гридом и небольшим бьюти диш реально постараться создать некое подобие такого источника.. Можно найти недорогие линзы Френеля и самому собрать фокусирующую головку. Между тем, и готовые для вспышек тоже продаются. От этих головок свет бросается несколько дальше. Существуют даже зуммирующие головки.

Ну а теперь всё просто. Настраиваемся на хорошее расположение духа и начинаем играть и источником света, и объектом съемки. Для репетиции, если позволяют условия и есть время, можно испытать свет при помощи фонарика. Так выстраиваемый свет будет вам намного виднее. Например, вы направили вспышку в сторону камеры и вниз. В итоге получите веселый портрет с негативным пространством. Нечто среднее между контурным и обычным портретом. Хитрость тут не только в том, что вы получаете картинку и рассчитываете экспозицию, а в том, что получающийся свет не должен попадать на руку, плечо и лоб. И расстояние от объекта до вспышки должно быть достаточно большим. Если вы снимаете в обычной квартире, то источник света нужно помещать в один из углов комнаты, противоположный тому, в котором находится объект.

Ещё один вариант со схожей световой схемой, но с использованной более привычной композицией. Тем не менее, с глубокими тенями. А если к этому добавить еще и отражатель - то вы получите эффект портрета при ярком солнышке в ясный летний день. Только темнота за спиной останется.

Постоянно снимать в таком стиле вряд ли кто будет, особенно в наше время. Но поэкспериментировать тоже иногда полезно. Хотя бы для того, чтобы понять старую истину: один жесткий источник света при съемке портретов вполне допустим и даже весьма интересен.

Сегодня мы поговорим о съемке высококачественных портретов с хорошим освещением, выполненных с использованием всего одного студийного источника или вспышки. Может быть, ваш бюджет не позволяет вам приобрести несколько источников для портретов. Может, вам нужно ездить со светом и вы не располагаете местом для двух ламп. Может, вам просто интересно решить сложную задачу. Как бы то ни было, вы можете реализовать множество сценариев с использованием единичного источника. Я включил в этот урок 10 примеров с понятными описаниями так, чтобы вы могли использовать их в вашей собственной работе.

Чтобы завершить этот урок, вам нужно совместить следующее оборудование:

  • Для начала, ваша камера и объектив. Все эти портреты были сняты на Nikon D700 с использованием объективов 24 мм, 50 мм или 85 мм.
  • Автономная вспышка (это значит, что встроенные вспышки не подойдут), которую можно настраивать вручную.
  • Что-нибудь, что позволит вспышке сработать без присоединения ее к камере. Это может быть специальный кабель или беспроводная система. Я использую радиосинхронизатор вспышки «Cactus», который будет работать практически с любой вспышкой с типом крепления «башмак».
  • Трансформируемый фотозонт для некоторых изображений. «Трансформируемый» означает, что внутри зонт блестящий, но черное покрытие на внешней стороне можно снять.
  • Отражающий диск, хоть и не используется в этом уроке, может стать заменителем во многих ситуациях.
  • Пара стоек для света, чтобы должным образом закрепить на них вашу вспышку и зонт или отражатель.

Снаружи или внутри

В данном уроке будут использованы две основные техники. Мы будем работать вне помещения, компенсируя солнечный свет светом от вспышки, и в помещении, используя только вспышку.

Хотя вы можете уравновесить «общий» свет в помещении светом от вспышки, это не применялось ни в одном из этих портретов. Так что давайте начнем снаружи, где солнце заменит нам вторую вспышку.

Пример 1. Простой заполняющий свет

В этом первом примере мы наблюдаем вечернее солнце, освещающее модель слева. Как вы можете видеть на примере ниже, половина ее лица в тени и свет очень плоский. Фон перегружен и уводит внимание от модели. Этот обзорный кадр демонстрирует как объект в натуральном освещении, так и стойку с закрепленной на ней вспышкой. На вспышке нет никаких модификаторов, и она направлена прямо на модель.

Готовый портрет

Чтобы использовать вспышку корректно, я подобрал экспозицию для окружающего (естественного) света. Затем я опустил ее на одну ступень и соответственно настроил вспышку. Это отделило объект от фона, затемнив его. Забор также освещен. Поскольку вспышка относительно далеко от объекта, ее свет покрывает широкую область.

Из-за того, что свет от солнца по-прежнему попадает на модель, и вспышка направлена больше на затененную сторону лица, свет кажется очень ровным. Эта техника хороша для получения ясных, легко идентифицируемых изображений. Зрители смогут распознать объект даже на фотокарточке для ношения в кошельке.

Пример 2. Простая подсветка по краям

Вы заметите на фотографии ниже, что я переставил вспышку так, чтобы она была позади модели. Солнце в данном изображении будет действовать как основное освещение, а вспышка - как подсветка по краям. Данный вид освещения подчеркивает края объекта, и обычно этот свет ярче, чем основное освещение (в данном случае, чем солнце). В отличие от последнего портрета, я не понижал экспозицию для окружающего света. Фактически, я повысил настройки экспозиции для вспышки, чтобы создать пересветы.


Готовый портрет

Уделите особое внимание футболке и волосам модели. Дальний правый край (с точки зрения зрителя) и того, и другого, почти белый. Поскольку вспышка находится позади модели, но не точно сзади, свет «перетекает» через край. Вы также можете увидеть этот эффект на заборе на переднем плане, и совсем немного - на лице модели.

Пример 3. Рассеянное освещение Рембрандта

Освещение Рембрандта - это когда свет расположен под углом 45 градусов сбоку от объекта и 45 градусов над объектом. На многих живописных портретах Рембрандта использовано именно такое освещение.

Для данного изображения я также добавил зонт. Вспышка направлена в центр зонта, в результате чего свет получается мягче и охватывает большую площадь, но также по этой причине он становится менее мощным, поэтому вспышка расположена гораздо ближе к объекту, чем на предыдущих фотографиях. Вы можете видеть, что окружающий свет почти не попадает на лицо модели.

Готовый портрет

Как вы можете видеть, правая сторона лица и тела модели (с нашей точки зрения) по-прежнему освещены солнцем, но оно теперь не является нашим единственным источником света. Вспышка заполнила все тени, а также выровняла экспозицию на древесине вокруг нее.

Солнце творит чудеса с волосами модели и придает теплый оттенок ногам, но не слишком многое делает для ее лица. Говоря об экспозиции данного кадра, я выставлял ее по светлым участкам на модели так, чтобы нога и рука были залиты солнцем, а все остальное попало в тень. Затем я поворачивал вспышку, пока не достиг желаемой экспозиции.

Пример 4. Подсветка волос

Мы уже обсудили, что при использовании солнца как основного источника света вспышка может выступать в качестве источника заполняющего света или подсветки по краям. Она также может послужить для подсветки волос. Как вы можете видеть на примере ниже, солнце светит прямо в лицо модели. Оно настолько яркое, что она щурится. Цвет ее лица светлее, чем цвет волос, так что для того, чтобы сгладить разницу экспозиции на волосах и лице, я направил вспышку на волосы.

Готовый портрет

Чтобы получить то освещение, к которому я стремился, я решил убрать покрытие с моего трансформируемого зонтика. Так что вместо того, чтобы направить свет в зонт, от которого он впоследствии отразится и попадет на модель, я направляю свет сквозь белое покрытие, и он рассеивается иначе.

Вы видите, как свет от вспышки попадает на ее волосы и создает приятный блеск на готовом портрете ниже:

Пример 5. Солнечные очки в помещении

Теперь давайте переместимся внутрь. В оставшихся примерах весь свет в изображении будет исходить от вспышки. Хотя я использую освещение из окна, чтобы сделать снимки с демонстрацией используемого оборудования, окна никоим образом не влияют на итоговое изображение.

Вспышка экспоненциально ярче, чем свет, идущий от окна, и перебивает его полностью. На изображении ниже вы можете видеть, что я попросил модель одеть ее солнечные очки и посмотреть прямо на такую же световую установку, какую я использовал для подсветки волос ранее.

Готовый портрет

Результат очень схож с известным портретом рок-звезды. Мне кажется, что это был Slash, но я не могу проверить это. Если кто-нибудь знает, о каком портрете идет речь, пожалуйста, оставьте ссылку в комментариях!

Как бы то ни было, отражение зонтика создает интересную картинку в очках, и при этом освещении цвета выглядят действительно яркими.


Пример 6. Вспышка сзади, отражатель спереди

Позвольте уточнить, зонт на данном изображении пустой. Я просто использую его как отражатель. По факту, отражающий диск или даже большой кусок белого картона отработал бы лучше в этой ситуации.

Свет от вспышки проходит над головой модели, отражается от зонта и освещает лицо. Идея данного механизма заключается в создании подсветки по краям на фоне и использовании отраженного света как основного источника освещения.


Готовый портрет

Как вы можете видеть на итоговом изображении ниже, ее лицо мягко освещено отраженным светом и ее волосы подсвечены направленным светом от вспышки позади нее. На мой вкус, волосы вышли слишком яркими. Если бы я мог снять этот кадр снова, я бы попросил модель повернуть ее голову иначе, чтобы уменьшить пересвет на макушке.

Другой вариант - переместить вспышку ниже за ее головой, чтобы не так много света попадало сверху. Учитесь на моих ошибках и уделяйте пристальное внимание мощности подсветки, создаваемой вашей вспышкой.

Пример 7. Драматичное освещение сверху

Это более специализированная техника. Я бы не советовал использовать ее часто, потому что она может быть несколько банальной. Она может помочь изолировать объект или придать религиозный оттенок вашим кадрам. Также она может быть использована для абсолютного затемнения фона.

Вы можете видеть на примере, что вспышка расположена практически прямо над лицом модели, и немного перед ним. Почти во всех случаях, модель должна смотреть наверх, иначе глаза будут в тени, и под носом появится неприятная тень.

Готовый портрет

Как вы можете видеть, фон на портрете очень темный. И это создает эффект «летающей головы», потому что шея полностью в тени. Я решил оставить шею в кадре, чтобы было видно ожерелье модели. Но при использовании данной техники очень просто скомпоновать кадр таким образом, чтобы видно было только лицо.

Пример 8. В стиле American Apparel

Если вы видели рекламу магазина одежды под названием «American Apparel» или обратили внимание на определенные тенденции в других рекламных роликах из мира моды, значит, вы видели кадры с использованием данной техники. На примере ниже вы увидите, что модель стоит очень близко к стене. Вспышка в зонте, и я использовал широкоугольный объектив. Я стоял прямо под зонтом. Для этого кадра я установил мощность на вспышке между низкой и средней, поскольку она была очень близко к объекту.

Готовый портрет

Итоговый эффект на этом изображении трудновато описать. Обратите внимание на виньетирование по краям кадра. Вы также можете видеть, что источник света (большой зонт) крупнее, чем объект, и расположен очень близко, что позволяет получить кадр практически без теней. Общее впечатление, которое производит кадр - это что-то среднее между полицейской съемкой для архива и снимками на «мыльницу».


Пример 9. Все рядом

Эта техника схожа с расстановкой «вспышка сзади, отражатель спереди», но вспышка в данном случае находится прямо за объектом. Как и в той технике, зонт пустой и может быть легко заменен на отражатель.

Зонт установлен прямо перед моделью и сверху, вместо расположения сбоку. И в данной технике используется непосредственная близость вспышки и зонта, как и в технике выше. Я также находился близко к модели с объективом 50 мм.

Готовый портрет

Свет на данном изображении очень мягкий. Высокий угол и близость зонта позволяют осветить лицо и в то же время волосы. Вспышка, расположенная за головой модели создает свечение по краю волос.

Эта установка дает эффект, противоположный «драматичному освещению сверху», если поставить модель прямо рядом со стеной. Фон в данном случае получается абсолютно белым. Вы также заметите на итоговом изображении, что свет на ее руке слишком яркий.

Эту проблему можно решить двумя способами. Первый - немного иначе повернуть ее руку. Второй - передвинуть руку дальше от источника света.

Пример 10. У стены

Предположим, что у вас нет отражателя или зонта. Белая или окрашенная в светлые оттенки стена может быть использована для создания драматичного портрета только с одним источником. Вы заметите, что вспышка снова без покрытия и передвинута дальше. Стена действует как отражатель; универсальность и простота данной техники делают ее такой ценной.


Готовый портрет

Заключение

Фантастические студийные источники с софтбоксами и зонтами и бесшовные фоны - это прекрасно. Но если у вас нет денег, помещения или сильной спины, чтобы перетаскивать все оборудование, просто помните, что вы можете создать впечатляющие портреты, используя всего один источник света и некоторые хитрые приемы.

Спасибо за внимание. И поищите в Google, что это за портрет знаменитой рок-звезды!

136521 Студийная фотография 0

Интересная это все-таки тема - съемка в фотостудии: студийный свет, схемы освещения, примеры использования... Если поискать в интернете, вы найдете множество статей на эту тему.. Но для начала вспомним, какие виды света используются при фотосъемке.

Студийная (или ее еще называют павильонная) съемка проводится в помещении, при котором используется искусственное освещение. Количество и мощность применяемых при этом источников света должны соответствовать величине освещенности, необходимой для получения высококачественного снимка. В соответствии с этими требованиями регулируется сила света осветительных приборов, их расстановка, что позволяет решать композиционные задачи, получая различные по характеру эффекты освещения.

Виды источников света

Главную роль в формировании предметов играет рисующий свет , выявляющий их скульптурно-объемную пластику. Умело используя такой свет, фотограф может выделить важнейшие элементы композиции и оставить в тени второстепенные. Соотношение света и тени, т. е. создание светового баланса, также определяется силой источника рисующего света, который создается при искусственном освещении приборами направленного света.

Если же тени, созданные рисующим светом, не несут в себе декоративного начала или смысловой нагрузки, они могут быть высветлены заполняющим светом . Он создается источниками рассеянного света и вместе с другими видами освещения, в первую очередь моделирующим светом, определяет степень контрастности изображения. Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки и помещение, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает.

Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света (подсветка теней), для чего применяются слабые приборы рассеянного света. Нижний моделирующий свет смягчает, сглаживает резкие тени от основного (рисующего) верхнего источника света. Моделирующий свет может подчеркнуть пластику объемов, создавая на них игру бликов и рефлексов, т. е. местных отражений от различных участков поверхностей и окружающих предметов, причем их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.

Фоновой свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы рассеянного света.

Контурный свет создает вокруг снимаемого объекта световой контур. Этот контур должен быть ярче светлой части освещенного объекта и участка фона, на который он проецируется. Контурный свет может стать выразительной частью композиции.

Эффектный свет создаст на элементах фото композиции блики и тени заданной формы, цвета и интенсивности, как правило, воспроизводящие эффект сильнодействующего источника света, расположенного над границами кадра.

Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных основным направленным или рисующим светом.

При съемке практически никогда не используются все виды освещения одновременно, достаточно двух или трех.

«Наиболее мощный источник света, который определяет характер освещения, создает основной рисующий свет; подсветку теневых участков объекта обеспечивает источник рассеянного, заполняющего света. Часто используют контровой свет, эффективно очерчивающий контуры предметов световыми бликами. В ряде случаев фон освещают отдельно, для чего применяют источник фонового света. Может быть так же использован моделирующий свет, помогающий выразительно осветить отдельные участки объектов.

Чтобы использовать эти пять видов освещения, необходимо пять источников света. Но в большинстве случаев достаточно бывает двух-трех осветительных приборов для основного, заполняющего и контрового света при условии, что выбранный фон - светлый, находится недалеко от объекта и не требует специального освещения.»

А. Симонов, журнал «Советское фото», август 1968 г.

Работая с искусственным светом, фотограф должен иметь в виду четыре характеристики освещения: 1) освещенность снимаемого объекта и всего пространства; 2) контрастность освещения; 3) направление и размеры теней, т. е. затененных участков поверхности снимаемого объекта; 4) спектральный состав (цветность) света, падающего на поверхности снимаемого объекта.

Говоря об освещенности и контрастности, необходимо помнить об особенностях зрительного восприятия, для которого важна не только величина освещенности, но и соотношение яркостей отдельных участков снимаемой композиции. Глаз человека различает яркости, если они отличаются одна от другой хотя бы на 10%. Поэтому, чтобы воспроизвести видимую человеком светотеневую градацию, необходимо правильно произнести экспонометрию освещенных и теневых участков.

Необходимо научиться правильно использовать направление света и размеры теней. Возможны бесчисленные варианты освещения искусственными источниками света — от тонкого, воздушного, бестеневого, созданного источниками заполняющего и моделирующего света, до черного контрастного светотеневого изображения, полученного с помощью только одного рисующего света.

С помощью направленных источников света можно создать выразительный светотеневой рисунок. Мягкая, прозрачная тень сделает драматургию снимка менее конфликтной. Резко выраженная светотень, при которой одни предметы или их части погружены в тень, а другие, наоборот, ярко освещены, внесет в композицию кадра элементы драматической напряженности и сделает кадр более выразительным.

Умело используя контрасты света и тени, можно получить совершенно различные эффекты — от живописной сочности до жесткой резкости плакатного рисунка.

Как уже говорилось, чтобы создать определенный тип освещения, необходимо правильно выбрать нужные для этого осветительные приборы и правильно их установить. Универсальной схемы установки света для любых видов съемки быть не может, так как выбор освещения диктуется индивидуальными творческими задачами фотографа и различными пластическими особенностями изображаемых объектов. Поэтому мы приводим только общую схему, которая должна варьироваться в каждом отдельном случае. Ее некоторые варианты мы рассмотрим в этом уроке чуть ниже.

Оборудование для павильонной фотосъемки

К числу наиболее распространенных насадок для студийного осветительного оборудования относятся:

Зонты - это очень удобная насадка, которая может крепиться практически к любому осветительному прибору. Как правило, зонты имеют диаметр от 80 до 120 см. Различают просветные зонты, помогающие рассеивать и ослаблять практически в два раза свет, идущий от импульсной лампы, и зонты с отражательной поверхностью. Последние имеют внешнюю поверхность из черной ткани и внутреннюю из ткани различного цвета. В зависимости от цвета ткани на внутренней стороне зонта можно получать тот или иной свет. Например, матово-белая поверхность зонта обеспечивает фотографу очень мягкий свет, а золотистый цвет ткани приводит к увеличению температуры света.

— Портретная тарелка. Благодаря конструктивной особенности "портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект "портретной тарелки” можно дополнять сотами или софт-насадками.

Рефлекторы . Одна из наиболее часто применяющихся насадок при студийной съемке - это рефлектор, позволяющий ограничить световой поток по углу распространения и концентрировать его в нужном направлении. Рефлекторы бывают различных типов — стандартные, фоновые, рассеивающие и зонтичные. Зонтичные рефлекторы используются при съемке вместе с зонтами, и их главная задача заключается в том, чтобы направить отраженный свет на рабочую поверхность зонта. Фоновые рефлекторы помогают фотографу равномерно осветить задний план, а рассеивающие рефлекторы, напоминающие спутниковые «тарелки, необходимы для того, чтобы жесткий свет от импульсной вспышки не попадал на снимаемый объект. Кроме того, сегодня на рынке представлены и разнообразные параболические рефлекторы, которые используются для ограничения света под определенным углом.

Софт-боксы . Конструкция софт-бокса состоит из легкого металлического каркаса, который обтягивается плотной тканью. Причем внутренняя часть ткани (металлизированный слой) принимает форму, заданную ею каркасом, и становится, по сути, рефлектором, отражающим световой поток на четырехугольный экран-диффузор. Таким экраном-диффузором является специальный кусок ткани, которая хорошо рассеивает свет, но при этом практически не влияет на его спектральный состав. Достаточно часто софт-боксы применяются в студийной съемке для создания рисующего и заполняющего света, а также для получения равномерного мягкого освещения снимаемого объекта.

Длинные софт-боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину, называют стрип-боксами, которые чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съемке крупных предметов. Стрип-боксы (или их еще называют стрипы) отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях. Окто-боксы - это восьмиугольные софт-боксы большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.



Тубусы и соты . Среди других насадок на осветительное оборудование, применяемых в студийной съемке, можно отметить тубусы и соты. Тубусы представляют собой насадки конической формы, позволяющие ограничивать световой поток до узкого, направленного пучка света. С помощью такой насадки фотограф может выделить светом нужную деталь, расставить определенные акценты. Соты - это насадки с мелкоячеистой структурой, помогающие создавать пучок света, состоящий из практически параллельных лучей.

Источники постоянного света . Помимо импульсных осветителей, в студийной фотосъемке могут использоваться и источники постоянного света. Источники постоянного света часто задействуются при предметной съемке, когда традиционные импульсные вспышки за время длительности импульса не могут обеспечить фотографу создание нормальной экспозиции. Также источники постоянного света применяются для более точной оценки распределения света, теней и бликов при выстраивании кадра, что при использовании обычных импульсных осветителей иногда бывает сделать проблематично. Многие профессиональные фотографы вообще считают, что источники постоянного света предпочтительнее, чем импульсные осветители при портретной съемке.

Стойки предназначены для крепления различного оборудования, расположения его в студии и выставления по высоте. Журавль — стойка с краном и грузилом для установки осветительных приборов, разработан таким образом, чтобы удерживать любой вес, в том числе софт-боксы и окто-боксы.


Другое оборудование . Набор аппаратуры, применяемой в условиях профессиональной фотостудии, очень широк. К примеру, те же вентиляторы не только служат для охлаждения осветительного оборудования. Особые туннельные вентиляторы с регулируемой мощностью вращения помогают сделать так, чтобы на снимке волосы модели развивались, а ее одежда трепетала под дуновением ветра. Работа с осветительным оборудованием требует его синхронизации с камерой. Для этого, в частности, используется так называемый ИК-пускатель, который крепится на место внешней вспышки фотоаппарата. ИК-пускатель осуществляет синхронизацию работы осветительного оборудования и камеры через инфракрасный импульс, гарантируя, тем самым, что открытие затвора камеры и световой импульс произойдут одновременно. Синхронизация может осуществляться и по проводам, либо посредством радиоприемника, подключаемого к источнику света (передатчик, соответственно, подключается к камере).

Для студийной съемки фотографу потребуется и хорошая оптика. В частности, для предметной съемки понадобится макро объектив, позволяющий снимать с очень близкой дистанции и отличается максимальной резкостью и детализацией. Съемка в студийных условиях также позволяет фотографу создавать поистине уникальные условия с объемными атмосферными декорациями и задымленностью. Для этой цели в студии используется генератор дыма, которая дает возможность создавать в помещении туман нужной плотности, выступающий в качестве фона.

Только грамотно подобранная студийная аппаратура открывает перед фотографом широкое поле для всевозможных творческих экспериментов, воплощения его замыслов и эффектов профессиональной фотосъемки. В условиях студии можно организовать самые разнообразные схемы освещения, обеспечить создание тумана или ветра. Нужно только уметь работать с разнообразным фотооборудованием и осветительной техникой.

Примеры постановки света при съемке в студии

Схемы студийного света, приведенные в данном уроке, не являются догмой или прямым руководством, показаны только в качестве примера и могут быть использована иначе — на усмотрение фотографа. Эти схемы используют минимальное количество источников света.

1. Классическая световая схема с 3 источниками освещения

Вариант 1 : 3 источника импульсного света - 2 софт-бокса и вспышка с рефлектором.

Использован окто-бокс в качестве основного (рисующего) источника света. Учитывая, что окто-бокс, как разновидность софт-боксов, дает мягкий, рассеяный свет большой площади - надобности в заполняющем свете нет.

Использование белого фона обусловлено желанием выделить объект съемки, не отвлекаясь на детали. Фоновый свет кажется незаметным, однако подсветка с противоположной рисующему свету - теневой стороны, выравнивает яркость фона. Похожую схему расстановки студийного оборудования, с небольшими изменениями, используют в стоковой фотографии и для съемки в "высоком ключе".

Вариант 2 : 3 источника импульсного света - окто-бокс, вертикальный стрип-бокс и световая голова с рефлектором.

Все та же стандартная световая схема. Для дополнительной подсветки теней, вместо четвертого источника, можно поставить отражатель.

Модель в белой одежде хорошо выделяется на цветном фоне, хотя он более подходит для художественной или гламурной съемки. Осветлять фон, учитывая белую одежду, может и не стоило. Однако, благодаря этому освещению, фон получается неоднородный и "играет". Контур с теневой стороны модели так же выгодно выделяет силуэт. Фоновый и контурный свет служат для создания эффектов, а использование такой подсветки делает фотографию более "вкусной".

2. Схема освещения с 2-я источниками

Вариант 1. Фон светлый. Модель находится недалеко от стены. Источником заполняющего света служит большой окто-бокс, расположенный на журавле над моделью. Рисующий свет — вертикальный стрип-бокс, расположенный приблизительно под 45 градусов к оптической оси фотокамеры.

Вариант 2 аналогичный, но фон нейтральный или темный, а источник рисующего света повернут таким образом, чтобы светить сбоку. В студии такой свет называют скользящим. Боковое освещение лучше всего выявляет текстуру поверхности, например, ткани, в съемке для демонстрации одежды. Изображение получается более контрастным, а контур подчеркнут контровым светом, расположив его позади, сверху и сбоку модели под 45 градусов.

3. Съемка с параболическим зонтом

Гигантский параболический зонт (диаметром прибл. 180 см) стоит в центре фотостудии. Цвет отражающей поверхности — белый. Конструкция зонта на колесах с противовесом, а световую голову можно двигать вдоль оси, добиваясь различных эффектов.

На схеме 1 видно, как яркий свет выделил модель с двух сторон. Большой размер и форма рефлектора обратного отражения обеспечивают мягкое, однородное освещение, служащее одновременно рисующим и заполняющим светом. Характерный круглый блик от зонта хорошо подойдет для портретов. При съемке крупным планом в отражении глаз виден ярко освещенный круг со спицами.

Импульсный свет от отражающей поверхности параболического зонта сам по себе имеет «обволакивающий» эффект. Такой зонт идеален для портретной фотографии, а так же динамичной съемки модели в движении.

Схема 2 для съемки в студии на светлом фоне: параболический зонт большого диаметра и фоновая подсветка двумя стрипами. Чтобы иначе отделить модель от фона, нужно сделать фон ярче. Использованы 2 вертикальных стрипа для равномерного освещения фона по всей высоте. Мощность источников максимальная. Свет от параболического зонта получается объемным. Он хорошо прорабатывает текстуру кожи и ткани, прорисовывая детали, и потому незаменим для fashion съемки для каталогов одежды и фотостоков.

4. Схема съемки на белом фоне для фотостоков

Особенностью съемки для фотостоков является изоляция людей или объектов от фона. Обычно используется белый фон и дополнительное его освещение.

Схема 1 . В качестве источников рисующего и заполняющего света применены окто-боксы по сторонам модели, один из которых сверху на журавле.

Чтобы белый фон не выглядел серым, нужно равномерно осветить его. Для этого использованы 2 вертикальных стрип-бокса, по одному с каждой стороны. Мощность импульса фонового света должна быть достаточно большой или максимальной. Так же как и рисующего, хотя рисующий можно чуть уменьшить. Дополнительным нюансом такой схемы света является использование фона в качестве отражателя и контрового света. Если модель находится в непосредственной близости от фона, то вокруг образуется яркий световой контур, получается прорисовка фигуры.

Схема 2 : Для съемки грудного портрета можно использовать эту схему, когда фон освещен большим окто-боксом на журавле.

5. Схема освещения на черном фоне

Рассмотрим схему съемки контрастного портрета в студии, на чёрном фоне, с использованием двух источников света. Для создания жесткого рисунка света и тени использованы специальные насадки с сотами. А тубус послужит источником акцентирующего (иногда называемого скульптурного) или моделирующего света.

Моделирующий свет — расположен по оси рисующего света, и находится с противоположной стороны от модели. Он «отрывает» неосвещенную половину модели от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом. При неправильной установке (например, излишняя яркость) может нарушить всю световую палитру. Если фотограф «не видит» или не понимает моделирующий свет, то от него лучше отказаться. В связи с тем, что свет источника моделирующего света может попасть на переднюю линзу объектива и снизить контраст или вызвать нежелательные блики, он устанавливается в тубусе, либо источник освещения комплектуется защитными шторками.

Схема света 1 : Два источника импульсного света - портретная тарелка с сотами и тубус с сотами.

Специфический характер освещения, который создает портретный рефлектор, отличается от софт-боксов или зонтов, так как поток света распределяется на отражающей поверхности равномерно. Для получения более мягкого света использован диффузор, а для получения направленного света используются соты под размер тарелки.

Тубус с сотами - насадка, применяемая в портретной съемке для создания блика или подсветки волос. Освещение точечным источником света, таким как тубус, требует более тщательной и аккуратной установки вспышки.

Схема 2 : На фотографии видно, как не очень точно расположенный источник моделирующего света повлиял на характер рисунка.

Источник рисующего света расположен под 45 градусов к модели спереди и чуть выше, а источник моделирующего света, наоборот, под углом 45 градусов и выше за объектом съемки. Получился контрастный портрет, хорошо выделяющийся на чёрном фоне.

6. Схема света из двух источников с цветным фильтром

Изюминка этой схемы из двух источников состоит в использовании цветного фильтра на контурном свете. Малый окто-бокс создает основной свето-теневой рисунок, дает белый (холодный) оттенок. А оранжевый фильтр рефлектора, расположенного позади, сбоку и выше модели, освещает часть лица и платья теплым желтым светом. Рисунок получается такой модно-золотистый. Получившееся общее золотое освещение делает изображение мягче.

Если захотите сделать тон похолоднее, а цвета кожи и платья натуральнее — можно регулировать балансом белого или пост обработкой. Хотя это может загубить всю романтику освещения. Изначально баланс белого был выставлен на 5560 K, чтобы «охладить» его, можно уменьшить температуру до 4500 K.

На этом мы закончим этот урок. Сложный, полное понимание которого приходит только с практическим опытом, который мы желаем приобрести вам, наши уважаемые читатели, как можно скорее.

В следующем уроке №3 вы узнаете, как правильно для съемки в студии настроить вашу фотокамеру. Всего вам фотографического!